Реферат
Введение 4
1 Теоретические основы разработки электронного учебного пособия 7
1.1 Анализ литературы и интернет-источников 7
1.1.1 Анализ литературы 7
1.1.2 Анализ интернет-источников 12
1.2 Возможность и необходимость использования интерактивных досок
в обучении 17
1.3 Особенности обучения взрослых 20
1.4 Технология разработки электронных пособий и требования,
предъявляемые к ним 22
1.5 Обзор аналогичных электронных учебных пособий 29
2 Описание электронного учебного пособия 31
2.1 Назначение пособия 31
2.2 Требуемое программное и аппаратное обеспечение 31
2.3 Характеристика электронного учебного пособия 32
2.3.1 Описание программных средств, используемых для создания
электронного учебного пособия 32
2.3.2 Структура электронного учебного пособия 34
2.3.3 Интерфейс электронного учебного пособия 44
2.4 Апробация электронного учебного пособия 47
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение 55
На сегодняшний день, государственные образовательные стандарты предъявляют достаточно высокие требования к образованию в целом. Требования стандарта невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии, в частности, на мультимедиа и интерактивные. Главная цель состоит в грамотном использовании дидактических возможностей применения представления различных видов информации (текста, звука, видео, анимации, графики и т.п.) в ходе учебного процесса, а также в создании условий для активной работы обучающихся, получении ими знаний и навыков [19]. Применение образовательных информационных технологий позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс и активизировать обучающихся [15]. Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски, как средств обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Интерактивная доска и система оперативного контроля знаний совмещают в себе возможности разнообразных средств наглядности, тренажерных устройств, технических средств контроля и оценки результатов учебной деятельности и вытесняют устаревшие средства обучения (плакаты, макеты, диапроекторы, обычные магнитофоны, киноустановки и т.д.).
Использование современных мультимедийных и интерактивных технологий в преподавании ряда дисциплин позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения [19].
Интерактивные и мультимедиа технологии обогащают процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Интерактивные и мультимедиа технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная.
Использование интерактивных и мультимедиа технологий при подготовке и проведении занятий дают возможность [31]:
• индивидуализировать учебный процесс, ориентировать его к личностным особенностям и потребностям обучаемых;
• организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности;
• компактно представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной;
• усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение учебного материала;
• активизировать познавательную деятельность обучаемых.
Не смотря на огромное количество «плюсов» достигаемых при использовании интерактивных досок в учебной деятельности, далеко не каждый педагог организует свой учебный процесс с использованием данной технологии. Это объясняется постоянной нехваткой времени для освоения новой технологии. Информации по технологиям работы с интерактивными досками в сети Интернет более чем достаточно, но для ее поиска и логического структурирования требуется определенное время. В связи с этим становится актуальной проблема разработки такого пособия, при помощи которого можно, без особых временных затрат, в удобном для себя темпе, освоить технологию работы с интерактивными досками.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является процесс обучения педагогов и всех желающих технологии работы с интерактивными досками.
Предмет исследования выпускной квалификационной работы — учебные материалы по технологии работы с интерактивными досками.
Цель выпускной квалификационной работы — разработать электронное учебное пособие по теме «Технология работы с интерактивными досками».
В соответствии с поставленной целью, в работе необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать литературу и интернет-источники по теме исследования;
• разработать теоретические, практические занятия и средства контроля;
• реализовать пособие в электронном виде;
• провести апробацию пособия.
В рамках выпускной квалификационной работы разработано электронное учебное пособие «Технология работы с интерактивными досками», предназначенное для преподавателей Российского государственного профессиональнопедагогического университета, желающих научиться использовать в своей деятельности возможности интерактивного оборудования. Также пособие могут использовать все желающие освоить данную технологию.
В электронном учебном пособии предусмотрены следующие разделы:
• «Титульный лист»;
• «О пособии»;
• «Теоретический материал»;
• «Практический материал»;
• «Глоссарий»;
• «Дополнительный материал».
В процессе разработки электронного учебного пособия были решены следующие задачи:
1. Проанализирована литература и интернет-источники, посвященные технологии работы с интерактивными досками, требованиям к современным электронным учебным пособиям и технологии их разработки.
2. Разработано электронное учебное пособие, с учетом выявленных требований, предъявляемым к учебным пособиям, включающее в себя теоретический и практический материал по освоению технологии работы с интерактивными досками. Раздел «Теоретический материал» содержит в себе 5 тем. Практическая часть предусматривает 5 практических работ, сопровожденных обучающими видеофайлами.
3. Разработан блок контроля, который включает в себя 2 вида:
• промежуточный, представленный заданиями и вопросами для самоконтроля в конце каждой работы;
• итоговый, выполнение индивидуального проекта.
4. Подобраны и описаны дополнительные источники по данной теме. Источники содержат учебные пособия и книги по использованию интерактивных досок в учебном процессе.
5. Проведена апробация продукта в Российском государственном профессионально-педагогическом университете. В апробации приняли участие 3 преподавателя кафедры ИС, которые самостоятельно с помощью пособия освоили технологии работы с интерактивными досками в мультимедийных аудиториях университета, оснащенных интерактивными досками.
Выявленные в электронном учебном пособии в результате апробации недостатки были успешно устранены.
Таким образом, все поставленные задачи решены, а цель выпускной квалификационной работы достигнута.
1. Азизова Т. Ю. Возможности использования интерактивной доски в учебном процессе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://u4eba.net/sbornikidei/vozmozhnosti-ispolzovaniya-interaktivnoy-doski-v- uchebnom-protsesse.html (дата обращения: 20.05.2016).
2. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.elitarium.ru/obuchenie-princip- znanija-opyt-celi-potrebnosti-razvitie-andragogika-sposobnosti/ (дата обращения: 20.05.2016).
3. Виды и возможности интерактивных досок [Электронный ресурс]. —
Режим доступа: http: //www. delight2000. com/about/publication/kak-vybrat-
interaktivnuyu-dosku/ (дата обращения: 03.06.2016).
4. Горюнова М. А. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе [Текст]: учебное пособие/ М. А. Горюнова, Т. В. Семенова, М. Н. Со- лоневичева — СПб: БХВ-Петербург, 2012. — 180с.
5. Деревнина А. Ю. Принципы создания электронных учебников [Текст] / А. Ю. Деревнина // Открытое образование: проектирование учебников. — 2013. — №4. — С. 14-17.
6. Интерактивная доска. Использование интерактивной доски учителем в школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://interaktiveboard.ru/ (дата обращения: 05.05.2016).
7. Интерактивное оборудование IQBoard [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iqboard.su/ (дата обращения: 11.05.2016).
8. Исканьяров И.Х. Особенности применения интерактивных технологий в обучении информатике [Текст] / И.Х. Исканьяров // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2013 года // Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный университет» — Магнитогорск, 2013. — 6 с.
9. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе. Часть II. Из практики использования интерактивных досок разных типов в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга: Сборник методических разработок [Текст] / М.Н. Солоневичева // РЦОКОиИТ — СПб, 2010. — 88 с.
10. Калитин С.В. Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах [Текст]: учебное пособие / С.В. Калитин — М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2013. — 192с.
11. Качество информации и методика оценки качества информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mir.it-karma.ru/teoreticeskie-osnovy- informacionnyh-resursov/lekcii/4-kacestvo-informacii-i-metodika-ocenki-kacestva- informacii (дата обращения: 10.05.2016).
12. Материально-технические условия реализации ФГОС ОО в области ИКТ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgos.arkh- edu.ru/perechni/list.php?SECTION_ID=23 (дата обращения: 10.05.2016).
13. Мержевич В. Вёрстка веб-страниц [Текст] / В. Мержевич — М.: html- book.ru, 2011. — 378 с.
14. Нарваткина Н. С. Использование интерактивных досок в процессе обучения: «за» и «против» [Текст] / Н. С. Нарваткина, М.И. Чукалкина // Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII междунар. науч.- практ. конф., Екатеринбург, 15-18 марта 2016 г. // ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.- пед. ун-т» — Екатеринбург, 2016. — С. 300-303.
15. Норенкова И.П. Информационные технологии в образовании [Текст] / И.П. Норенкова, А.М. Зимин — М., 2011. — 352 с....33