Особенности поведения в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. КОНФЛИКТ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКА 7
1.1. Сущность и понятие конфликта 7
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 16
1.3. Конфликтность как характерная черта подросткового возраста 22
Выводы по первой главе 28
Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 30
2.1. Методы и приемы психологического исследования конфликтов 30
2.2. Исследование конфликтности у подростков 34
2.3. Анализ полученных результатов 42
Выводы по 2 главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Глава I. КОНФЛИКТ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКА 7
1.1. Сущность и понятие конфликта 7
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 16
1.3. Конфликтность как характерная черта подросткового возраста 22
Выводы по первой главе 28
Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 30
2.1. Методы и приемы психологического исследования конфликтов 30
2.2. Исследование конфликтности у подростков 34
2.3. Анализ полученных результатов 42
Выводы по 2 главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
В настоящее время такая проблема, как конфликтное поведение подростка,затронула практически каждую семью. Это обуславливает актуальность нашей работы, так как в школе ученики зачастую испытывают трудности в общении как с одноклассниками, так и с учителями. Именно подростковый возраст характеризуется достаточно частыми проявлениями конфликтного поведения.Подросток подобным образом пытается утвердить свою позицию как в отношениях со взрослыми, так и в отношениях с товарищами. На наш взгляд, именно этот период жизни человека следует считать самым сложным, усугубляющимся кризисом подросткового возраста. В этот период подросток уже выходит за рамки детского возраста, но еще недостаточно опытен, чтобы вступить во взрослую жизнь, он находится на границе между детством и взрослой жизнью, именно в этот момент происходит становление и осознание себя как личности.
Возможны два варианта протекания кризиса: «кризис независимости», который характеризуется негативизмом, бунтарством, наглостью, упрямством, ревностью; «кризис зависимости», характеризующийся послушанием, несамостоятельностью, стремлением быть как все, инфантильностью.В связи с этим подросток ощущает внутренние психологические изменения, в связи с которыми он пробует переступить грань и начать взрослую жизнь. Это проявляется в противоречивости общения. По сути, подросток уже в состоянии взаимодействовать со взрослыми на равных, но эта возможность у него отсутствует. В то же время ощущается напряженность в отношении со сверстниками, поскольку интересы подростков начинают разниться, в круг общения добавляются более взрослые подростки.
Подростковые конфликты могут иметь самые разнообразные причины, и в большинстве случаев, чтобы разрешить конфликтную ситуацию, подроскам необходима помощь и совет взрослого человека.
В процессе работы мы опирались на исследования ряда ученых: Д.И.Фельдштейна, А.Бандуры, Р. Уолтерса, Л.П.Бельского, И.А.Невского, С.А.Беличевой, А.Я Анцупова, И. Е. Ворожейкина, Т. В. Драгуновой, А.Я Кибанова, А. А. Реана, А. И. Шипилова, А.Г. Здравомыслова, Б.И. Хасана, Т.С. Смирновой, А.А. Ручкиной, В.И.Журавлева, В.А. Крутецкого, А.М.Белопольской, Т.В.Корниловой и др.
Объект исследования- поведение в конфликтной ситуации.
Предмет исследования- особенности поведения в конфликтной ситуации детей подросткового возраста.
Целью нашей работы является изучение особенностей поведения в конфликтной ситуации детей подросткового возраста.
Исходя из цели, был сформирован ряд задач:
1. Теоретически обосновать проблему исследования.
2. Выявить особенности поведения в конфликтной ситуации детей подросткового возраста.
3. Сформулировать рекомендации по оптимизации поведения в конфликтных ситуациях детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования-для подростков характерен выбор различных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования);
2) эмпирические (наблюдение, тестирование);
3) методы описательной обработки данных.
База экспериментального исследования- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34».
Практическая значимость исследования.Данное исследование может активно использоваться педагогами и воспитателями школ для оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также психологами-с целью составления различных программ по психокоррекционной работе с подростками.
Апробация результатов исследования.Основные положения исследования обсуждены:
1) на заседании кафедры педагогики и психологии;
2) на Всероссийской заочной научно-практической студенческой конференции «Развитие личности в образовательном пространстве: проблемы и перспективы», которая состоялась 18 мая 2018 года на базе ФГБОУ ВО «АГГПУ имени В.М. Шукшина»;
3) на Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики», которая состоялась 07 июня 2018 года на базе КГБПОУ «Бийский промышленно-технологический колледж»;
4) Результаты исследования и рекомендации по оптимизации поведения в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте переданы администрации МБОУ «СОШ №34».
Структура работы.Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Возможны два варианта протекания кризиса: «кризис независимости», который характеризуется негативизмом, бунтарством, наглостью, упрямством, ревностью; «кризис зависимости», характеризующийся послушанием, несамостоятельностью, стремлением быть как все, инфантильностью.В связи с этим подросток ощущает внутренние психологические изменения, в связи с которыми он пробует переступить грань и начать взрослую жизнь. Это проявляется в противоречивости общения. По сути, подросток уже в состоянии взаимодействовать со взрослыми на равных, но эта возможность у него отсутствует. В то же время ощущается напряженность в отношении со сверстниками, поскольку интересы подростков начинают разниться, в круг общения добавляются более взрослые подростки.
Подростковые конфликты могут иметь самые разнообразные причины, и в большинстве случаев, чтобы разрешить конфликтную ситуацию, подроскам необходима помощь и совет взрослого человека.
В процессе работы мы опирались на исследования ряда ученых: Д.И.Фельдштейна, А.Бандуры, Р. Уолтерса, Л.П.Бельского, И.А.Невского, С.А.Беличевой, А.Я Анцупова, И. Е. Ворожейкина, Т. В. Драгуновой, А.Я Кибанова, А. А. Реана, А. И. Шипилова, А.Г. Здравомыслова, Б.И. Хасана, Т.С. Смирновой, А.А. Ручкиной, В.И.Журавлева, В.А. Крутецкого, А.М.Белопольской, Т.В.Корниловой и др.
Объект исследования- поведение в конфликтной ситуации.
Предмет исследования- особенности поведения в конфликтной ситуации детей подросткового возраста.
Целью нашей работы является изучение особенностей поведения в конфликтной ситуации детей подросткового возраста.
Исходя из цели, был сформирован ряд задач:
1. Теоретически обосновать проблему исследования.
2. Выявить особенности поведения в конфликтной ситуации детей подросткового возраста.
3. Сформулировать рекомендации по оптимизации поведения в конфликтных ситуациях детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования-для подростков характерен выбор различных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования);
2) эмпирические (наблюдение, тестирование);
3) методы описательной обработки данных.
База экспериментального исследования- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34».
Практическая значимость исследования.Данное исследование может активно использоваться педагогами и воспитателями школ для оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также психологами-с целью составления различных программ по психокоррекционной работе с подростками.
Апробация результатов исследования.Основные положения исследования обсуждены:
1) на заседании кафедры педагогики и психологии;
2) на Всероссийской заочной научно-практической студенческой конференции «Развитие личности в образовательном пространстве: проблемы и перспективы», которая состоялась 18 мая 2018 года на базе ФГБОУ ВО «АГГПУ имени В.М. Шукшина»;
3) на Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики», которая состоялась 07 июня 2018 года на базе КГБПОУ «Бийский промышленно-технологический колледж»;
4) Результаты исследования и рекомендации по оптимизации поведения в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте переданы администрации МБОУ «СОШ №34».
Структура работы.Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В настоящее время из наиболее остро стоящих проблем среди родителей и учителей следует выделить повышенную конфликтность и агрессивность детей подросткового возраста. Подростковый возраст является одним из кризисов, с которым сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Психологи отмечают связь этого кризиса с половым созреванием. У детей начинается интенсивный рост организма, все системы в организме соответственно функционируют как у взрослых. Из-за такой резкой перестройки дети испытывают в дискомфорт, и, соответственно, это отражается во всех психических функциях. Для компенсации внутренней дисгармоничности ребенок пытается выплеснуть это наружу. В связи с этим в таком сложном возрасте у подростков отмечается проявление протестующего характера по отношению к окружающим, дисгармоничности в строении личности, а также агрессивности, повышенной тревожности, жестокости. То есть, в подростковом возрасте из-за сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления конфликтности и агрессивности.
Конфликт представляет собой характеристику взаимодействия, в которой действия, которые не могут сосуществовать в неизменном виде, начинают взаимодетерминировать и взаимозаменять друг друга, для чего требуется специальная организация. В то же время любой конфликт является актуализировавшимся противоречием, то есть воплощенными во взаимодействии противостоящими ценностями, установками, мотивами. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет. Конфликт характеризуется противодействием в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативным отношением друг к другу. Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом. В основе конфликта лежат противоположно направленные действия его участников. Эти действия реализуют скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Видимая социальная реальность конфликта состоит из чередования взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента.
Для подросткового возраста характерна конфликтность. Следует отметить тесную взаимосвязь физиологических особенностей подросткового возраста с развитием психики. Появление психических новообразований связано со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь.Для подросткового возраста характерна повышенная возбудимость, неустойчивость эмоций и поведения, подросткам сложно контролировать себя, им свойственна эмоциональность и нестабильность, в связи с чем происходит повышение агрессивности и конфликтности, что связано со спецификой протекания данного возрастного периода. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. Именно поэтому изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене является весьма актуальным в данный момент.
В результате проведенного исследования мы выяснили основные виды агрессивного поведения, а также выявили уровень агрессивности и враждебности, а также определили доминирующие стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков. Изучение конфликтности подростков показало, что они обладают высоким уровнем вербальной, физической, косвенной агрессии, а также раздражимости, что вызывает у них чувство вины. В конфликтных ситуациях 27% подростков выбирают стратегию соперничества, что усугубляет конфликт и может приводить к разрыву отношений. В соответствии с выявленными особенностями поведения подростков были даны общие рекомендации для родителей и учителей, необходимые для профилактики и урегулирования конфликтов.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что для подростков характерен выбор различных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, - подтвердилась.
Конфликт представляет собой характеристику взаимодействия, в которой действия, которые не могут сосуществовать в неизменном виде, начинают взаимодетерминировать и взаимозаменять друг друга, для чего требуется специальная организация. В то же время любой конфликт является актуализировавшимся противоречием, то есть воплощенными во взаимодействии противостоящими ценностями, установками, мотивами. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет. Конфликт характеризуется противодействием в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативным отношением друг к другу. Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом. В основе конфликта лежат противоположно направленные действия его участников. Эти действия реализуют скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Видимая социальная реальность конфликта состоит из чередования взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента.
Для подросткового возраста характерна конфликтность. Следует отметить тесную взаимосвязь физиологических особенностей подросткового возраста с развитием психики. Появление психических новообразований связано со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь.Для подросткового возраста характерна повышенная возбудимость, неустойчивость эмоций и поведения, подросткам сложно контролировать себя, им свойственна эмоциональность и нестабильность, в связи с чем происходит повышение агрессивности и конфликтности, что связано со спецификой протекания данного возрастного периода. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. Именно поэтому изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене является весьма актуальным в данный момент.
В результате проведенного исследования мы выяснили основные виды агрессивного поведения, а также выявили уровень агрессивности и враждебности, а также определили доминирующие стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков. Изучение конфликтности подростков показало, что они обладают высоким уровнем вербальной, физической, косвенной агрессии, а также раздражимости, что вызывает у них чувство вины. В конфликтных ситуациях 27% подростков выбирают стратегию соперничества, что усугубляет конфликт и может приводить к разрыву отношений. В соответствии с выявленными особенностями поведения подростков были даны общие рекомендации для родителей и учителей, необходимые для профилактики и урегулирования конфликтов.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что для подростков характерен выбор различных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, - подтвердилась.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ
СИТУАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Связь социального интеллекта и поведенческого стиля в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Связь уровня сформированности эго-идентичности с поведением в конфликтных ситуациях лиц юношеского возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ С ПОМОЩЬЮ
РЕФЛЕКСИВНОГО ТРЕНИНГА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Связь ценностных ориентаций со стратегиями поведения в конфликтных ситуациях у подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Взаимосвязь стиля поведения в конфликтной ситуации и психологических механизмов защиты личности в юношеском возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ KOНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2024 - Разработка модели конфликтной компетентности подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



