Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 7
1.1. Понятие связной монологической речи и ее развитие в дошкольном детстве 7
1.2. Общее недоразвитие речи как психолого-педагогическая проблема 16
1.3.Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 20
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению составления связной монологической речи старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня 29
2.1. Выявление уровня сформированности навыка составления связной монологической речи старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня 29
2.2 Анализ результатов первичного обследования 37
Выводы по второй главе 47
Глава 3. Содержание логопедической работы по формированию связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 49
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента связной
монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 49
3.2 Комплекс упражнений для формирования связной монологической речи у
старших дошкольников с общим недоразвитие речи III уровня 58
3.3 Формирующий эксперимент и его анализ обследование связной
монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III
уровня 74
Выводы по третьей главе 79
Заключение 81
Список использованной литературы 84
Приложение А 91
Актуальность проблемы поддерживает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный 17 октября 2013 года с изменениями от 21 января 2019 г. В нём выделена область «Речевое развитие» основным элементом которых является связная речь.
Актуальность исследования. В современной коррекционной педагогике, вопросы развития устной речи у дошкольников становятся все более актуальными. Это объясняется тем, что умение говорить связно является ключевым способом общения с внешним миром. Качество взаимодействия детей с окружающими людьми в значительной степени зависит от их способности ясно и грамотно выражать свои мысли.
Детям с ОНР в перспективе будет сложнее осваивать школьную программу. Согласно мнению авторов работ в области речевого развития, своевременное овладение связной речью является одним из критериев успешности ребенка в дальнейшей жизни. Связная речь - это законченное, развернутое, стилистически и грамматически правильно оформленное высказывание. Научные основы понятия «связная речь» широко представлены в психолого-педагогической, лингвистической,
логопедической и методической литературе.
Теоретической и методологической базой исследования стали труды таких авторов, как Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других. Вопросами формирования связной речи детей с ОНР занимались В.П. Глухов, В.К. Воробьева, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многие другие авторы.Целенаправленную работу по преодолению недоразвития связной монологической речи у детей с ОНР надо начинать в дошкольном возрасте.
Проблемой формирования связной речи занимались: А.М. Бородич, Ю.С Ваганова, В.П. Глухов С.П. Корнейчук , И. Лебедева
, Т.А. Ткаченко . Не смотря на то, что многие исследователи занимались проблемой формирования связной речи, в настоящее время она является актуальной.
Развитие навыков связной монологической речи играет ключевую роль в коррекционной работе с детьми, страдающими общим недоразвитием речи (далее - ОНР). В настоящее время наблюдается постоянный рост числа детей, страдающих от ОНР, что делает проблему развития связной речи у этой категории дошкольников особенно актуальной.
Как показывает практика, детей с общим недоразвитием речи с каждым годом становится всё больше, следовательно, проблема формирования описываемой речи становится наиболее актуальной. Фактом подтверждения этого является так же недостаточность методического обеспечения логопедической работы по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Таким образом, формирование связной монологической речи у детей, особенно у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), является актуальной проблемой сегодняшнего дня.
Актуальность исследования заключается в том, что процесс проявления связной монологической речи является неотъемлемой частью коммуникативной функции речи на жизненных этапах обучающегося. Формирование связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста является важным фактором, в связи с тем, что основы формирования закладываются именно в данный период, а развитие подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо дошкольники овладеют родным языком.
...
Во-первых, было рассмотрено понятие связной монологической речи и особенностей её развития в дошкольном возрасте. Н.И. Ипполитова, Г.С. Гуменная, Л.Г. Соловьева, считают, что связность речи определяется комплексом нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств, коммуникативной направленности, композиционной структуры . Данная речевая характеристика возникает по мере формирования речи, изначально, при появлении первых слов, они кажутся изолированными, у ребёнка возникают трудности не только с образованием словосочетаний, но и предложений. Многие синтаксические связи в этот момент не используются в речи. По мере накопления речевого опыта и созревания соответствующих функциональных систем расширяются не только синтаксические возможности, но в целом умения построения фразы становятся совершеннее, слова, составляющие её, уже не воспринимаются изолированно. К старшем дошкольному возрасту ребёнок полноценно может использовать многие несложные синтаксические связи, а также возникает понимание логической связи элементов фразы.
Во-вторых, рассмотрение общего недоразвития речи, как психологопедагогической проблемы. Общее недоразвитие речи является дефектом, затрагивающим различные стороны речи, от нарушений звукопроизношения, до несформированности грамматической стороны речи. Из -за это ухудшается развитие связности монологической речи, часто детям трудно правильно построить предложения, соблюдая языковые, при этом ухудшается и связывание предложений для получения абзацев, а они часто не соотносятся между собой для образования целостного текста.
В-третьих, были рассмотрены особенности формирования связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня. Для исправления такого нарушения логопедами разработан перечень рекомендаций по совершенствованию умений, обуславливающих связность речи. Чаще всего используются словесные методы, подразумевающие вербальный контакт логопеда и ребёнка, в процессе которого последний учится говорить связно, выполняя соответствующие упражнения. Кроме этого, рекомендуется добавлять в задания игровые и творческие элементы, они мотивируют детей и стимулируют у них позитивные эмоции. Чаще всего начинается такая коррекция с простых упражнений, в которых дети отрабатывают умения связывания слов в предложении, а затем работа усложняется, и они должны пересказывать тексты и составлять фразы.
В-четвёртых, проводилось первичное обследование связной монологической речи. После проведения методики получились следующие результаты: 10 детей (6 детей) имеют низкий уровень, это означает, что значительная часть умений, делающих речь связной, им недоступно, поэтому речь воспринимается фрагментарно; 4 детей имеют средний уровень сформированности связной, они допускают ошибки при выполнении заданий, при этом их высказывания воспринимаются более целостными.
В-пятых, был создан комплекс упражнений для исправления нарушений связной монологической речи. Для исправления этих нарушений был составлен комплекс логопедических упражнений, они основаны на словесном методе, стимулируют ребёнка к правильному формированию фразы. Часть заданий содержали игровые и творческие элементы, посредством их осуществляется мотивирование детей. При этом все упражнения поделены на следующие группы: 1) лексические игры; 2) упражнения для работы с текстом; 3) упражнения на составление предложений; 4) упражнения, позволяющие совершенствовать умения работы с текстами; 5) упражнения из группы пересказа текста.
В-шестых, проводилось повторное обследование связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня. По мере окончания коррекционной работы проводилось повторное обследование связной монологической речи. Наблюдая за детьми, было определено, что у них улучшились умения, отвечающие за оформление целостной фразы, они не воспринимаются фрагментарными, их элементы логически связаны между собой. После повторного обследования были получены следующие результаты: 6 детей имеют средний уровень, у них улучшились умения связывания элементов речи, при этом ещё остались ошибки; 4 ребенка имеют высокий уровень, у них удалось добиться исправления всех ошибок, их связная монологическая речь функционирует правильно.
1. Е.В. Авершина, Диагностика нарушение связной монологической речи у дошкольников / Е.В. Авершина, Н.В. Чернецова // В сборнике: Педагогическая диагностика: история, теория, современность. материалы II Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2022. С. 6-9.
2. М.М. Алексеева. Развитие связной речи у дошкольника. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей / М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Просвещение, 2009. - 400 с.
3. Н.Е. Арбекова, Развиваем связную речь у детей 4 -5 лет с ОНР.
Конспекты подгрупповых занятий логопеда./Н.Е. Арбекова. — М.: ГНОМ, 2014. — 240 с.
4. М.В. Арсеньева, Выявление нарушений связной речи у детей с ОНР и определение путей их коррекции / М.В. Арсеньева, Е.В. Рыбка // В сборнике: Специальное и инклюзивное образование: актуальные проблемы и инновационные подходы. сборник научных статей. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Герцена». Санкт-Петербург, 2022. С. 78-80.
5. М.В. Арсеньева. Основные направления развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале детской художественной литературы) / М.В. Арсеньева, Л.Б. Баряева // Специальное образование. 2019. № 4 (56). С. 17-26.
6. М.В. Арсеньева, Характер нарушений связной речи и методика их коррекции у дошкольников с ОНР / М.В. Арсеньева, М.Г. Ивлева // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-1. С. 1519.
7. О.С. Астахова, Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе подготовки к школьному обучению /
О.С. Астахова, Е.А. Борисова // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 23. С. 108-112.
8. О.С. Астахова, Динамика развития связной речи детей 6 лет с общим недоразвитием речи под воздействием коррекционной работы /
О.С. Астахова // Постулат. 2016. № 4 (4). С. 6.
9. А.Н. Бородич, Методика развития речи детей/А. Н. Бородич.-М.: Альянс, 2020. - 255 с.
10. Ю.С. Ваганова, Проблемы и исследования детей с ОНР старшего дошкольного возраста / Ю.С. Ваганова, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-4. С. 66-69.
11. А.А. Вебер. Выявление нарушений связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / А.А. Вебер // В сборнике: Современные проблемы общей и специальной педагогики. материалы Международной заочной научно-практической конференции. 2016. С. 487490.
12. Л.С. Волкова. Логопедия / Учебное пособие для студентов педагогических вузов // Под ред. Волковой Л.С. М., 1989.
13. В.К. Воробьева. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. / В. К. Воробьева. - М.: АСТ, 2018. - 160.
14. Л.С. Выготский. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка /
Л. С. Выготский - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. - 519 с.
15. В.П. Глухов. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР/ В.П. Глухов // Дефектология, №6, 1986]
... всего 60 источников