Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 11 класса в процессе изучения темы «Многогранники»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ
1.1. Определение и сущностная характеристика основных понятий исследования 7
1.2. Проблема развития регулятивных универсальных учебных действий
обучающихся в современной теории и практике обучения математике 15
1.3. Приемы и способы развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся старших классов с учетом особенностей их познавательной сферы 22
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ
2.1. Методические особенности изучения темы «Многогранники» в 11 классе 31
2.2. Комплект заданий для обучающихся 11-х классов, направленных на
развитие регулятивных универсальных учебных действий при изучении темы «Многогранники» 42
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 11 класса... 52
Выводы по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ
1.1. Определение и сущностная характеристика основных понятий исследования 7
1.2. Проблема развития регулятивных универсальных учебных действий
обучающихся в современной теории и практике обучения математике 15
1.3. Приемы и способы развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся старших классов с учетом особенностей их познавательной сферы 22
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ
2.1. Методические особенности изучения темы «Многогранники» в 11 классе 31
2.2. Комплект заданий для обучающихся 11-х классов, направленных на
развитие регулятивных универсальных учебных действий при изучении темы «Многогранники» 42
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 11 класса... 52
Выводы по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современного школьное образование ориентировано на формирование таких качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе, как: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, алгоритмическое и теоретическое мышление, создание условий для ее самореализации [50]. Последнее несомненно связано с основными задачами школьного математического образования, которое способствует овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в современном мире, развитию воображения и интуиции [41]. В системе образования Российской Федерации действует ряд нормативных документов, подтверждающих значимость математического образования, в частности, Концепция развития математического образования [43] и Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) [40], который и переопределил цели обучения математике.
В настоящее время, в соответствии с обновленными ФГОС СОО, ведутся интенсивные поиски совершенствования математического образования в средней школе в плане усиления его развивающей и воспитывающей роли, достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. В этих условиях возрастает роль развития универсальных учебных действий (УУД), в том числе и регулятивных (РУУД).
Процесс отслеживания степени развития регулятивных универсальных учебных действий всегда был достаточно весомой проблемой в методике обучения различным предметам, в частности и математики. Исследованием специфики развития РУУД занимались: Асмолов А.Г., Горленко Н.М., Карпов А.В. и др. В их работах были определены основные составляющие РУУД, особенности их формирования и пути достижения в процессе обучения. К РУУД, формируемым в рамках среднего общего образования, относятся: самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей. В данном направлении опубликовано лишь незначительное количество материалов частного характера. Они рассказывают о приемах использования тех или иных средств и способов формирования РУУД на конкретных уроках по определенным предметам.
Потенциал математического образования в сфере развития указанных РУУД, в частности, геометрических разделов, достаточно высок. Многим обучающимся в старшей школе, несомненно, сложно осуществлять самоконтроль и самоорганизацию своей деятельности. Результаты анализа действующих учебников геометрии для старшей школы позволяют сделать вывод о том, что тенденция развития РУУД в процессе обучения недостаточно активно реализуется на уроках геометрии, возможно это связано со сложностями методического характера.
Таким образом, можно говорить о противоречии между необходимостью развития РУУД у старших школьников и недостаточностью систематизированного методического материала по их формированию в процессе изучения курса геометрии в 10-11 классах.
Попытка разрешения проблемы развития РУУД при изучении конкретных тем на уроках геометрии в старшем школьном звене и недостаточная ее реализация на практике обусловила выбор темы исследования.
Проблема данного исследования заключается в поиске ответа на вопрос: каковы особенности развития и методика формирования РУУД в процессе изучения геометрии в старших классах.
Объект исследования - процесс развития регулятивных универсальных учебных действий при обучении геометрии.
Предмет исследования - специфика использования приемов и способов развития РУУД в процессе обучения геометрии.
Целью исследования является разработка методических рекомендаций и комплекса материалов по развитию регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 11 класса в процессе изучения темы «Многогранники».
Гипотеза исследования: если в процессе изучения темы «Многогранники» целенаправленно, систематично использовать систему заданий в формате «пример-контрпример» поисково-исследовательского характера, то это будет способствовать развитию РУУД обучающихся.
Задачи исследования:
1. Раскрыть определение и сущностную характеристику основных понятий исследования.
2. Проанализировать проблему развития РУУД обучающихся в современной теории и практике обучения математике.
3. Охарактеризовать приемы и способы формирования РУУД обучающихся старших классов с учетом особенностей их познавательной сферы.
4. Выявить методические особенности изучения темы «Многогранники» в 11 классе.
5. Разработать комплект заданий для обучающихся 11-х классов, направленных на развитие регулятивных универсальных учебных действий при изучении темы «Многогранники».
6. Провести опытно-экспериментальную работу и описать ее результаты.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы применялись следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы; изучение научной литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент;
- математические методы: количественная и качественная обработка экспериментальных данных, сравнительный анализ, графическая интерпретация.
Практическая значимость данной работы заключается в создании новых методических материалов и приемов для обучения математике, которые помогают развивать РУУД старших школьников.
Теоретическая значимость данной работы заключается в систематизации и расширении знаний о РУУД и использовании возможностей уроков геометрии для их развития.
Экспериментальной базой исследования явилась МКОУ Большекнышинская СОШ.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В настоящее время, в соответствии с обновленными ФГОС СОО, ведутся интенсивные поиски совершенствования математического образования в средней школе в плане усиления его развивающей и воспитывающей роли, достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. В этих условиях возрастает роль развития универсальных учебных действий (УУД), в том числе и регулятивных (РУУД).
Процесс отслеживания степени развития регулятивных универсальных учебных действий всегда был достаточно весомой проблемой в методике обучения различным предметам, в частности и математики. Исследованием специфики развития РУУД занимались: Асмолов А.Г., Горленко Н.М., Карпов А.В. и др. В их работах были определены основные составляющие РУУД, особенности их формирования и пути достижения в процессе обучения. К РУУД, формируемым в рамках среднего общего образования, относятся: самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей. В данном направлении опубликовано лишь незначительное количество материалов частного характера. Они рассказывают о приемах использования тех или иных средств и способов формирования РУУД на конкретных уроках по определенным предметам.
Потенциал математического образования в сфере развития указанных РУУД, в частности, геометрических разделов, достаточно высок. Многим обучающимся в старшей школе, несомненно, сложно осуществлять самоконтроль и самоорганизацию своей деятельности. Результаты анализа действующих учебников геометрии для старшей школы позволяют сделать вывод о том, что тенденция развития РУУД в процессе обучения недостаточно активно реализуется на уроках геометрии, возможно это связано со сложностями методического характера.
Таким образом, можно говорить о противоречии между необходимостью развития РУУД у старших школьников и недостаточностью систематизированного методического материала по их формированию в процессе изучения курса геометрии в 10-11 классах.
Попытка разрешения проблемы развития РУУД при изучении конкретных тем на уроках геометрии в старшем школьном звене и недостаточная ее реализация на практике обусловила выбор темы исследования.
Проблема данного исследования заключается в поиске ответа на вопрос: каковы особенности развития и методика формирования РУУД в процессе изучения геометрии в старших классах.
Объект исследования - процесс развития регулятивных универсальных учебных действий при обучении геометрии.
Предмет исследования - специфика использования приемов и способов развития РУУД в процессе обучения геометрии.
Целью исследования является разработка методических рекомендаций и комплекса материалов по развитию регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 11 класса в процессе изучения темы «Многогранники».
Гипотеза исследования: если в процессе изучения темы «Многогранники» целенаправленно, систематично использовать систему заданий в формате «пример-контрпример» поисково-исследовательского характера, то это будет способствовать развитию РУУД обучающихся.
Задачи исследования:
1. Раскрыть определение и сущностную характеристику основных понятий исследования.
2. Проанализировать проблему развития РУУД обучающихся в современной теории и практике обучения математике.
3. Охарактеризовать приемы и способы формирования РУУД обучающихся старших классов с учетом особенностей их познавательной сферы.
4. Выявить методические особенности изучения темы «Многогранники» в 11 классе.
5. Разработать комплект заданий для обучающихся 11-х классов, направленных на развитие регулятивных универсальных учебных действий при изучении темы «Многогранники».
6. Провести опытно-экспериментальную работу и описать ее результаты.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы применялись следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы; изучение научной литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент;
- математические методы: количественная и качественная обработка экспериментальных данных, сравнительный анализ, графическая интерпретация.
Практическая значимость данной работы заключается в создании новых методических материалов и приемов для обучения математике, которые помогают развивать РУУД старших школьников.
Теоретическая значимость данной работы заключается в систематизации и расширении знаний о РУУД и использовании возможностей уроков геометрии для их развития.
Экспериментальной базой исследования явилась МКОУ Большекнышинская СОШ.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
1. Нами уточнено понятие «Регулятивные универсальные учебные действия»: УУД, которые обеспечивают способность учащимся организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели через планирование действий к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции, преодолению препятствий.
Наиболее полным и объективным признан подход автора А.Г. Асмолова, выделяющего в составе РУУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция. Для верного построения методики развития РУУД обучающихся старших классов учтены их особенности познавательной сферы, обобщены подходы к конструированию уроков и возможности для построения диалога с учениками с учетом классификации, выбранной в первой главе данного исследования.
2. Нами выделены критерии оценки сформированности РУУД:
- постановка задачи (уметь выделять из предложенной учебной задачи основную идею и отношение к ней);
- план выполнения (устанавливаем отдельные пункты и
промежуточные результаты учебной деятельности);
- контроль и коррекция (выявление критических и не критических ошибок и исправление их);
- оценка (определение степени выполнения итоговой цели, выявление нерациональных и рациональных подходов к ее решению и отношение к итоговым результатам).
Данные пункты позволяют ученикам планомерно выполнять поставленные учебные задания, анализировать их итоги и подходы к их решению. При переходе к старшей школе роль регулятивных универсальных учебных действий еще возрастает, так как увеличивается объем и сложность учебных задач, а так же количество предметов.
3. Регулятивные универсальные учебные действия и их правильная система выполнения важны для установки личной жизненной позиции обучающихся для психологической устойчивости и для овладевания методами самодисциплины, самомотивации и самокоррекции.
На основе анализа научных источников нами определены педагогические условия развития РУУД обучающихся старшего школьного звена:
- обучающиеся должны выполнять информационные проекты, предполагающие сбор, анализ и представление информации по какой-либо тематике;
- в перечень критериев оценки проектов должны быть включены умения осуществлять самообразовательную деятельность и самоконтроль.
4. Исходя из рассмотренных сведений, следует констатировать, что в целом во всех учебниках авторы представляют к изучению одни и те же ключевые категории и понятия, начиная с самого многогранника, его определения, основных характеристик, его видов, а также правильные, выпуклые тела, понятие призмы и пирамиды. На данный момент, в основном, все общеобразовательные школы используют учебное пособие Л.С. Атанасяна, в связи с чем, нами уделено особое вниманию данному УМК. Выявлено, что к числу базовых проблем и затруднений при изучении темы «Многогранники» относят: сложности при запоминании названий правильных многогранников; вычислительные ошибки при расчете формулы Эйлера; неправильное понимание условий задачи; неумение правильно изобразить правильные многогранники на плоскости. Преодоление указанных трудностей достигается за счет: проведения тематических диктантов; обучения проверкам в процессе расчета формулы Эйлера путем выполнения обратного действия или преобразования; составления памятки, которая позволит обучающимся научиться самостоятельно проводить анализ задачи и иметь теоретический материал под рукой; использование задач на построение. Также определенными возможностями по преодолению и профилактике указанных трудностей обладают поисково-исследовательская и игровая деятельность.
5. Нами предложена система заданий по развитию РУУД, распределенных по 6 блокам. Задания блоков направлены на развитие ключевых РУУД в соответствие с теорией А.Г. Асмолова. Интеграция заданий блоков в образовательный процесс осуществляется на этапах: повторения и актуализации знаний перед изучением темы «Многогранники»; на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления знаний и решения задач в процессе изучения тем «Призма», «Пирамида», «Объем призмы», «Объем пирамиды», а также в процессе подготовки к ЕГЭ на уроках параллельно с подготовкой к ЕГЭ.
6. Педагогический эксперимент был проведен в 2022-2023 учебном году при прохождении производственной практики (педагогической практики) на базе Большекнышинской СОШ в апреле - мае 2023 г.
В эксперименте приняли участие 40 учащихся 11 классов и 5 учителей математики данной школы. В целях исследования вся выборка была разделена на 2 группы с равным количеством респондентов - по 20 человек: экспериментальная группа (11 «Б», далее - ЭГ), с которой осуществлялось внедрение представленной системы заданий (УМК Л.С. Атанасян + представленные блоки заданий по развитию РУУД); контрольная группа (11 «А», далее - КГ) - старшеклассники, с которыми образовательная деятельность велась по обычной Программе (УМК Л.С. Атанасян).
На контрольном этапе, у старшеклассников экспериментальной группы в сравнении со старшеклассниками контрольной группы в более значительной мере сформирован высокий уровень показателей РУУД. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования предложенной системы заданий с целью повышения уровня сформированности у обучающихся РУУД.
Наиболее полным и объективным признан подход автора А.Г. Асмолова, выделяющего в составе РУУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция. Для верного построения методики развития РУУД обучающихся старших классов учтены их особенности познавательной сферы, обобщены подходы к конструированию уроков и возможности для построения диалога с учениками с учетом классификации, выбранной в первой главе данного исследования.
2. Нами выделены критерии оценки сформированности РУУД:
- постановка задачи (уметь выделять из предложенной учебной задачи основную идею и отношение к ней);
- план выполнения (устанавливаем отдельные пункты и
промежуточные результаты учебной деятельности);
- контроль и коррекция (выявление критических и не критических ошибок и исправление их);
- оценка (определение степени выполнения итоговой цели, выявление нерациональных и рациональных подходов к ее решению и отношение к итоговым результатам).
Данные пункты позволяют ученикам планомерно выполнять поставленные учебные задания, анализировать их итоги и подходы к их решению. При переходе к старшей школе роль регулятивных универсальных учебных действий еще возрастает, так как увеличивается объем и сложность учебных задач, а так же количество предметов.
3. Регулятивные универсальные учебные действия и их правильная система выполнения важны для установки личной жизненной позиции обучающихся для психологической устойчивости и для овладевания методами самодисциплины, самомотивации и самокоррекции.
На основе анализа научных источников нами определены педагогические условия развития РУУД обучающихся старшего школьного звена:
- обучающиеся должны выполнять информационные проекты, предполагающие сбор, анализ и представление информации по какой-либо тематике;
- в перечень критериев оценки проектов должны быть включены умения осуществлять самообразовательную деятельность и самоконтроль.
4. Исходя из рассмотренных сведений, следует констатировать, что в целом во всех учебниках авторы представляют к изучению одни и те же ключевые категории и понятия, начиная с самого многогранника, его определения, основных характеристик, его видов, а также правильные, выпуклые тела, понятие призмы и пирамиды. На данный момент, в основном, все общеобразовательные школы используют учебное пособие Л.С. Атанасяна, в связи с чем, нами уделено особое вниманию данному УМК. Выявлено, что к числу базовых проблем и затруднений при изучении темы «Многогранники» относят: сложности при запоминании названий правильных многогранников; вычислительные ошибки при расчете формулы Эйлера; неправильное понимание условий задачи; неумение правильно изобразить правильные многогранники на плоскости. Преодоление указанных трудностей достигается за счет: проведения тематических диктантов; обучения проверкам в процессе расчета формулы Эйлера путем выполнения обратного действия или преобразования; составления памятки, которая позволит обучающимся научиться самостоятельно проводить анализ задачи и иметь теоретический материал под рукой; использование задач на построение. Также определенными возможностями по преодолению и профилактике указанных трудностей обладают поисково-исследовательская и игровая деятельность.
5. Нами предложена система заданий по развитию РУУД, распределенных по 6 блокам. Задания блоков направлены на развитие ключевых РУУД в соответствие с теорией А.Г. Асмолова. Интеграция заданий блоков в образовательный процесс осуществляется на этапах: повторения и актуализации знаний перед изучением темы «Многогранники»; на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления знаний и решения задач в процессе изучения тем «Призма», «Пирамида», «Объем призмы», «Объем пирамиды», а также в процессе подготовки к ЕГЭ на уроках параллельно с подготовкой к ЕГЭ.
6. Педагогический эксперимент был проведен в 2022-2023 учебном году при прохождении производственной практики (педагогической практики) на базе Большекнышинской СОШ в апреле - мае 2023 г.
В эксперименте приняли участие 40 учащихся 11 классов и 5 учителей математики данной школы. В целях исследования вся выборка была разделена на 2 группы с равным количеством респондентов - по 20 человек: экспериментальная группа (11 «Б», далее - ЭГ), с которой осуществлялось внедрение представленной системы заданий (УМК Л.С. Атанасян + представленные блоки заданий по развитию РУУД); контрольная группа (11 «А», далее - КГ) - старшеклассники, с которыми образовательная деятельность велась по обычной Программе (УМК Л.С. Атанасян).
На контрольном этапе, у старшеклассников экспериментальной группы в сравнении со старшеклассниками контрольной группы в более значительной мере сформирован высокий уровень показателей РУУД. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования предложенной системы заданий с целью повышения уровня сформированности у обучающихся РУУД.
Подобные работы
- Групповая форма организации учебной деятельности на уроках математики как средство формирования коммуникативных учебных действий обучающихся общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



