Введение 3
1. Теоретические основы исследования представлений об истории изобразительного искусства учащихся подросткового возраста 6
1.1 Изучение истории изобразительного искусства как необходимый компонент
художественного-эстетического образования 6
1.2 Специфика представлений об истории изобразительного искусства учащихся
подросткового возраста 13
1.3 Методы изучения истории изобразительного
искусства 16
6
Выводы по первой главе 22
2. Диагностическое исследование уровня сформированности представлений об
истории изобразительного искусства учащихся подросткового возраста 23
2.1 Констатирующий эксперимент 23
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 27
2.3 Серия занятий и методические рекомендации к ним, направленные на
формирование представлений об истории изобразительного искусства подростков в процессе изучения анималистического жанра 31
Выводы по второй главе 45
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложения 52
На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Самосознание человека отражается в каменных фигурах, в особенностях архитектурных памятников. Человеческие качества и чувства запечатлены в картинах и скульптурных группах. Проблемы жизни, религии, мировоззрения отражаются в произведениях искусства.
Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить: осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению .
Формирование и расширение представлений об истории изобразительного искусства у школьников соответствует этим задачам. Очень важно разбудить у учащихся интерес и уважительное отношение к мировому художественному наследию, дать понимание стилистических особенностей основных этапов развития изобразительного искусства. Это послужит дальнейшей социализации учащихся и их духовному развитию.
Одним из перспективных способов формирования представлений об истории изобразительного искусства является изучение анималистического жанра. Это жанр, главным содержательным мотивом которого является изображение животных. Кроме живописи и рисунка, анимализм нередко употребляется в скульптуре, архитектуре, фото, декоративно-прикладном искусстве [29, с. 91].
Произведения с изображениями животных не только несут эстетическую ценность и вызывают живой интерес подростков доступностью тематики, но и помогают зрителям ощутить родственную к природе причастность. Анималистический жанр отражает все этапы развития изобразительного искусства в разнообразии его видов. Так же изучение произведений этого жанра воспитывает разумное отношение к живой природе, помогает решить главные задачи нравственно-эстетического и экологического воспитания молодого поколения: формирование эстетических знаний, культуры, отношения к природе, приобщение человека к прекрасному в жизни, труде.
Проблема построения процесса изучения истории изобразительного искусства обусловлена важностью задач развития эстетического вкуса, духовного развития, сохранения мирового наследия, потому на неё постоянно были устремлены взоры многих исследователей: Н. К. Крупская, Л. М. Предчетенская, Л. А. Рапацкая, Л. Г. Емохонова, Г. И. Данилова, В. С. Юркевич, В. Н. Дружинин, В.Н. Лазарев, Л. Б. Альберти, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Генрих Вельфлин, Ганс Зедльмайр, Джордж Вазари, Иоахим Винкельман.
Цель данной работы: выявить актуальный уровень сформированное™ представлений об истории изобразительного искусства подростков, обучающихся в средней общеобразовательной школе, и предложить способы его повышения в процессе изучения анималистического жанра.
Объект исследования: представления об истории изобразительного
искусства учащихся подросткового возраста.
Предмет исследования: изучение анималистического жанра как средство формирования представлений об истории изобразительного искусства учащихся подросткового возраста.
...
Цель нашего исследования заключалась в том, чтоб с помощью диагностических методик выявить актуальный уровень сформированности представлений об истории изобразительного искусства подростков, обучающихся в средне образовательной школе, и предложить способы его повышения посредством анималистического жанра.
Для достижения нашей цели мы провели анализ литературы по теме нашего исследования с последующим детальным изучением главных понятий. Затем проанализировали специфику представлений об истории изобразительного искусства школьников средних классов.
Изучение теоретических основ обозначенной проблемы позволяет отметить её актуальность и необходимость решения. Объектом исследования в данной работе является представление об истории изобразительного искусства учащихся подростковго возраста.
На основе полученных сведений мы составили план экспериментальной работы по исследованию актуального уровня сформированности представлений об истории изобразительного искусства учащихся подросткового возраста и разработали серию занятий, которая так же направлена на формирование представлений об истории изобразительного искусства учащихся подросткового возраста в процессе изучения анималистического жанра.
Нами было проведено экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности представлений об истории изобразительного искусства, которое показало, что у большинства обучающихся преобладает средний уровень. На основе чего мы можем утверждать, что учащиеся обладают небольшим объемом знаний об истории искусств, в большей степени имеют обобщенные знания по живописи, скульптуре и декоративно-прикладному искусству.
Полученные данные являются основой для разработки программы занятий, направленных на формирование представлений об истории изобразительного искусства учащихся подросткового возраста в процессе изучения анималистического жанра. Она заключается в том, что история изобразительного искусства изучается на основе произведений анималистического жанра. Благодаря анималистическому жанру обучающиеся получают весь спектр информации об истории изобразительного искусства: они могут узнать о художниках, стилях, жанрах, техниках, темах и сюжетах, которые были присущи той или иной эпохе, о ее культурном контексте, религиозных обрядах и быте людей разных эпох.
Ко всему прочему показ произведений художников-анималистов имеет большое воспитательное значение, у детей развиваются способности ценить и воспринимать прекрасное. Воспитание гуманного отношения к природе и животным имеет непосредственную связь с экологической культурой и эстетическим воспитанием, то есть формируется внутренний мир ребенка, в нем воспитываются добрые чувства и трогательное отношение ко всему живому.
В этой связи мы полагаем, что изучение анималистического жанра будет эффективным способом формирования представлений об истории изобразительного искусства. Предложенная программа занятий по изучению произведений анималистического жанра отражает возможный путь такого формирования.
1. Аксенова А. Д. История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения. М.: Изд-во Эксмо, 2017. 220 с.
2. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. Москва:
Искусство, 1990, 400 с.
3. Белик И. С. Уроки искусства в начальной школе как средство
формирования нравственно-эстетических качеств личности школьника. Казань: Бук, 2014. 146-149 с.
4. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев.: Путь к истине, 1991. 408 с.
5. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств М.: Изд-во Юрайт, 2019. 296 с.
6. Вентури Л. Художники Нового времени. Санкт Петербург: Азбука- классика, 2007. 352 с.
7. Волкова П. Д. История искусства: иллюстрированный атлас. М.: АСТ, 2018. 320 с.
9. Дедкова С.В. Тесты и кроссворды по истории искусства. Электронный ресурс. URL: http://roslavl-dhsh.ru/certification/dedkova/test_Dedkova.ph (дата обращения 19.12.2020)
10. Ильина Т. В. История искусства: учебник для СПО. М.: Издательство Юрайт, 2019. 203 с.
11. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. Москва: Высшая школа, 2008. 368 с.
12. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. Москва: Высшая школа, 2007. 407 с.
13. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 1: учебник для. М.: Издательство Юрайт, 2019. 310 с.
14. Коновалова Н. Н. История изобразительного искусства. Рабочие
контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине. Вологда, 2015. 43 с. URL: https://www.muscollege.ru/images/doki/Obrazovatelnie-programmi/Akterskoe- iskusstvo/OD-02.04-KOS-Istoriya-izobrazitelnogo-iskusstva.pdf (дата обращения
10.12.2020).
15. Кузьмина М. Т. История зарубежного искусства. Москва: Изобразительное искусство, 1983. 352 с.
... всего 32 источников