ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ
1.1. Определение и сущностная характеристика основных понятий исследования 7
1.2. Проблема развития регулятивных универсальных учебных действий
обучающихся в современной теории и практике обучения математике 15
1.3. Приемы и способы развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся старших классов с учетом особенностей их познавательной сферы 22
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ
2.1. Методические особенности изучения темы «Многогранники» в 11 классе 31
2.2. Комплект заданий для обучающихся 11-х классов, направленных на
развитие регулятивных универсальных учебных действий при изучении темы «Многогранники» 42
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 11 класса... 52
Выводы по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современного школьное образование ориентировано на формирование таких качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе, как: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, алгоритмическое и теоретическое мышление, создание условий для ее самореализации [50]. Последнее несомненно связано с основными задачами школьного математического образования, которое способствует овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в современном мире, развитию воображения и интуиции [41]. В системе образования Российской Федерации действует ряд нормативных документов, подтверждающих значимость математического образования, в частности, Концепция развития математического образования [43] и Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) [40], который и переопределил цели обучения математике.
В настоящее время, в соответствии с обновленными ФГОС СОО, ведутся интенсивные поиски совершенствования математического образования в средней школе в плане усиления его развивающей и воспитывающей роли, достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. В этих условиях возрастает роль развития универсальных учебных действий (УУД), в том числе и регулятивных (РУУД).
Процесс отслеживания степени развития регулятивных универсальных учебных действий всегда был достаточно весомой проблемой в методике обучения различным предметам, в частности и математики. Исследованием специфики развития РУУД занимались: Асмолов А.Г., Горленко Н.М., Карпов А.В. и др. В их работах были определены основные составляющие РУУД, особенности их формирования и пути достижения в процессе обучения. К РУУД, формируемым в рамках среднего общего образования, относятся: самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей. В данном направлении опубликовано лишь незначительное количество материалов частного характера. Они рассказывают о приемах использования тех или иных средств и способов формирования РУУД на конкретных уроках по определенным предметам.
Потенциал математического образования в сфере развития указанных РУУД, в частности, геометрических разделов, достаточно высок. Многим обучающимся в старшей школе, несомненно, сложно осуществлять самоконтроль и самоорганизацию своей деятельности. Результаты анализа действующих учебников геометрии для старшей школы позволяют сделать вывод о том, что тенденция развития РУУД в процессе обучения недостаточно активно реализуется на уроках геометрии, возможно это связано со сложностями методического характера.
Таким образом, можно говорить о противоречии между необходимостью развития РУУД у старших школьников и недостаточностью систематизированного методического материала по их формированию в процессе изучения курса геометрии в 10-11 классах.
Попытка разрешения проблемы развития РУУД при изучении конкретных тем на уроках геометрии в старшем школьном звене и недостаточная ее реализация на практике обусловила выбор темы исследования.
Проблема данного исследования заключается в поиске ответа на вопрос: каковы особенности развития и методика формирования РУУД в процессе изучения геометрии в старших классах.
Объект исследования - процесс развития регулятивных универсальных учебных действий при обучении геометрии.
Предмет исследования - специфика использования приемов и способов развития РУУД в процессе обучения геометрии.
Целью исследования является разработка методических рекомендаций и комплекса материалов по развитию регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 11 класса в процессе изучения темы «Многогранники».
Гипотеза исследования: если в процессе изучения темы «Многогранники» целенаправленно, систематично использовать систему заданий в формате «пример-контрпример» поисково-исследовательского характера, то это будет способствовать развитию РУУД обучающихся.
Задачи исследования:
1. Раскрыть определение и сущностную характеристику основных понятий исследования.
2. Проанализировать проблему развития РУУД обучающихся в современной теории и практике обучения математике.
3. Охарактеризовать приемы и способы формирования РУУД обучающихся старших классов с учетом особенностей их познавательной сферы.
4. Выявить методические особенности изучения темы «Многогранники» в 11 классе.
5. Разработать комплект заданий для обучающихся 11-х классов, направленных на развитие регулятивных универсальных учебных действий при изучении темы «Многогранники».
6. Провести опытно-экспериментальную работу и описать ее результаты.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы применялись следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы; изучение научной литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент;
- математические методы: количественная и качественная обработка экспериментальных данных, сравнительный анализ, графическая интерпретация.
Практическая значимость данной работы заключается в создании новых методических материалов и приемов для обучения математике, которые помогают развивать РУУД старших школьников.
Теоретическая значимость данной работы заключается в систематизации и расширении знаний о РУУД и использовании возможностей уроков геометрии для их развития.
Экспериментальной базой исследования явилась МКОУ Большекнышинская СОШ.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
1. Нами уточнено понятие «Регулятивные универсальные учебные действия»: УУД, которые обеспечивают способность учащимся организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели через планирование действий к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции, преодолению препятствий.
Наиболее полным и объективным признан подход автора А.Г. Асмолова, выделяющего в составе РУУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция. Для верного построения методики развития РУУД обучающихся старших классов учтены их особенности познавательной сферы, обобщены подходы к конструированию уроков и возможности для построения диалога с учениками с учетом классификации, выбранной в первой главе данного исследования.
2. Нами выделены критерии оценки сформированности РУУД:
- постановка задачи (уметь выделять из предложенной учебной задачи основную идею и отношение к ней);
- план выполнения (устанавливаем отдельные пункты и
промежуточные результаты учебной деятельности);
- контроль и коррекция (выявление критических и не критических ошибок и исправление их);
- оценка (определение степени выполнения итоговой цели, выявление нерациональных и рациональных подходов к ее решению и отношение к итоговым результатам).
Данные пункты позволяют ученикам планомерно выполнять поставленные учебные задания, анализировать их итоги и подходы к их решению. При переходе к старшей школе роль регулятивных универсальных учебных действий еще возрастает, так как увеличивается объем и сложность учебных задач, а так же количество предметов.
3. Регулятивные универсальные учебные действия и их правильная система выполнения важны для установки личной жизненной позиции обучающихся для психологической устойчивости и для овладевания методами самодисциплины, самомотивации и самокоррекции.
На основе анализа научных источников нами определены педагогические условия развития РУУД обучающихся старшего школьного звена:
- обучающиеся должны выполнять информационные проекты, предполагающие сбор, анализ и представление информации по какой-либо тематике;
- в перечень критериев оценки проектов должны быть включены умения осуществлять самообразовательную деятельность и самоконтроль.
4. Исходя из рассмотренных сведений, следует констатировать, что в целом во всех учебниках авторы представляют к изучению одни и те же ключевые категории и понятия, начиная с самого многогранника, его определения, основных характеристик, его видов, а также правильные, выпуклые тела, понятие призмы и пирамиды. На данный момент, в основном, все общеобразовательные школы используют учебное пособие Л.С. Атанасяна, в связи с чем, нами уделено особое вниманию данному УМК. Выявлено, что к числу базовых проблем и затруднений при изучении темы «Многогранники» относят: сложности при запоминании названий правильных многогранников; вычислительные ошибки при расчете формулы Эйлера; неправильное понимание условий задачи; неумение правильно изобразить правильные многогранники на плоскости. Преодоление указанных трудностей достигается за счет: проведения тематических диктантов; обучения проверкам в процессе расчета формулы Эйлера путем выполнения обратного действия или преобразования; составления памятки, которая позволит обучающимся научиться самостоятельно проводить анализ задачи и иметь теоретический материал под рукой; использование задач на построение. Также определенными возможностями по преодолению и профилактике указанных трудностей обладают поисково-исследовательская и игровая деятельность.
5. Нами предложена система заданий по развитию РУУД, распределенных по 6 блокам. Задания блоков направлены на развитие ключевых РУУД в соответствие с теорией А.Г. Асмолова. Интеграция заданий блоков в образовательный процесс осуществляется на этапах: повторения и актуализации знаний перед изучением темы «Многогранники»; на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления знаний и решения задач в процессе изучения тем «Призма», «Пирамида», «Объем призмы», «Объем пирамиды», а также в процессе подготовки к ЕГЭ на уроках параллельно с подготовкой к ЕГЭ.
6. Педагогический эксперимент был проведен в 2022-2023 учебном году при прохождении производственной практики (педагогической практики) на базе Большекнышинской СОШ в апреле - мае 2023 г.
В эксперименте приняли участие 40 учащихся 11 классов и 5 учителей математики данной школы. В целях исследования вся выборка была разделена на 2 группы с равным количеством респондентов - по 20 человек: экспериментальная группа (11 «Б», далее - ЭГ), с которой осуществлялось внедрение представленной системы заданий (УМК Л.С. Атанасян + представленные блоки заданий по развитию РУУД); контрольная группа (11 «А», далее - КГ) - старшеклассники, с которыми образовательная деятельность велась по обычной Программе (УМК Л.С. Атанасян).
На контрольном этапе, у старшеклассников экспериментальной группы в сравнении со старшеклассниками контрольной группы в более значительной мере сформирован высокий уровень показателей РУУД. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования предложенной системы заданий с целью повышения уровня сформированности у обучающихся РУУД.
1. Александров А.Д. Геометрия. 10-11 классы: учеб, для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. - М.: Просвещение, 2017. - 255 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. / Б.Г. Анальнев. - М.: Педагогика, 2010. - 232 с.
3. Артюгина Г.Ю., Павринова А.П. Универсальные учебные действия в системе ФГОС основного общего образования: понятие, классификация, примеры: практ. пособие / авт.-сост. Т. Ю. Артюгина [и др.]. - Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014. - 30 с.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2013. -151 с.
5. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения обучающихся и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М: Педагогика, 1972. - С. 7-44.
6. Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Под ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2010. - с.160-166.
7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - Москва: Высшая школа, 2021. - 204 с.
8. Витте И.Я. Формирование у обучающихся регулятивных универсальных действий: из опыта работы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицей № 214 Центрального района Санкт-Петербурга / И. Я. Витте. - Санкт-Петербург: [б.и.], 2016. - 75 с.
9. Власова И.Н. Проектирование современного урока математики на основе компетентностного подхода / И. Н. Власова, И. В. Косолапова, И.В. Магданова, И.В. Мусихина. - Пермь: Педагогика, 2022. - 32 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2016. - 486 с.
11. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений в 5 томах. Том 1 / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2013. - 368 с.
12. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин - М.: Книжный дом «Университет», 2019. - 327 с.
13. Ганин Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования / Е.А. Ганин, А.Г. Тулегенова // Информационные технологии в образовании: материалы международной научной конференции. - Москва, 2022. - C. 4-5.
14. Геометрия. Базовый уровень. 10-11 классы: учебник / И.Ф. Шарыгин. - М.: Дрофа, 2022. - 236 с.
15. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2022. - 287 с.
16. Далингер В.А. Методика обучения математике. Поисково-исследовательская деятельность учащихся : учебник и практикум для вузов / В.А. Далингер. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2020. - 460 с.
17. Дусавицкий А.К. Формула интереса. А.К. Дусавицкий. - М.: Педагогика, 1989. - 172 с.
18. Епишева О.Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приёмов учебной деятельности: кн. для учителя / О.Б. Епишева, В. И. Крупич. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.
19. Калошина И.П. Психология творческой деятельности: учеб. пособие для вузов / И.П. Калошина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 431 с.
20. Каплан М.З. Учебное исследование как метод обучения математике в средней школе / М.З. Каплан: дис. ... канд. пед. наук. - Минск, 1985. - 175 с.
21. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2018. - № 12. - С. 9-11.
22. Кашапов М.М. Стадии творческого мышления профессионала : монография / М.М. Кашапов. - Ярославль: Ремдер, 2009. - 380 с.
23. Кирьякова В.С. Формирование метапредметных умений младших школьников на уроках математики / В.С. Кирьякова. - Тольятти: Велес, 2021. - 93 с.
24. Киселев А.П. Геометрия / Под ред. Н.А. Глаголева. - М.: Физматлит, 2004. - 328 с.
25. Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность / Т.А. Короткова // Наука и образование. - 2013. - №3. - С. 9-12.
26. Крылова М.А. Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте: дисс. ... кандидата психол. наук: (19.00.13). - СПб.: Альтера, 2017. - 239 с.
27. Кузнецова Н.В. К вопросу применения методов активизации творческого мышления обучающихся / Н.В. Кузнецова // Современная модель управления: проблемы и перспективы: материалы научно¬практической конференции, Магнитогорск, 24-26 октября 2018 года. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2018. - С. 113-116.
28. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. М.: Педагогика, 1971. - 273 с.
29. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 2010. - Т.2 - 320 с.
30. Маркова А.К. Формирование интереса к учению школьников /А.К. Маркова. - Москва, 2012. - 140 с.
31. Меньшикова Е.А. Развитие познавательной активности обучающихся (психолого-педагогический аспект) / Е.А. Меньшикова // Психология. - 2019. - №5. - С. 112-115.
32. Михайлова О.Б. Характеристики проявлений креативности и инновационности у учащихся средней и старшей школы / О.Б. Михайлова // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика. - 2017. - Т. 14. - № 1. - С. 76-87.
33. Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий / Ю.В. Михеева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2013. - №6. - С. 15-22.
34. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 2019. - 246 с.
35. Орлова Е.С. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе / Е.С. Орлова. - URL: http: multiurak.m>...formiravanie- universalnykh...deistvii. (дата обращения: 27.05.2023).
36. Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике / Е.А. Пеньковских. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy- pedagogicheskoy-teorii-i-praktike(дата обращения: 20.02.2023).
37. Подина Н.В. Формирование регулятивных универсальных
учебных действий на уроках / Н.В. Подина. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy- mo/2014/01/04/nauchnometodicheskaya-statya-formirovanie-regulyativnykh —
(Дата обращения 23.04.2023).
38. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 3-е изд. - М.: Академия, 2022. - 268 с.
39. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 2021. - 268 с.
40. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 12.08.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) // Российская газета. №139. 21.06.2012.
41. Приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71763) // Официальный интернет-портал правовой информацииhttp://pravo.gov.ru,22.12.2022.
42. Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ / П. М. Горева, В. В. Утёмова. - Киров: МЦИТО, 2015. - 180 с.
43. Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р (ред. от 08.10.2020) «Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.12.2013.
44. Рубинштейн С.Л. Общая психология / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 2018. - 416 с.
45. Смирнова И.М. Геометрия. 10-11 класс: учеб, для учащихся общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни) / И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. - М.: Мнемозина, 2020. - 248 с.
46. Соколов В.Л. Опыт диагностики метапредметных компетенций учащихся основной школы (на математическом материале) / В.Л. Соколов, А.А Фомин // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2016. - Том 8. - № 4. - С. 174-184.
47. Староста Д.В. Развитие универсальных учебных действий при реализации межпредметных связей математики и физики в старших классах посредством конструктивных творческих сред / Д.В. Староста // Ratio et Natura. - 2022. - № 2(6). - С. 18-19.
48. Теплов Б.М. Ум полководца / Б.М. Теплов // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М.: Педагогика, 1990. - 208 с.
49. Токмакова Н.С. Педагогические аспекты развития самообразовательной деятельности обучающихся в процессе профессиональной подготовки / Н.С. Токмакова // Конкурс лучших студенческих работ: сборник статей III Международного научно¬исследовательского конкурса, Пенза, 05 июля 2020 года. - Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. - С. 204-207.
50. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.12.2012.
51. Хомушку А.М. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в старших классах / А. М. Хомушку, Н. М. Кара-Сал // Информатизация образования: история, проблемы и перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения первого ректора Тувинского государственного университета О.Б. Бузур-оола, Кызыл, 12 ноября 2016 года. - Кызыл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тувинский государственный университет», 2016. - С. 123-125.
52. Хуторской А.В. Эвристические олимпиады в Интернет / А.В. Хуторской // Лицейское и гимназическое образование. - 1998. - № 6. - С.75¬78.
53. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2008. - 208 с.