Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СКАФФОЛДИНГ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

Работа №155634

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы47
Год сдачи2023
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы развития умений монологической речи
обучающихся на уроке иностранного языка в 7 классе 8
1.1 Терминологическая характеристика понятия «монологическая речь»:
коммуникативные функции и функциональные типы 8
1.2 Особенности развития умений монологической речи обучающихся на
уроке иностранного языка в 7 классе 18
Выводы по главе 1 24
2. Разработка и апробация комплекса заданий с использованием технологии скаффолдинг, направленного на развитие умений монологической речи обучающихся на уроке немецкого языка в 7 классе
2.1 Анализ опытно-экспериментального применения технологии
скаффолдинг при обучении иностранному языку в 7 классе 26
2.2 Описание процесса разработки и апробации комплекса заданий с использованием технологии скаффолдинг, направленного на развитие умений монологической речи обучающихся на уроке немецкого языка в 7 классе (в дополнение к УМК «Вундеркинды Плюс. 7 класс». Авторы: О.А. Радченко, М.А. Лытаева, О.В. Гутброд) 32
Выводы по главе 2 42
Заключение 44
Список использованных источников 45

Актуальность темы исследования определяется существующим противоречием между необходимостью развития умений монологической речи обучающихся и недостаточной разработанностью применяемых на практике приемов и средств обеспечения данного процесса. В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 10 декабря 2010 г. №1897 (далее - ФГОС ООО) одним из итогов освоения дисциплины иностранный язык является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, что подразумевает развитие навыков и умений обучающихся в процессе овладения основными видами речевой деятельности, к которым относятся аудирование, говорение, чтение и письмо. [Приказ Министерства просвещения ...]
Особое внимание при обучении иностранному языку уделяется обучению говорению: диалогической и монологической речи. Проблемы формирования и развития навыков и умений говорения обучающихся исследуются И.А. Зимней, В.Л. Скалкиным.
Обучение монологической речи является объектом исследования Е.И. Пассова, Н.И. Гез, Н.Д. Гальсковой.
Особенности обучения монологической речи на уроке иностранного языка в 7 классе рассматривают И.Л. Бим, О.А. Радченко, С.Ф. Шатилов.
Одним из возможных решений вышеупомянутых проблем может послужить внедрение в образовательный процесс технологии скаффолдинг, с помощью которой развитие умений монологической речи будет протекать более эффективно. Технология скаффолдинг (технология педагогической поддержки) означает постепенное угасание поддержки со стороны учителя, тем самым в дальнейшем обучающийся самостоятельно способен справиться с уже знакомыми ему задачами. Результаты опытно-экспериментального применения технологии скаффолдинг при обучении иностранному языку представлены в работах Е.В. Королевой и Т.А. Редиевой.
Недостаточная, на наш взгляд, разработанность описанной проблематики позволила определить тему исследования: «Развитие умений монологической речи обучающихся в процессе применения технологии скаффолдинг на уроке немецкого языка в 7 классе».
Объектом исследования является процесс развития умений монологической речи на уроке иностранного языка в основной школе.
В качестве предмета исследования рассматривается технология скаффолдинг как средство развития умений монологической речи на уроке иностранного языка в 7 классе.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность применения технологии скаффолдинг на уроке немецкого языка в 7 классе как средства развития умений монологической речи обучающихся.
С учетом поставленной цели решаются следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть терминологическую характеристику понятия «монологическая речь»; определить коммуникативные функции и функциональные типы монологической речи.
2. Описать особенности развития умений монологической речи обучающихся на уроке иностранного языка в 7 классе.
3. Проанализировать имеющиеся данные по опытно-экспериментальному применению технологии скаффолдинг при обучении иностранному языку в 7 классе.
4. Разработать комплекс заданий с использованием технологии скаффолдинг, направленный на развитие умений монологической речи обучающихся на уроке немецкого языка в 7 классе (в дополнение к УМК «Вундеркинды Плюс. 7 класс». Авторы: О.А. Радченко, М.А. Лытаева, О.В. Гутброд).
5. Провести апробацию разработанного методического материала на базе МАОУ Гимназия №6 (г. Красноярск).
Теоретико - методологическую базу исследования представляют работы, посвященные обучению монологической речи на иностранном языке (И.А. Зимняя, В.Л. Скалкин); освоению монологических умений обучающимися 7 класса (О.А. Радченко, С.Ф. Шатилов); применению технологии скаффолдинг в процессе обучения иностранному языку (Е.В. Королева, J. Hammond); нормативные документы (ФГОС ООО; Примерная основная образовательная программа основного общего образования для 7 класса).
Научная новина исследования заключается в разработке и апробации комплекса заданий с использованием технологии скаффолдинг, направленного на развитие умений монологической речи обучающихся на уроке немецкого языка в 7 классе (в дополнение к УМК «Вундеркинды Плюс. 7 класс». Авторы: О.А.Радченко, М.А. Лытаева, О.В. Гутброд).
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении немецкому языку в 7 классе.
Экспериментальной базой для апробации материалов исследования послужило МАОУ Гимназия №6 г. Красноярска. Эксперимент проходил в период производственной практики с 01 сентября 2022 г. по 26 октября 2022 г. В эксперименте участвовали обучающиеся 7 А класса в количестве 19 человек.
Методы, используемые в ходе исследования: изучение методической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, изучение нормативной документации, обобщение практического опыта.
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованных источников. Работа изложена на 42 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первая глава «Теоретические основы развития умений монологической речи обучающихся на уроке иностранного языка в 7 классе» посвящена описанию особенностей процесса развития монологической речи обучающихся на уроке иностранного языка в 7 классе; рассмотрена структура монологической речи: ее коммуникативные функции и функциональные типы.
Вторая глава «Разработка и апробация комплекса заданий с использованием технологии скаффолдинг, направленного на развитие умений монологической речи обучающихся на уроке немецкого языка в 7 классе» представляет анализ возможности практического применения технологии скаффолдинг в процессе развития умений монологической речи обучающихся на уроке иностранного языка в 7 классе. Практическая часть главы содержит разработанный автором исследования комплекс заданий с использованием технологии скаффолдинг (в дополнение к УМК «Вундеркинды Плюс. 7 класс». Авторы: О.А. Радченко, М.А. Лытаева, О.В. Гутброд).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 30 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, а также словари и справочные издания.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе выявлены возможности практического применения технологии скаффолдинг как средства развития умений монологической речи на уроке немецкого языка в 7 классе.
Для достижения цели исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность применения технологии скаффолдинг на уроке немецкого языка в 7 классе как средства развития умений монологической речи обучающихся, поставлены задачи, ход решения которых представлен в первой и второй главе работы.
В рамках исследования разработан комплекс заданий с применением технологии скаффолдинг, направленный на развитие умений монологической речи обучающихся на уроке немецкого языка в 7 классе (в дополнение к УМК «Вундеркинды Плюс. 7 класс. Авторы: О.А. Радченко, М.А. Лытаева, О.В. Гутборд.). Комплекс включает 10 заданий, разработанные к следующим модулям УМК «Вундеркинды Плюс»: Module 1 - Sommerferien, Module 2 - Winterfeste in Deutschland und Russland, Module 3 - Umweltschutz. Каждое задание разделено на несколько этапов в рамках применения технологии скаффолдинг.
В ходе исследования получены положительные результаты применения технологии скаффолдинг на уроке немецкого языка в 7 классе как средства развития умений монологической речи обучающихся, что позволяет сделать вывод об успешности данной технологии в обозначенных нами целях.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке комплекса заданий, позволяющих развить умения монологической речи обучающихся к другим темам, представленные в УМК «Вундеркинды Плюс. 7 класс.» Авторы: О.А. Радченко, М.А. Лытаева, О.В. Гутброд.



1. Айвазян К.Г. Монологическая речь. 2020. [Электронный ресурс]. URL:
https://ypoK^/library/monologicheskaya rech 173822.html (дата
обращения: 21.05.2023).
2. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М.:
Просвещение, 1988. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.booksite.ru/fulltext/alhazihvili/text.pdf (дата обращения
20.05.2023).
3. Багрова А.Я. Формирование навыков и умений монологического
высказывания в средней школе - основа обучения коммуникативной компетенции на иностранном языке // Вестник Московской международной академии. 2017. №1. 208 с. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-i-umeniy-
monologicheskogo-vyskazyvaniya-v-sredney-shkole-osnova-obucheniya-kommunikativnoy-kompetentsii-na(дата обращения: 17.05.2023).
4. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней
школе: проблемы и перспективы. М.: Просвещение. 1988 256 с.
[Электронный ресурс]. URL:https://www.studmed.ru/bim-i-l-teoriya-i-praktika-obucheniya-nemeckomu-yazyku-v-sredney-shkole-problemy-i-perspektivy 7bbc535cd39.html(дата обращения: 20.05.2023).
5. Ботарёв С. Скаффолдинг: что такое теория строительных лесов и как
применять её в обучении // Образование. 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/education/skaffolding-teoriya-stroitelnykh-
lesov/(дата обращения: 07.05.2023).
6. Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков. Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие: М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун -т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2018. 104 с.
7. Виноградов В.В. Стилистика. Теория Поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во Акад. Наук СССР. 1963. 255 с. [Электронный ресурс]. URL: http://books.e-heritage.ru/book/10093525(дата обращения: 08.05.2023).
8. Гальскова Н.Д., Гез Н. И., Теория обучения иностранным языкам:
лингводидактика и методика. Москва: Academa, 2006. 336 c.
[Электронный ресурс]. URL:http://goo.gl/mJuX0V(дата обращения: 15.03. 2023).
9. Грибова А.В. О диалектике культуры речи и культуры мышления при
обучении иноязычному монологическому говорению // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2012. №6-45. 150 с. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-
dialektike-kultury-rechi-i-kultury-myshleniya-pri-obuchenii-inoyazychnomu-monolo gicheskomu- govoreniyu (дата обращения:
18.05.2023).
10. Ельгина С.А. Обучение монологической речи на иностранном языке с ипользованием опор. 2020 [Электронный ресурс]. URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/8003/Ельгина%20СА.pdf?sequence=1&isAllowed=y(дата обращения: 16.03.2023).
11. Королева Е.В., Редиева Т.А. Технология скаффолдинг при обучении монологической речи на уроках немецкого языка // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-3. С. 131-134 [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-skaffolding-pri-obuchenii-monologicheskoy-rechi-na-urokah-nemetskogo-yazyka(дата обращения: 20.03.2023).
12. Мартыненко И.В. Лингводидактические особенности монологической речи // Методика преподавания иностранных языков в ср. школе: Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2015. [Электронный ресурс]. URL:
https:// scienceforum.ru/2015/article/201501231 (дата обращения:
23.05.2023).
13. Мыльцева М.В. Виды монологической речи и аспекты ее понимания в
современной педагогической науке // Образование: прошлое,
настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). 2018. С. 124-125
14. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от
11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/(дата
обращения: 10.03.2023).
15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120008?rangeS17е=Все (дата обращения: 12.05.2023).
16. Радченко О.А., Захарова О.Л. Книга для учителя 7 класс // серия «Вундеркинды». 2013. 177 с.
17. Радченко О.А., Лытаева М.А., Гутброд О.В. Учебник 7 класс // серия «Вундеркинды». 2012. 32 с.
18. Сакаева Л.Р., Баранова А.Р. Методика обучения иностранным языкам.
Учебное пособие для студентов Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского по направлению «педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). 2016. 114 с. [Электронный ресурс].
URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/116007/Sakaeva L.R. B
aranova A.R. Metodika obucheniya inostrannym yazykam.pdf (дата
обращения: 14.03.2023).
19. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс
лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.:
Просвещение. 2006. 238 с.
20. Трубицина О.И. Методика обучения иностранному языку. 2018. С.249 -
250. [Электронный ресурс]. URL:
https://studme.org/167132/pedagogika/metodika obucheniya inostrannomu
yazyku(дата обращения: 22.05.2023).
21. Турапина Я.В. Обучение иноязычной монологической речи с использованием нетрадиционных форм урока. 2018. [Электронный ресурс]. URL:https://elib.pnzgu.ru/files/eb/doc/6WS19okM3P8G.pdf(дата обращения: 17.05.2023).
22. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и
основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. М: Просвещение. 1998. 270 с.
[Электронный ресурс]. URL:
https://mineevaoa.files.wordpress.com/2018/11/d184d0b8d0bbd0b0d182d0bed0b2-d0bcd0b5d182d0bed0b4d0b8d0bad0bO.pdf (дата обращения:
14.05.2023).
23. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 232 с.
24. Baag von Robert. Kampf gegen das Ol auf dem Jenissei. 2009.
[Электронный ресурс]. URL: https://www.deutschlandfunk.de/kampf-
gegen-das-oel-auf-dem-jenissei- 100.html(дата обращения: 17.03.2023).
25.International.ruhr-uni-bochum.de. Weihnachten in Deutschland. [Электронный ресурс]. URL: https ://international.ruhr-uni-
bochum.de/de/weihnachten-deutschland(дата обращения: 19.05.2023).
26. Katharina. Verkehrsmittel fur Reisen - zu Fuss, mit dem Auto bis hin zur Fahre. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https ://www. sonahundsofern.com/2017/12/verkehrsmittel-auto-faehre/(дата обращения: 19.05.2023).
27. Kurt S. Scaffolding in Education // Teaching and Learning. 2022. [Электронный ресурс]. URL:
https://educationaltechnology.net/scaffolding/ (дата обращения:
13.05.2023)
28.Sciaga.pl. Mein Traumurlaub. [Электронный ресурс]. URL:
https:// sciaga.pl/tekst/143210-144-mein-traumurlaub (дата обращения:
16.03.2023).
29.Sofia. Wie die Deutschen ruhen. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://deutsch-sprechen.ru/wie-die-deutschen-ruhen/ (дата обращения:
20.03.2023).
30.Yildiz Y., Celik B. The Use of Scaffolding Techniques in Language Learning: Extending the Level of Understanding. 2020. С. 148-149 [Электронный ресурс]. URL:
https://www.researchgate.net/publication/344737159 The Use of Scaffolding Techniques in Language LearningExtending the Level of Understanding(дата обращения: 13.05.2023).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ