Введение 4
1. Теоретические основы изучения проблемы развития продуктивного
грамматического навыка у учащихся 9 классов на уроке второго иностранного языка 9
1.1. Понятие и сущность грамматического навыка. Типы
грамматических навыков, подходы к развитию грамматического навыка 9
1.2. Этапы формирования продуктивного грамматического навыка.
Основные виды и типы упражнений для формирования продуктивного грамматического навыка 15
1.3. Особенности обучения второму иностранному языку в основной школе 19
Выводы по главе 1 22
2. Опытная работа по развитию продуктивного грамматического
навыка у учащихся 9 классов при подготовке к ОГЭ по английскому языку 24
2.1. Анализ УМК по английскому языку для 9 классов,, New
Millennium English“ (авторы: О.Л Гроза, М.Л. Мичурина, Т.Н. Рыжкова, Е.Ю. Шалимова) 24
2.2. Структура ОГЭ по английскому языку. Критерии оценивания
выполнения заданий ОГЭ 29
2.3. Типичные ошибки учащихся в ОГЭ по английскому языку и их
причины 37
2.4. Результаты разработки и апробации упражнений для развития
продуктивного грамматического навыка у учащихся 9 классов, изучающих английский язык как второй иностранный, при подготовке к ОГЭ 40
Выводы по главе 2 48
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение А 56
Приложение Б 57
Приложение В 66
Приложение Г. 87
Приложение Д 91
Актуальность исследования. С развитием международного сотрудничества и средств интернациональной связи возросло значение практического владения иностранным языком, возросла ориентация на международные требования к уровню владения иностранным языком.
Сложно переоценить важность иностранного языка как учебного предмета. В школах его изучают со 2 по 11 класс. Результаты обучения проверяются как текущим контролем, так и итоговым. В нашем исследовании мы обращаемся к среднему этапу обучения, на этом этапе итоговый контроль проводится в форме Основного государственного экзамена (далее: ОГЭ).
Грамматика играет важную роль в обучении иностранному языку. В процессе усвоения грамматических явлений у учащихся возникает много трудностей в результате возникновения межъязыковой и внутриязыковой интерференции. Упражнения по грамматике чаще всего направлены на усвоение формы и не являются органической частью системы упражнений по развитию навыков устной и письменной речи. Работа над грамматическим материалом часто заканчивается уже на первом этапе узнавания и не доводится до последнего этапа - применения этого грамматического явления в речи. Все эти трудности усугубляются грамматическими терминами и исключениями.
Для развития продуктивного грамматического навыка необходимы определённые условия. Поскольку условия создаются в упражнениях, становятся ясным, что для выработки речевых умений необходимы специальные упражнения, опирающиеся на принципы коммуникативной направленности обучения.
Проведенный анализ учебника по английскому языку для девятого класса „New Millennium English“ (авторы: О.Л. Гроза, М.Л. Мичурина, Т.Н. Рыжкова, Е.Ю. Шалимова) позволяет сделать вывод о недостаточном количестве упражнений для развития продуктивного грамматического навыка и необходимости разработки дополнительных упражнений, в частности, для оформления устного и письменного речевого высказывания учащихся.
Все вышеизложенное позволяет констатировать наличие следующего противоречия и необходимости его разрешения: между важностью развития продуктивного грамматического навыка у учащихся, необходимого для оформления письменного и устного речевого высказывания как в условиях реальной коммуникации, так и в учебных целях (в том числе при сдаче ОГЭ) и отсутствием достаточного количества упражнений и заданий, направленных на достижение этой цели в современных УМК.
Поиск путей разрешения данного противоречия позволил нам определить тему выпускной квалификационной работы, которая звучит следующим образом: «Развитие продуктивного грамматического навыка у учащихся 9 классов на уроке английского языка как второго иностранного при подготовке к ОГЭ».
Объект исследования - процесс обучения английскому языку в основной школе.
Предмет исследования - развитие продуктивных грамматических навыков у учащихся 9 классов при подготовке к ОГЭ по английскому языку.
Цель работы - теоретическое обоснование и опытная проверка эффективности использования авторских упражнений, направленных на развитие продуктивного грамматического навыка у учащихся 9 классов, изучающих английский язык как второй иностранный, при подготовке к ОГЭ.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие грамматического навыка, в том числе продуктивного, этапы его формирования, основные виды и типы грамматических упражнений;
2. охарактеризовать особенности обучения грамматике учащихся основной школы, изучающих английский язык как второй иностранный;
3. изучить требования ОГЭ к сформированности продуктивного грамматического навыка учащихся основной школы;
4. проанализировать упражнения в УМК «New Millennium English» (авторы: авторы: О.Л. Гроза, М.Л. Мичурина, Т.Н. Рыжкова, Е.Ю. Шалимова) с точки зрения их направленности на развитие продуктивного грамматического навыка;
5. разработать упражнения по развитию продуктивного грамматического навыка у учащихся 9 класса при подготовке к ОГЭ, внедрить их в образовательный процесс МАОУ «Гимназия № 6» г. Красноярска.
Теоретико-методологической основой для настоящей работы послужили нормативные документы, регулирующие образовательный процесс в основной школе (Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), Примерная основная образовательная программа основного общего образования, Спецификация и Кодификатор основного государственного экзамена по английскому языку); методические работы по проблеме формирования грамматического навыка учащихся И.Л. Бим [Бим, 1988], Н. Д. Гальсковой, Н.И. Гез [Гальскова, Гез, 2009], А. А. Миролюбова [Миролюбов, 2010], Е.В. Мусницкой [Мусницкая, 1996], Е.И. Пассова [Пассов, 1991, 2002, 2010], Е.Н. Солововой [Соловова, 2008], С. Ф. Шатилова [Шатилов, 1971]; методические работы по проблеме обучения второму иностранному языку А.В. Щепиловой [Щепилова, 2005] и других.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анкетирование учащихся; тестирование; опытно-экспериментальная работа.
База исследования - опытная работа проводилась в 9 «А» классе МАОУ «Гимназия № 6 » г. Красноярска.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных упражнений в практике обучения английскому языку как второму иностранному в основной школе.
Апробация и внедрение результатов исследования. Отдельные результаты исследования были представлены в докладе на VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества»: Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева 5-6 декабря 2017 г. По результатам работы опубликована статья: «Особенности обучения немецкому языку как второму после английского» в сборнике вышеназванной конференции (Приложение Б).
Разработанные упражнения внедрены в образовательный процесс 9 «А» класса МАОУ «Гимназия № 6» г. Красноярска.
Объем и структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Работа изложена на 55 страницах машинописного текста без учета приложений.
В первой главе раскрывается значение понятий «грамматический навык», «продуктивный грамматический навык», приводится анализ различных подходов в методическом разделении этапов развития грамматических навыков, а также особенностей обучения иностранному языку учащихся основной школы и развитию у них грамматического навыка в частности.
Во второй главе проводится полный анализ УМК «New Millennium English» (авторы: О.Л. Гроза, М.Л. Мичурина, Т.Н. Рыжкова, Е.Ю. Шалимова) для 9 класса, рассматривается структура ОГЭ по английскому языку, типичные ошибки и их причины, допускаемые учащимися в ОГЭ. Представлен ход работы над упражнениями для учащихся при подготовке к ОГЭ, направленными на развитие продуктивного грамматического навыка. Анализируется эффективность работы с данными упражнениями.
Также предлагаются методические рекомендации по развитию грамматических навыков у учащихся в продуктивных видах речевой деятельности при подготовке к ОГЭ.
В заключении обобщаются основные результаты работы.
В приложении представлен комплекс упражнений на развитие грамматических навыков в продуктивных видах речевой деятельности в рамках подготовки учащихся к ОГЭ.
Проанализировав методическую литературу, мы раскрыли понятия «грамматический навык», «продуктивный грамматический навык», привели различные подходы в методическом разделении этапов развития грамматических навыков, рассмотрели структуру ОГЭ по английскому языку, а также возрастные особенности школьников среднего этапа обучения и особенности развития у них грамматического навыка.
В ходе исследования нами были решены следующие задачи:
1. рассмотрено понятие грамматического навыка, в том числе продуктивного, этапы его формирования, основные виды и типы грамматических упражнений;
2. охарактеризованы особенности обучения грамматике учащихся основной школы, изучающих английский язык как второй иностранный;
3. изучены требования ОГЭ к сформированности продуктивного грамматического навыка учащихся основной школы;
4. проанализированы упражнения в УМК «New Millennium English» (авторы: О.Л. Гроза, М.Л. Мичурина, Т.Н. Рыжкова, Е.Ю. Шалимова) с точки зрения их направленности на развитие продуктивного грамматического навыка;
5. разработаны упражнения по развитию продуктивного грамматического навыка у учащихся 9 класса при подготовке к ОГЭ, внедрены в образовательный процесс МАОУ «Гимназия № 6» г. Красноярска.
Проанализировав УМК «New Millennium English», мы пришли к выводу, что предложенный формат заданий не может подготовить обучающихся к ОГЭ. Поэтому нами был разработан методический комплекс упражнений, который поспособствовал развитию продуктивных грамматических навыков у учащихся. Результаты тестирований учащихся показали, что средний балл учащихся увеличился с 3,2 до 3,9.
Это дает нам основания полагать, что внедрение методического комплекса для развития продуктивных грамматических навыков на уроках английского языка как второго иностранного в 9 классе при подготовке к ОГЭ, позволило сделать процесс изучения грамматического материала более результативным.
Таким образом, задачи, поставленные нами, в ходе написания выпускной квалификационной работы были реализованы, цель достигнута.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в создании комплекса упражнений для развития продуктивных грамматических навыков на уроках английского языка в 9 классе при подготовке к ОГЭ к каждой теме учебника.
1. Арцинович Н.К. Английская грамматика в таблицах: справочник. М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. 110 с.
2. Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. М.: Просвещение, 2003. 159 с.
3. Безущенко А. А. Особенности преподавания немецкого языка как второго иностранного языка //Инфоурок. 2016. № ДБ-175872. [Электронный ресурс].URL:https://infourok.ru/osobennosti-prepodavaniya-vtorogoinostrannogo-yazika- 1176149.html(дата обращения: 15.05.18).
4. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку: Учебное пособие. Обнинск: Титул, 2001. 45 с.
5. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. 256 с.
6. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). Том 1 (А-О): Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 2000. 591 с.
7. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Колесникова Е.А., Трубанева Н.Н.
Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2018 года (устная часть) [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/dlya-predmetnyh-komissiy-
subektov-rf(дата обращения: 10.05.2018).
8. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ОГЭ 2017 года по иностранным языкам. [Электронный ресурс] .URL:http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1503698714/inostrannye yazyki 2017.pdf(дата обращения: 4.05.2018).
9. Выготский Л.С. Детская психология. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
10. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб.пособие для студ. Лингв. Ун-тов и фак.ин.яз. высш.пед.учеб.заведений. 6-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 336 с.
11. Гроза О.Л. и др. УМК «New Millennium English» 2-е изд., испр. Обинск: Титул, 2010. 192 с.
12. Демонстрационный вариант контрольных измерительных
материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата
обращения: 10.05.2018).
13. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню
подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата
обращения: 10.05.2018).
14. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. 3-е изд. М: Смысл; СПб.: Лань, 2003. 287 с.
15. Лизенин С.М., Денисова Л.Г. Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы // Иностранные языки в школе. 1992. №5. С. 17.
16. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А. А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010. 464 с.
17. Миролюбов А.А., Краевский В.В., Цетлин В.С. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Педагогика, 1981. 456 с.
18. Мусницкая Е.В. Контроль в обучении иностранным языкам: Книга для учителя. М.: Дом педагогики, 1996. 192 с.
19. Рекомендации по использованию и интерпретации результатов
выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2015 году. [Электронный ресурс] URL:
http://fipi.ru/sites/default/files/document/1408710011/gia9Perevod2011.doc(дата обращения: 17.05.2018).
20. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному языку. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
21. Пассов Е.И. Методика обучения иностранным языкам. Методическая школа Пассова. Воронеж, 2002. 23 с.
22. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. 640 с.
23. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15. Федеральное учебно¬методическое объединение по общему образованию.
24. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. М.: 2002. 239 с.
25. Спецификация контрольных измерительных материалов для
проведения в 2018 году основного государственного экзамена по ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. [Электронный ресурс] URL:
http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoveRsii-sPeciFikacii-kodiFikatoRy(дата обращения: 25.05.2018)
26. Тамбовкина Т.Ю. Активизация речемыслительной деятельности учащихся на начальном этапе обучения. М.: Иностранные языки в школе, 1998. 37 с.
27. Теория и практика обучения иностранным языкам в разных типах образовательных учреждений: результаты научных исследований магистрантов: сб. науч. статей магистрантов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014.- 168 с.
28. Трубанева Н.Н., Спичко Н.А. Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2018 года (письменная часть) [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf(дата обращения: 10.05.2018).
29. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL:https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD
%D 1%82%D 1%8B/543(дата обращения: 2.06.2018).
30. Цетлин В.С. Как обучать грамматически правильной речи в школе // Иностранные языки в школе. 1998. № 1. 115 с.
31. Шатилов С.Ф. Некоторые проблемы обучения грамматической стороне устной иностранной речи //Иностранные языки в школе. 1971. № 6. С. 140.
32. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М., 1986. 223 с.
33. Щепилова А. В. Теория и методика обучению французскому языку как второму иностранному: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033200 «Иностр. яз.» / А. В. Щепилова. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 245 с.
34. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-еизд., испр. и доп. — М.: Филоматис, 2006. 480 с.