Введение 3
1. Особенности развития скоростно-силовых способностей у теннисистов среднего школьного возраста на этапе углубленной специализации
1.1. Характеристика скоростно-силовых способностей 7
1.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности 14
детей среднего школьного возраста
1.3. Сенситивные периоды развития скоростно-силовых способностей
1.4. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей у теннисистов
1.5.Основы технической подготовки теннисистов 35
1.6. Комплексы упражнений для развития скоростно-силовых 46
способностей у детей, занимающихся настольным теннисом
1.7. Физиологические особенности переработки информации у спортсменов разного возраста
2. Методы и организация исследования 56
2.1. Методы исследования 56
2.2. Организация исследования 59
3. Разработка, обоснование и проверка программы развития 62
скоростно-силовых способностей теннисистов 12-13 лет на этапе учебно-тренировочного процесса
3.1. Разработка и теоретическое обоснование программы развития 62
скоростно-силовых способностей в настольном теннисе
3.2 Опытно-экспериментальная работа по результатам программы 66
Выводы 72
Список использованных источников 74
Приложение 1 80
Приложение 2 81
Настольный теннис - один из самых увлекательных видов спорта, способствующий всестороннему и гармоничному физическому развитию человека. В то же время это сложный атлетический вид спорта с разнообразной техникой, богатый тактическими вариантами, сложными игровыми комбинациями, требующий высокой общефизической, специальной физической и психологической подготовки (А.И. Шокин).
Основными задачами учебно-тренировочного процесса теннисистов являются: обучение приемам игры («школа» техники) и совершенствование их в тактических действиях; повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности, воспитание быстроты, гибкости, ловкости и специальной выносливости; обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и парным) и совершенствование их в игре; приобщение к соревновательной деятельности, приобретение соревновательного опыта, участие в районных и городских соревнованиях [46].
Актуальность работы заключается в том, что в настольном теннисе необходимо развивать скоростно-силовые способности это основа их подготовки, это средства, обеспечивающие достижение результатов и залог побед (А.В. Самсонов).
Эффективность роста скоростно-силовых способностей сильно отражается на игре в целом, это связано с тем, что спортсменам, чтобы выиграть очко в напряженной встрече, необходимо быстро передвигаться у стола. При приеме мяча игрок делает выпады, шаги, прыжки с одной ноги на другую, с двух ног на одну и прыжки двумя ногами (А.С. Фомичев).
Скорость и сила, вот те составляющие, которые входят в определение скоростно-силовые способности. При развитии скоростно-силовых способностей у спортсменов занимающихся настольным теннисом, необходимо применять такие упражнения, в которые входят скорость и сила, как одно целое [25].
Иванов В.С. отмечает, что развитие скоростно-силовых способностей у теннисистов сопряжено с рядом особенностей, связанных с ростом мастерства и развитием организма в целом [33].
Во-первых, развивая скоростно-силовые способности, необходимо учитывать специфику игры в настольный теннис. Поэтому излишние увлечения упражнениями на силу, может лишить движения эластичности, притупить остроту чувства мяча.
Во-вторых, в ходе развития различных функций организма существуют сенситивные периоды, когда прирост качеств происходит особенно интенсивно. Для прироста скоростно-силовых способностей, этот период находится в диапазоне 12-15 лет.
В-третьих, в тренировочном процессе развитие одного качества положительно сказывается на росте показателей других физических качеств, что обуславливает необходимость комплексного подхода к воспитанию физических качеств у теннисистов [33].
В качестве основных средств развития скоростно-силовых способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при котором значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода упражнения принято называть «скоростно-силовыми».
Центральная методическая проблема воспитания скоростно-силовых способностей - это проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движений. Трудность ее решения вытекают из того, что скорость движений и степень преодолеваемого отягощения связаны обратно пропорционально [38].
Многие специалисты [47; 53; 57] сходятся во мнении, что развитие скоростно-силовых способностей на учебно-тренировочном этапе создает хорошую базу для роста и повышения уровня спортивного мастерства и в последствии воспитания спортсменов высокого класса (Ю.Д. Железняк).
Цель исследования: теоретическая разработка и экспериментальное обоснование результативности использования программы для развития скоростно-силовых способностей у теннисистов 12-13 лет в ДЮСШ.
Задачи исследования:
1. Изучить в научной и методической литературе состояние проблемы исследования.
2. Разработать и теоретически обосновать программу развития скоростно-силовых способностей в учебно-тренировочном процессе с юными теннисистами.
3. Проверить в ходе педагогического эксперимента эффективность разработанной программы у теннисистов 12-13 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных теннисистов ДЮСШ на этапе углубленной специализации.
Предмет исследования: программа развития скоростно-силовых способностей у теннисистов.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Контрольные испытания.
4. Математическая обработка данных.
Гипотеза исследования: мы предположили что, разработанная нами программа эффективнее развивает скоростно-силовые способности юных теннисистов на учебно-тренировочном этапе, чем программа существующая сейчас.
Организация исследования: исследование проходило в 3 этапа.
На первом этапе (сентябрь 2015 - ноябрь 2015 г.г.) - проведены анализ и обобщение источников научно-методической литературы; сформулированы цель и задачи исследования, гипотеза и определены методы исследования.
На втором этапе (декабрь 2015 - март 2016 г.г.) - на предварительном тестировании был выявлен уровень скоростно-силовых способностей спортсменов, после чего проводились занятия с обеими группами с разной программой.
На третьем этапе (апрель 2016 г.) - подведены итоги педагогического эксперимента и оформлены результаты исследования.
Апробация и внедрение результатов работы:
1. «Развитие скоростно-силовых способностей у теннисистов на этапе углубленной специализации в ДЮСШ». Источник: Образование и социализация личности в современном обществе, сборник материалов с Международной научной конференции, посвященной памяти выдающегося ученого-педагога, доктора педагогических наук, профессора, члена- корреспондента Российской академии образования Марии Ивановны Шиловой (1933-2015) 09-11 июля 2016, Красноярский государственный университет им. В.П. Астафьева г. Красноярск.
222. «Правовые проблемы организации Всемирной универсиады в России». Источник: Научно-методический электронный журнал «Концепт». Сентябрь 2015. Издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании г. Киров.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения и трех глав, выводов, списка литературы. Работа содержит: 11 рисунков, 5 таблиц и 2 приложения.
1. В процессе изучения научной и методической литературы установлено, что действия, носящие скоростно-силовой характер, составляют значительную часть всех движений спортсмена, занимающегося настольным теннисом. В связи с этим, специалисты и практики в области настольного тенниса классифицировали все упражнения для развития скоростно-силовых качеств на три группы:
Первая: упражнения с преодолением сопротивлений, величина которого выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления силы повышается.
Вторая: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательной, скорость движений большая.
Третья: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательной, скорость движений околомаксимальная и выше.
2. Разработана экспериментальная программа развития скоростно-силовых способностей на занятиях с юными теннисистами 12-13 лет. Ее особенностью являются:
1) Включение в тренировочный процесс экспериментальной группы упражнений с внешними сопротивлениями: - упругих предметов (эспандеры, утяжелители, резиновые жгуты); - упражнений с противодействием партнера.
2) В экспериментальную программу были включены упражнения на тренажере «робот», которые были направлены на развитие специальных скоростно-силовых способностей, по сравнению с традиционной программой, эти упражнения максимально приближены к соревновательным.
3) Разработанная нами программа включает в себя специальные упражнения направленные на повышение технико-тактической подготовки спортсменов. Физическая подготовка является основной двигательной деятельности спортсмена, а техническая и тактическая подготовка остается средством реализации его физических возможностей.
3. Выявлено, что данные педагогического эксперимента показывают достоверно значимое улучшение показателей тестов у теннисистов 12-13 лет экспериментальной группы в течении эксперимента. Прирост в уровне развития скоростно-силовых способностей в экспериментальной группе, в процентном соотношении больше, по сравнению с приростом в контрольной группе. За период эксперимента результаты тестов в контрольной и экспериментальной группе повысились соответственно: имитация накатов справа и слева с утяжеленной ракеткой на 2,05 и 19,12%; в упражнении «квадрат» на 7,19 и 29,71%; в прыжке в длину с места на 5,51 и 12,01%.
Гипотеза нашего исследования подтверждена.
1. Амелин А.Н. Настольный теннис изд. 2-е / А.Н. Амелин, В.А. Пашнин.
- М.: Физкультура и спорт, 2011. - 168 с.
2. Амелин А.Н. Современный настольный теннис. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 187 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 213с.
4. Байгулов Ю.П. Настольный теннис: Вчера, сегодня, завтра / Ю.П. Байгулов. - М., 2010. - 108 с.
5. Барчукова Г.В. Физическая подготовка игроков: метод разработки для студентов специализации ГЦОЛИФКа / Г.В. Барчукова. - М., 2008. - 134 с.
6. Барчукова Г.В. Учись играть в настольный теннис / Г.В. Барчукова. - М., 1999.-95 с.
7. Барчукова Г.В. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства / Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев, О.В. Матыцин. - М.: Советский спорт, 2012. - 144 с.
8. Барчукова Г.В. Настольный теннис / Г.В. Барчукова. - М., 2013. - 175- 176 с.
9. Барчукова Г.В. Настольный теннис. Физическая подготовка игроков: метод, разработка для студентов ГЦОЛИФК / Г.В. Барчукова. - М., 1998. - 105 с.
10. Барчукова Г.В. Педагогический контроль за подготовленностью игроков в настольном теннисе: метод, разработка для студентов тренерского факультета ГЦОЛИФКа специализации «настольный теннис) / Г.В. Барчукова. - М., 2009. - 72 с.
11. Барчукова Г.В. Соревновательные и тренировочные нагрузки в на¬стольном теннисе // Сборник трудов молодых ученых и студентов РГ АФК / ГВ. Барчукова А.С. Фомичев. -М., 2013.- 158 с.
12. Баглунин Н.Т. Методика восстановления спортивной работоспособ¬ности средствами лечебной физической культуры у спортсменов игровых видов спорта: автореф. дис.канд. пед. наук. - М., 2005. - 49 с.
13. Богушас В. Ракеткой мастерски владей / В. Богушас. - Вильнюс, 1997. -84 с.
14. Богушас В. Развитие и современное состояние спортивного мастерства настольного тенниса в СССР и зарубежных странах // Материалы XXX научно-методической конференции преподавателей. - Вильнюс, 1988. - 59 с.
15. Богушас В. Развитие настольного тенниса в Литовской республике // Материалы XXVIII научно-методической республиканской конференции. - Каунас, 1990. - 77 с.
16. Богушас В. Настольный теннис: вчера, сегодня, завтра / В. Богушас. - Вильнюс, 2011. - 137 с.
17. Богушас В. Играем в настольный теннис: книга для учащихся / В. Богушас. - М., 2012. - 278 с.
18. Бубэ X. Тесты в спортивной практике / X. Бубэ, Г.Фэк. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 240 с.
19. Буйлина Ю. Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов / Ю.Ф. Буйлина, Ю.Ф. Курамшина. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 265 с.
20. Верхошанский Ю.В. Журнал физкультура и спорт / Ю. В. Верхошанский // Основы специальной физической подготовки спортсменов.
- М.: Физкультура и спорт, 2013. - 72 с.
21. Верхошанский Ю.В. Журнал физкультура и спорт / Ю. В. Верхошанский // Ударный метод развития взрывной силы. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 59 с.
22. Годик М.А. Спортивная метрология: учебник для институтов физ. культ. / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 192 с.
23. Гомельский А.Я. Звание обязывает / А.Я. Гомельский. - М: Спортивные игры, 2010. - 376 с.
24. Горшкова В.М. Развитие физических качеств // Физическая культура в школе. - 2015. - №8-С. 64
25. Гравоч А.Н. Методика подготовки теннисистов разрядников / А.Н. Гравоч. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 236 с.
26. Дворник П.С. Использование отягощения на тренировках / П.С. Дворник, А.А. Хабаров, С.Ф. Евтушенок. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 226 с.
27. Дьячков В.М. Прыжок в высоту с разбега / В. М. Дьячков. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 240 с.
28. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб, пособие. - М.: Академия, 2015. - 245 с.
29. Захаров ГС. Настольный теннис: теоретические основы / ГС. Захаров.
- Ярославль, 2013. - 188 с.
30. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский.
- М.: Физкультура и спорт, 2006. - 156 с.
31. Зациорский В.М. Влияние градиента силы на результат скоростно¬силового движения: теория и практика физ.культуры / В.М. Зациорский, Ю.И. Смирнов. - М.: Астрель 2014. - 142 с.
32. Зациорский В.М. Теоретические и метрологические основы отбора в спорте: учебное пособие для слушателей УСО и ВНП/ГЦОЛИФК /В. М. Зациорский. - М.: 1991.-41с.
33. Иванов В.С. Теннис на столе / В. С. Иванов. - М.: Физкультура и спорт,2013. - 158 с.
34. Канакова Л.И. Подготовка, написание и оформление курсовых, дипломных и научных работ / Л.П. Канакова, О.И. Загревский. - Томск.: 2015.-68 с.
35. Качашкин В.М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2012. - 354 с.
36. Корягин В.М Опираясь на эксперимент / В.М. Корягин. - М.: Советский спорт, 2013. - 258 с.
37. Кудрявцев В.Д. Обоснование выбора тестов скоростно-силового характера для отбора спортсменов / В.Д. Кудрявцев. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 86 с.
38. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2016. - 464 с.
39. Лысенко В.В. Практикум по спортивной метрологии: учебное пособие / В.В.Лысенко, Т.М.Михайлина, В.А Долгова. - Краснодар : КГАФК, 2014.-87 с.
40. Лян Чжо Хуей. Настольный теннис: учеб, пособие / Пер. с кит. - М., 2014.-213 с.
41. Магош Ю.В. Специальная физическая подготовка квалифицированных теннисистов / Ю.В. Магош. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 227 с.
42. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев.
- М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
43. Матыцин О.В. «МВ» - современный метод тренировки // Настольный теннис - информационно-методическая газета. - 2009. - № 2.
44. Матыцин О.В. Развитие настольного тенниса в Китае: факторы успеха // Настольный теннис - информационно-методическая газета. - 2012. - №3.
45. Матыцин О.В. Классификация технических действий для анализа иг¬ровой деятельности в настольном теннисе / О.В. Матыцин, О.Н. Шестеркин, М.П. Шестаков. -М., 2011. - 167 с.
46. Матыцин О.В. Многолетняя подготовка спортсменов в настольном теннисе / О.В. Матыцин. -М., 2015. - 219 с.
47. Озолин Н.Г Настольная книга тренера / Н.Г. Озолин. - М.: ACT Астрель, 2014. - 128 с.
48. Ормаи Л. Современный настольный теннис/ Л. Орман. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 276 с.
49. Пьянзин А.И. Журнал физкультура и спорт / Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств / А.И. Пьязин - 2015, № 4. - 32 с.
50. Портнов Ю.М. Спортивные игры / Ю.М. Портнов, Ю.Д. Железняк. - М.: «Академия», 2014. - 238 с.
51. Портных Ю.И. Психологическая подготовка игроков в настольном теннисе: Лекция для студентов, слушателей ФПК, аспирантов, тренеров- преподавателей / Ю.И. Портных, Л.К. Серова. - СПб., 2013. - 42 с.
52. Разин Б.М. Не только о настольном теннисе: Записки спортивного арбитра / Б.М. Разин. - Душанбе, 2014. - 176 с.
53. Самсонов А.В. Физическая подготовка теннисистов / А.В. Самсонов. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 237 с.
54. Селуянов В.И. Определение одаренностей и поиск талантов в спорте / В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков. -М.; Спорт. Академ. Пресс 2014. - 112 с.
55. Серова Л.К. Умей владеть ракеткой / Л.К. Серова, Н.Г. Скачков. - Ленинград, 1999. - 137 с.
56. Серова Л.К. Содержание спортивной подготовки в настольном теннисе. Курс лекций / Л.К. Серова. - СПб., 2011 .-115с.
57. Старожилец А.А. Формулы успеха: Подготовка спортсмена // Настоль¬ный теннис. - 2015. - 128 с.
58. Сюй Яньшен. Настольный теннис / Под ред. Сюй Яньшена; пер. с кит. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 254 с.
59. Суслова Ф.П. Толковый словарь спортивных терминов. Около 7400 терминов / Ф.П. Суслова, С.М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 1999.-352 с.
60. Сыч В.Л. Современная система спортивной тренировки/ В.Л. Сыч, Ф.П Суслова, Б.Н. Шустина. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 187 с.
61. Усмангалиев М.Ж. Методические особенности совершенствования точности и быстроты двигательных действий в настольном теннисе: автореф. дис.канд. пед. наук/ ГЦОЛИФК. - М., 1991. - 42 с.
62. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 230 с.
63. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта / В. П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 315 с.
64. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В. С.Кузнецов. - М.: «Академия» 2013,-478с.
65. Шокин А.И. Малый теннис. Умей владеть ракеткой / А.И. Шокин. - Ленинград, 2014. - 168 с.
66. Юих А.М. Физическая подготовка теннисистов / А.М. Юих. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 227 с.
67. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2013. - 368 с.