Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативной компетентности подростков посредством социально - психологического тренинга

Работа №15571

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы106
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1283
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы коммуникативной компетентности подростков 8
1.1 Характеристика понятия «коммуникативная компетентность» 8
1.2 Особенности проявления коммуникативной компетентности в подростковом возрасте 18
1.3 Социально - психологический тренинг как одно из средств формирования
коммуникативной компетентности 22
Вывод по I главе 25
ГЛАВА II. Изучение и формирование коммуникативной компетентности у подростков посредством социально-психологического тренинга 28
11.1 Организация и методы экспериментального исследования 28
11.2 Изучение коммуникативной компетентности в подростковом возрасте..30
11.3 Теоретические основы социально-психологического тренинга, направленного на формирование коммуникативной компетентности в подростковом возрасте 33
II.4. Оценка эффективности проведенной работы 41
Вывод II главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 65
Приложение 2 76
Приложение 3 80
Приложение 4 85


Актуальность темы исследования. В нашей стране преобразовалась деятельность всех государственных и общественных структур, в связи с новыми экономическими и социальными условиями жизни. В результате актуальными являются социальные и педагогические проблемы связанные с процессом общения, а именно коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность - это характеристика личности, помогает качественно реализовать ее потребности в социуме, уважении, самоактуализации и, помогает успешному процессу социализации (А. Маслоу). Сейчас до сих пор ведется работа по поиску нового понимания и структуры коммуникативной компетентности, ее особенностей у подростков, так как, в литературе четкого понимания не выявлено.
Многие психологи считают, (Г. М. Бреслав, Л. В. Выготский, Г. С. Никифоров, А. В. Петровский, Л. И. Рувинский и др.) что общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень коммуникативной компетентности. Если уровень коммуникативной компетентности низкий, то отношения с друзьями, родителями, педагогами и другими людьми, не складываются благополучно и влияет на эмоциональное состояние подростка.(К. Н. Волков, Я. Л. Коломинский, А. Е. Личко, Т. В. Снигирева). Педагоги - психологи (А. А. Бодалев, И. В. Дубровина и др.) ставят перед образовательным учреждением особую задачу - сформировать необходимый уровень коммуникативной компетентности у подростков. Ведь подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. Если подростки умеют строить отношения с родителями, друзьями, учителями и другими людьми, будет зависеть их удовлетворенность в профессиональной и личной жизни в будущем. Для этого, необходимо знать свои сильные и слабые стороны. Под-ростки с низким уровнем компетентности агрессивны, конфликтны со сверстниками, родителями и с другими окружающими их людьми. Используя качественные методы социально-психологического воздействия на подростка, можно добиться снижения агрессивности и повысить уровень взаимопонимания подростков. Область социально-психологического тренинга ориентирована в направлении воздействовать на развитие личности, группы, посредством оптимизации форм межличностного общения. Социально-психологический тренинг развивает компетентность подростков, повышает отдельные умения, навыки, в связи с этим, обусловил выбор темы дипломной работы - «Формирование коммуникативной компетентности у подростков посредством социально-психологического тренинга».
Разрабатывали групповые тренинги: К. Левин, К. Роджерс, Л. Брад- форт, Р. Липпит, М . Форверг. Разработанные К. Левином теории групповой динамики и центрированной на объекте терапии явились прямыми источниками практики тренинга группового. Опыт использования психологического тренинга можно найти в работах российских психологов: Г. А. Ковалева (1989; 1996), Л. А. Петровской (1982; 1989; 1996), Ю. А. Емельянова (1983; 1985; 1991), Х. Миккина (1981; 1986), Т. С. Яценко (1987), В. П. Захарова и Н. Ю. Хрящевой (1989), А. П. Ситникова (1992; 1996), Г. И. Марасанова (1995), В. Ю. Большакова (1996), С. И. Макшанова (1997), И. В. Вачкова (2000), Г. И. Лидерса (2001), О. П. Кондауровой (2002), В. Г. Ромек (2002), Е. В. Сидоренко (2001; 2002), Т. В. Зайцевой (2002) и других.
Психологический тренинг - эффективное психологическое воздействие, позволяет решать многие задачи в области развития компетентности в общении подростков. Активное использование психологического тренинга для решения реальных практических проблем является актуальной задачей психологии.
Цель исследования: изучение и формирование коммуникативной компетентности у подростков посредством социально-психологического тренинга.
Объект исследования: коммуникативная компетентность подростков.
Предмет исследования: формирование коммуникативной компетентности подростков посредством социально-психологического тренинга.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование коммуникативной компетентности у подростков возможно в рамках специально разработанного социально-психологического тренинга, состоящего из трех блоков: эмоциональный, поведенческий, когнитивный, и проводится систематически. Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Изучить уровень коммуникативной компетентности у подростков.
3. Составить и реализовать социально-психологический тренинг, направленный на формирование коммуникативной компетентности у подростков.
4. Экспериментально оценить эффективность тренинга.
Для решения исследовательских задач использованы следующие группы методов:
1. Методы теоретического исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы, обобщение опыта отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования, анализ понятийно-терминологической системы.
2. Эмпирические методы: адаптированный вариант американского тест - опросника коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю. З. Гильбуха, методика «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского, методика «Оценка отношений подростка с классом».
3. Математические методы статистической обработки полученных данных.
Экспериментальной базой исследования выступила МБОУ «Гимназия» №11 г. Бийск. Всего в эксперименте приняли участие 60 обучающихся седьмых классов. Исследование проводилось с ноября 2017 года по май 2018 года.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования при работе с подростками. Разработанный социально-психологический тренинг, направленный на формирование коммуникативной компетентности у подростков может быть использован психологами в развивающей и коррекционной работе.
Апробация результатов исследования. По итогам выступления на XVI Всероссийской научно - практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», проходившей в г. Бийске Алтайского края, подготовлена статья по теме: «Формирование коммуникативной компетентности у подростков посредством социально - психологического тренинга», которая находится в печати.
Структура ВКР:
1. Введение. Сформулирован методологический аппарат исследования.
2. Глава I. посвящена теоретическим основам проблемы коммуникативной компетентности подростков.
3. Глава II. посвящена изучению и формированию коммуникативной компетентности у подростков посредством социально-психологического тренинга.
4. Заключение. Сформулированы основные выводы по работе.
5. Список используемой литературы состоит из 60 источников.
6. Приложение 1 включает в себя адаптированный вариант американского тест - опросника коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю. З. Гильбуха.
7. Приложение 2 включает в себя методику «Оценка уровня общи-тельности» В. Ф. Ряховского, методика «Оценка отношений подростка с классом».
8. Приложение 3 включает в себя методику «Оценка отношений подростка с классом».
9. Приложение 4 включает в себя план проведения занятий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По мнению многих психологов (Г. М. Бреслав, Л. В. Выготский, Г. С. Никифоров, А. В. Петровский, Л. И. Рувинский и др.), общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень коммуникативной компетентности. «Коммуникативная компетентность» (по Ю. Н. Емельяновой) - с одной стороны, как ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, а с другой - как такой уровень обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе.» [22, С.6].Неблагополучные взаимоотношения с товарищами складываются от того, что коммуникативная компетентность сформирована недостаточно, поэтому негативно отражаются на эмоциональном состоянии подростков (К. Н. Волков, Я. Л. Коломинский, А. Е. Личко, Т. В. Снигирева). В процессе становления личности развитие коммуникативной компетентности имеет несколько источников: идентификация взрослым, усвоение культурного наследия, наблюдения за поведением других людей, проигрывание в воображении коммуникативных ситуаций. Для снижения агрессивности и повышения уровня взаимопонимания подростков нужно использовать активные методы социально-психологического воздействия на подростка. Социально-психологический тренинг является эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области развития компетентности в общении подростков. Занимались разработкой групповых форм тренинга К. Левин, К. Роджерс, Л. Брадфорт, Р. Липпит, М . Форвер. В отечественной социальной психологии существуют два основания для построения такого рода тренингов: направленность на обретение богатой и разнообразной палитры общения и тренинг психологического консультирования трудностей в общении.
Целью нашего экспериментального исследования было изучение и формирование коммуникативной компетентности у подростков посредством социально-психологического тренинга.
При работе с подростками мы использовали:
1. Адаптированный вариант американского тест-опросника коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю. З. Гильбуха, целью которого является определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений у подростков.
2. Методика «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского, цель которой определение уровня общительности.
3. Методика «Оценка отношений подростка с классом», Цель данной методики - выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы.
На констатирующем этапе результат диагностики показал, что больше половины класса имеют низкий уровень коммуникативной компетентности. Подростки не умеют вступать в контакт с другими членами группы и правильно реагировать на провоцирующее поведение со стороны собеседника, и на справедливую критику, на знаки внимания, не умеют обращаться к сверстнику с просьбой, не контактны. Не способны к эмпатии, пониманию мимики, не имеют убедительной речи. Они воспринимают группу нейтраль¬но или как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. Учащиеся уклоняются от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Не умеют принимать решения, находить компромисс.
После проведения специально разработанного социально-психологического тренинга, состоящего из трех блоков: эмоционального, поведенческого, когнитивного, провели повторную диагностику с помощью тех же диагностических методик и сравнили полученные результаты. Уровень развития коммуникативной компетентности у подростков экспериментальной группы увеличился в 3 раза. Больше половины подростков имеют «коллективистический» тип восприятия группы, это означает, что на первый план для них выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом; стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Подростки воспринимают группу как самостоятельную ценность, появились доверительные отношения друг к другу. Больше половины подростков экспериментальной группы стали более общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно, новые проблемы их не пугают, любознательны, охотно слушают собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения, без вспыльчивости.
На основе полученных результатов можно сделать вывод, об эффективности данного социально-психологического тренинга, направленного на формирование коммуникативной компетентности у подростков, и состоящего из эмоционального, поведенческого и когнитивного блоков и, проводимый систематически, эффективен, так как подростки приобрели навыки вербальной и невербальной речи, способность к эмпатии, навыки управления собой, навыки принятия решений, нахождение компромисса.
Поставленные нами задачи социально - психологического тренинга решены полностью, а именно:
1. Дети научились навыкам общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании, т.е. обогащение техники и тактики общения.
2. Отработали навыки понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми.
3. У детей развились способности к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.
4. Подростки обучились умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
5. Они расширили навыки принятия решений, нахождение компромисса.
6. Развили навыки убедительной речи и расширили диапазон творческих способностей.
Проводя с подростками такого рода занятия, можно добиться положительной динамики в развитии уровня коммуникативной компетентности.
Данный социально-психологический тренинг является эффективным для формирования коммуникативной компетентности у подростков и может быть применен психологами и педагогами.



1. АнДреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001.- 376с.
2. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей. - Дисс. канд. пед. наук.[Текст]/ Е.М.Алифанова. - Волгоград, 2010.с. 302
3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / - СПб: «Златоуст», 2000. - 472 с.
4. Алексеев H.A. Понятие личностно-ориентированного обучения // Завуч. - 1999.-№3.-С.113 -126.
5. Алмазова О.В. Психолого-педагогическая диагностика: учеб.пособие /О.В.Алмазова; Урал.гос.пед.ун-т, Ин-т спец.образования. - Екатеринбург, 2013. -227с. - ISBN 5-901487-38-9.
6. АнДреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности.
- М.: МГУ, 2015. - 302 с.
7. АнДреев, А. В. Знания или компетенции? / А.Андреев // Высшее образование в России.—2005.—№ 2.
8. Арбузова, Е.Н., Анисимов, А.И., Шатрова, О.В. Практикум по психологии общения [Текст]/Е.Н.Арбузова, А.И.Анисимов, ОВ.Шатрова.- СПб.:Речь, 2008.-с.183-185.
9. Ариес, Ф. Возрасты жизни [Текст]/ Ф.Ариес// Философия и методология истории. - М.: Просвещение,2007.
10. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли" / Асмолов А.Г. М.: "Просвещение" - 2011.- с.152.
11. Белл Р. Т. Социолингвистика: Цели, методы, проблемы / под ред. А. Д. Швейцера. - М.: Международные отношения, 2006. - 50 с.
12. Березников, А. А. Специфика обратной связи в групповой работе с подростками [Текст]/ А.А.Березников// Журнал практического психолога. № 8, 2000.
13. БоДалева А.А. Психологическое общение. - М.: Институт практической психологии, 2000. - 256с.
14. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе[Текст]/ Л.И.Божович // Вопросы психологии. 2011. №4.
15. Большая энциклопедия психологических тестов.- М.:ЭКСМО, 2013.-416 с. 15. Булыгина, Л.Н. Инструментарий мониторинга развития коммуникативной составляющей образованности личности: метод. пособие / Л.Н. Булыгина. - Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2012. 24 с.
16. Булыгина, Л.Н. Формирование коммуникативных компетенций учащихся как цель урока на этапе его подготовки: методические рекомендации и контрольно-измерительные материалы /Л.Н. Булыгина. - Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2014. 24 с
17. Буртовая Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально- психологические факторы ее развития: на примере студентов - будущих педагогов-психологов. - дисс. канд. псих. . наук. - Томск, 2004. - 176 с. 18. Варга, А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Гардарики, 2010.- 152с.
18. Васюра, С.А. Коммуникативная активность школьников подросткового возраста и ее развитие [Текст]/С.А.Васюра// Психологическая наука и образование.-2002.№3-с.35-44.
19. Выготский, Л.С. Проблема возраста[Текст]/ Л.С.Выготский // Собр. Соч. Т. 4.
20. Галлямова, Н.Ш. Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции [Текст]/Н.Ш.Галлямова// Рус.яз.в шк.- 2010.№7.-с.22-25.
21. Гальперин Б.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Педагогика, 2003. - 424с.
22. Горшкова Е.А. Формирование взаимоотношений подростков в коллективе сверстников [Текст]/Е.А.Горшкова//Современная педагогика.-2004. №8.- с.27-29.
23. Добрович А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 2000. - 205с.
24. Драгунова Г.В. Подросток. - «Знание», 1996.
25. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - Киров, 2001. - 142с.
26. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 2000. - 373с.
27. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетенции: Автореф. дисс. ... д.психол.н. - Л., 2000. - 403 с.
28. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - изд-во Лен. Гос. Ун., 2005. - 162с
29. Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности [Текст]/Л.В.Епишина//Нач.шк.-2012.№11.-с.12-14.
30. ЖелДак, И. П. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания[Текст]/И.Желдак. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
31. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст]/И.А.Зимняя. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2010.
32. Иванов И.Д. Энциклопедия творческих дел. -М.: 2014.98с.
33. ИзарД К. Психология эмоций. - Спб., 2012.120с.
34. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. -2-е изд. - Спб.: Питер, 2011. -752с.
35. КабарДов М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности/ М.К. Кабардов // Способности и склонности. М., 1989. — С. 103—104.
36. Калацкая Н.Н., Шигабиева Ф.К. Детские страхи и способы их коррекции у детей школьного возраста // Вестник НЦ БЖД. -2010. -№6. - с.44-47.
37. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития.
38. КоДжаспирова, Г.М., КоДжаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш. и сред. пед. учеб. заведений[Текст] /Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров.-М.:Издательский центр «Академия», 2011.-176 с.
39. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России).
40. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии [Текст] /В.А.Крутецкий. - М.: Просвещение, 2008г.
41. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. - М.: Про-свещение, 2002 - 231 с..
42. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. - М.: Высшая шко¬ла, 2010. - 294с.
43. Леонтьев А.А. Что такое язык. - М.: Педагогика, 2000. - 517с.
44. МелибурДа Е.Л. Ты - мы: Психологические возможности улучшения общения. - М.: Прогресс, 2006. - 265с.
45. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. - Л., 2001. - 39 с.
46. Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева А.А., Сухова А.Н. - М.: Международная педагогическая академия, 2003. - 412с.
47. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М. - М.: 2007. - 297с.
48. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: изд-во МГУ,2006. - 216с.
49. Петровская Л.А., Соловьев О.В. Обратная связь в межличностном общении. // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2002. - № 3.
50. Петровская Л.А.Компетентность в общении: социально-психологический тренинг/ Л.А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 2010.
51. РуДенский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИН-ФА-М, 2000. - 224с.
52. РуДесташ К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М.: Прогресс, 2010. - 220с.
53. Смирнов С.А., Котова И.Б. Педагогика. - М.: Академия, 2000. -329 с.
54. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс,2005. -736с.
55. Фальковская К.И. Коммуникативная компетентность личности молодого человека в добровольной социальной работе/ К.И. Фальковская. М., 2008.
56. ФельДштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М.: «Знание», 2008/.
57. Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов под редакцией Кутасовой Т. - М.: Международная педагогическая академия, 2004. - 222с.
58. Хрипкова А.Г. Мир детства: Подросток. - М.: Педагогика, 2002.
59. Яноушек Я. Проблемы общения в условиях современной деятельности. // Вопросы психологии, 2000. - № 1.
60. Якобсон С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности. // Вопросы психологии, 2000. - № 6. - С. 96-107.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ