Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЛЕКСИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №155704

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы150
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта «Формирование пространственной лексики у обучающихся первого класса с задержкой
психического развития» 7
1.1 Психолого-педагогические основы проблемы недоразвития пространственной лексики у детей с задержкой психического развития 7
1.2 Современное состояние проблемы недоразвития пространственной лексики у детей с задержкой психического развития: анализ научно-
методической литературы 16
1.3 Описание предпроектного исследования 20
Глава 2. Описание проекта «Формирование пространственной лексики у
обучающихся первого класса с задержкой психического развития» 41
2.1 Паспорт и жизненный цикл проекта 41
2.2 Описание продукта проекта 44
2.3 Апробация и оценка продукта проекта 54
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложение 70

Среди младших школьников с ограниченными возможностями здоровья значительный процент составляют дети с задержкой психического развития (далее - ЗПР). Согласно ФГОС НОО ОВЗ одними из основных направлений специальной поддержки детей с ЗПР является коррекция нарушений устной и письменной речи и коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения. Учитывая тесную взаимосвязь речи и мышления, работа по формированию пространственной лексики удовлетворяет обоим указанным направлениям, ведь сформированность данного компонента является одной из предпосылок дальнейшего усвоения детьми начальных математических представлений и овладения навыками письма и чтения.
Таким образом, актуальность настоящего проекта заключается в соответствии его продукта запросам практики и задачам, указанным в Федеральном государственном стандарте. Кроме того, актуальность проекта обуславливается и практической необходимостью развития
пространственной лексики младших школьников с ЗПР, подтверждённой исследованиями таких учёных-методистов как З.М. Дунаева (1985), У.В. Ульенкова (1994), Л.А. Пепик (1997), А.В. Семенович (2002), Н.Я. Семаго (2007), Т.А. Фотекова (2009), Е.И. Зайцева (2012), Л.А. Брюховских (2015) и др.
Содержательная сторона настоящего проекта разработана в соответствии с выявленной проблемой: недостаточностью
узкоспециализированного методического инструментария, направленного на формирование пространственной ориентировки и пространственной лексики у младших школьников с ЗПР.
В соответствии с изложенной выше проблемой нами была сформулирована цель проекта: составить и апробировать учебно­
методический комплекс по формированию пространственной лексики у младших школьников с задержкой психического развития.
Объектом проектирования являются пространственные представления и пространственная лексика обучающихся 1 класса с ЗПР.
Предметом проектирования является учебно-методический комплекс по формированию пространственной лексики для обучающихся 1 класса с ЗПР.
Отталкиваясь от общей цели, выделим следующие группы задач:
1) Диагностические
J Изучение диагностических методик, направленных на исследование пространственной лексики;
J Адаптация выбранных методик для младших школьников с ЗПР;
J Проведение констатирующего эксперимента, выявляющего особенности использования пространственной лексики детьми с ЗПР;
J Анализ результатов обследования;
2) Коррекционные
J Формирование пространственных представлений у младших школьников с ЗПР;
J Расширение, уточнение и актуализация пространственной лексики;
J Развитие механизмов словообразования на материале
пространственной лексики;
J Развитие связной речи;
J Формование предпосылок развития навыков письма и математических представлений;
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При разработке настоящего проекта был решён ряд теоретических и практико-ориентированных задач, которые реализовывались на этапе предпроектного исследования, на этапе создания продукта проекта и при его апробации.
Нами было выделено три группы приоритетных задач: научно­методические, диагностические и коррекционные.
В рамках решения первой, методической, группы задач мы провели исследование научной литературы по проблеме. В процессе теоретического анализа научной литературы были раскрыты понятия «задержка психического развития» и «пространственная лексика», дана характеристика онтогенетического формирования пространственной лексики и дизонтогенетических проявлений у детей с ЗПР, изучены методики диагностики и коррекции пространственных представлений и пространственной лексики у младших школьников с ЗПР.
В теоретической части настоящей работы было доказано, что развитие пространственной лексики является одной из важных предпосылок овладения навыками письма и начальными математическими представлениями. Таким образом, итогом первой главы стал вывод о необходимости создания узконаправленного логопедического пособия по формированию пространственной лексики у обучающихся 1 класса с ЗПР.
В рамках решения второй, диагностической, группы задач нами были адаптированы методики обследования, составлен протокол обследования пространственной лексики у детей с ЗПР, обследовано 25 учеников первых дополнительных классов, обучающихся по варианту АООП 7.2, выполнен качественно-количественный анализ результатов обследования.
Диагностика показала, что проблема недоразвития пространственной лексики актуальна для детей с ЗПР и проявляется у них как в типовых, так и в специфических ошибках в различной степени выраженности. Таким образом, в ходе предпроектного исследования был сделан вывод о том, что для последующей реализации коррекционных задач необходимо составить комплекс разноуровневых заданий по формированию пространственной лексики.
На основе результатов диагностики был разработан учебно­методический комплекс «Неизведанное пространство», направленный на развитие пространственной ориентировки, понимания и употребления пространственной лексики обучающимися первого класса с ЗПР (см. Приложение). Благодаря высокому проценту оригинальности УМК «Неизведанное пространство» можно назвать качественно новым продуктом, заслуживающим внимания педагогов-практиков.
В ходе внедрения продукта проекта нами был проведён цикл занятий, способствующих реализации третьей, коррекционной, группы задач. Апробация продукта показала, что задания и наглядный материал соответствуют поставленным задачам и нуждаются лишь в небольшой корректировке отдельных деталей.
Собственные наблюдения показали, что по завершении апробационного периода заявленные нами коррекционно-развивающие задачи были реализованы не в полном объёме, так как для формирования навыка корректного употребления пространственной лексики у детей с ЗПР необходим более длительный срок. Тем не менее, у обучающихся целевой группы была выявлена положительная динамика речевого развития по формируемым нами компонентам, и при дальнейшем использовании УМК можно ожидать качественно-количественное развитие их лексико­грамматического строя.
По завершении периода апробации представителями образовательной организации были представлены «Отзыв курирующего специалиста» и «Акт внедрения» (см. Приложение), согласно которым настоящий проект получил положительную оценку.
Данные контрольного среза позволяют говорить о том, что продукт проекта имеет практическую ценность и может быть использован в работе с младшими школьниками с ЗПР в рамках различных типов занятий. Таким образом, цель проекта нами достигнута и поставленные задачи реализованы.


1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г. Регистрационный № 35847 [Электронный ресурс] - URL http://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 24.10.19)
2. Аббасов, М.Г. Практическое овладение учащимися вспомогательной школы пространственной ориентировкой [Текст] / М.Г. Аббасов // Научно-методический журнал «Дефектология»; №3/1971. - С. 70-73.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / К.С. Лебединская. - М.: Педагогика, 1982. - 128 с.
4. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 1964. - 303 с.
5. Бабенкова, Р.Д. Пространственная организация движений учащихся вспомогательной школы [Текст] / Р.Д. Бабенкова, С.Ю. Юровский // Научно-методический журнал «Дефектология»; №3/1971. - С. 30-32.
6. Бабина, Е.С. Развитие пространственных представлений в системе логопедической работы по формированию лексики у дошкольников с функциональным нарушением зрения [Текст] / Е.С. Бабина // Научно­методический журнал «Дошкольное воспитание»; №10/2012 - С. 101­108
7. Брюховских, Л.А. Нарушение грамматических структур у детей с дизартрией. Диагностика и коррекция [Текст]: Монография / Л.А. Брюховских. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. - 150 с.
8. Брюховских, Л.А. Формирование предложных конструкций у младших
школьников с общим недоразвитием речи [Текст]: Монография / Л.А. Брюховских. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им.
В.П. Астафьева, 2015. - 196 с.
9. Виноградов-Савченко, В.В. Реабилитация детей с задержкой
психического развития [Текст]: Методическое пособие /
В.В. Виноградов-Савченко. - Омск: БУ РЦДП. - 2015. - 45 с.
10. Вовчик-Блакитная, М.В. Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного и школьного возраста [Текст] / М.В. Вовчик-Блакитная. - М.: Просвещение, 1973. - 125 с.
11. Галкина, О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе [Текст] / О.И. Галкина. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 89 с.
12. Горбачева, Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы [Текст] / Л.С. Горбачева // Научно-методический журнал «Дефектология»; №3/1991. - С. 36-38.
13. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: Методическое пособие / О.Е. Грибова. - М.: АРКТИ, 2017. - 80 с.
14. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред.
Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.: ил.
15. Домашний логопед: Полный справочник [Текст] / О.Д. Абрамович, О.Ю. Артапухина, О.П. Астафьева - М.: Эксмо, 2007. - 496 с.
... всего 66 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ