Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития связной речи младших школьников 6
1.1. Речь как психический процесс 6
1.2. Особенности связной речи младших школьников 12
1.3 Подходы к развитию речи учащихся 19
1.4. Комбинаторика и лингвистические множества 39
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Экспериментальное исследование связной речи учащихся 43
2.1. Анализ результатов констатирующего среза 43
2.2. Упражнения с элементами комбинаторики
как средство развития связной письменной речи 52
2.3. Результаты экспериментального обучения 62
Выводы по второй главе 72
Заключение 73
Список литературы 75
Приложение
Проблемы личностного и интеллектуального развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи. Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника.
Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию речевой компетенции. В этой связи задачей современной школы является достижение наиболее эффективной общественной формы организации учебной деятельности детей [20].
Проблеме становления речевой деятельности школьников всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития учащихся, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной устной и письменной речи младших школьников [19].
В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение связной речи, поиск соответствующих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей. Они овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо развитой связной речевой деятельности детей, для выражения своих мыслей. Этим объясняется актуальность темы, определяется выбор проблемы, объекта и предмета исследования.
По определению М. Львова, "под связной речью» понимается речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой". Работа над связной речью развивает у детей необходимую способность распределять своё внимание, направлять его одновременно на несколько видов деятельности [25].
Проблемы речевой деятельности привлекают внимание учёных. Об этом говорит поток научных исследований. Работы Ладыженской Т.А, Леонтьева А.А, Выготского Л.С, Рубинштейна С.Л и др. позволяют создавать научно обоснованные предпосылки для выявления условий индивидуализации в развитии речевой деятельности у детей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен [10].
В связи с этим большое значение приобретает современная и методически грамотно организованная работа по развитию речи. Формирование полноценного речевого развития младших школьников является важнейшим направлением процесса обучения. Это объясняет актуальность избранной темы.
В свете требований современных образовательных стандартов выбор упражнений для уроков русского языка, в том числе и речевых, должен регламентироваться направленностью на достижение не только предметных, но и метапредметных результатов, такими потенциальными возможностями обладают, на наш взгляд, упражнения с элементами комбинаторики.
Цель работы: выявить эффективность упражнений с элементами комбинаторики в процессе развития связной письменной речи.
Объект исследования: процесс развития связной письменной речи младших школьников.
Предмет исследования: речевые упражнения с элементами комбинаторики.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по данной проблеме;
- выявить характер речевых ошибок в письменной речи младших школьников;
- установить уровень речевого развития испытуемых;
-разработать комплекс упражнений с элементами комбинаторики;
- осуществить апробацию разработанного комплекса упражнений.
Гипотеза: использование на уроках русского языка упражнений с элементами комбинаторики будет способствовать развитию связной письменной речи младших школьников.
При написании выпускной работы были использованы следующие методы исследования:
- анализ теоретических источников,
- анализ репродуктивных письменных работ учащихся,
- формирующий эксперимент,
- обработка результатов исследования.
База исследования: школа № 4 п. Краснокаменска.
Формирование полноценного речевого развития младших школьников является важнейшим направлением процесса обучения. Это объясняет актуальность избранной темы.
Анализ теоретических источников по проблеме исследования показал, что существует множество подходов к организации процесса развития связной письменной речи учащихся; выделяются многочисленные параметры: содержательность, логичность, точность, правильность, связность, средняя длина фразы, вы-разительность, ясность. Из всего многообразия параметров мы в своем исследовании остановились на трёх, представленных в работе Ляудис, Негурэ И. П. («Психологические основы формирования письменной речи у младших школь-ников»): средняя длина фразы, связность и правильность.
В соответствии с параметрами в качестве основного метода исследования был выбран анализ репродуктивных письменных работ учащихся. Результаты констатирующего среза, проведенного в третьих классах с целью исследования исходного уровня развития речи младших школьников, подтвердили актуальность проблемы исследования, т.к они продемонстрировали низкие показатели по исследуемым параметрам.
Для коррекции полученных результатов была разработана программа эксперимента, содержащая упражнения с элементами комбинаторики.
Выбор данных упражнений в качестве предмета исследования был обусловлен не только потенциальным влиянием на исследуемые параметры, но и влиянием на метапредметные результаты образовательного процесса. В комплекс вошли упражнения на размещение, перестановку, сочетание элементов.
Итоговый срез, проведенный с учетом тех же параметров, что и на этапе констатирующего среза, продемонстрировал позитивные изменения в показателях речевого развития как в контрольном, так и в экспериментальном классах. Однако в экспериментальном классе положительная динамика по всем исследуемым параметрам оказалась более выраженной.
Таким образом, выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза была подтверждена.
1. Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной школе (методика и практика преподавания) / Серия «Книга для учителя». - Ро- стов-н/Д: Феникс, 2003 - 320 с.
2. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000,№4. -С.35-39.
3. Бакулина, Г.А. Использование коллективных интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка.// Начальная школа. 2003. -№1. - с.32-38.
4. Банщикова, Г.И., Черняева, В.Д. Развитие речи. - СПб.: "Папирус", 2007. - с.208
5. Баранов, М.Т., Ладыженская, Т.А., Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка. - М.: Просвещение, 1990. - с.228-368.
6. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа. 2003. -№4. -с.47-51.
7. Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников. // Начальная школа. 2003. - №10. - с.41-44.
8. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983.
9. Влавацкая М. В. Теоретические проблемы комбинаторной лингвистики. Лексикология. Лексикография : монография / М. В. Влавацкая. — Новосибирск: НГТУ, 2011.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь. // Избр. психолог. исследования. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.
11. Гончарова, Л.О. Нетрадиционные приемы развития связной речи.// Начальная школа. 1998. - №7. - с. 28-30.
12. Демичева, В.В. Текст - модель и работа с ним на уроках русского языка. // Начальная школа. 1994. - №11. - с.35-38.
13. Речь, язык, коммуникации (совм. с Н.Д.Павловой) в Справочник по психологии под ред. В.Н.Дружинина. - М., 1998.
14. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982.
15. Беседы с учителем. Четвертый класс четырехлетней начальной школы (Под ред. Л.Е. Журовой). - М.: Вентана - Граф, 2008. - с.480.
16. Зимняя, И.А. Детская психология. - М., 1989. - с. 133.
17. Иванкина, Н.К. О лингвистической подготовке учителя к работе над развитием речи младших школьников. // Начальная школа. 2007. - №10. - с.54-58.
18. Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. -М.: 1998.
19. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения, М., 1998.
20. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. - М., 1973. с.5
21. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка.- М., 1991
22. Ладыженская, Т.А. Речевые секреты. - М., 1992. - 144 с.
23. Леонтьев, А.А. Психологические основы обучения русскому языку как иностранному. // Зарубежному преподаванию русского языка. - М., 1977. с.5
24. Локтионова, И.Ю. Предварительное знакомство первоклассников с некоторыми лингвистическими понятиями. // Начальная школа. 1990. - №10. - с.17-20.
25. Львов, М.Р. Язык и речь. // Начальная школа. 2007. - №1. - с.83-88.
26. Львов, М.Р. Речевое развитие человека. // Начальная школа. 2000. - №6.- с. 103-104.
27. Львов, М.Р. Словарь - справочник по методике русского языка. - М.,1989.
28. Львов, М.Р. Школа творческого мышления. - М., 1997. - с.240.
29. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М., 1985. с.176.
30. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987.
31. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М.: Международная педагогическая академия, 1994;
32. Маковский М.М. Лигвистическая комбинаторика: Опыт топологической стратификации языковой структуры. - М.: КомКнига, 2006.
33. Максимук Н.Н.Сборник изложений по русскому языку: 2-4 кл.Для шк. С рус. Яз. Обучения; Пособие для учителя. - М.: Дом педагогики, 1998.- 160 с.
34. Меркулова А. Ю. Некоторые виды работ по развитию речи на уроках русского языка// Начальная школа. - 1996. - №1. - С. 30 -33.
35. Морозов, А.В. Основы психологии. - М.: Академический Проект, 2005.
36. Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения. - М.: Просвещение, 1984. - 184с.
37. Никулина, Л.И. Нетрадиционные приемы развития устной речи. // Начальная школа. 1994. - №8. - с.57-58.
38. Панина, Г. Речевая ритмика. // Начальная школа. 2007. - № 41. - с.13¬14.
39. Плюскина, Е.М. Упражнение по развитию речи и улучшению техники чтения. // Начальная школа. 2007. - №7. - с.99-100.
40. Политова, Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1984. с.191.
41. Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования. Начальная школа. 2003, №11. 14-23с.
42. Рубинштейн С. Л. Основы общей психолингвистики. Т. 1. - М., 1989.
43. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: сборник методических задач, М., 1994.
44. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения, М., 1994.
45. Сухин, И.Г. Занимательные материалы. - М.: ВАКО, 2004. - с.240.
46. Устименко, И.А. Речевой урок русского языка в начальных классах. // Начальная школа. 1994. - №11. - с.31-35.
47. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи, М., 2000.
48. Чернова, Г.Б. Развитие речи учащихся - одно из основных задач начального образования. // Начальная школа. 2008. - №7. - с. 15.
49. Ярцева, В.Н. Лингвистический Энциклопедический словарь. - М.,
1990.