Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта «Формирование пространственной лексики у обучающихся первого класса с задержкой
психического развития» 7
1.1 Психолого-педагогические основы проблемы недоразвития пространственной лексики у детей с задержкой психического развития 7
1.2 Современное состояние проблемы недоразвития пространственной лексики у детей с задержкой психического развития: анализ научно-
методической литературы 16
1.3 Описание предпроектного исследования 20
Глава 2. Описание проекта «Формирование пространственной лексики у
обучающихся первого класса с задержкой психического развития» 41
2.1 Паспорт и жизненный цикл проекта 41
2.2 Описание продукта проекта 44
2.3 Апробация и оценка продукта проекта 54
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложение 70
Среди младших школьников с ограниченными возможностями здоровья значительный процент составляют дети с задержкой психического развития (далее - ЗПР). Согласно ФГОС НОО ОВЗ одними из основных направлений специальной поддержки детей с ЗПР является коррекция нарушений устной и письменной речи и коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения. Учитывая тесную взаимосвязь речи и мышления, работа по формированию пространственной лексики удовлетворяет обоим указанным направлениям, ведь сформированность данного компонента является одной из предпосылок дальнейшего усвоения детьми начальных математических представлений и овладения навыками письма и чтения.
Таким образом, актуальность настоящего проекта заключается в соответствии его продукта запросам практики и задачам, указанным в Федеральном государственном стандарте. Кроме того, актуальность проекта обуславливается и практической необходимостью развития
пространственной лексики младших школьников с ЗПР, подтверждённой исследованиями таких учёных-методистов как З.М. Дунаева (1985), У.В. Ульенкова (1994), Л.А. Пепик (1997), А.В. Семенович (2002), Н.Я. Семаго (2007), Т.А. Фотекова (2009), Е.И. Зайцева (2012), Л.А. Брюховских (2015) и др.
Содержательная сторона настоящего проекта разработана в соответствии с выявленной проблемой: недостаточностью
узкоспециализированного методического инструментария, направленного на формирование пространственной ориентировки и пространственной лексики у младших школьников с ЗПР.
В соответствии с изложенной выше проблемой нами была сформулирована цель проекта: составить и апробировать учебно
методический комплекс по формированию пространственной лексики у младших школьников с задержкой психического развития.
Объектом проектирования являются пространственные представления и пространственная лексика обучающихся 1 класса с ЗПР.
Предметом проектирования является учебно-методический комплекс по формированию пространственной лексики для обучающихся 1 класса с ЗПР.
Отталкиваясь от общей цели, выделим следующие группы задач:
1) Диагностические
J Изучение диагностических методик, направленных на исследование пространственной лексики;
J Адаптация выбранных методик для младших школьников с ЗПР;
J Проведение констатирующего эксперимента, выявляющего особенности использования пространственной лексики детьми с ЗПР;
J Анализ результатов обследования;
2) Коррекционные
J Формирование пространственных представлений у младших школьников с ЗПР;
J Расширение, уточнение и актуализация пространственной лексики;
J Развитие механизмов словообразования на материале
пространственной лексики;
J Развитие связной речи;
J Формование предпосылок развития навыков письма и математических представлений;
...
При разработке настоящего проекта был решён ряд теоретических и практико-ориентированных задач, которые реализовывались на этапе предпроектного исследования, на этапе создания продукта проекта и при его апробации.
Нами было выделено три группы приоритетных задач: научнометодические, диагностические и коррекционные.
В рамках решения первой, методической, группы задач мы провели исследование научной литературы по проблеме. В процессе теоретического анализа научной литературы были раскрыты понятия «задержка психического развития» и «пространственная лексика», дана характеристика онтогенетического формирования пространственной лексики и дизонтогенетических проявлений у детей с ЗПР, изучены методики диагностики и коррекции пространственных представлений и пространственной лексики у младших школьников с ЗПР.
В теоретической части настоящей работы было доказано, что развитие пространственной лексики является одной из важных предпосылок овладения навыками письма и начальными математическими представлениями. Таким образом, итогом первой главы стал вывод о необходимости создания узконаправленного логопедического пособия по формированию пространственной лексики у обучающихся 1 класса с ЗПР.
В рамках решения второй, диагностической, группы задач нами были адаптированы методики обследования, составлен протокол обследования пространственной лексики у детей с ЗПР, обследовано 25 учеников первых дополнительных классов, обучающихся по варианту АООП 7.2, выполнен качественно-количественный анализ результатов обследования.
Диагностика показала, что проблема недоразвития пространственной лексики актуальна для детей с ЗПР и проявляется у них как в типовых, так и в специфических ошибках в различной степени выраженности. Таким образом, в ходе предпроектного исследования был сделан вывод о том, что для последующей реализации коррекционных задач необходимо составить комплекс разноуровневых заданий по формированию пространственной лексики.
На основе результатов диагностики был разработан учебнометодический комплекс «Неизведанное пространство», направленный на развитие пространственной ориентировки, понимания и употребления пространственной лексики обучающимися первого класса с ЗПР (см. Приложение). Благодаря высокому проценту оригинальности УМК «Неизведанное пространство» можно назвать качественно новым продуктом, заслуживающим внимания педагогов-практиков.
В ходе внедрения продукта проекта нами был проведён цикл занятий, способствующих реализации третьей, коррекционной, группы задач. Апробация продукта показала, что задания и наглядный материал соответствуют поставленным задачам и нуждаются лишь в небольшой корректировке отдельных деталей.
Собственные наблюдения показали, что по завершении апробационного периода заявленные нами коррекционно-развивающие задачи были реализованы не в полном объёме, так как для формирования навыка корректного употребления пространственной лексики у детей с ЗПР необходим более длительный срок. Тем не менее, у обучающихся целевой группы была выявлена положительная динамика речевого развития по формируемым нами компонентам, и при дальнейшем использовании УМК можно ожидать качественно-количественное развитие их лексикограмматического строя.
По завершении периода апробации представителями образовательной организации были представлены «Отзыв курирующего специалиста» и «Акт внедрения» (см. Приложение), согласно которым настоящий проект получил положительную оценку.
Данные контрольного среза позволяют говорить о том, что продукт проекта имеет практическую ценность и может быть использован в работе с младшими школьниками с ЗПР в рамках различных типов занятий. Таким образом, цель проекта нами достигнута и поставленные задачи реализованы.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г. Регистрационный № 35847 [Электронный ресурс] - URL http://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 24.10.19)
2. Аббасов, М.Г. Практическое овладение учащимися вспомогательной школы пространственной ориентировкой [Текст] / М.Г. Аббасов // Научно-методический журнал «Дефектология»; №3/1971. - С. 70-73.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / К.С. Лебединская. - М.: Педагогика, 1982. - 128 с.
4. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 1964. - 303 с.
5. Бабенкова, Р.Д. Пространственная организация движений учащихся вспомогательной школы [Текст] / Р.Д. Бабенкова, С.Ю. Юровский // Научно-методический журнал «Дефектология»; №3/1971. - С. 30-32.
6. Бабина, Е.С. Развитие пространственных представлений в системе логопедической работы по формированию лексики у дошкольников с функциональным нарушением зрения [Текст] / Е.С. Бабина // Научнометодический журнал «Дошкольное воспитание»; №10/2012 - С. 101108
7. Брюховских, Л.А. Нарушение грамматических структур у детей с дизартрией. Диагностика и коррекция [Текст]: Монография / Л.А. Брюховских. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. - 150 с.
8. Брюховских, Л.А. Формирование предложных конструкций у младших
школьников с общим недоразвитием речи [Текст]: Монография / Л.А. Брюховских. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им.
В.П. Астафьева, 2015. - 196 с.
9. Виноградов-Савченко, В.В. Реабилитация детей с задержкой
психического развития [Текст]: Методическое пособие /
В.В. Виноградов-Савченко. - Омск: БУ РЦДП. - 2015. - 45 с.
10. Вовчик-Блакитная, М.В. Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного и школьного возраста [Текст] / М.В. Вовчик-Блакитная. - М.: Просвещение, 1973. - 125 с.
11. Галкина, О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе [Текст] / О.И. Галкина. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 89 с.
12. Горбачева, Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы [Текст] / Л.С. Горбачева // Научно-методический журнал «Дефектология»; №3/1991. - С. 36-38.
13. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: Методическое пособие / О.Е. Грибова. - М.: АРКТИ, 2017. - 80 с.
14. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред.
Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.: ил.
15. Домашний логопед: Полный справочник [Текст] / О.Д. Абрамович, О.Ю. Артапухина, О.П. Астафьева - М.: Эксмо, 2007. - 496 с.
... всего 66 источников