Развитие скоростно-силовых способностей у теннисистов на этапе углубленной специализации в ДЮСШ
|
Введение 3
1. Особенности развития скоростно-силовых способностей у теннисистов среднего школьного возраста на этапе углубленной специализации
1.1. Характеристика скоростно-силовых способностей 7
1.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности 14
детей среднего школьного возраста
1.3. Сенситивные периоды развития скоростно-силовых способностей
1.4. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей у теннисистов
1.5.Основы технической подготовки теннисистов 35
1.6. Комплексы упражнений для развития скоростно-силовых 46
способностей у детей, занимающихся настольным теннисом
1.7. Физиологические особенности переработки информации у спортсменов разного возраста
2. Методы и организация исследования 56
2.1. Методы исследования 56
2.2. Организация исследования 59
3. Разработка, обоснование и проверка программы развития 62
скоростно-силовых способностей теннисистов 12-13 лет на этапе учебно-тренировочного процесса
3.1. Разработка и теоретическое обоснование программы развития 62
скоростно-силовых способностей в настольном теннисе
3.2 Опытно-экспериментальная работа по результатам программы 66
Выводы 72
Список использованных источников 74
Приложение 1 80
Приложение 2 81
1. Особенности развития скоростно-силовых способностей у теннисистов среднего школьного возраста на этапе углубленной специализации
1.1. Характеристика скоростно-силовых способностей 7
1.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности 14
детей среднего школьного возраста
1.3. Сенситивные периоды развития скоростно-силовых способностей
1.4. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей у теннисистов
1.5.Основы технической подготовки теннисистов 35
1.6. Комплексы упражнений для развития скоростно-силовых 46
способностей у детей, занимающихся настольным теннисом
1.7. Физиологические особенности переработки информации у спортсменов разного возраста
2. Методы и организация исследования 56
2.1. Методы исследования 56
2.2. Организация исследования 59
3. Разработка, обоснование и проверка программы развития 62
скоростно-силовых способностей теннисистов 12-13 лет на этапе учебно-тренировочного процесса
3.1. Разработка и теоретическое обоснование программы развития 62
скоростно-силовых способностей в настольном теннисе
3.2 Опытно-экспериментальная работа по результатам программы 66
Выводы 72
Список использованных источников 74
Приложение 1 80
Приложение 2 81
Настольный теннис - один из самых увлекательных видов спорта, способствующий всестороннему и гармоничному физическому развитию человека. В то же время это сложный атлетический вид спорта с разнообразной техникой, богатый тактическими вариантами, сложными игровыми комбинациями, требующий высокой общефизической, специальной физической и психологической подготовки (А.И. Шокин).
Основными задачами учебно-тренировочного процесса теннисистов являются: обучение приемам игры («школа» техники) и совершенствование их в тактических действиях; повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности, воспитание быстроты, гибкости, ловкости и специальной выносливости; обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и парным) и совершенствование их в игре; приобщение к соревновательной деятельности, приобретение соревновательного опыта, участие в районных и городских соревнованиях [46].
Актуальность работы заключается в том, что в настольном теннисе необходимо развивать скоростно-силовые способности это основа их подготовки, это средства, обеспечивающие достижение результатов и залог побед (А.В. Самсонов).
Эффективность роста скоростно-силовых способностей сильно отражается на игре в целом, это связано с тем, что спортсменам, чтобы выиграть очко в напряженной встрече, необходимо быстро передвигаться у стола. При приеме мяча игрок делает выпады, шаги, прыжки с одной ноги на другую, с двух ног на одну и прыжки двумя ногами (А.С. Фомичев).
Скорость и сила, вот те составляющие, которые входят в определение скоростно-силовые способности. При развитии скоростно-силовых способностей у спортсменов занимающихся настольным теннисом, необходимо применять такие упражнения, в которые входят скорость и сила, как одно целое [25].
Иванов В.С. отмечает, что развитие скоростно-силовых способностей у теннисистов сопряжено с рядом особенностей, связанных с ростом мастерства и развитием организма в целом [33].
Во-первых, развивая скоростно-силовые способности, необходимо учитывать специфику игры в настольный теннис. Поэтому излишние увлечения упражнениями на силу, может лишить движения эластичности, притупить остроту чувства мяча.
Во-вторых, в ходе развития различных функций организма существуют сенситивные периоды, когда прирост качеств происходит особенно интенсивно. Для прироста скоростно-силовых способностей, этот период находится в диапазоне 12-15 лет.
В-третьих, в тренировочном процессе развитие одного качества положительно сказывается на росте показателей других физических качеств, что обуславливает необходимость комплексного подхода к воспитанию физических качеств у теннисистов [33].
В качестве основных средств развития скоростно-силовых способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при котором значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода упражнения принято называть «скоростно-силовыми».
Центральная методическая проблема воспитания скоростно-силовых способностей - это проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движений. Трудность ее решения вытекают из того, что скорость движений и степень преодолеваемого отягощения связаны обратно пропорционально [38].
Многие специалисты [47; 53; 57] сходятся во мнении, что развитие скоростно-силовых способностей на учебно-тренировочном этапе создает хорошую базу для роста и повышения уровня спортивного мастерства и в последствии воспитания спортсменов высокого класса (Ю.Д. Железняк).
Цель исследования: теоретическая разработка и экспериментальное обоснование результативности использования программы для развития скоростно-силовых способностей у теннисистов 12-13 лет в ДЮСШ.
Задачи исследования:
1. Изучить в научной и методической литературе состояние проблемы исследования.
2. Разработать и теоретически обосновать программу развития скоростно-силовых способностей в учебно-тренировочном процессе с юными теннисистами.
3. Проверить в ходе педагогического эксперимента эффективность разработанной программы у теннисистов 12-13 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных теннисистов ДЮСШ на этапе углубленной специализации.
Предмет исследования: программа развития скоростно-силовых способностей у теннисистов.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Контрольные испытания.
4. Математическая обработка данных.
Гипотеза исследования: мы предположили что, разработанная нами программа эффективнее развивает скоростно-силовые способности юных теннисистов на учебно-тренировочном этапе, чем программа существующая сейчас.
Организация исследования: исследование проходило в 3 этапа.
На первом этапе (сентябрь 2015 - ноябрь 2015 г.г.) - проведены анализ и обобщение источников научно-методической литературы; сформулированы цель и задачи исследования, гипотеза и определены методы исследования.
На втором этапе (декабрь 2015 - март 2016 г.г.) - на предварительном тестировании был выявлен уровень скоростно-силовых способностей спортсменов, после чего проводились занятия с обеими группами с разной программой.
На третьем этапе (апрель 2016 г.) - подведены итоги педагогического эксперимента и оформлены результаты исследования.
Апробация и внедрение результатов работы:
1. «Развитие скоростно-силовых способностей у теннисистов на этапе углубленной специализации в ДЮСШ». Источник: Образование и социализация личности в современном обществе, сборник материалов с Международной научной конференции, посвященной памяти выдающегося ученого-педагога, доктора педагогических наук, профессора, члена- корреспондента Российской академии образования Марии Ивановны Шиловой (1933-2015) 09-11 июля 2016, Красноярский государственный университет им. В.П. Астафьева г. Красноярск.
222. «Правовые проблемы организации Всемирной универсиады в России». Источник: Научно-методический электронный журнал «Концепт». Сентябрь 2015. Издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании г. Киров.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения и трех глав, выводов, списка литературы. Работа содержит: 11 рисунков, 5 таблиц и 2 приложения.
Основными задачами учебно-тренировочного процесса теннисистов являются: обучение приемам игры («школа» техники) и совершенствование их в тактических действиях; повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности, воспитание быстроты, гибкости, ловкости и специальной выносливости; обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и парным) и совершенствование их в игре; приобщение к соревновательной деятельности, приобретение соревновательного опыта, участие в районных и городских соревнованиях [46].
Актуальность работы заключается в том, что в настольном теннисе необходимо развивать скоростно-силовые способности это основа их подготовки, это средства, обеспечивающие достижение результатов и залог побед (А.В. Самсонов).
Эффективность роста скоростно-силовых способностей сильно отражается на игре в целом, это связано с тем, что спортсменам, чтобы выиграть очко в напряженной встрече, необходимо быстро передвигаться у стола. При приеме мяча игрок делает выпады, шаги, прыжки с одной ноги на другую, с двух ног на одну и прыжки двумя ногами (А.С. Фомичев).
Скорость и сила, вот те составляющие, которые входят в определение скоростно-силовые способности. При развитии скоростно-силовых способностей у спортсменов занимающихся настольным теннисом, необходимо применять такие упражнения, в которые входят скорость и сила, как одно целое [25].
Иванов В.С. отмечает, что развитие скоростно-силовых способностей у теннисистов сопряжено с рядом особенностей, связанных с ростом мастерства и развитием организма в целом [33].
Во-первых, развивая скоростно-силовые способности, необходимо учитывать специфику игры в настольный теннис. Поэтому излишние увлечения упражнениями на силу, может лишить движения эластичности, притупить остроту чувства мяча.
Во-вторых, в ходе развития различных функций организма существуют сенситивные периоды, когда прирост качеств происходит особенно интенсивно. Для прироста скоростно-силовых способностей, этот период находится в диапазоне 12-15 лет.
В-третьих, в тренировочном процессе развитие одного качества положительно сказывается на росте показателей других физических качеств, что обуславливает необходимость комплексного подхода к воспитанию физических качеств у теннисистов [33].
В качестве основных средств развития скоростно-силовых способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при котором значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода упражнения принято называть «скоростно-силовыми».
Центральная методическая проблема воспитания скоростно-силовых способностей - это проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движений. Трудность ее решения вытекают из того, что скорость движений и степень преодолеваемого отягощения связаны обратно пропорционально [38].
Многие специалисты [47; 53; 57] сходятся во мнении, что развитие скоростно-силовых способностей на учебно-тренировочном этапе создает хорошую базу для роста и повышения уровня спортивного мастерства и в последствии воспитания спортсменов высокого класса (Ю.Д. Железняк).
Цель исследования: теоретическая разработка и экспериментальное обоснование результативности использования программы для развития скоростно-силовых способностей у теннисистов 12-13 лет в ДЮСШ.
Задачи исследования:
1. Изучить в научной и методической литературе состояние проблемы исследования.
2. Разработать и теоретически обосновать программу развития скоростно-силовых способностей в учебно-тренировочном процессе с юными теннисистами.
3. Проверить в ходе педагогического эксперимента эффективность разработанной программы у теннисистов 12-13 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных теннисистов ДЮСШ на этапе углубленной специализации.
Предмет исследования: программа развития скоростно-силовых способностей у теннисистов.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Контрольные испытания.
4. Математическая обработка данных.
Гипотеза исследования: мы предположили что, разработанная нами программа эффективнее развивает скоростно-силовые способности юных теннисистов на учебно-тренировочном этапе, чем программа существующая сейчас.
Организация исследования: исследование проходило в 3 этапа.
На первом этапе (сентябрь 2015 - ноябрь 2015 г.г.) - проведены анализ и обобщение источников научно-методической литературы; сформулированы цель и задачи исследования, гипотеза и определены методы исследования.
На втором этапе (декабрь 2015 - март 2016 г.г.) - на предварительном тестировании был выявлен уровень скоростно-силовых способностей спортсменов, после чего проводились занятия с обеими группами с разной программой.
На третьем этапе (апрель 2016 г.) - подведены итоги педагогического эксперимента и оформлены результаты исследования.
Апробация и внедрение результатов работы:
1. «Развитие скоростно-силовых способностей у теннисистов на этапе углубленной специализации в ДЮСШ». Источник: Образование и социализация личности в современном обществе, сборник материалов с Международной научной конференции, посвященной памяти выдающегося ученого-педагога, доктора педагогических наук, профессора, члена- корреспондента Российской академии образования Марии Ивановны Шиловой (1933-2015) 09-11 июля 2016, Красноярский государственный университет им. В.П. Астафьева г. Красноярск.
222. «Правовые проблемы организации Всемирной универсиады в России». Источник: Научно-методический электронный журнал «Концепт». Сентябрь 2015. Издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании г. Киров.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения и трех глав, выводов, списка литературы. Работа содержит: 11 рисунков, 5 таблиц и 2 приложения.
1. В процессе изучения научной и методической литературы установлено, что действия, носящие скоростно-силовой характер, составляют значительную часть всех движений спортсмена, занимающегося настольным теннисом. В связи с этим, специалисты и практики в области настольного тенниса классифицировали все упражнения для развития скоростно-силовых качеств на три группы:
Первая: упражнения с преодолением сопротивлений, величина которого выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления силы повышается.
Вторая: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательной, скорость движений большая.
Третья: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательной, скорость движений околомаксимальная и выше.
2. Разработана экспериментальная программа развития скоростно-силовых способностей на занятиях с юными теннисистами 12-13 лет. Ее особенностью являются:
1) Включение в тренировочный процесс экспериментальной группы упражнений с внешними сопротивлениями: - упругих предметов (эспандеры, утяжелители, резиновые жгуты); - упражнений с противодействием партнера.
2) В экспериментальную программу были включены упражнения на тренажере «робот», которые были направлены на развитие специальных скоростно-силовых способностей, по сравнению с традиционной программой, эти упражнения максимально приближены к соревновательным.
3) Разработанная нами программа включает в себя специальные упражнения направленные на повышение технико-тактической подготовки спортсменов. Физическая подготовка является основной двигательной деятельности спортсмена, а техническая и тактическая подготовка остается средством реализации его физических возможностей.
3. Выявлено, что данные педагогического эксперимента показывают достоверно значимое улучшение показателей тестов у теннисистов 12-13 лет экспериментальной группы в течении эксперимента. Прирост в уровне развития скоростно-силовых способностей в экспериментальной группе, в процентном соотношении больше, по сравнению с приростом в контрольной группе. За период эксперимента результаты тестов в контрольной и экспериментальной группе повысились соответственно: имитация накатов справа и слева с утяжеленной ракеткой на 2,05 и 19,12%; в упражнении «квадрат» на 7,19 и 29,71%; в прыжке в длину с места на 5,51 и 12,01%.
Гипотеза нашего исследования подтверждена.
Первая: упражнения с преодолением сопротивлений, величина которого выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления силы повышается.
Вторая: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательной, скорость движений большая.
Третья: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательной, скорость движений околомаксимальная и выше.
2. Разработана экспериментальная программа развития скоростно-силовых способностей на занятиях с юными теннисистами 12-13 лет. Ее особенностью являются:
1) Включение в тренировочный процесс экспериментальной группы упражнений с внешними сопротивлениями: - упругих предметов (эспандеры, утяжелители, резиновые жгуты); - упражнений с противодействием партнера.
2) В экспериментальную программу были включены упражнения на тренажере «робот», которые были направлены на развитие специальных скоростно-силовых способностей, по сравнению с традиционной программой, эти упражнения максимально приближены к соревновательным.
3) Разработанная нами программа включает в себя специальные упражнения направленные на повышение технико-тактической подготовки спортсменов. Физическая подготовка является основной двигательной деятельности спортсмена, а техническая и тактическая подготовка остается средством реализации его физических возможностей.
3. Выявлено, что данные педагогического эксперимента показывают достоверно значимое улучшение показателей тестов у теннисистов 12-13 лет экспериментальной группы в течении эксперимента. Прирост в уровне развития скоростно-силовых способностей в экспериментальной группе, в процентном соотношении больше, по сравнению с приростом в контрольной группе. За период эксперимента результаты тестов в контрольной и экспериментальной группе повысились соответственно: имитация накатов справа и слева с утяжеленной ракеткой на 2,05 и 19,12%; в упражнении «квадрат» на 7,19 и 29,71%; в прыжке в длину с места на 5,51 и 12,01%.
Гипотеза нашего исследования подтверждена.



