ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА Г ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 6
Г1 Понятие и задачи образования в РФ 6
Г 2 Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования 19
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 27
2.1. Цели и сущность непрерывного образования 27
2.2. Структура непрерывного образования 33
2.3 Правовые аспекты управления сферой непрерывного образования в РФ 35
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ 43
3.1 Проблемы государственного управления в непрерывном образовании 43
3.2 Механизмы повышения эффективности государственного управления в
непрерывном образовании 48
Регистрация образовательных учреждений и организаций субъектов РФ, а также учителей, педагогов и воспитателей во Всероссийской социальной сети работников образования осуществляется ЗДЕСЬ https://worknet- mfo.ru/socset_rabotnlkov_obrazovaniya 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
Актуальность исследования. В современной, развивающейся России все больше внимания уделяется реализации концепции непрерывного образования населения. Данная концепция призвана ответить вызовам времени: высоким темпам развития науки, техники и технологий, все возрастающим потокам информации, с которой необходимо работать специалистам; быстрым устареванием профессиональных знаний и компетенций специалистов различных сфер деятельности, все ускоряющимся процессами профессионального выгорания личности и другими факторами.
Высшее профессиональное образование в большей мере ориентируется на подготовку специалистов с обобщенными компетенциями в широком спектре видов профессиональной деятельности.
Основное профессиональное образование учит людей учиться, дает первоначальный багаж знаний, необходимых каждому образованному человеку, но не может удовлетворять всем потребностям рынка труда и работодателей, развить в должной мере профессиональные компетенции.
В то время как современным предприятиям и учреждениям нужны всесторонне профессионально развитые, мультикомпетентностные сотрудники, которые могут повысить конкурентоспособность учреждения, организации, упрочить ее положение в определённом секторе экономике.
И здесь проявляется противоречие между потребностями рынка труда и работодателей и тем, каких специалистов, профессионалов выпускают образовательные организации. Эффективная реализация концепции непрерывного образования нацелена на разрешение этого противоречия, на улучшение качества профессиональной подготовки и труда специалистов.
Степень разработанности проблемы. Вопросы общественного участия в управлении организациями общего образования рассматривались с позиций развития российской системы оценки качества образования с привлечением общественности (В. А. Болотов), формирования информационной основы данной системы (М. Л. Агранович, В. А. Болотов, Г. С. Ковалева, А. И. Субетто), институциональных аспектов участия общественности в управлении образованием (А. И. Адамский, Н. Б. Крылова, С. Г. Косарецкий, А. А. Седельников), механизмов обеспечения открытости и подотчетности школы обществу (И. А. Вальдман, Т. Г. Мерцалова, А. М. Моисеев).
Расширено педагогическое знание в области становления государственнообщественного управления профессиональным образованием как процесс перехода от идеи демократизации образования к практическому поиску конкретных механизмов влияния общества на развитие системы образования и становления региональных систем независимой оценки качества образования (Кузнецов С. В., Тюличева Л. Д), в том числе на уровне профессионального образования, исследованы идеи и механизмы общественной аккредитации образовательных программ (Майоров А.Н.), общественной экспертизы (Пуденко Т.В.), развития научно-педагогических и методических подходов применения инструментов общественной экспертизы в педагогической практике (Конасова Н.).
В последних исследованиях зарубежных авторов идеи общественного участия и общественной экспертизы рассматриваются с позиций вовлечения родителей «parental involvement» в независимую оценку качества образования (Wilder S. 2014; Benner A. D., Boyle А. Е., Sadler S., 2016) с точки зрения управления образовательной системой и непрерывного процесса взаимодействия и привлечения родителей к мониторингу программ в области образования (Goodall J., Montgomery С., 2014), так и с позиций оценки образовательных программ и достижений по отдельным предметам - математика, реформы математического образования (Allexsaht-Snider, М., Bernier, Е., 2016), чтение (Topping К., Wolfendale S., 2017). Тем не менее, анализ педагогических исследований и исследований в области управления образованием российских и зарубежных авторов позволил сделать вывод о том, что не существует достаточно обоснованных и апробированных в системе общего образования РФ механизмов и моделей, позволяющих применять социальные ресурсы для инициации процесса дифференцированного контроля качества и модификации, совершенствования системы общего образования.
Цель исследования. Целью исследования является углубленный анализ современных тенденций развития системы непрерывного образования в РФ.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и задачи образования в РФ.
2. Проанализировать цели и сущность непрерывного образования.
3. Выявить правовые аспекты управления сферой непрерывного образования в РФ.
4. Предложить механизмы повышения эффективности государственного управления в непрерывной образовании.
Объектом исследования является система непрерывного образования в РФ.
Предметом исследования являются тенденции развития непрерывного образования в РФ, а также современные приоритеты государственной образовательной политики.
В современном трансформирующемся обществе особенно актуальным и значимым становится развитие непрерывного образования за пределами среднего и высшего образования. Говоря о вопросах, связанных с проблематикой непрерывного образования, можно выделить две основные области; первая связана с развитием системы непрерывного образования как органичной части социальной образовательной практики, а вторая связана с процессом получения человеком новых знаний, освоением нового жизненного, социального, профессионального опыта. В современном глобальном обществе сформировалась новая культура, вышедшая за пределы простых инноваций. Знание, наука и образование задают обществу огромный динамизм, и каждому человеку в течение жизни может потребоваться выполнять самые различные задачи, что обуславливает необходимость продолжения обучения в течение всей жизни.
Анализ феномена непрерывного образования позволяет выделить ряд функциональных стратегий непрерывного образования. Во- первых, интенциональная функция непрерывного образования, которая раскрывается в предметно-смысловых, целенаправленных и динамических свойствах. Во-вторых, информационно-когнитивная функция, которая реализует познавательные стратегии непрерывного образования. В- репрезентативная функция. В-четвертых, интерактивная функция, реализующая стратегию взаимодействия в процессе непрерывного образования человека. Кроме того, непрерывное образование неразрывно связано с такой стратегией как формирование и распространение научной культуры.
Одним из важнейших аспектов непрерывного образования является его качество. Качество непрерывного образования оказывает непосредственное влияние на качество жизни человека. Задача непрерывного образования состоит в том, чтобы дать человеку импульс для самосовершенствования и саморазвития, открыть для него многообразие выбора, раскрыть таланты и дарования каждого, осознать свой потенциал, свои возможности, повысить качество своей жизни. Под качеством образования понимается соответствие результата образовательной деятельности требованиям образовательного стандарта и критериям, разработанными ассоциациями оценки качества образования. В этом случае можно говорить о внешней оценке качества образования, включенной в процедуру аттестации и аккредитации учебного заведения. Внутренняя оценка предполагает вскрытие внутренних резервов. Подобная оценка проводится по методикам, разработанным самим образовательным учреждением, и ориентируется на собственные особенности и решение текущих задач. Обеспечение качества образования тесно связано с такими факторами как затраты на образование, осуществляемые государством, так как это влияет на показатели соотношения между числом учащихся и числом преподавателей, качество, технических средств, доступных для учащихся и учителей и т. д.
Еще одной важнейшей характеристикой непрерывного образования является самостоятельный выбор человеком, развивающим позицию субъекта собственной жизнедеятельности, как своих образовательных целей, так и средств их достижения. Таким образом, осуществляется переход от образовательной парадигмы, в рамках которой человек выступает как объект, к парадигме, предполагающей гуманистический тип взаимодействия участников образовательного процесса, целью которого является саморазвитие человека как субъекта.
Непрерывное образование реализуется за счет формирования внутренней личностной позиции, осознающей необходимость такого образования. Личностное, социальное, культурное и профессиональное развитие, обеспечиваемое непрерывным образованием, предполагает гармонизацию и адаптацию человека в разные периоды жизни. Образование в течение жизни является способом выработки смысловых и жизненных ориентиров человека, одной из жизненно-важных линий его самореализации. Таким образом, непрерывное образование выступает в качестве онтологического фактора и интенционального средства для творческого и личностного роста, для конструктивного преодоления сложных ситуаций и жизненных кризисов.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consnltant. ru/document/cons doc LAW 140174
2. «Конвенция о правах ребенка» / принята Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.1994
5. Закон от 29 декабря 2012 г. № 3266-1 «Об образовании в Российской Федерации»
6. Агранович М. Л. Индикаторы в управлении образованием: что показывают и куда ведут? //Вопросы образования. - 2008. - №. 1.
7. Адамский А. Оценка качества образования невозможна без участия гражданских институтов //Народное образование. - 2007. - №. 4. - С. 24-24.
8. Болотов В. А. и др. Анализ опыта создания Российской системы оценки качества образования. Часть 1 //Управление образованием: теория и практика. - 2011. - №. 2 (2).
9. Болотов В. А. и др. Российская система оценки качества образования: главные уроки //Качество образования в Евразии. - 2013. - №. 1.
10. Бровкин А.В. Проблемы современной российской системы высшего образования и пути их решения в интересах всех участников образовательного процесса: часть 1 / А.В. Бровкин И Современное образование. - 2018. - № 1. - С. 1-10.
11. Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США / под ред. Ф. Альтбаха, Г. Андрущака, Я. Кузьминова, М. Юдкевич, Л. Райзберг. - М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2013. - 247 с.
12. Вальдман И. А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта //Управление образованием: теория и практика. - 2011. - №. 1 (1).
13. Волков А., Мальник Д. Современный университетский регистр [Электронный ресурс] / Сайт «Коммерсантъ». - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3635939, свободный. - Загл. с экрана.
14. Горбина М. А., Бел ай В. И. Непрерывное образование как объективная необходимость профессионального совершенствования личности // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 378-379
15. Горшкова В.В. Непрерывное образование в условиях новой социальной реальности / В.В. Горшкова, В.А. Писанко // Человек и образование. -2017.-№4(53). -С. 4-11.
... всего 50 источников