Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития регулятивных универсальных учебных действий учащихся 10 класса 7
1.1. Психолого-педагогические основы развития универсальных учебных
действий учащихся 7
1.2. Структура регулятивных универсальных учебных действий учащихся
10 класса 15
1.3. Дидактические условия развития регулятивных универсальных
учебных действий учащихся 10 класса в рамках внеучебной деятельности по математике 26
Глава 2. Методика развития регулятивных универсальных учебных действий учащихся 10 класса в рамках внеучебной деятельности по теме «Исследование функции с помощью производной и построение графиков». 37
2.1. Цели и содержание внеучебной деятельности по математике,
направленной на развития регулятивных универсальных учебных действий учащихся 10 класса 37
2.2. Формы, методы и средства внеучебной деятельности по математике,
направленной на развития регулятивных универсальных учебных действий учащихся 10 класса 44
2.3. Описание педагогического эксперимента и его результатов 52
Заключение 65
Библиографический список 67
Актуальность исследования. За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Обучение теперь понимают, как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занимать активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на смену требований рынка труда.
В связи с этим, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) нового поколения, наряду с формированием умений, предусматривает в процессе овладения обучающимися универсальными учебными действиями (УУД), которое позволяет обеспечить школьникам умение учиться, способность к сознательному самосовершенствованию и саморазвитию [ФГОС СОО].
В группу УУД входит блок регулятивных универсальных учебных действий (РУУД), которые лежат в основе формирования умения самоорганизации учебной деятельности. Согласно ФГОС СОО, основная образовательная программа, содержащая программу развития УУД, в частности РУУД, должна быть направлена на формирования у обучающихся опыта организации проектной деятельности и навыков разработки индивидуального проекта.
Согласно Асмолову А.Г., решающим условием организации, развивающей РУУД выступает совместная учебная деятельность учителя и учеников, которая обеспечивает перестройку всех компонентов структуры индивидуальной познавательной деятельности за счет создания общности смыслов, целей, способов достижения результата и формирования саморегуляции индивидуальной деятельности с помощью изменения форм сотрудничества между всеми участниками процесса учения [Асмолов А.Г. 2008, с. 151].
Анализ результатов проведенной нашей диагностики показывает, что на практике РУУД крайне плохо развиты, у обучающихся отсутствуют в большей степени целеполагание и оценка.
В соответствии с ФГОС СОО основная образовательная программа среднего общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеучебную деятельность (ВД). Под ВД в рамках реализации ФГОС СОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования[ФГОС СОО].
В первую очередь - ВД направлена на достижение метапредметных результатов. Это определяет и специфику ВД, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес ВД гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов [Баранов Ю.К., 1995].
Нами были проанализирована группа работ, составляющая исследования, посвященные различным аспектам проблемы развития РУУД в рамках ВД. В эту группу входят работы Э.Г. Байдалиновой, С.Ч. Батышева, В.А. Полякова, А.Г. Асмолов и С.Н. Чистяковой, Н.Н. Шамрай и другие.
Анализ проведенных в последние годы исследования по вопросам развития РУУД показывает, что, несмотря на наличие теоретических исследования и практического опыта, методик для развития РУУД в рамках ВД недостаточно.
Проведенный анализ позволил нам констатировать наличие противоречий:
— между потребностью общества в обучающихся с развитым РУУД, и их недостаточной подготовленностью, как показывает практика;
— между имеющимися потенциальными возможностями ВД по математике в развитии РУУД и отсутствие эффективности методик, позволяющие реализовать эти возможности.
Проблема данного исследования вытекает из выделенных противоречий и состоит в разработке методики ВД по математике, способствующей развитию РУУД.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы служили основание выбора темы исследования «Развитие регулятивных УУД учащихся 10 класса в рамках внеучебной деятельности по математике».
Цель исследования: разработать методику организации ВД по математике, способствующей развитию РУУД.
Объект исследования: процесс обучения математике обучающихся 10 классов.
Предмет исследования: развития РУУД обучающихся 10 класса в рамках ВД по математике.
Гипотеза: если в процессе ВД по математике использовать специальную методику, то это будет способствовать повышению уровня развития РУУД.
Проблема, цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Провести анализ и выделить структуру РУУД.
2. Выявить дидактические условия для развития РУУД в процессе ВД по математике.
3. Разработать методику проведения ВД по математике, направленной на развитие РУУД обучающихся 10 классов.
Апробация результатов исследования. Внедрение материалов исследования осуществлялась в процессе организации ВД обучающихся СОШ №97 (г. Красноярск). Докладывалась: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции с международным участием - «О заданиях на определение свойств функции по графику», Красноярск, 2015;XVIII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых - «Анимационно-геометрический метод нахождения корней многочленов», Красноярск, 2017;VI Международная научно-практическая конференция - «О заданиях на построение графиков функций по готовому исследованию в элективном курсе исследования функций и построение графиков с помощью производной», Соликамск, 2017; XIX Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых - «Формирование регулятивных универсальных учебных действий старшеклассников во внеучебной деятельности по математике», Красноярск, 2018.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
В исследовании рассмотрены, что отображает ФГОС и какие образовательные результаты им устанавливаются, а также какие требования предъявляются к результатам изучения учебного предмета «Математика». Какие выделяются метапредметные результаты и что должны они отражать, а также какие действия в себя включает РУУД, рассматривая их связь через определения со стороны психологии и педагогики.
На основе рассмотренных действий, включенных в РУУД, которые обеспечивают функцию организации деятельности как деятельности самообразования, их видов, форм и т.д. составлена структура РУУД.
В конце первой главы были рассмотрены различные определения дидактических условий, определение кейс-метода, а также его методы, виды, этапы организации, определение метода проектов и его типы, последовательность работы, а также формы.
Во второй главе было описано, что такое ВД и какие требования предъявляет ФГОС. А также были выделены цели и виды ВД, определение деятельности, особенности в составление заданий.
Далее давалось определение метода, были описаны различные виды методов. Подробнее рассматривались активный и интерактивный методы. А также приведены примеры их организации, описаны формы и средства для организации ВД.
Для того, чтобы проверить эффективность ВД в процессе экспериментальной работы при внедрении метода проектов по теме «Производная» в 10 классах, необходимым было описать этапы проведения эксперимента, в которые входила вступительная диагностика, состоящая из качества оценки решения задач и методической рекомендации. Далее сделать вывод по результатам диагностика и организовать метод проектов и в заключении сравнить уровень развития РУУД в экспериментальной и контрольной группах.
Полученные данные позволяют утверждать, что ВД с использованием методов проектов повышает уровень сформированности РУУД обучающихся10 классов СОШ №97 (г. Красноярск). По нашим наблюдениям это обусловлено тем, что учитель активно и в системе использует задания, направленные на формирование универсальных действий, разработанную методику для развития РУУД.
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: "Просвещение"2008. — 151 с.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий - М. Просвещение, 2010. - 170с.
3. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. — М.: АПН СССР, 1985. — С. 181-184
4. Багачук А.В. Метод проектов и его роль в организации самостоятельной работы студентов // Роль кафедры в обновлении качества подготовки будущего учителя в педагогическом вузе: межвузовский сборник научных трудов. Красноярск, 2005. С.94- 100.
5. Баранов Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельности // Математика в школе. 2004. №2. С. 7-10
6. Бережная, JI.H. Проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе школы: Пособие для педагога /под ред. JI.H. Бережной. — СПб., 2007. — С. 9, 60.
7. БерсеневаО.В.,Тумашева О.В., Обучение математике позиции системно-деятельностного подхода: монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П.Астафьева.-Красноярск 2016. С.-133-141.
8. Блохин А.Л. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология: дис. ... канд. пед. наук. Роснов на Дону., 2005.
9. Бузецкая Т.В. Формирование и развитие УУД на уроках
математики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://pedsovet.su/load/136-1-0-37434, дата обращения: 02.05.2018
10. Волкова С.В. Дидактические условия реализации учащимися личностных смыслов в процессе обучения. - Автореф. дисс. к.п.н. - Петрозаводск, 2002.с 10-15
11. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. — М.: Кн. дом «Университет», 2000. — 336 с.
12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М., 1985.с 23-31
13. Горкин, А.П. Российская педагогическая энциклопедия / А.П. Горкин. — М: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 672 с. В 2 тт.
14. Егорина В.С. Формирование логического мышления младших школьников в процессе обучения. - Автореф. дисс. к.п.н. - Брянск, 2001.
15. Зверева, М.В. Групповая учебная работа / М.В. Зверева // Учитель. — 2000.-№5, С. 17-19.
16. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. — М.: Академия, 2000. — 176 с.
17. Ложакова Е.А. Педагогические условия и принципы обеспечения эффективности процесса формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей в ходе обучения информатики // Вестник РУДН. - 2011. - № 3. - С. 3-6.
18. Ломакина, О.Н. Этапы проектирования деятельности / О.Н. Ломакина // Высшее образование в России. — 2003. — №3, С. 127-130.
19. Малышева И.Ю., Скибина Н.Г. Формирование РУУД у учащихся на уроках математики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/545/2415, дата обращения: 15.05.2018
20. Матиматика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др, - 17-е изд., стереотип. - М.: Мнемозина 2015. - 384с.
21. Научное исследование/Герасимов И.Г.: Найка, 1972. 280с.
22. Орлова А.О., Валитова С.Л. Особенности обучения математике по ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/545/1632, дата обращения: 05.04.2018 (в дипломе 22)
23. Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функция и структура учебного проекта // Технологическое образование. 1997. 31. С. 92-96.
24. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение что это? // Методист. 2004. №1. С. 39-46.
25. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим- Бад. — М., 2002. — С. 68.
26. Пидкасистый П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. Рос. Пед. агенство. М.,1998.183с
27. Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. М.: 2006. - 608 с.
28. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности/ Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск, 1993. - 61с
29. Рохлов В.С. Метод учебных проектов // Естествознание в школе. 2005. №4. С. 25-30.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.)[Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф/документы/23665 (дата обращения 17.11.17).
31. Хотченкова Е.А. Развитие логического мышления школьников средствами учебного предмета «Математика». - Автореф. дисс. к.п.н. - Ставрополь, 2006.
32. Чебыкин А Я Эмоцинально - волевая регуляция учебной деятельности: Дис. ...д-ра психол. Наук. М., 1991.