Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование эмоциональной устойчивости у подростков с ОВЗ посредством групподинамических упражнений

Работа №15568

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
900
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы эмоциональной устойчивости 8
1.1. Общетеоретические подходы к определению понятия «эмоциональная устойчивость» 8
1.2. Современные направления в изучении проблемы эмоциональной устойчивости 12
Вывод по 1 главе 19
Глава 2. Особенности эмоциональной устойчивости подростков с ОВЗ 20
2.1. Возрастная характеристика эмоциональной устойчивости подростков 20
2.2. Особенности эмоционального развития подростков с ОВЗ 28
2.3. Формы и методы формирования эмоциональной устойчивости подростков с ОВЗ 33
Вывод по 2 главе 37
Глава 3. Экспериментальное исследование эмоциональной устойчивости подростков с ОВЗ 38
3.1. Организация и методы исследования 38
3.2. Особенности проявления эмоциональной устойчивости у подростков с ОВЗ (констатирующий этап) 41
3.3. Методическое обоснование и описание программы по формированию эмоциональной устойчивости у подростков с ОВЗ (формирующий этап) 47
3.4. Определение эффективности программы с элементами групподинамических упражнений в формировании эмоциональной устойчивости подростков с ОВЗ (контрольный этап) 52
Вывод по 3 главе 59
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение 69

В последние годы сильно увеличилось число детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и испытывающих от этого много трудностей в развитии. Большие требования жизни к организации воспитания и обучения ставят перед необходимостью искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, направленные на проведение методов обучения и воспитания в соответствие требованиям образования.
Процесс развития подростка с ОВЗ должен базироваться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями и требованиями подростка, которые предъявляет социальное общество. В связи с расширением взглядов о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей с ОВЗ, теория и практика психолого-педагогического сопровождения в последние годы очень быстро развивается. И поэтому основными задачами нужно считать не только развитие умственных способностей подростков с ОВЗ, но и их эмоциональное благополучие.
Эмоциональное развитие заслуживает особого внимания, поскольку оказывает прямое влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми (Л.С. Выготский, 2000).
В настоящее время имеются большие сложности в общении между подростками с ОВЗ, они не могут правильно оценить эмоциональное состояние своих сверстников и окружающих их людей, а также испытывают трудности в выражении своего эмоционального состояния. Источником всего этого могут быть конфликты между подростками, недопонимание между взрослым и подростком с ОВЗ. Вследствие этого необходимо обучить подростков с ОВЗ различать свои эмоциональные состояния и эмоции других окружающих их людей, а также управлять своими эмоциями.
На развитие эмоциональной устойчивости оказывает содействие вся та жизнь, которая окружает и постоянно влияет на подростка. Незрелость личности подростка с ОВЗ четко обнаруживается в недоразвитии и специфических особенностях его эмоциональной устойчивости. Эмоциональная устойчивость признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом формировании личности.
Подростки с ОВЗ очень слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать. Обучение и воспитание должны опираться на чувства, только тогда подростки с ОВЗ, достигнут цели.
Эмоциональная устойчивость играет большую роль в освоении знаний, умений и навыков, а также в установлении контактов с окружающими его людей и в социальной адаптации в Реабилитационном центре и вне его.
Эмоциональное развитие подростков - одно из важных направлений профессиональной деятельности педагога-психолога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека, а прежде всего для подростка с ОВЗ.
Поэтому подростки с ОВЗ нуждаются в создании условий для коррекции недостатков развития, в особенности эмоциональной сферы, компенсации недостающего внимания.
Исходя из этого, проблема развития эмоциональной устойчивости у подростков с ОВЗ является актуальной.
Развитие эмоциональной устойчивости является одной из важнейших задач развития личности подростка с ОВЗ. Взрослые (учителя, родители и психологи) должны обеспечивать полноценный процесс формирования эмоциональной устойчивости и высших чувств подростка с ограниченными возможностями здоровья.
Формируя эмоциональную устойчивость подростка с ОВЗ, можно найти решение целому ряду проблем развития его личностной сферы. Работая над формированием эмоций, расширением их диапазона, созданием «тонкого эмоционального реагирования», педагог-психолог обеспечит развитие резервных потенциальных возможностей подростка с ОВЗ и тем самым создаст основу для его дальнейшего успешного обучения.
Цель исследования: изучение особенностей проявления эмоциональной устойчивости и ее формирование у подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: эмоциональная устойчивость подростков с ОВЗ.
Предмет исследования: процесс формирования эмоциональной устойчивости у подростков с ОВЗ.
Гипотеза исследования строилась на предположениях о том, что:
- эмоциональная устойчивость подростков с ОВЗ имеет особенности проявления, определяющиеся степенью выраженности и доминированием отдельных уровней данной характеристики;
- групподинамические упражнения способствуют формированию эмоциональной устойчивости у подростков с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Дать теоретическое обоснование проблеме исследования.
2. Изучить особенности эмоциональной устойчивости подростков с ОВЗ.
3. Составить и реализовать программу с элементами групподинамических упражнений, направленную на формирование эмоциональной устойчивости подростков с ОВЗ.
4. Определить эффективность программы в формировании эмоциональной устойчивости подростков с ОВЗ.
В качестве методов исследования использовались: теоретические - изучение научно-методических источников, теоретический анализ; эмпирические - тестирование (методика изучения эмоциональной напряженности и методика определения эмоциональности устойчивости (В.В. Суворова), формирующий эксперимент; методы обработки данных - количественный и качественный анализ первичных данных; интерпретационные методы - описание и сравнение данных.
Экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе ГАУ СО НСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (г. Новосибирск). Объем выборки составил 20 подростков с ОВЗ (диагноз - детский церебральный паралич с сохранным интеллектом).
Практическая значимость исследования: Данные, полученные в результате исследования и составленная программа, могут быть использованы психологическими службами социальных учреждений в работе, направленной на формирование эмоциональной устойчивости подростков с ОВЗ.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены и обсуждались:
- на заседании секции «Сопровождение участников современного образовательного пространства: теория и практика» в рамках 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (Бийск, 18 мая 2018г.);
- в публикации: Куприянова М.Н. К проблеме эмоциональной устойчивости и ее формированию у подростков с ОВЗ [Электронный ресурс] / М.Н. Куприянова / Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XX Международной с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.). - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018 - 641с. - С. 397-400.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав (двух теоретических «Теоретические аспекты изучения проблемы эмоциональной устойчивости», «Особенности эмоциональной устойчивости подростков с ОВЗ» и практической «Экспериментальное исследование эмоциональной устойчивости подростков с ОВЗ»), заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное образование насыщается различными педагогическими технологиями, реализуются новые образовательные стандарты, которые, с одной стороны, помогают осуществлять обучение, воспитание, развитие и формирование личности в соответствии с современными требованиями общества. Но с другой стороны, с каждым годом увеличивается нагрузка на интеллектуальную, психоэмоциональную, информационную сферы подростков с ОВЗ. Поэтому подросткам важно повышать эмоциональную устойчивость.
В соответствии с целью и гипотезой исследования был проведен теоретический анализ литературы по проблеме эмоциональной устойчивости у подростков с ОВЗ и возможностей её повышения. Результаты анализа научных публикаций показали, что исследования эмоциональной устойчивости являются одним из наиболее востребованных направлений психологии.
Позиции исследователей относительно определения эмоциональной устойчивости, как психологического феномена разнообразны. Так, психолог О.А. Черникова (2008) понимает под эмоциональной устойчивостью:
1. Относительную устойчивость оптимального уровня интенсивности эмоциональных реакций;
2. Устойчивость качественных особенностей эмоциональных состояний, т.е. стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач. М. Тышкова выделяет близкое понятие эмоциональной устойчивости, используя термин «психологическая устойчивость» и понимает под ним целостную характеристику личности, обеспечивающую её устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию.
Можно определить, что наиболее полная характеристика эмоциональной устойчивости содержится в тех определениях, которые раскрывают сущность и ее содержание через регуляторные структуры личности, свойства нервной системы и поиск особого механизма в виде саморегуляции и самоконтроля.
С точки зрения других, эмоциональная устойчивость способствует сохранению способности к социальному приспособлению; сохранению важных для личности межличностных взаимоотношений; обеспечению успешной самореализации, которая способствует достижению жизненных целей; сохранению трудовой активности при условии сохранения и укрепления психологического здоровья.
Итак, анализ теоретических исследований показал, что единого определения понятия «эмоциональная устойчивость» не имеется. Однако, можно отметить, что общими понятиями для разных точек зрения являются следующие: способность поддерживать наилучшую работоспособность и эффективность в сложившихся ситуациях; способность личности руководить своими эмоциями; способность личности сохранять оптимальное психическое состояние при воздействии негативных переживаний; способность эффективно решать сложные ситуации и задачи; способность успешно адаптироваться к различным стрессовым обстоятельствам.
Следует подчеркнуть, что эмоциональная устойчивость обеспечивает внутреннее благополучие подростка и установление оптимальных взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса: со сверстниками, родителями, учителями. Важным условием сохранения и укрепления психологического здоровья подростка является его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы» и расслабляться.
По повышению уровня эмоциональной устойчивости, актуальными являются методы и приемы, входящие в систему групподинамических упражнений, поскольку окажут наиболее эффективный результат.
Цель нашего исследования заключалась в изучении эмоциональной устойчивости у подростков с ОВЗ и определении эффективности проведения программы с элементами групподинамических упражнений в её повышении.
Результаты экспериментального исследования подтвердили наше предположение о том, что эмоциональная устойчивость у подростков с ОВЗ имеет особенности проявления, определяющиеся степенью выраженности и доминированием отдельных уровней данной характеристики. Итак, обобщённые результаты психологической диагностики проявлений эмоциональной устойчивости показали, что для подростков, имеющих низкий уровень эмоциональной устойчивости, более характерно построение отрицательных прогнозов, предрасположенность к психосоматическим заболеваниям, применение деструктивных способов преодоления эмоциональной устойчивости; менее характерен анализ своих действий, изменения своего поведения в различных ситуациях в отличие от подростков, имеющих высокий и средний уровни эмоциональной устойчивости.
Таким образом, результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, свидетельствуют о том, что подросткам с ОВЗ, имеющим низкий уровень эмоциональной устойчивости необходима и важна работа по повышению их эмоциональной устойчивости. Исходя из этого, нами была реализована программа по формированию эмоциональной устойчивости у подростков с ОВЗ посредством групподинамических упражнений.
Результаты повторной диагностики показали положительные изменения уровня эмоциональной устойчивости у подростков, поскольку средние показатели испытуемых достигли высокого и среднего уровней их эмоциональной устойчивости. Данный факт позволил сделать вывод о том, что групподинамические упражнения способствуют формированию эмоциональной устойчивости.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, основные задачи решены, гипотеза доказана.



1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л.М. Аболин. - Казань: КГУ, 1987. - 261с.
2. Аболин, Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения [Текст] / Л.М. Аболин // Вопросы психологии. - 1989. - №4. - С. 141-149.
3. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 334с.
4. Анохин, П.К. Эмоции. Психология эмоций [Текст]: хрестоматия по психологии / П.К. Анохин. - СПб.: Питер, 2004. - С. 172-177.
5. Бабахан, Ю.С. Оперативная устойчивость и эмоциональный стресс [Текст] / Ю.С. Бабахан // Вопросы психологии. - 1990. - №3. - С. 158-164.
6. Брушлинский, А.В. Проблема субъекта в психологической науке [Текст] / А.В. Брушлинский. - М.: Ин-т психологии РАН, 1994. - 109с.
7. ВарДанян, Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости: категории, принципы и методы психологии. Психические процессы [Текст] / Б.Х. Варданян. - М.: Наука, 1983. - 542с.
8. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 143с.
9. Воропаева, И.П. Коррекция эмоциональной сферы младшых школьников [Текст]: методическое пособие / И.П. Воропаева. - М.: Изд-во Ин-та повышения квалификации и переподготовки работников образования МО, 1993. - 55с.
10. Выготский, Л.С. Проблема эмоций [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1958. - №3.
11. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношении [Текст] / Л.Я. Гозман. - Изд-во Московсного университета. - М.: МГУ, 1987. - 175с.
12. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 2001. - 800с.
13. Долгова, В.И. Эмоциональная устойчивость личности [Электронный ресурс]: монография / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева. - М.: Изд-во «Перо»,2014. - 173 с. - Режим доступа:
http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/334 (13.12.2017).
14. Дьяченко, М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости [Текст] / И.И. Дьяченко, В.А. Пономоренко // Вопросы психологии. - 1990. - №1. - С. 106-113.
15. Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора [Текст] / П.Б. Зильберг / В кн.: Очерки психологии труда оператора. - М.: Наука, 1974.- С.138-172.
16. ИзарД, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. - М.: Директ-Медиа, 2008.
- 954с.
17. ИзарД, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К. Изард. - СПб.: Питер, 2000. - 464с.
18. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 783с.
19. Киселевская, Н.А. Исследование эмоциональной устойчивости в подростковом и юношеском возрасте [Текст] / Н. А. Киселевская. - Наука и мир. - 2015. - №3. - С. 110-112.
20. Кисловская, В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастном плане) [Электронный ресурс]: автореф. дис. на соискание ученой степени канд.психол.наук / В.Р. Кисловская. -АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР. - М., 1972. - 26с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007398003 (15.12.2017).
21. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса [Текст] / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Академический Проект, 2009. - 943с.
22. КолоДич, Е.Н. Возможности социально-психологического тренинга в процессе повышения эмоциональной устойчивости учащихся [Текст] / Е.Н. Колодич, И.М. Павлова. - Мир психологии. - 1999. - №4. - С. 17-21.
23. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности
[Электронный ресурс] / О.А. Конопкин. - 2-е изд. - М.: URSS: Ленанд, 2010. - 316с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004736247 (20.11.2017).
24. Конопкин, О.А. Стилевые особенности саморегуляции деятельности [Текст] / О.А. Конопкин, В.И. Моросанова // Вопросы психологии. - 1989. - №5. - С. 18-26.
25. Копина, О.С. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источники [Текст] / О.С. Копина, Е.А Суслова, Е.В. Заикин // Вопросы психологии. - 1995. - №3. - С. 119-132.
26. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова // Вопросы психологии. - 1991. - №6. - С. 69-82.
27. Куницына, В.Н. Влияние особенностей семейного уклада на
возникновение у ребенка застенчивости [Текст] / В.Н. Куницына, В.М. Ефимова // Психологические проблемы индивидуальности. - Л.: 1985. -С. 307-311.
28. Лабунская, В.А. Психологическое исследование условий, влияющих на успешность опознания эмоциональных состояний по выражению лица [Электронный ресурс]: автореф. дис. на соискание ученой степени канд.психол.наук / В.А. Лабунская. - Ленингр. ун-т им. А.А. Жданова. - Л., 1976. - 20с. - Режим доступа: https: //search.rsl .ru/ru/record/01006967640 (21.01.2018).
29. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения [Текст] / А.С. Макаренко. - В. 8т. - Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - 400с.
30. Маковецкая, Л.Ф. Исследование эмоциональной устойчивости у
подростков, склонных к аддиктвному поведению [Электронный ресурс] / Л.Ф. Маковецкая, Е.И. Стоянова // Материалы III-й Международной научно-практической конференции «Психическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал». - Красноярск, 2016. - С. 367-372. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27619878
(02.02.2018).
31. Максименко, Ю.Б. Диагностика эмоциональных и когнитивных
компонентов в структуре психического образа [Текст] / Ю.Б. Максименко, А.И. Бондаренко // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. - Ч.1. - М., 1990. - С. 54-57.
32. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 632с.
33. Наенко, Н.И. О различии состояний психической напряженности [Текст] / Н.И. Наенко, О.В. Овчинникова // Психологические исследования. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. - С. 40-46.
34. Немов, Р.С. Познавательные процессы и психические состояния [Текст] / Р.С. Немов // Психология. - 6-е изд. - М.: Изд-во Юрайт, 2014. - 1007с.
35. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения [Текст] / Т.А. Немчин. - Л.: Ленинградский университет, 1983. - 167с.
36. Ольшанникова, А.Е. Эмоции и воспитание [Текст] / А.Е. Ольшанникова. - М., 1983. - 80с.
37. Печеневская, Е.И. Формирование эмоциональной устойчивости подростков [Электронный ресурс] / Е.И. Печеневская // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - №8. - С. 21-25. - Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/75133.htm (27.03.2018).
38. Писаренко, В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека [Текст] / В.М. Писаренко // Психологический журнал. 1986. - №7. - С. 62-73.
39. Платонов, К.К. Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека [Текст] / К.К. Платонов // Сб. науч. тр. - М.: 1989. - С.41-52.
40. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. - М.: Воронеж, 2000. - 304с.
41. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации [Текст]: учеб. для студентов вузов / В.П. Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 279с.
42. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Я.
Рейковский. - М.: Прогресс, 1979. - 392с.
43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн.
- СПб: Питер, 2015. - 705с.
44. Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь [Текст] / А.Л. Свеницкий. - М.:Проспект, 2017. - 512с.
45. Троицкая, Е.А. Психологическая устойчивость и субъективное
благополучие личности как ресурсы для проявления эмпатии [Текст] / Е.А. Троицкая // Вестник МГЛУ, 2014. - №7 - С. 46-59.
46. Тышкова, М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях [Текст] / М. Тышкова // Вопросы психологии. - 1887.- №1. - С. 27-32.
47. Федосина, С.С. Особенности значения понятия «эмоция» в научных
теориях эмоциональных явлений [Электронный ресурс] / С.С. Федосина // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей». - СПб.: Изд-во НИИРР, 2011. - С. 35-40. - Режим доступа:
http://docplayer.ru/43488692-Osobennosti-znacheniya-ponyatiya-emociya-v-
nauchnyh-teoriyah-emocionalnyh-yavleniy.html (26.02.2018).
48. Черникова, О.А. Исследование эмоциональной устойчивости, как важнейшего показания психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям [Текст] / О.А. Черникова // Спортивный психолог. - №3(15). - 2008. - С. 77-84.
49. Чижова, К.И. Психологическая сущность эмоциональной сферы личности [Электронный ресурс] / К.И. Чижикова // Вестник экономической интеграции. - 2014. - № 1. - С. 166-172. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21239651 (05.04.2018).
50. Щербатых, Ю.В. Общая психология [Текст] / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2014. - 272с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ