Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы эмпатии у детей младшего школьного возраста 7
1.1. Проблема эмпатии в психологии 7
1.2. Возрастно-психологические особенности младшего школьника....12
1.3. Развитие эмпатии у младших школьников 16
Выводы по главе 1 24
Глава II. Экспериментальное исследование развития эмпатии младших школьников 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 37
Выводы по главе II 45
Заключение 46
Библиографический список 51
Приложение 54
Проблема изучения эмпатии и ее проявлений актуальная тема в современном мире. Мы живем в обществе, которому необходима гуманизация. Важной задачей развития нашей страны является появления иного типа взаимоотношений, которые были бы построены на гуманистической основе, понимании и уважение личности. Огромное количество ученых посвятили свои труды изучению проблемы эмпатии, в частности, Эдвард Титченер, Теодор Липпс, Зигмунд Фрейд, итальянские ученые Риццолатти и Галлезе, С. Барон-Коэн и С. Уилрайт, В. Косоногов.
Феномен эмпатии занимает очень важное место в понимании человеком другого человека, социальной природы, приобретения личностью коммуникативных компетенций. На наш взгляд, эмпатию необходимо развивать у детей младшего школьного возраста, так как он является сензитивным для становления взаимоотношений с другими людьми, формирования децентрации, моральных эмоций [1, с.320].
В течение всей жизни и на каждом жизненном этапе развития, личность формируется, осознает, дает оценку окружающему миру. Главной ценностью является человек и его жизнь, также формирование в нем культуры, неотъемлемой частью которой является эмоциональность, сопереживание, духовная зрелость, сочувствие другому человеку умение порадоваться за него, понять и выслушать. Но все эти нравственные качества характерны для взрослого человека и не даны ребенку от рождения. Они появляются и формируются со временем, согласно теории культурно¬исторического развития психики Л.С. Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе развития активности личности. В развитие у ребенка эмоциональной сферы, ученые - исследователи уделяют очень важное внимание формированию эмоций и чувств, благодаря которым ребенок приспосабливается и взаимодействует с социализацией, окружающим миром и окружающими его людьми. В настоящее время проблема эмпатии изучается и исследуется для того, чтобы облегчить и усовершенствовать взаимодействия людей в социуме. Для того, чтобы обществу легче и проще было находить общий язык между собой. Понятие "эмпатия" как психологический феномен заимствован научной психологией из философии начала XX века, где в философских дисциплинах ей был тождественен смысловой эквивалент "симпатия".
Эмпатия рассматривается, как коммуникативное свойство личности и является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми. Проявляется она в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Ведёт к развитию гуманистических ценностей личности младшего школьника.
Целью данной работы является развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: эмпатия младших школьников.
Предмет исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста .
Учитывая актуальность данной проблемы, мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста будет реализовываться более эффективно при реализации следующих условий:
- в основу проектирования процесса развития эмпатии положено понимание эмпатии как свойства личности, выражающегося в постижении эмоциональных состояний, понимании чувств и переживаний, стремлении к оказанию поддержки и помощи другим людям;
- организация занятий по развитию эмпатии осуществляется с использованием сюжетно - ролевых и дидактических игр, что соответствует возрастно-психологическим особенностям младших школьников;
- предполагается использование групповых форм работы с итоговой рефлексией, направленной на понимание своих и чужих эмоций и состояний, сочувствие и сопереживание, что более способствует развитию эмпатии, по сравнению с индивидуальными занятиями;
- предполагается использование наглядного материала, сюжетов знакомых сказок и обращения к конкретным примерам из личного опыта для обмена эмоциями.
Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему эмпатии в психологии.
2. Выделить возрастно-психологические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать проблему развития эмпатии у младших школьников.
4. Организовать и провести констатирующее диагностическое исследование уровня развития эмпатии у младших школьников .
5. Разработать и реализовать программу развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
6. Провести контрольное исследование уровня развития эмпатии у младших школьников, оценить эффективность программы.
Методы решения поставленных задач:
- теоретические (анализ психологической литературы, классификация и обобщение полученной информации, цитирование, сравнение результатов констатирующего и контрольного исследования);
- эмпирические (эксперимент, опрос);
- методы развивающей работы (сюжетно-ролевые и дидактические игры).
Для проведения исследования были использованы следующие диагностические методики:
- методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова;
- методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко.
Экспериментальная база: исследование проводилось с 8 февраля 2016 года по 20 марта 2016 года на базе МБОУ СОШ №152 Северного района г. Красноярска. В исследовании первоначально приняли участие 60 детей младшего школьного возраста в возрасте 8-9 лет. На основе констатирующего диагностического среза из общей группы детей было выбрано 12 человек, с низким и очень низким уровнем эмпатии, из которых затем было составлено 2 группы по 6 человек в каждой - контрольная и экспериментальная.
Практическая значимость исследования: полученные результаты и выводы, а также рекомендации по развитию эмпатии могут быть использованы школьными педагогами и психологами, в воспитательной, коррекционной, развивающей работе с младшими школьниками.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Выпускная квалификационная работа прошла апробацию на конференции «Психология в образовании в рамках Декадника науки ИППО» в рамках XVII международного научно- практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (7 апреля - 26 мая 2016 года г. Красноярск). Работа была удостоена 4го места, по материалам исследования опубликована статья в сборнике конференции. Так же работа была представлена на XVII Всероссийской научно- практической конференции «Психология детства. Социальные и психолого-педагогические условия развития и воспитания ребенка» (24 марта 2016 года), имеется публикация в сборнике конференции.
Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование проблемы, позволило прийти к следующим выводам.
Целью настоящей работы являлось развитие эмпатии младших школьников. Для достижения указанной цели нами была выдвинута следующая гипотеза: развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста будет реализовываться более эффективно при реализации следующих условий:
- в основу проектирования процесса развития эмпатии положено понимание эмпатии как свойства личности, выражающегося в постижении эмоциональных состояний, понимании чувств и переживаний, стремлении к оказанию поддержки и помощи другим людям;
- организация занятий по развитию эмпатии осуществляется с использованием сюжетно - ролевых и дидактических игр, что соответствует возрастно-психологическим особенностям младших школьников;
- предполагается использование групповых форм работы с итоговой рефлексией, направленной на понимание своих и чужих эмоций и состояний, сочувствие и сопереживание, что более способствует развитию эмпатии, по сравнению с индивидуальными занятиями;
- предполагается использование наглядного материала, сюжетов знакомых сказок и обращения к конкретным примерам из личного опыта для обмена эмоциями.
Нами был разработан ряд задач, позволяющий подтвердить или опровергнуть гипотезу:
1. Рассмотреть проблему эмпатии в психологии.
2. Выделить возрастно-психологические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать проблему развития эмпатии у младших школьников.
4. Организовать и провести констатирующее диагностическое исследование уровня развития эмпатии у младших школьников.
5. Разработать и реализовать программу развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
6. Провести контрольное исследование уровня развития эмпатии у младших школьников, оценить эффективность программы.
Для решения поставленных задач:
1. Был проведен анализ источников по проблеме эмпатии младших школьников.
Эмпатия понимается нами как способность к сопереживанию, умению разделять чужие эмоции и чувства. В качестве уровней мы рассмотрели исследование Л.П. Выговской. Она выделяет пять возможных уровней проявления эмпатического отношения.
К первому (низшему) уровню психолог Выговская Л.П, отнесла отношения индифферентности, игнорирования, нетерпимости, раздражения, враждебности, возникающие при восприятии переживаний объекта эмпатии. Второй уровень представлен пассивно-отрицательным отношением к чувствам другого. Третий - отношением сочувствия или пассивно¬положительным отношением к другому. Четвертый уровень «ситуативно - положительное отношение к другому. Пятый (высший) уровень эмпатийного отношения означает устойчивое положительное отношение к другому, реальную помощь ему в проблемных ситуациях.
В качестве видов эмпатии по Н. Дефуа мы рассмотрели следующие:
1. Эмоциональная эмпатия;
2. Когнитивная эмпатия;
3. Предикативная эмпатия.
К механизмам эмпатии мы будем относить эмоциональное заражение (Т.П. Гаврилова, М.Ю. Менджерицкая, Н.И. Сарджвеладзе, S. Preston, Fr. de Waal), проекцию и интроекцию (Е.Я. Басин, Н.И. Сарджвеладзе), идентификацию (Т.П. Гаврилова, М.Ю. Менджерицкая, Н.И. Сарджвеладзе), децентрацию (Т.П. Гаврилова, Т.И. Пашукова, О.И. Цветкова)
В качестве факторов, влияющих на эмпатию, мы рассмотрели классификацию Л.Б. Мерфи:
- степень близости с объектом (чужой или близкий человек);
- частота общения с ним;
- интенсивность стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы);
- предыдущий опыт эмпатии.
2. Рассмотрены психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст является сензитивным для становления взаимоотношений с другими людьми, формирования децентрации, моральных эмоций.
В качестве мотивов по Н. Глобе мы выделили следующие:
- мотив получения высоких отметок;
- внутренние мотивы: познавательные, социальные;
- внешние мотивы - учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение.
Особое внимание стоит уделить роли любви в воспитании детей, как говорил Сорокин. Нарушение эмоционального контакта с родителями оказывает отрицательное влияние.
3. Изучена сюжетно - ролевая и дидактическая игра, как коррекционно - развивающий метод в психологии.
Успешное развитие эмпатии возможно на базе развития творческого воображения, например сопереживание персонажам художественного произведения (сказки), а также сюжетно- ролевым и дидактическим играм.
В качестве стадий развития эмпатии младшего школьника мы выделили классификацию по М. Hoffman:
1. Глобальная эмпатия;
2. Эгоцентрическая эмпатия;
3. Сочувствие к переживаниям других;
4. Сочувствие к общему состоянию другого человека.
Этапы развития эмпатии мы рассмотрели по А.Г. Басовой:
1. На первом этапе могут применяться упражнения, направленные на развитие когнитивной эмпатии;
2. На втором этапе упражнения, направленные на развитие эмоциональной эмпатии;
3. На третьем этапе могут применяться упражнения, направленные на развитие действенной эмпатии.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что эмпатия у ребенка развивается со временем, приходит с жизненным опытом. Наблюдения психологов показывают, что лишь каждый третий ребенок в возрасте от 3 до 7 лет способен сопереживать сверстникам. Но ближе к младшему школьному возрасту это число растет. Также с возрастом изменяются и качества сопереживания. Дети младшего школьного возраста заражаются радостью сверстников, но редко замечают негативные эмоции и еще реже пытаются как-то повлиять на ситуацию.
Сюжетно - ролевая и дидактическая игра это мягкий и эффективный метод, при котором коррекция и развитие состояния ребенка происходит гармонично и естественно. Данный метод заключается в том, чтобы в младшем школьном возрасте посредством игры ребята не только адекватно научились откликаться на переживания окружающих, но и содействовали их эмоциональному благополучию.
C целью изучения возможностей сюжетно - ролевых и дидактических игр, как коррекционно - развивающего метода, была разработана и реализована программа, направленная на развитие эмпатии младших школьников. Данные решения этой задачи представлены в главе II.
По методике В.В. Бойко и методике И.М. Юсупова до начала программы по развитию эмпатии в экспериментальной группе 50% детей имели очень низкий уровень, 50% низкий. По завершению программы мы можем наблюдать такие результаты, как общее повышение уровня развития эмпатии, очень низкий уровень 0%, низкий 16,7%, средний 50% и высокий 33,3%. Произошли изменения в отношении к вопросам диагностических методик, во взаимодействии между собой. Дети стали более дружелюбными, чаще оказывали поддержку, были готовы идти на сотрудничество, более открыто выражали свои эмоции и мысли.
Таким образом, после окончания проведения программы по развитию эмпатии младших школьников посредством сюжетно - ролевых и дидактических игр в экспериментальной группе детей с очень низким уровнем развития эмпатии не выявлено, 16,7% опрошенных имеют низкий уровень развития эмпатии, половина детей имеют средний уровень развития эмпатии, и треть младших школьников из экспериментальной группы показали высокий уровень развития эмпатии.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., Аст-Пресс - Екатеринбург, 2000. - С. 184-510.
2. Айрумян Г.С. Дидактическая игра в младшем школьном
возрасте// Молодой ученый. - 2013. - С. 60-127.
3. Александрова С.С. «Психологические особенности младшего школьника», статья
4. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. — М.. Аст-Пресс, 1999. - 159 с.
5. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 254-256.
6. Божович Л.И. Личности и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. - С. 230- 240.
7. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. - 2007. - №2. - С. 117-120.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. - С. 50-58.
9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2003. - 512 с.
10. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 140-156.
11. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1997. - 180 с.
12. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 71-140.
13. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии — М.: «Педагогика», 1978 С.130-134.
14. Дефуа Н. Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии. Влияние МТ на психофизиологические особенности человека.
Исследование проявления эмпатии в зависимости от ФМас — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014
15. Елеференко И.О. Синергизм эмпатии // Общество. Среда. Развитие. - 2007. - №4. - С. 67-88.
16. Елеференко И.О. Синергетическая составляющая эмпатии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - 63-2. - С. 74-76.
17. Ермолаев О. Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М., 1987. - С. 40- 58.
18. Зубова Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка // Вестник ОГУ. 2002. № 7. С. 87-91.
19. Игнашова Е.В. «Развитие познавательных способностей учеников начальных классов», статья
20. Корзенникова С.А. Большая психологическая игра [Электронный ресурс] /С.А. Корзенникова// Фестиваль педагогических идей: - М., Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/568759/,свободный.
21. Кравцова Е.Е. «Психологические особенности детей младшего школьного возраста», лекции 1 -8
22. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Автореф. дис... канд. психол. наук. — Нижний Новгород, 1999. - 163 с.
23. Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 260 с.
24. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001. - 30 с.
25. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - Академия педагогических наук РСФСР, 1959. - 269 с.
26. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина //- 4-е изд. - М.: Академия, 1999. - 167 с.
27. Николаева Т.Л. «Психологические особенности школьного возраста», статья
28. Першина Л.А. Возрастная психология. М., Академический проспект, 2004. - 153 с.
29. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография. - Минск: Бестпринт, 2006. - 76 с.
30. Практикум по возрастной психологии/под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. Спб, Речь, 2001. - 300 с.
31. Размыслов П.И. Эмоции младших школьников //Психология младшего школьника М.,1960. - 43 с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. - 63 с.
33. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. — М., 1997. - 82 с.
34. Стрелкова Л.И. Творческое воображение: эмоции и ребенок: Методические рекомендации // Обруч. 1996. № 4. С. 78-80.
35. Троицкая Е.А. Влияние условий раздельного обучения на развитие эмпатии у школьников / Елена Авенировна Троицкая: автореф. дис. ...к.психоэ. н. - Москва, 2012. - 24 с.