Глава 1. Результаты обучения как одно из требований ФГОС ООО
1.1. Характеристика результатов обучения в соответствии с ФГОС ООО
1.2. Сравнительный анализ результатов обучения ФГОС ООО второго и третьего поколений
1.3. Содержание и предметные результаты по географии для обучающихся 5-6
классов в соответствии с ФГОС ООО и ФРП ООО
Глава 2. Характеристика пещеры «Караульная»
2.1. История открытия пещеры-музея «Караульная»
2.2. Геологическая характеристика пещеры «Караульная»
Глава 3. Методические аспекты организации образовательных географических экспедиций для обучающихся 5-6 классов в пещеру «Караульная»
3.1. Исторический опыт организации географических экспедиций
3.2. Сущность образовательной экспедиции как формы обучения географии
3.3. Разработка и апробация образовательной экспедиции в пещеру «Караульная»
для обучающихся 5-6 классов
3.4. Результаты апробации образовательной географической экспедиции
Образование является одним из самых ценных ресурсов для человека, дающее возможность самореализации. Следовательно, перед школой ставится задача воспитания полноценной личности, способной быстро принимать нестандартные решения, проявлять инициативу и личностную позицию, ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах для выполнения задач, которые ставит жизнь. В данном случае учитель не передает готовые знания, а помогает учиться и развиваться, внедряет в образовательный процесс практико-ориентированные задачи и ситуации, при которых обучающиеся сами формируют понятие об изучаемом предмете и приобретают опыт применения знаний в повседневной жизни .
Обучение в любой образовательнойорганизации нацелено не только на развитие личности, но и на обретение конкретных знаний и навыков. Предметные результаты обучения включают в себя специфические для данной предметной области умения, освоенные в ходе изучения учебного предмета. Это виды деятельности по получению нового знанияего преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, а также формирование научного типа мышления.
Для полноценной реализации предметных результатов используются различные формы обучения. Расширение образовательного пространстваможетосу- ществляется за счет внедрения внеурочных и неурочных форм организации деятельности, предоставления событийного формата для освоения и закрепления учебного материаласпоследующей оценкой полученных результатов. Примером данной формы учебной деятельности является образовательная экспедиция.
Образовательная экспедиция - это совместная деятельность ученика и учителя, выходящая за рамки школы и города с целью получения непрерывного об- разования.Ее основная роль- это вынесение учебного процесса за пределы образовательного учреждения с установлением акцента не на теорию, а на практическую деятельность.Даннаяформа обучения способствует применению знаний в повседневных ситуациях, вместополучения одних теоретических знаний в школе. Изучение и закрепление материала на реальных объектах способствует зарождению интереса к изучению школьных предметов и мотивирует к более глубокому и разностороннему освоению материала.
Актуальность темы определена потребностью системы общего образования в необходимости формирования предметных результатов у обучающихся путем внедрения практико-ориентированных форм и методов обучения за пределами школы в реальных условиях. Доступным вариантом проведения образовательной географической экспедиции для школ Красноярска является посещение пещеры «Караульная».
Объект исследования: процесс обучения географии в рамках образовательных экспедиций.
Предмет исследования: формирование предметных результатов в рамках образовательных географических экспедиций.
Цель: разработка образовательной географической экспедиции в пещеру «Караульная» для обучающихся 5-6 классов.
Задачи исследования:
• Проанализировать содержание и результаты обучения по географии для обучающихся 5-6 классов в соответствии с ФГОС ООО и ФРП ООО.
• Составить характеристику пещеры «Караульная».
• Апробировать разработанную образовательную географическую экспедицию в пещеру «Караульная» для обучающихся 5-6 классов.
Методы исследования:
• Анализ и синтез информации по теме исследования.
• Обобщение и систематизация.
• Педагогическое проектирование.
• Педагогический эксперимент.
В данном исследовании рассмотрен процесс обучения географии в рамках образовательной географической экспедиции, как способ формирования предметных результатов.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы, цель исследования была достигнута. Образовательная географическая экспедиция в пещеру «Караульная» была разработана и апробирована с обучающимися 5-6 классов МАОУ Лицей №9 «Лидер» им. А. М. Клешко.
Все задачи исследования были выполнены:
• В ходе работы были проанализированы нормативные документы по школьному географическому образованию: ФГОС ООО, ФООП, ФРП ООО. Выявлено, что процесс обучения реализуется на основе системно-деятельностного подхода с учетом практико-ориентированности. Определены предметные результаты для обучающихся 5-6 классов, соответствующие содержанию разделов: «Литосфера - каменная оболочка Земли»; «Атмосфера — воздушная оболочка Земли»; «Планы местности»; «Биосфера — оболочка жизни»;
• Выявлено, что пещера Караульная имеет 2 этажа, сложена известняковыми породами и образована в результате химического выветривания. Тип пещеры: галерейно-гротовый. В пещере можно увидеть сталактиты и сталагмиты и глиняные отложения. Пещера является памятником регионального значения и имеет удобное расположение относительно г. Красноярск и уникальные объекты для изучения и проведения образовательной экспедиции.
• В ходе апробации географической образовательной экспедиции с обучающимися 5-6 классов было выявлено, что данная форма обучения позволяет наглядно и подробно изучить выбранный объект и дает возможность применить полученные в образовательном учреждении знания, в ходе выполнения практико-ориентированных заданий по пройденным географическим темам. Образовательная экспедиция может проводиться с целью реализации предметных результатов в обучении школьников.
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон №273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. - URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.02.2023). - Текст : электронный.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного обще
го образования: утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287. - URL:
https://base.garant.rU/401433920/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block 1000 (дата обращения: 14.04.2023). - Текст: электронный.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного обще
го образования : утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897. -
URL: http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 17.04.2023). - Текст : электронный.
4. Федеральная образовательная программа основного общего образования:
утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 993. - URL: https://base.garant.rU/405997655/#block 1000 (дата обращения:
10.03.2023). - Текст: электронный.
5. Общие требования к организации и проведению в природной среде следу
ющих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов : утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 19 декабря 2019 г. № 702/811. - URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 73807206/ (дата обращения: 17.04.2023). - Текст : электронный.
6. Методические рекомендации по организации и проведению туристских по
ходов с обучающимися : письмо Министерства образования и науки РФ от 12.11.2015 N 09-3173. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 220564/ (дата обраще
ния: 14.04.2023). - Текст: электронный.
7. Решение об охране пещер в крае (Границы Памятников Природы Краевого Значения) : принято исполнительным комитетом Красноярского краевого совета депутатов трудящихся от 8 июня 1977 года № 351 - 13 ( в ред. Постановлению Совета администрации края от 10 ноября 2002 года N 385-п).
- URL: https://docs.cntd.ru/document/428601956 дата обращения:
01.12.2022). - Текст : электронный.
8. Боднарский М. С. Античная география : Книга для чтения / Сост. М. С. Боднарский. - Москва :Географгиз, 1953. - 375 с. - Текст : электронный.
9. Бурмак И. Н. Научно-рекреационный природоохранный комплекс «Пеще
ра Караульная» - итоги пятилетней работы - Текст : электронный // Дирекция по ООПТ Красноярского края : [сайт]. - 2018. - URL:
https://doopt.ru/?id=812 (дата обращения: 08.01.2023).
10. Вдовин А.С., Макаров Н.П. Еленев А. С. Материалы к биографии. Красноярский период // Енисейская провинция. - 2009. - № 4. - С. 341-347. - Текст : непосредственный.
11. Географические открытия. - Текст: электронный // Большая советская энциклопедия (БСЭ)/ - 2023. -
URLhttp://niv.ru/doc/encyclopedia/bse/articles/3020/geograficheskie- otkrytiya.htm (дата обращения: 13.02.2023).
12. География. 5 - 6 классы : учеб.для общеобразоват. организаций [А. И. Алексеев и др.]. - 8-е изд. - М. : Просвещение, 2019. - 191 с. - (Полярная звезда). - Текст : непосредственный.
13. География. Начальный курс : 5-й класс : учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Летягин. - Москва : Просвещение, 2021. - 160 с. - Текст: непосредственный.
14. География. Начальный курс : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин ; под общ.ред. В.П. Дронова. - М. :Вентана-Граф, 2015. 192 с.
15. Глоссарий.ру : Служба тематических толковых словарей : [сайт]. - 2020. - URL: http://www.glossary.ru/cgi-bm/gl sch2.cgi?R1dDlujwg(o9 (дата обращения: 22.11.2022). - Текст : электронный.
... всего 40 источников