Введение 3
Глава 1. Истоки христианского учения о личности 7
1.1 Проблема человека в древнегреческой философии 7
1.2 Библейское учение о человеке 13
1.3 Антропология в учении апостольских мужей и христианских апологетов
II-III вв 18
1.4 Проблема человека в ранней восточной патристике 22
Глава 2. Бог как Личность в учении Церкви 31
2.1 Проблема божественной личности в контексте церковной триадологии и
христологии 31
2.2 Влияние учения св. Григория Паламы на православное понимание
личности 39
Глава 3. Понятие личности в современной православной философии на
примере митрополита Иоанна Зизиуласа 47
Заключение 58
Список используемой литературы 63
Приложение
Человек сегодня до сих пор не может очнуться от кровавого дурмана XX века - столетия, потрясшего человечество парадоксальным сочетанием интеллектуального взлета, невиданным прежде научно-техническим скачком и, одновременно, вопиющей античеловечностью мировых войн и тоталитарных режимов. С глаз спала очередная пелена иллюзий. В погоне за «очередным благом» человек забыл о человеке [8,105]. Как реакция на эти события появился всплеск интереса к личности и к такому философско- культурному направлению, как персонализм.
Персонализм - это, скорее, теистическая мысль, а именно, христианская, поэтому понятие личности раскрывается в отношении ее к Богу. В рамках этого направления личность рассматривается как высшая духовная ценность, она определяется как «самопроявление бытия, непрерывное существование которого определяется волевой активностью человека и его непрекращающейся деятельностью» [39].
Для нашей страны ушедший век особенно «по-сложному» незабываем, и относиться к этому черному пятну на жизненной карте наших дедов и отцов отстраненно, как к конечным историческим фактам, не представляется возможным, они вписаны и в наши судьбы, и где-то глубоко мы так же травмированы. Современный российский человек крайне индивидуалистичен, недоверчив, закрыт. Россия уже второй десяток лет бессменный лидер таких экзистенциальных кризисных показателей , как суициды и разные виды зависимостей. Можно много говорить о триумфальной победе над фашизмом советской армии, о полете Гагарина в космос, о самобытности и неповторимости русской души, о русском балете и о Достоевском, но социальная статистика говорит об одном и говорит громче что российский человек сегодня внутренне глубоко искажен. Поэтому для нас сейчас тема личности, как никогда прежде, актуальна.
С распадом СССР пало табу на религиозное исповедование, отправление религиозного культа стало доступным, в РПЦ настал определенный церковный ренессанс. На данный момент в РФ православными себя считают 60-80% населения, и, хотя регулярно причащаются из них всего 5 -6% [14], этого достаточно, чтобы ставить вопрос об отношении к личности и к личностности в церкви.
Парадоксально, ведь Церковь, Экклесия - это собрание, но и в церкви превалирует индивидуализм - и как проповедь преимущественно личного спасения, и как культ личности священнослужителя, и как незаинтересованность людей друг в друге [26, 17-18]. На Литургии при
возгласе диакона перед целованием мира «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы!» в воздухе повисает вопрос «Возлюбим кого?», и он вполне правомочен - ведь человек никого в церкви может и не знать. И всё же, на данный момент можно говорить о небольшой волне возрождения феномена общины в РПЦ. Не общины как прихода, но как осознанного решения определенных людей жить в экклесиологической соотнесенности со Христом.
В общине Церковь возвращает себе первохристианское понимание экклесии как собрания, евхаристической общины. О таком понимании церкви писали протопресвитер Н. Афанасьев, протоиерей А. Шмеман, С.И. Фудель, П. Евдокимов. Очевидно, что в общине отношение к личности принимает некоторое другое измерение, чем в церковном пространстве, но вне общины. Этой проблематике посвящены работы таких современных богословов и философов, как митрополит Иоанн (Зизиулас), Христос Яннарас, протоиерей Иоанн Мейендорф, Оливье Клеман, епископ Каллист (Уэр). Они рассматривают личность через призму события общения, и особенно - церковного общения. Их труды не получают однозначной оценки, часто критикуемы в определенных православных кругах и иногда определяются как модернистские, однако от этого интерес к ним не становится меньше. В этой работе хотелось бы познакомиться с мыслью современных православных авторов относительно понятия личности в соотнесенности с учением о личности в восточной патристике.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что человек перед лицом экзистенциального кризиса зачастую вынужден обратиться за помощью в церковь, поэтому восприятие личности и в философском, и в практическом аспекте в церковном пространстве чрезвычайно важно. Таким образом, рассмотрение и анализ развития учения о личности, начиная с восточной патристики и до современной религиозной философии, актуально.
Цель: Рассмотреть и проанализировать развитие учения о личности от восточной патристики к современной религиозной философии.
Объект: Личность в христианской религиозной философии.
Предмет: Учение о личности в восточной патристике и современной религиозной философии.
Задачи:
1. Познакомиться с истоками христианского учения о личности. Для чего изучить: проблему человека в древнегреческой философии; библейское учение о человеке; антропологию в учении апостольских мужей и христианских апологетов II-III вв; проблему человека в ранней восточной патристике.
2. Исследовать проблематику Бога как личности в учении Церкви. Для чего рассмотреть: проблему божественной личности в контексте церковной триадологии и христологии; влияние учения св. Григория Паламы на православное понимание личности .
3. Проанализировать понятие личности в современной православной философии на примере митрополита Иоанна Зизиуласа.
Методология: теоретические методы исследования, герменевтический анализ, критический анализ, исторический метод.
Выдающийся мыслитель XX века протоиерей Иоанн Мейендорф, для богословия которого проблематика триадологии была центральной говорил: «наша задача сегодня состоит не в простом повторении патристических формул, а в развитии в рамках традиции христианского тринитаризма применительно к вопросам нашего времени. Невозможно приблизиться к пониманию личностного феномена человека без обращения к его божественному прототипу» [17]. В этой мысли очень кратко, и одновременно достаточно емко выражена причина, по которой была написана данная работа «Развитие учения о личности от восточной патристики к современной религиозной философии».
В данной работе было поэтапно рассмотрено развитие понятия личности, начиная с восточной патристики и до современной религиозной философии, преимущественно православных авторов. Было также рассмотрено представление о человеке в языческой античности и в библейских текстах.
Для первых трех веков христианской мысли характерно говорить о божественном проявлении именно в контексте личности Христа. Христос личность. А об Отце, источнике божественного, первые христианские мыслители избегали говорить как о личности. Особенность того времени была в том, что идея личности была связана с идеей ограниченности, предельности, это наследие, доставшееся первым христианским писателям от языческого античного восприятия. В первые три века разговор об Отце сводился к личности Сына, который есть лицо Отца, о самой же личности Отца не говорили, так как личность бесконечного и абсолютного невообразима [24].
С другой стороны, именно в человеке Иисус Христос, это истинный Бог, и то, что в воплощении Он являет Себя как ограниченное во времени, конечное, не ущемляет его абсолютности и бесконечности как Бога. То есть Иисус Христос безусловно воспринимаемый человеческим пониманием как личность в виду Своей ограниченности в кенозисе, является отнюдь не ограниченным и не имеет предела, но от этого Он не перестает быть личностью.
Олевье Клеман подчеркивает нежность и любовь, с которой Христос обращается к Отцу на страницах Евангелия. Он называет Его Авва. Это обращение глубоко личностное [24]. Тринитарное богословие, которое в основе своей, евангельское откровение о Боге через Христа и святого Духа - произвело революцию в христианском сознании, оно конституировало Абсолют как личность, вынося смысл понятия личности за рамки ограниченности.
Бог всегда выше того, что человек может о Нем сказать, и вхождение в Его тайну, погружение в нее делает ее для нас еще более недоступной и загадочной, но именно в открытости к ней можно усмотреть личность Отца. На самом деле апофатизм и неизреченность не есть характеристики относящийся сугубо к восприятию Божественной реальности. Каждый человек - это область апофатики. Личность человека неизреченна. Общение это всегда предстояние перед инобытием. Иван Ильин в труде «Аксиомы религиозного опыта» так и говорит о человеке - «человек человеку инобытие»[19]. Каждое событие общение приближает нас к познанию человека и отдаляет это познания от нас, очерчивая новые бескрайние горизонты человеческой личности, до которых нам предстоит дойти.
Личностная реальность, божественная или человеческая, неисчерпаема. В этом очевидность отличия между индивидом и личностью: индивид ограничен, личность же есть Абсолют [24].
Святой Григорий Богослов пишет о Божественной Троице: «Монада приходит в движение в силу своего богатства; диада преодолена, ибо Божество превыше материи и формы; триада замыкается в совершенстве, потому что она первая превзошла состав диады». Павел Евдокимов так объясняет слова великого богослова: «Один - одиночество, два - число разделения, единство и множество объединены в Троице и содержатся в ней: таков невыразимый строй в божестве, где Каждое из Лиц - в Каждом Другом» [10, 253].
Всякий раз когда мы испытываем истинное чувство дружбы или любви к кому-то, мы переживаем тринитарный опыт. А каждая истинная встреча это переживание опыта Троицы. Всегда, когда есть единство и различие есть тайна Бога как Троицы, как причастности, общности [24].
И поскольку личность человека несводима к его природе, для того чтобы прикоснуться к личности, необходимо совершить прыжок в доверие, в веру. Этот же принцип действует в отношении с Богом.
В этой работе был проанализирован труд митрополита Пергамского Иоанна Зизиуласа «Бытие как общение. Очерки о личности в церкви». Иаонн Зизиулас опирается на триадологическое понимание термина ипостась в каппадокийской традиции. И это не позволяет сводить его концепции к экзистенциализму или западному персонализму. В этом отношении он схож скорее с современными православными мыслителями протоиереем Иоанном Мейендорфом, Павелом Евдокимовым, Олевье Клеманом, епископ Каллистом Уэром, Христосом Яннарасом. То есть в современной православной мысли существует некая тенденция взгляда на личность, как антиномию сохранения собственной идентичности и открытости бытийному изменению.
Для этих авторов характерно сопоставления личностного, ипостасного измерения Божественной и человеческой реальностей. В этой соотнесенности становится возможным и воплощение, как ипостасное единство Божества и человечества во Христе, так и теозис, как приобщения природы человека нетварной энергии Бога. Протоиерей Иоанн Мейендорф пишет: «Полное значение термина «обожение» можно осознать только через ипостасное единство двух природ во Христе и через личный ответ на это каждого человеческого существа» [36].
Феномен кенозис демонстрарирует насколько Бог открыт человеку. В принятии тлена, который совершенно чужд божественной природе, проявляется ипостасная открытость Бога творению [36].
Митрополит Иоанн Зизиулас обращается к человеку, как к призванному найти и раскрыть свою личность. Это дело всей жизни. Парадоксально, но человек в этом деле совершенно одинок и абсолютно не одинок.
Человек одинок в труде собирания себя и свой личности в том смысле, что только он сам может явиться субъектом желания этого акта. Никто не может ни заставить, не навязать ему необходимость этого усилия. Определяющим в этом акте становится свобода. Поэтому свобода, Иоанн Зизиулас, подчеркивает - это эссенциальное свойство и одновременно детерминанта личности.
Человек же не одинок на пути становления личности, поскольку это просто невозможно. Личность - это то, что «случается» в общении. Событие общения - для мысли Иоанна Зизиуласа, это событие онтологически присущее личности. Она не существует вне общения.
Личность опознает себя как таковую только в акте экстатичности, преодолении своей исключительности, своего индивидуализма и эгоцентризма, которые суть результат грехопадения. Самозамкнутость собственного бытия в себе исключает истинное творчество и призвание человека - богообщение.
В церковном, евхаристическом общении, осуществляется тайна мироздания, народ божий становится телом Христа, каждый член собрания становится по благодати богом, но это возможно только в открытости к человеку и в преодолении всякой обособленности, то есть в любви.
1. Барт К. Очерк догматики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rulit.me/books/ocherk-dogmatiki-read-208018-19.html (дата обращения 30.11.15)
2. Библия. М.: РБО, 2011. 1407 с.
3. Вевюрко И. Антропология святого апостола Павла (опыт
систематизации). [Электронный ресурс]. URL:
http://apologet.spb.rU/ru/918.html#sdendnote38anc (дата обращения
22.10.15)
4. Вершилло Р. Митр. Иоанн Пергамский. [Электронный ресурс]. URL: https://antimodem.wordpress.com/2009/03/16/zizioulas/(дата обращения
22.10.15)
5. Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви. М.: Свято- Филаретовская московская высшая православно -христианская школа, 2001. 315 с.
6. Гайденко П.П. Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://iph.ras.ru/elib/1222.html (дата обращения 30.10.15)
7. Гусейнов А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. 589с.
8. Дель Аста А. Соборность, личность и преображение против коммунальности, индивидуализма и революции - пример русской религиозной философии в мире тоталитаризма // Личность в церкви и обществе: Материалы международной богословской конференции (Москва, 17-19 сентября 2001 г.). М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2003. С. 105-119.
9. Евдокимов П.Н. Женщина и спасение мира: о благодатных дарах мужчины и женщины. Мн.: «Лучи Софии», 2009. 272 с.
10. Евдокимов П.Н. Искусство иконы. Богословие красоты. Изд -во «Христианская жизнь», 2005. 383 с.
11. Евдокимов П.Н. Православие. М.: Изд -во ББИ, 2012. 500с.
12. Епифанович С.Л. Лекции по патрологии (Церковная письменность I¬III веков). С-Петербург.: Изд-во «Воскресеше», 2010. 607 с.
13. Жильсон Э. Дух средневековой философии. М.: Институ философии, теологи и истории св. Фомы, 2011. 559с.
14. Зайцев А. Сколько православных в России? [Электронный ресурс].
URL: http://www. pravmir. ru/skolko-pravoslavnyx-v-rossii-2/ (дата
обращения 24.10.15)
15. Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.xpa-
spb.ru/3/basic.html#Toc159175009(дата обращения 13.10.15)
16. Зизиулас И. Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006. 280с.
17. Зинковский М. О богословском персонализме протоиерея Иоанна
Мейендорфа. [Электронный ресурс]. URL:
http: //www. bo go sl ov. ru/text/2455755. html(дата обращения 07.11.15)
18. Ивлиев И. Основные антропологические понятия в посланиях Святого
Апостола Павла [Электронный ресурс]. URL:
http: //www. pravmir. ru/osnovnyie-antropologicheskie -ponyatiya-v-poslaniyah-svyatogo-apostola-pavla/ (дата обращения 22.11.15)
19. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. [Электронный ресурс]. URL:http://lib.pravmir.ru/library/book/255(дата обращения 30.11.15)
20. Индивидуум. Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL:http://iph.ras.ru/elib/1222.html(дата обращения 30.10.15)
21. История средневековой философии. Патристика. Понятие о патристике
и ее основные особенности. [Электронный ресурс]. URL:
http://filosof.historic.ru/books/item/fO0/s00/z0000004/st081.shtml (дата
обращения 01.12.15)
22. Керн К. Антропология Св. Григория Паламы. Киев: Изд -во имени святителя Льва, папы Римского, 2005. 433 с.
23. Клеман О. Тема личности в Священном писании // Православная община. 1992. № 4. С. 55-62.
24. Клеман О. Тема личности (по греческим отцам Церкви). Лекция 2.
[Электронный ресурс]. URL: http://pravoslavnaya-
obshina.ru/1992/no 11/article/olive-kleman-tema-lichnosti-po-grecheskim-otcam-cerkvi/(дата обращения 04.11.15)
25. Козлов Н.И. Исключительность. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/isklyuchitelnost(дата обращения 04.11.15)
26. Кочетков Г. Проблема индивидуализма и личности в Православной церкви (на приходе, в монастыре, в семье по плоти и семь по духу, т.е. в церковной общине - братстве - школе) // Личность в церкви и обществе: Материалы международной богословской конференции (Москва, 17-19 сентября 2001 г.). М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2003. С. 17-29.
27. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном
изложении. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Los_IstAntFil/index.php(дата обращения 19.10.15)
28. Лосский В.Н. Боговидение. [Электронный ресурс]. URL: http ://predanie. ru/lib/book/read/72700/(дата обращения 14.11.15)
29. Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности.
[Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/bogoslovskoe-ponyatie-
chelovecheskoj -lichnosti.shtml (дата обращения 14.11.15)
30. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви.
[Электронный ресурс]. URL: http://bogoslovie.todn.ru/lossky/10/187/
(дата обращения 16.11.15)
31. Малков П.Ю. О Воплощении без Искупления // По образу Слова: статьи. М.: Изд-во ПСГТУ, 2007. С. 54-84.
32. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. [Электронный
ресурс]. URL: http ://azbyka. ru/otechnik/Ioann Mej endorf/vvedenie-v-
svjatootecheskoe-bogoslovie/29#sel=14:4,14:6] (дата обращения
23.11.15)
33. Мейендорф И. Византийское богословие исторические тенденции и
доктринальные темы. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.odinblago.ru/istoriya drevney cerkvi/ioann meyendorf/vizantiyskoe bogoslovie/xiv triediniy bog/(дата обращения 23.11.15)
34. Мейендорф И. Иисус Христос в восточном православном предании.
Христология в пятом веке. [Электронный ресурс]. URL:http://apologia- christ.ru/basis/bogoslovie/mejendorff/Iisus 1.htm (дата обращения
23.11.15)
35. Мейендорф И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение
в изучение. [Электронный ресурс]. URL:
http://predanie.ru/lib/book/read/71266/#toc9(дата обращения 24.11.15)
36. Мейендорф И. Человечество Христа: пасхальная тайна // Пасхальная тайна. Сборник статей по Богословию. [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/pashalnaja-tajna-stati-po-bogosloviyu/10 (дата обращения 26.11.15)
37. Мусулин А. Учение Платона о душе. [Электронный ресурс]. URL: http://www.manwb.ru/articles/psychology/inner_world/PlatoAlma_AntMus/(дата обращения 29.10.15)
38. Очерки по истории философии Учебное пособие для студентов
технических вузов. [Электронный ресурс]. URL:
http://reftrend.ru/652186.html (дата обращения 4.11.15)
39. Персонализм. [Электронный ресурс]. URL:
http://eurasialand.ru/txt/frolov1/134.htm(дата обращения 17.11.15)
40. Сахаров С. О молитве. Изд -во СТСЛ, 2010. 224 с.
41. Симатис П. Нечестивое богословие митрополита Иоанна Зизиулас
является вызовом пастырям и богословам. [Электронный ресурс].
URL: http://apologet.spb.ru/ru/761.html (дата обращения 22.10.15)
42. Скола А., Маренго Дж., Лопес Х.П. Богословская антропология. М.: «Христианская Россия», 2005. 382с.
43. Соколова Е.Е. Античные представления о душе. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology-online.net/articles/doc-1156.html (дата обращения 01.10.15)
44. Учение Аристотеля о государстве. [Электронный ресурс]. URL: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2426-uchenie-aristotelya-o-gosudarstve(дата обращения 30.10.15)
45. Учение Платона о душе. [Электронный ресурс]. URL: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2216-uchenie-platona-o-dushe(дата обращения 30.10.15)
46. Уэр К. Святая Троица - парадигма человеческой личности. [Электронный ресурс]. URL:http://www. apocalyptism. ru/Uar-Trinity. htm(дата обращения 16.11.15)
47. Уэр К. Человеческая личность как икона Троицы. Электронный ресурс]. URL: http://ru.pravoslavie.bg/человеческая-личность-как-икона- трои/ (дата обращения 29.11.15)