Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности поведения в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте

Работа №15570

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1468
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. КОНФЛИКТ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКА 7
1.1. Сущность и понятие конфликта 7
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 16
1.3. Конфликтность как характерная черта подросткового возраста 22
Выводы по первой главе 28
Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 30
2.1. Методы и приемы психологического исследования конфликтов 30
2.2. Исследование конфликтности у подростков 34
2.3. Анализ полученных результатов 42
Выводы по 2 главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 55

В настоящее время такая проблема, как конфликтное поведение подростка,затронула практически каждую семью. Это обуславливает актуальность нашей работы, так как в школе ученики зачастую испытывают трудности в общении как с одноклассниками, так и с учителями. Именно подростковый возраст характеризуется достаточно частыми проявлениями конфликтного поведения.Подросток подобным образом пытается утвердить свою позицию как в отношениях со взрослыми, так и в отношениях с товарищами. На наш взгляд, именно этот период жизни человека следует считать самым сложным, усугубляющимся кризисом подросткового возраста. В этот период подросток уже выходит за рамки детского возраста, но еще недостаточно опытен, чтобы вступить во взрослую жизнь, он находится на границе между детством и взрослой жизнью, именно в этот момент происходит становление и осознание себя как личности.
Возможны два варианта протекания кризиса: «кризис независимости», который характеризуется негативизмом, бунтарством, наглостью, упрямством, ревностью; «кризис зависимости», характеризующийся послушанием, несамостоятельностью, стремлением быть как все, инфантильностью.В связи с этим подросток ощущает внутренние психологические изменения, в связи с которыми он пробует переступить грань и начать взрослую жизнь. Это проявляется в противоречивости общения. По сути, подросток уже в состоянии взаимодействовать со взрослыми на равных, но эта возможность у него отсутствует. В то же время ощущается напряженность в отношении со сверстниками, поскольку интересы подростков начинают разниться, в круг общения добавляются более взрослые подростки.
Подростковые конфликты могут иметь самые разнообразные причины, и в большинстве случаев, чтобы разрешить конфликтную ситуацию, подроскам необходима помощь и совет взрослого человека.
В процессе работы мы опирались на исследования ряда ученых: Д.И.Фельдштейна, А.Бандуры, Р. Уолтерса, Л.П.Бельского, И.А.Невского, С.А.Беличевой, А.Я Анцупова, И. Е. Ворожейкина, Т. В. Драгуновой, А.Я Кибанова, А. А. Реана, А. И. Шипилова, А.Г. Здравомыслова, Б.И. Хасана, Т.С. Смирновой, А.А. Ручкиной, В.И.Журавлева, В.А. Крутецкого, А.М.Белопольской, Т.В.Корниловой и др.
Объект исследования- поведение в конфликтной ситуации.
Предмет исследования- особенности поведения в конфликтной ситуации детей подросткового возраста.
Целью нашей работы является изучение особенностей поведения в конфликтной ситуации детей подросткового возраста.
Исходя из цели, был сформирован ряд задач:
1. Теоретически обосновать проблему исследования.
2. Выявить особенности поведения в конфликтной ситуации детей подросткового возраста.
3. Сформулировать рекомендации по оптимизации поведения в конфликтных ситуациях детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования-для подростков характерен выбор различных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования);
2) эмпирические (наблюдение, тестирование);
3) методы описательной обработки данных.
База экспериментального исследования- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34».
Практическая значимость исследования.Данное исследование может активно использоваться педагогами и воспитателями школ для оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также психологами-с целью составления различных программ по психокоррекционной работе с подростками.
Апробация результатов исследования.Основные положения исследования обсуждены:
1) на заседании кафедры педагогики и психологии;
2) на Всероссийской заочной научно-практической студенческой конференции «Развитие личности в образовательном пространстве: проблемы и перспективы», которая состоялась 18 мая 2018 года на базе ФГБОУ ВО «АГГПУ имени В.М. Шукшина»;
3) на Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики», которая состоялась 07 июня 2018 года на базе КГБПОУ «Бийский промышленно-технологический колледж»;
4) Результаты исследования и рекомендации по оптимизации поведения в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте переданы администрации МБОУ «СОШ №34».
Структура работы.Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время из наиболее остро стоящих проблем среди родителей и учителей следует выделить повышенную конфликтность и агрессивность детей подросткового возраста. Подростковый возраст является одним из кризисов, с которым сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Психологи отмечают связь этого кризиса с половым созреванием. У детей начинается интенсивный рост организма, все системы в организме соответственно функционируют как у взрослых. Из-за такой резкой перестройки дети испытывают в дискомфорт, и, соответственно, это отражается во всех психических функциях. Для компенсации внутренней дисгармоничности ребенок пытается выплеснуть это наружу. В связи с этим в таком сложном возрасте у подростков отмечается проявление протестующего характера по отношению к окружающим, дисгармоничности в строении личности, а также агрессивности, повышенной тревожности, жестокости. То есть, в подростковом возрасте из-за сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления конфликтности и агрессивности.
Конфликт представляет собой характеристику взаимодействия, в которой действия, которые не могут сосуществовать в неизменном виде, начинают взаимодетерминировать и взаимозаменять друг друга, для чего требуется специальная организация. В то же время любой конфликт является актуализировавшимся противоречием, то есть воплощенными во взаимодействии противостоящими ценностями, установками, мотивами. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет. Конфликт характеризуется противодействием в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативным отношением друг к другу. Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом. В основе конфликта лежат противоположно направленные действия его участников. Эти действия реализуют скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Видимая социальная реальность конфликта состоит из чередования взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента.
Для подросткового возраста характерна конфликтность. Следует отметить тесную взаимосвязь физиологических особенностей подросткового возраста с развитием психики. Появление психических новообразований связано со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь.Для подросткового возраста характерна повышенная возбудимость, неустойчивость эмоций и поведения, подросткам сложно контролировать себя, им свойственна эмоциональность и нестабильность, в связи с чем происходит повышение агрессивности и конфликтности, что связано со спецификой протекания данного возрастного периода. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. Именно поэтому изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене является весьма актуальным в данный момент.
В результате проведенного исследования мы выяснили основные виды агрессивного поведения, а также выявили уровень агрессивности и враждебности, а также определили доминирующие стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков. Изучение конфликтности подростков показало, что они обладают высоким уровнем вербальной, физической, косвенной агрессии, а также раздражимости, что вызывает у них чувство вины. В конфликтных ситуациях 27% подростков выбирают стратегию соперничества, что усугубляет конфликт и может приводить к разрыву отношений. В соответствии с выявленными особенностями поведения подростков были даны общие рекомендации для родителей и учителей, необходимые для профилактики и урегулирования конфликтов.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что для подростков характерен выбор различных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, - подтвердилась.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: Издательство Юрайт , 2014. - 811 с. - ISBN 978-5-9916-42.
2. Андреев, В.И. Основы педагогической конфликтологии [Текст]/ В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013.-500 с.- ISBN 5¬93962-093-7.
3. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе [Текст]/ А.Я. Анцупов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с. - ISBN 5¬691-01057-3.
4. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога: 2-е изд. [Текст]/А.Я. Анцупов,А.И. Шипилов.- СПб.: Питер, 2006. - 526 с. - ISBN 5-469-01216-6
5. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст]/ Пер. с англ., М. Брянцевой и Б.Красовского. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
6. Беличева, С.А. Психологическое обеспечение охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних [Текст]/ С.А.Беличева.- М. РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 2003.¬196 с.
7. Белопольская, Н.Л.Самосознание проблемных подростков [Текст]/ Н.Л. Белопольская, С.Р.Иванова, Е.В. Свистунова, Е.М. Шафирова.- М.: Изд-во Институт психологии ,2007.- 332 с.- ISBN 978-5-9270-0111-8.
8. Бородкин, Ф.М.Внимание: конфликт [Текст]: учебное пособие/Ф.М. Бородкин, Н.М.Коряк. - Новосибирск: Наука, 1989. - 189 с.
9. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. - М.: Изд. Центр Академия, 2002. - 416 с.
10. Волков, Б.С. Психология подростка [Текст]/ Б.С. Волков.- М.: Академический Проект, 2017. - 240 с. - ISBN 978-5-8291-2542-4.
11. Выготский, Л.С. Психология развития человека[Текст]/ Л.С. Выготский.- М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.- ISBN 5-699-13728-9.
12. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст]/ Н.В. Гришина.- СПб.: Питер, 2002.- 464 с.- ISBN 5-314-00115-2.
13. Дьяченко, М.И.Психологический словарь-справочник [Текст]/
М.И. Дьяченко, Л.А.Кандыбович. - М.: АСТ, 2001. - 576 с.-ISBN 985-13-0219¬8
14. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии [Текст]:учебник/ В. И. Журавлев. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995.- 184 с.
15. Зайцев, А.К. Социальный конфликт[Текст]/ А.К. Зайцев.-М/Academia, 2001.- 464 с.-ISBN 5-87444-133-6.
16. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликтов [Текст]/ А.Г. Здравомыслов.- М.: Аспект-Пресс, 1996. - 317 с.-ISBN 5-7567-0112-5.
17. Катаева-Венгер, А.А. Трудный возраст: подростки сегодня [Текст]: пособие для учителей и родителей/ А. А. Катаева-Венгер.- М. : Школьная Пресса, 2002. - 112с.- ISBN 5-921901-01-6.
18. Конфликтология [Текст]/ Под ред. А.С. Кармина.- СПб.: Издательство Лань, 1999.-448 с.- ISBN 5-8114-0130-2.
19. Корнилова, Т.В. Подростки групп риска [Текст]/Т.В. Корнилова. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.- ISBN 5-469-00087-7.
20. Корчагина, Ю.И. Агрессивные дети. Здоровье детей [Текст]/Ю.И.Корчагина// Приложение к газете «1 сентября», 2008.- №2. - С. 16-18.
21. Кроник, А.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений [Текст]/ А.А. Кроник, Е.А. Кроник. - М.: Мысль, 1989. - 204 с.
22. Крутецкий, В.А. Психология подростка [Текст]/ В.А.Крутецкий, Н.С. Лукин.- М.: Просвещение, 1965. - 314 с.
23. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]:учебное пособие для студентов высших учебных заведений/И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.- М.: ТЦ Сфера, 2001. - 464 с.-
ISBN 5-89144-162-4.
24. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности [Текст]/ Д.А. Леонтьев.- М.: Смысл, 1993.- 43 с.- ISBN 5-85494-012-4.
25. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст]:учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Лидерс.- М.: Академия, 2001.- 256 с.
26. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]/ М.И. Лисина.- М.: Педагогика, 1986. - 144с.
27. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]: учебник для студ. высш. учеб.заведений. - 10-е изд., перераб. и доп./ В.С.Мухина.- М.: Академия,2006. - 608 с.- ISBN 5-7695-2648-3.
28. Невский, И.А. «Трудное» детство, его причины, признаки и формы проявления [Текст] / И.А. Невский // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. - 1970.- № 4.1.- С. 5-17.
29. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности[Текст]/В.А. Петровский.- Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996. - 512 с.
30. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. пед. заведений/ К.Н.Поливанова. - М.: Издат. центр, 2000. -184 с.
31. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста[Текст]/ К.Н.Поливанова// Вопросы психологии. - 1996.- № 1. - С.8¬23.
32. Психология современного подростка [Текст]/ Под ред. Д.И.Фельдштейна.- М.: Педагогика, 1987.- 240 с.
33. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная [Текст]/ Отв. ред. Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1990.- 224 с.- ISBN 5-02-013335-3.
34. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков [Текст]: учебное пособие/ Л.М. Семенюк.- М.: Флинта, 1998. - 96с.- ISBN 5-89349-113-0.
35. Скутина, Т.В. Конфликт как механизм развития отношений с близким сверстником в подростковом возрасте [Текст]/ Т.В. Скутина// Педагогика развития: Содержание образования как проблема. Материалы 6-й научно-практической конференции. - Красноярск, 1999.
36. Степанский, В.И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения [Текст]/ В.И. Степанский // Вопросы психологии. - 1991.- №5. - С.22-25.
37. Словарь практического психолога [Текст]/ Сост. С.Ю. Головин. - Минск:
Харвест, 1998. - 800 с.- ISBN 985-433-167-9.
38. Хасан, Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность [Текст]/ Б. И. Хасан. - Красноярск : Фонд ментал. здоровья, 1996. - 157 с.
39. Хасан, Б.И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров [Текст]: учебное пособие/ Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов.- Красноярск; Москва, 2001. - 236 с.-ISBN 5-93085-007-0.
40. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст]/ Д.Б.Эльконин.- М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 416 с.- ISBN 5-89395-045-3.
41. Эрик Г., Эриксон. Детство и общество [Текст]/Изд.2-е, перераб. и дополн. /Пер. с англ. -СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.- 592 с.- ISBN 5-7841-0070-Х.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ