Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРЕНАЖЕР «ОПЕРАЦИИ РЕЛЯЦИОННОЙ АЛГЕБРЫ» С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

Работа №155665

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы53
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 5
1 Реляционная алгебра и операции над отношениями 8
1.1 Понятие реляционной алгебры 8
1.2 Операции реляционной алгебры 9
1.2.1 Операция проекции 9
1.2.2 Операция выборки 9
1.2.3 Операция соединения 10
1.2.4 Операция объединения 11
1.2.5 Операция пересечения 11
1.2.6 Операция вычитания 12
1.2.7 Операция умножения 12
1.3 Анализ литературы и интернет-источников по теме «операции над
отношениями» 13
1.3.1 Анализ литературы 13
1.3.2 Анализ интернет-источников 15
1.4 Анализ рабочей программы 18
2 Описание тренажера с элементами электронного учебного пособия 24
2.1 Педагогический адрес 24
2.2 Общие требования по созданию электронных учебных пособий и
программ-тренажеров 24
2.3 Требования к тренажеру с элементами электронного учебного
пособия «Операции реляционной алгебры» 29
2.4 Описание средств разработки 30
2.5 Описание реализации операций реляционной алгебры в тренажере с
элементами электронного учебного пособия 31
2.5.1 Реализация операции проекции 31
2.5.2 Реализация операции выборки 32
2.5.3 Реализация операции соединения и ее подтипов 32
2.5.4 Реализация операции объединения 33
2.5.5 Реализация операции пересечения 33
2.5.6 Реализация операции вычитания 33
2.5.7 Реализация операции умножения 34
2.6 Структура тренажера с элементами электронного учебного пособия 34
2.7 Описание основных алгоритмов программы 39
2.8 Описание алгоритма сортировочной станции 42
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение 51

На сегодняшний день одним из основных компонентов любой инфор­мационной системы является база данных. Как следствие возникает потреб­ность в специалистах, для обслуживания и работы с реляционными базами данных. В свою очередь, для работы с реляционными базами данных (БД) необходимо знание хотя бы основ реляционной алгебры. К сожалению, как показывает практика, данная тема дается легко далеко не всем обучающимся. В первую очередь, это связано со сложностью определений и терминов, ис­пользуемых в рамках реляционной алгебры. Понимание также осложняется значительным отличием оперируемых объектов (отношений, таблиц) от при­вычных для обычной алгебры цифр.
С целью обучения студентов основам реляционной алгебры разработа­но множество практикумов и лабораторных работ, применяемых в рамках дисциплины «Базы данных и управление ими». Данные практикумы по своей структуре можно разделить на две основные группы:
1. Практикумы, рассчитанные на работу с реальными системами управления базами данных, такими как Microsoft SQL Server или MySQL Server. Подразумевают наличие развернутой БД с набором таблиц и данных, с которой обучающийся работает, составляя SQL-запросы в соответствии с заданиями лабораторных работ. Недостаток такого подхода в том, что для применения запросов, написанных обучающимся, необходимо наличие самой базы данных, что не всегда возможно вследствие большого объема данных, хранящихся в БД. Другим, не менее существенным минусом, является необ­ходимость значительной настройки окружения, системы управления базой данных (СУБД) и самой БД перед началом непосредственной работы с дан­ными. Подобная необходимость отвлекает обучающихся от изучения и при­менения операций реляционной алгебры при работе с данными, заставляя за­ниматься, например, настройкой прав доступа к объектам БД, или запуском служб для удаленного подключения. При отсутствии соответствующей под­готовки подобные действия могут занять длительное время.
2. Практикумы, рассчитанные на работу с табличным процессором Microsoft Office Excel (MS Excel). Данный подход подразумевает наличие для каждого лабораторного задания заранее подготовленной книги MS Excel, в которой явно обозначены поля для ввода данных в таблицы и созданы эле­менты управления (кнопки, поля для текста и т.д.), к которым привязаны определенные скрипты на языке Visual Basic for Applications (VBA). В отли­чие от первого подхода, данные практикумы, как правило, просты в приме­нении и не требуют наличие БД. С другой стороны, данный подход подразу­мевает, что учащиеся только вводят данные в таблицы и следят как это дан­ные влияют на результат заранее запрограммированной на языке VBA опера­ции, что не способствует формированию умения самостоятельно составлять запросы реляционной алгебры.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что для эффективного изучения обучающимися основ реляционной алгебры необходимо наличие педагогического программного средства, объединяющего в себе простоту использования таблиц MS Excel и глубину и возможность самостоятельного составления запросов со стороны обучающегося.
Объект исследования - процесс обучения студентов направления под­готовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля «Ин­форматика и вычислительная техника» разделу «Операции над отношения­ми» в рамках дисциплины «Базы данных и управление ими».
Предмет исследования - учебные материалы по теме «Операции над отношениями» дисциплины «Базы данных и управление ими».
Цель работы - разработать тренажер с элементами электронного учебного пособия «Операции реляционной алгебры».
Задачи работы:
1. Проанализировать литературу и интернет-источники по теме «Опе­рации над отношениями» с целью формирования набора операций реляцион­ной алгебры, являющихся основными и критическими для обучения данному разделу.
2. Проанализировать литературу и интернет-источники с целью выде­ления требований, предъявляемых к программам-тренажерам и электронным учебным пособиям на современном этапе развития образования.
3. Спроектировать структуру и реализовать интерфейс и функционал тренажера с элементами электронного учебного пособия «Операции реляци­онной алгебры».
4. Разработать набор практических заданий, с целью проверки функ­ционала разработанного тренажера с элементами электронного учебного по­собия (ЭУП) и создания базы для дальнейшего развития разработанного про­дукта.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках выпускной квалификационной работы был разработан трена­жер с элементами электронного учебного пособия «Операции реляционной алгебры» а также набор из 30 практических заданий разной степени сложно­сти, формирующих базу для дальнейшего развития возможностей внедрения разработанного ППС в процесс обучения.
В результате исследования были разработаны:
• структура тренажера с элементами электронного учебного пособия;
• элементы графического интерфейса: кнопки, меню и т.д.;
• связи между графическими формами пособия;
• функции работы с таблицами;
• функции реляционной алгебры;
• набор практических заданий.
В результате проделанной работы были решены следующие задачи:
1. Проанализирована литература и интернет-источники с целью выде­ления требований, предъявляемых к электронным учебным пособиям на со­временном этапе развития образования.
2. Проанализирована литература и интернет-источники по теме «Опе­рации над отношениями» с целью формирования круга печатных и электрон­ных изданий, необходимых для создания тренажера с элементами электрон­ного учебного пособия.
3. Продумана структура классов и форм, а также реализован графиче­ский интерфейс и функционал тренажера с элементами электронного ученого пособия «Операции реляционной алгебры».
4. Создан набор базовых заданий для режима самостоятельной работы в разработанном тренажере с элементами ЭУП. Данный набор включает 30 заданий различной степени сложности.
В качестве дальнейших перспектив исследования по данной проблеме можно расширить круг реализованных операций алгебры, а также пополнить набор практических заданий для работы обучающихся в режиме контроля. Возможность данных путей развития обеспечивает сформированная структу­ра классов разработанного тренажера с элементами ЭУП, а также использо­вание алгоритма считывания заданий из книг MS Excel, основанного на шаб­лонах и не зависящего от данных в книге.
Кроме того, наличие всплывающих подсказок, встроенного анализа ре­зультатов, а также справки по работе с ИПС и теоретического описания реа­лизованных операций реляционной алгебры позволяет обучающимся рабо­тать с тренажером самостоятельно.
Таким образом, задачи решены, цель достигнута.


1. Балыкина Е.Н. Сущностные характеристики электронных учебных изданий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://goo.gl/BhdF63 (дата обращения: 21.02.2016).
2. Дейт К. SQL и реляционная теория. Как грамотно писать код на SQL [Текст] / К. Дейт. - пер. с англ. А. Слинкина. - СПб.: Символ-Плюс,
2010. - 480 с.
3. Дейт К. Введение в системы баз данных [Текст] / К. Дейт. - пер. с англ. К. Птицина. - М.: Вильямс, 2006. - 1328 с.
4. Избачков Ю.С. Информационные системы [Текст]: учеб. пособие для вузов / Ю.С. Избачков, В.Н. Петров. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 656 с.
5. Илюшечкин В.М. Основы использования и проектирования баз данных [Текст]: учебник для вуза [Гриф УМО] / В.М. Илюшечкин. - 1-е изд. - М.: Юрайт, 2014. - 213 с.
6. Кормен Т. Алгоритмы. Построение и анализ [Текст] / Т. Кормен,
Ч. Лейзерсон, Р. Ривест, К. Штайн. - пер. с англ. И. Красикова. - М.: Вильямс, 2015. - 1328 с.
7. Кузнецов С.Д. Базы данных [Текст]: учебник для вуза / С.Д. Кузнецов. М.: Academia, 2012. - 496 с.
8. Курс обучения «Introduction to Databases» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.gl/7k7DaX (дата обращения: 14.05.2016).
9. Курс обучения «Основы SQL» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intuit.rU/studies/courses/5/5/info (дата обращения: 21.02.2016).
10. Нагел К. C# 4.0 и платформа .NET 4 для профессионалов [Текст] / К. Нагел, Б. Ивьен. - пер. с англ. Я. Волковой, Н. Мухина. - М.: Вильямс,
2011. - 1440 с.
11. Рабочая программа дисциплины «Базы данных и управление ими».
Для студентов всех форм обучения направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) [Текст] / В.В. Вьюхин. - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет», 2014. - 24 с.
12. Скит Д. C#. Программирование для профессионалов [Текст] / Д. Скит. - пер. с англ. В. Коваленко. - М.: Вильямс, 2011. - 544 с.
13. Статья «Заметки о SQL и реляционной алгебре» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/275251/ (дата обращения: 14.05.2016).
14. Статья «Обратная польская нотация» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/100869/ (дата обращения: 06.03.2016).
15. Статья «Основы реляционной алгебры» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/145381/ (дата обращения: 21.02.2016)....25


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ