Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование сенсомоторных механизмов письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня средствами кинезиологических упражнений

Работа №155637

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы223
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 2
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения механизмов письма в психолого­педагогических исследованиях 8
1.1. Общие закономерности формирования сенсомоторных механизмов
письма у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Проявление нарушений формирования сенсомоторных механизмов
письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 14
1.3. Кинезиологические упражнения как одно из средств развития сенсомоторных механизмов письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 18
Глава II. Экспериментальное изучение сформированности сенсомоторных механизмов письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
III уровня 23
2.1. Цель, задачи, организация исследования и диагностический комплекс для
проведения констатирующего этапа эксперимента 23
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 32
Глава III. Содержание логопедической работы с использованием кинезиологических упражнений для формирования сенсомоторных механизмов письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 39
3.1. Программа коррекционного курса по формированию сенсомоторных механизмов письма с использованием кинезиологических упражнений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III
уровня 39
3.2. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 55
Заключение 65
Библиография 68
Приложения 78

В федеральном государственном образовательном стандарте одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у дошкольников готовности к школьному обучению . Чтобы ребенок успешно учился в школе, ему необходимо владеть сенсомоторными механизмами письма. Однако процесс их формирования является наиболее сложным, так как в его становлении большую роль играют такие показатели, как интеллектуальное, речевое, моторное развитие ребенка, а также уровень сформированности сенсомоторных, зрительно-моторных и слухо-моторных умений. Необходима слаженная и скоординированная работа центральных и периферических отделов мозга, осознанное овладение собственной речью (А.Р. Лурия, Е.Н. Соколова, Л.Я. Желтовская, М.М. Безруких, Л.С. Цветкова, Б.Г. Ананьев, М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский) .
Наряду с указанными выше показателями, одной из важных составляющих готовности дошкольника к письму является наличие у него развитых функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также базовых графических умений и навыков (М.М. Безруких, Н.Г. Агаркова, С.О. Филиппова).
В своих работах Л.С. Цветкова отмечает наличие психологической, психофизиологической (или сенсомоторной) и лингвистической основ письма, которые являются необходимыми компонентами готовности к овладению письменной речью. Для осуществления такого сложного процесса как письмо А.Р. Лурия отводит ключевое значение слаженной совместной работе всех областей коры головного мозга. Сбой в их функционировании, по его мнению, приводит к возникновению трудностей в овладении детьми письменной речью .
Как отмечают отечественные исследователи, у детей с нарушениями речи часто встречаются различные виды дисграфий и дизорфографий. Это связано с тем, что у дошкольников недостаточно сформирована асимметрия мозга. Это в свою очередь тоже затрудняет процесс формирования навыков письма. Поэтому детям с нарушениями речи необходима своевременная коррекционная помощь в овладении сенсомоторными механизмами письма.
Исследования последних десятилетий показывают взаимосвязь трудностей в овладении сенсомоторными механизмами письма у дошкольников не только с недоразвитием речи, но и с несформированностью межполушарных связей, с трудностями становления процесса латерализации.
Самый благоприятный период для развития межполушарного взаимодействия - это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. К этому выводу пришли в ходе практических экспериментов А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, М.М. Кольцова, Л.В. Фомина, Ф. Бильгоу, Н.В. Наумов, А.Ф. Зиновьев, О.В. Звонарева и др.
Анализ литературы показал, что применение в работе кинезиологических игр и упражнений влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья детей, но и позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики .
Вместе с тем влияние кинезиологических упражнений на формирование у детей дошкольного возраста с нарушениями речи сенсомоторных механизмов письма раскрыто недостаточно. Коррекционный потенциал упражнений остается не полностью реализованным, а проблема разработки направлений, содержания и приемов работы по формированию сенсомоторных механизмов письма с использованием кинезиологических игр и упражнений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня до настоящего времени не изучалась.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического анализа современной литературы, выпускаемых статей, мы убедились в актуальности выбранной темы. Формирование сенсомоторных механизмов письма - это сложная, комплексная задача, во время решения которой необходимо учитывать интеллектуальное, речевое, моторное развитие ребенка, а также уровень сформированности у него сенсомоторных, зрительно-моторных и слухо-моторных умений.
Целью нашего исследования являлась разработка коррекционной программы по формированию сенсомоторных механизмов письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Основой нашей работы мы выбрали кинезиологические игры и упражнения, коррекционный потенциал которых остается не полностью реализованным. Нами было установлено, что проблема разработки направлений, содержания и приемов работы по формированию сенсомоторных механизмов письма с использованием кинезиологических игр и упражнений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня до настоящего времени не изучалась.
Для эффективного достижения поставленной цели была проведена эпытно-экспериментальная работа, состоящая из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Для проведения исследования был подобран комплекс методик и технологий, направленных на качественную диагностику уровня сформированности сенсомоторных механизмов письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Состояние развития графического навыка у детей изучалось по параметрам, предложенных Н.В. Нижегородцевой. С целью изучения сформированности пространственных представлений и умения ориентироваться на листе бумаги нами была использована методика, предложенная С.О. Филипповой. Оценка умения детей дифференцировать звуки на слух осуществлялась при опоре на методику Н.Ю. Григоренко. Обследование звукопроизношения проводилось по рекомендациям, предложенным Н.В. Нищевой.
Анализируя данные констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в формировании сенсомоторных механизмов письма: 60% детей экспериментальной группы находятся на низком уровне, 40% детей - на среднем уровне сформированности сенсомоторных механизмов письма. Полученные данные свидетельствуют о том, что дошкольникам необходима целенаправленная логопедическая помощь по формированию сенсомоторных механизмов письма.
Выявленные факты послужили основанием для разработки программы коррекционного курса по преодолению трудностей в процессе формирования сенсомоторных механизмов письма у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
При организации коррекционно-развивающих занятий в нашей программе мы использовали разнообразные формы работы:
• два раза в неделю во второй половине дня комплексные занятия с детьми по тематическому плану (25 занятий по программе);
• утром ежедневно по комплексу упражнений. Длительность занятий по одному комплексу - 2,5 недели (13 дней), всего комплексов - 6;
• ежедневно на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях во время физминуток и отработки поставленных звуков.
...


1. Айнетдинова, И. Г., Трубникова, Н. М. Особенности механизмов письменной речи у детей (теоретический аспект) / И. Г. Айнетдинова, Н. М. Трубникова // Изучение, обучение и воспитание детей с нарушением развития. - Екатеринбург, 2008. - С. 9-17.
2. Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 45 с.
3. Аммосова, В. Г., Николаева, Л. В. Кинезиологические упражнения в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста /
B. Г. Аммосова, Л. В. Николаева // Научное обозрение. - 2019. - № 4. -
C. 24-27.
4. Аноприенко, Т. В. Зеркальное письмо у дошкольников и младших
школьников: рекомендации по решению проблемы / Т. В. Аноприенко // Сфера знаний: вопросы науки в интерпретации современного
образовательного процесса: сборник научных трудов. - Казань: ООО «СитИвент», 2018. - С. 89-93.
5. Ахутина, Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму / Т. В. Ахутина // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб.: Издательство СПб. ун-та, 2001. - С. 212 - 216.
6. Бабинова, Н. В. Кинезиологические упражнения как средство физического и умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Бабинова // Традиции и инновации в педагогическом образовании. Сборник научных трудов V Международной конференции. Научный редактор: Ю. Н. Галагузова. - Екатеринбург, 2019. - С. 269-271.
7. Бабичева, Н. В. Использование графического диктанта в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 6-8 лет для формирования пространственной ориентировки / Н. В. Бабичева // Психологический вадемекум: Сборник научных статей. - Витебск, 2020. - С. 78-82.
8. Беляева, И. В. Зеркальное рисование как один из приемов кинезиологии в развитии межполушарных связей при подготовке старших дошкольниковк обучению в школе / И. В. Беляева // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки, 2020. - № 16. - С. 100-102.
9. Васенева, Т. А. Развитие зрительно-моторной координации детей
старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью дидактических игр и кинезиологических упражнений / Т. А. Васенева // Молодой исследователь: от идеи к проекту: Материалы IV студенческой научно-практической конференции. - Йошкар-Ола: Марийский
государственный университет, 2020. - С. 131-132.
10. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии / Т. Г. Визель. - М.: АСТ: Транзиткнига, 2006. - 384 с.
11. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. - 5-еизд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 703 с.
12. Воронова, А. П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи / А. П. Воронова // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. - СПб.: Образование, 2004. - С. 12-21.
13. Глозман, Ж. М., Потанина, А. Ю., Соболева, А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 80 с.
14. Григоренко, Н. Ю. Астахова, Л. Б. Технологии формирования произносительных навыков у детей 2 -6 лет с нарушениями строения и функций органов артикуляции: Практическое пособие для специалистов и родителей / Н. Ю. Григоренко, Л. Б. Астахова. - Волгоград: Парадигма, 2016. - 252 с.
15. Дегальцева, В. А. Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. А. Дегальцева // Современные тенденции развития системы образования: сборник статей. - Чебоксары, 2019. - С. 278-281.
16. Деннисон, П. И., Деннисон, Г. И. Гимнастика мозга. Руководство для педагогов и родителей/ П. И. Деннисон, Г. И. Деннисон. - М., 2007. - 99 с.
... всего 80 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ