Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РЕШАТЬ СЮЖЕТНЫЕ АРИФМЕТЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА

Работа №155631

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2021
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы обучения решению задач в практике начальной школы 7
1.1. Понятие, виды и структура сюжетной арифметической задачи в
начальном курсе математики 7
1.2. Психологические и возрастные особенности обучающихся при
работе с сюжетной арифметической задачей 19
1.3. Методические аспекты организации работы с сюжетной арифметической задачей в практике начальной школы 27
Выводы по 1 главе 38
Глава 2. Исследование актуального состояния развития умения решать сюжетные арифметические задачи 40
2.1. Методика проведения констатирующего исследования актуального уровня развития умения решать сюжетные арифметические задачи у младших школьников 40
2.2. Результаты исследования уровня развития умения решать
сюжетные арифметические задачи у младших школьников 44
2.3. Методические особенности использования сборника заданий в
процессе обучения решению сюжетных арифметических задач в курсе начальной школы 49
Выводы по 2 главе 54
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Приложение А 60
Приложение Б 63
Приложение В 64


Решение определенных задач играют огромную роль в жизни человека. Задачи, которые ставит перед собой человек и задачи, которые ставят перед ним другие люди и обстоятельства жизни, направляют всю его деятельность, всю его жизнь. Мышление человека главным образом состоит из постановки и решения задач. В широком смысле слова под задачей понимается некоторая ситуация, требующая исследования и разрешения человеком.
Особенно большую роль играют задачи в обучении математике. Эта роль определяется, с одной стороны тем, что конечные цели обучения математике сводится к овладению учащимися методами решения
определенной системы математических задач; с другой стороны, она определяется и тем, что полноценное достижение целей обучения математике возможно лишь с помощью решения системы учебных математических задач[2, 76с.].
Отсюда вытекает проблема исследования: необходимость младшему школьнику владения умением решения задач для обеспечения связи обучения с практикой, в дальнейшем подготовки обучающихся к жизни, труду; усвоения и закрепления знаний и правил математики, необходимых для дальнейшего обучения.
В учебной работе актуальность проблемы решения задач особенно велика. В период освоения основной образовательной программы младшему школьнику необходимо овладеть умением правильно решать задачи.
В России на современном этапе реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) нового поколения. Существенно изменились требования, предъявляемые к обучающимся начальных классов.
Среди требований к результатам освоения основных образовательных программ в стандарте присутствует следующий результат: решать текстовые задачи [1].
В связи с новыми целями обучения уходит в прошлое былая, традиционная цель, состоящая в том, чтобы научить читать, писать, считать. Назревшая проблема обучения и развития определила новое назначение начального обучения школьников, а именно: формирование учебной деятельности - основной формы жизнедеятельности младшего школьника, в ходе которой, созревает личность.
Многие профессоры и методисты изучали процесс обучения решения задач, одной из них стала Л.П.Стойлова, по её мнению «задачи способствуют развитию логического мышления школьников» [29, 272c.]. Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащихся. Поэтому младшему школьнику очень важно освоить данное умение и использовать его.
Учебные задачи облекают в форму жизненно-практических ситуаций при помощи связного текста. Работа над такими задачами позволяет решить сразу несколько проблем, среди которых обеспечение связи обучения с практикой и усвоение математических знаний для дальнейшего обучения [9, 287с.].
Исходя из поставленной проблемы и актуальности темы, были выделены объект, предмет, цели и задачи исследования.
Цель исследования: выявить особенности развития умения решать сюжетные арифметические задачи у обучающихся 3 класса и разработать комплекс упражнений, способствующих повышению уровня развития умения решать сюжетные арифметические задачи.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников решению сюжетных арифметических задач в начальной школе.
Предмет исследования: актуальный уровень развития умения решать сюжетные арифметические задачи и способы его изменения.
Гипотеза: в процессе освоения начального курса математики у обучающихся сформировано умение решать сюжетные арифметические задачи, характеризующееся следующими критериями:
1) Точность определения структурных единиц задачи;
2) Верность выбора арифметического действия для предметного;
3) Правильность ответа на поставленный в задаче вопрос.
Эти критерии потенциально сформированы у обучающихся 3 класса преимущественно на среднем уровне.
Задачи исследования:
1. Анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
2.Определение критериев изучения актуального уровня развития умения решать сюжетную арифметическую задачу;
3. Проведение констатирующего эксперимента;
4. Проведение математической обработки результатов исследования и представление их в виде таблиц и диаграмм;
5. Проведение содержательного анализа результатов исследования и подтверждение или опровержение гипотезы;
6. Разработка комплекса упражнений, направленных на изменение актуального уровня развития умения решать сюжетную арифметическую задачу.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы по теме, констатирующий эксперимент, наблюдение.
Экспериментальная база: МАОУ Гимназия No14 г. Красноярска


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы мы пришли к выводу, что проблема обучения младших школьников решению сюжетных арифметических задач актуальна на данном этапе развития педагогической науки и требует дальнейшего исследования.
Анализ литературных источников по исследуемой проблематике показал, что в обучении математики роль текстовых задач велика. Решая задачи, обучающиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности [27, 28с.].
Очень важно при решении понимать текст задачи. Понимание текста задачи в традиционной системе специально не рассматривалась. В настоящее время изменения в содержании и методах преподавания выдвигают эту проблему на первый план.
Понимание, прежде всего, предполагает наличие определенной системы знаний и понятий, опираясь на которые школьник может понять и объяснить новое явление. Наиболее благоприятным периодом для формирования приемов работы с текстом сюжетных задач как средства повышения качества их решения является младший школьный возраст.
О данной проблеме писала А. В. Белошистая в своем пособии «Методика обучения решению задач в начальной школе». Она рассматривала решение задачи как раскрытие связей между данным и искомым, которые заданы условием задачи, на основе чего вы6рать, а затем выполнить арифметические действия и дать ответ на вопрос задачи.
Из работы Анны Витальевны, можно выделить, что в первую очередь для освоения навыка решения задач необходимо хорошо читать, понимать смысл прочитанного, анализировать текст задачи.
Ребенок, не овладевший вышеперечисленными умениями, вероятнее всего с трудом освоит навык решения задач.
В процессе работы нами было охарактеризовано понятие «сюжетно арифметическая задача». Л.П. Стойлова и А.М. Пышкало определяют сюжетную арифметическую задачу как описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации [30, 43с.].
В рамках выпускной квалификационной работы используется термин «сюжетная арифметическая задача», в основе которой лежит не только вопрос и арифметические данные, но и некая жизненная ситуация, сюжет.
Исследование актуального состояния развития умения решать сюжетно арифметические задачи осуществлялось на выборке обучающихся 3 класса МАОУ «Гимназия № 14».
Для проведения исследования были выделены основные критерии развития данного умения: точность определения структурных единиц задачи, верность выбора арифметического действия для предметного и правильность ответа на поставленный в задаче вопрос. По каждому критерию определены уровни их развития и подобран соответствующий диагностический инструментарий.
По результатам констатирующего исследования мы выяснили, что у большинства учащихся умение решать сюжетную арифметическую задачу сформировано на среднем уровне, при этом по каждому из выделенных нами критериев преобладал средний уровень , что подтверждает нашу гипотезу. Результаты исследования представлены в виде таблиц и диаграмм.
На основании этого мы разработали комплекс упражнений для развития каждого умения, описанного в критериях. Сборник заданий состоит из трёх блоков, в каждом из которых по десять заданий. Задания сборника помогут учителю в развитии следующих умений: точность определения структурных единиц, верность выбора арифметического действия для предметного, правильность ответа на поставленный в задаче вопрос.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2011 г. № 373
2. Артемов, А.К. Введение в частные методики обучения: учеб. Пособие / А.К. Артемов, Т.В. Семенова. - Пенза: 1982. - 76 с.
3. Бантова М. А. Решение текстовых арифметических задач. // Начальная школа.- 1989.- №2.
4. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах.- М.: Просвещение, 1984.
5. Баранов С. П. Развитие логики мышления младших школьников//Начальная школа. -2006. -№ 12.
6. Басалаева, М.В. Алгоритм чтения текста сюжетной арифметической задачи [Текст] / М.В. Басалаева // Научный диалог. - Екатеринбург: Издательский дом «Ажур». - 2012. - Выпуск № 5. - С. 92-99. (0,2 п.л.).
7. Белошистая А. В. Методический семинар: вопросы обучения решению задач//Начальная школа. - 2002. - №11.
8. Белошистая А.В. Обучение решению задач в начальной школе. Книга для учителя.- М., 2006
9. Белошистая А.В. Решение задач в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы: Методическое пособие - Литература для средней школы и абитуриентов - Начальная школа - Методическая литература (начальная школа) - Математика. Информатика.- М., 2006.
10. Белошистая, А.В. Обучение решению задач в начальной школе: кн. для учителя. - М.: Русское слово, 2003. - 288 с.
11. Бескоровайная Л. С. Методика современного открытого урока математики. 1-2 классы/Бескоровайная Л. С., Перекатьева О. В.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.
12. Блох А.Я. , Канини Е.С. , Калинина Н.Г. / Методика преподавания математики в средней школе: общая методика: учебное пособие для
студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1985. - 336 с.
13. Вайнштейн, JI. Л.Общая психология: учебник / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк.» 2009. - 512 с.
14. Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа.- 1990.- №7.
15. Демидова, Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Т.Е.Демидова, А.П.Тонких. - М.: Академия, 2002. - 288 с.
16. Дрозд В.Л. , Катасонова А.Т. , Латотин Л.А. / Методика начального обучения математики: учеб. пособие для пед. ин-тов; - М.: 1988. - 254 с.
17. Епишева, О.Б. Учить школьников учиться математике: формирование приемов учебной деятельности: кн. для учителя / О.Б. Епишева, В.И. Крупич. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.
18. Зайцев, Г.Т. Теоретические основы обучения решению задач в начальных классах: учеб. пособие. - Ленинград, 1983. - 98 с.
19. Зубов В.И., Шикова Р.Н. Предупреждение ошибок учащихся при обучении решению текстовых задач // Начальная школа. - 1994. - №1
20. Ивашова О. А. Исследование школьниками решенных арифметических задач//Начальная школа.-2006.-№12.
21. Ильясов, И.И. Система эвристических приемов решения задач /И.И. Ильясов. - М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1992. - 135 с.
22. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация 21 век, 2013. - 273 с.
23. Истомина Н.Б. Обучение младших школьников решению текстовых задач». - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.
24. Кагермазова, Л.Ц Возрастная психология / Л.Ц. Кагермазова. - электронный учебник, 2012. - 98 с.
25. Колягин Ю. М. Размышления о некоторых проблемах начального обучения математике.//Начальная школа.-1997.-№4.
26. Кузнецова Л.Ю. Целенаправленная работа с текстовой задачей // Начальная школа. - 1991. - №2.
27. Кульбякина, Л.Я. Работа над простой задачей на этапе ее решения // Начальная школа. - 2002. - № 10. - С. 57 - 60.
28. Лехова В. П. Дедуктивные рассуждения в курсе математики начальных классов//Начальная школа. -1988. -№5.
29. Моро, М.И. Методика обучения математики в 1 - 4 классе: пособие для учителя / М.И. Моро, А.М. Пышкало. — М.: Просвещение, 2015. — 432 с.
30. Стойлова, Л.П. Теоретические основы начального курса математики. М.: «Академия», 2014 г. - 272с.
31. Стойлова, Л.П. Основы начального курса математики: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. /Л.П.Стойлова, А.М.
Пышкало. - М.: Просвещение, 1988. - 484 с.
32. Фридман, Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика: учеб. пособие для учителей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Школьная пресса, 2002. - 208 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ