РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы эмпатии у детей младшего школьного возраста 7
1.1. Проблема эмпатии в психологии 7
1.2. Возрастно-психологические особенности младшего школьника....12
1.3. Развитие эмпатии у младших школьников 16
Выводы по главе 1 24
Глава II. Экспериментальное исследование развития эмпатии младших школьников 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 37
Выводы по главе II 45
Заключение 46
Библиографический список 51
Приложение 54
Глава I. Теоретический анализ проблемы эмпатии у детей младшего школьного возраста 7
1.1. Проблема эмпатии в психологии 7
1.2. Возрастно-психологические особенности младшего школьника....12
1.3. Развитие эмпатии у младших школьников 16
Выводы по главе 1 24
Глава II. Экспериментальное исследование развития эмпатии младших школьников 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 37
Выводы по главе II 45
Заключение 46
Библиографический список 51
Приложение 54
Проблема изучения эмпатии и ее проявлений актуальная тема в современном мире. Мы живем в обществе, которому необходима гуманизация. Важной задачей развития нашей страны является появления иного типа взаимоотношений, которые были бы построены на гуманистической основе, понимании и уважение личности. Огромное количество ученых посвятили свои труды изучению проблемы эмпатии, в частности, Эдвард Титченер, Теодор Липпс, Зигмунд Фрейд, итальянские ученые Риццолатти и Галлезе, С. Барон-Коэн и С. Уилрайт, В. Косоногов.
Феномен эмпатии занимает очень важное место в понимании человеком другого человека, социальной природы, приобретения личностью коммуникативных компетенций. На наш взгляд, эмпатию необходимо развивать у детей младшего школьного возраста, так как он является сензитивным для становления взаимоотношений с другими людьми, формирования децентрации, моральных эмоций [1, с.320].
В течение всей жизни и на каждом жизненном этапе развития, личность формируется, осознает, дает оценку окружающему миру. Главной ценностью является человек и его жизнь, также формирование в нем культуры, неотъемлемой частью которой является эмоциональность, сопереживание, духовная зрелость, сочувствие другому человеку умение порадоваться за него, понять и выслушать. Но все эти нравственные качества характерны для взрослого человека и не даны ребенку от рождения. Они появляются и формируются со временем, согласно теории культурно¬исторического развития психики Л.С. Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе развития активности личности. В развитие у ребенка эмоциональной сферы, ученые - исследователи уделяют очень важное внимание формированию эмоций и чувств, благодаря которым ребенок приспосабливается и взаимодействует с социализацией, окружающим миром и окружающими его людьми. В настоящее время проблема эмпатии изучается и исследуется для того, чтобы облегчить и усовершенствовать взаимодействия людей в социуме. Для того, чтобы обществу легче и проще было находить общий язык между собой. Понятие "эмпатия" как психологический феномен заимствован научной психологией из философии начала XX века, где в философских дисциплинах ей был тождественен смысловой эквивалент "симпатия".
Эмпатия рассматривается, как коммуникативное свойство личности и является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми. Проявляется она в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Ведёт к развитию гуманистических ценностей личности младшего школьника.
Целью данной работы является развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: эмпатия младших школьников.
Предмет исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста .
Учитывая актуальность данной проблемы, мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста будет реализовываться более эффективно при реализации следующих условий:
- в основу проектирования процесса развития эмпатии положено понимание эмпатии как свойства личности, выражающегося в постижении эмоциональных состояний, понимании чувств и переживаний, стремлении к оказанию поддержки и помощи другим людям;
- организация занятий по развитию эмпатии осуществляется с использованием сюжетно - ролевых и дидактических игр, что соответствует возрастно-психологическим особенностям младших школьников;
- предполагается использование групповых форм работы с итоговой рефлексией, направленной на понимание своих и чужих эмоций и состояний, сочувствие и сопереживание, что более способствует развитию эмпатии, по сравнению с индивидуальными занятиями;
- предполагается использование наглядного материала, сюжетов знакомых сказок и обращения к конкретным примерам из личного опыта для обмена эмоциями.
Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему эмпатии в психологии.
2. Выделить возрастно-психологические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать проблему развития эмпатии у младших школьников.
4. Организовать и провести констатирующее диагностическое исследование уровня развития эмпатии у младших школьников .
5. Разработать и реализовать программу развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
6. Провести контрольное исследование уровня развития эмпатии у младших школьников, оценить эффективность программы.
Методы решения поставленных задач:
- теоретические (анализ психологической литературы, классификация и обобщение полученной информации, цитирование, сравнение результатов констатирующего и контрольного исследования);
- эмпирические (эксперимент, опрос);
- методы развивающей работы (сюжетно-ролевые и дидактические игры).
Для проведения исследования были использованы следующие диагностические методики:
- методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова;
- методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко.
Экспериментальная база: исследование проводилось с 8 февраля 2016 года по 20 марта 2016 года на базе МБОУ СОШ №152 Северного района г. Красноярска. В исследовании первоначально приняли участие 60 детей младшего школьного возраста в возрасте 8-9 лет. На основе констатирующего диагностического среза из общей группы детей было выбрано 12 человек, с низким и очень низким уровнем эмпатии, из которых затем было составлено 2 группы по 6 человек в каждой - контрольная и экспериментальная.
Практическая значимость исследования: полученные результаты и выводы, а также рекомендации по развитию эмпатии могут быть использованы школьными педагогами и психологами, в воспитательной, коррекционной, развивающей работе с младшими школьниками.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Выпускная квалификационная работа прошла апробацию на конференции «Психология в образовании в рамках Декадника науки ИППО» в рамках XVII международного научно- практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (7 апреля - 26 мая 2016 года г. Красноярск). Работа была удостоена 4го места, по материалам исследования опубликована статья в сборнике конференции. Так же работа была представлена на XVII Всероссийской научно- практической конференции «Психология детства. Социальные и психолого-педагогические условия развития и воспитания ребенка» (24 марта 2016 года), имеется публикация в сборнике конференции.
Феномен эмпатии занимает очень важное место в понимании человеком другого человека, социальной природы, приобретения личностью коммуникативных компетенций. На наш взгляд, эмпатию необходимо развивать у детей младшего школьного возраста, так как он является сензитивным для становления взаимоотношений с другими людьми, формирования децентрации, моральных эмоций [1, с.320].
В течение всей жизни и на каждом жизненном этапе развития, личность формируется, осознает, дает оценку окружающему миру. Главной ценностью является человек и его жизнь, также формирование в нем культуры, неотъемлемой частью которой является эмоциональность, сопереживание, духовная зрелость, сочувствие другому человеку умение порадоваться за него, понять и выслушать. Но все эти нравственные качества характерны для взрослого человека и не даны ребенку от рождения. Они появляются и формируются со временем, согласно теории культурно¬исторического развития психики Л.С. Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе развития активности личности. В развитие у ребенка эмоциональной сферы, ученые - исследователи уделяют очень важное внимание формированию эмоций и чувств, благодаря которым ребенок приспосабливается и взаимодействует с социализацией, окружающим миром и окружающими его людьми. В настоящее время проблема эмпатии изучается и исследуется для того, чтобы облегчить и усовершенствовать взаимодействия людей в социуме. Для того, чтобы обществу легче и проще было находить общий язык между собой. Понятие "эмпатия" как психологический феномен заимствован научной психологией из философии начала XX века, где в философских дисциплинах ей был тождественен смысловой эквивалент "симпатия".
Эмпатия рассматривается, как коммуникативное свойство личности и является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми. Проявляется она в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Ведёт к развитию гуманистических ценностей личности младшего школьника.
Целью данной работы является развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: эмпатия младших школьников.
Предмет исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста .
Учитывая актуальность данной проблемы, мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста будет реализовываться более эффективно при реализации следующих условий:
- в основу проектирования процесса развития эмпатии положено понимание эмпатии как свойства личности, выражающегося в постижении эмоциональных состояний, понимании чувств и переживаний, стремлении к оказанию поддержки и помощи другим людям;
- организация занятий по развитию эмпатии осуществляется с использованием сюжетно - ролевых и дидактических игр, что соответствует возрастно-психологическим особенностям младших школьников;
- предполагается использование групповых форм работы с итоговой рефлексией, направленной на понимание своих и чужих эмоций и состояний, сочувствие и сопереживание, что более способствует развитию эмпатии, по сравнению с индивидуальными занятиями;
- предполагается использование наглядного материала, сюжетов знакомых сказок и обращения к конкретным примерам из личного опыта для обмена эмоциями.
Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему эмпатии в психологии.
2. Выделить возрастно-психологические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать проблему развития эмпатии у младших школьников.
4. Организовать и провести констатирующее диагностическое исследование уровня развития эмпатии у младших школьников .
5. Разработать и реализовать программу развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
6. Провести контрольное исследование уровня развития эмпатии у младших школьников, оценить эффективность программы.
Методы решения поставленных задач:
- теоретические (анализ психологической литературы, классификация и обобщение полученной информации, цитирование, сравнение результатов констатирующего и контрольного исследования);
- эмпирические (эксперимент, опрос);
- методы развивающей работы (сюжетно-ролевые и дидактические игры).
Для проведения исследования были использованы следующие диагностические методики:
- методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова;
- методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко.
Экспериментальная база: исследование проводилось с 8 февраля 2016 года по 20 марта 2016 года на базе МБОУ СОШ №152 Северного района г. Красноярска. В исследовании первоначально приняли участие 60 детей младшего школьного возраста в возрасте 8-9 лет. На основе констатирующего диагностического среза из общей группы детей было выбрано 12 человек, с низким и очень низким уровнем эмпатии, из которых затем было составлено 2 группы по 6 человек в каждой - контрольная и экспериментальная.
Практическая значимость исследования: полученные результаты и выводы, а также рекомендации по развитию эмпатии могут быть использованы школьными педагогами и психологами, в воспитательной, коррекционной, развивающей работе с младшими школьниками.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Выпускная квалификационная работа прошла апробацию на конференции «Психология в образовании в рамках Декадника науки ИППО» в рамках XVII международного научно- практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (7 апреля - 26 мая 2016 года г. Красноярск). Работа была удостоена 4го места, по материалам исследования опубликована статья в сборнике конференции. Так же работа была представлена на XVII Всероссийской научно- практической конференции «Психология детства. Социальные и психолого-педагогические условия развития и воспитания ребенка» (24 марта 2016 года), имеется публикация в сборнике конференции.
Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование проблемы, позволило прийти к следующим выводам.
Целью настоящей работы являлось развитие эмпатии младших школьников. Для достижения указанной цели нами была выдвинута следующая гипотеза: развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста будет реализовываться более эффективно при реализации следующих условий:
- в основу проектирования процесса развития эмпатии положено понимание эмпатии как свойства личности, выражающегося в постижении эмоциональных состояний, понимании чувств и переживаний, стремлении к оказанию поддержки и помощи другим людям;
- организация занятий по развитию эмпатии осуществляется с использованием сюжетно - ролевых и дидактических игр, что соответствует возрастно-психологическим особенностям младших школьников;
- предполагается использование групповых форм работы с итоговой рефлексией, направленной на понимание своих и чужих эмоций и состояний, сочувствие и сопереживание, что более способствует развитию эмпатии, по сравнению с индивидуальными занятиями;
- предполагается использование наглядного материала, сюжетов знакомых сказок и обращения к конкретным примерам из личного опыта для обмена эмоциями.
Нами был разработан ряд задач, позволяющий подтвердить или опровергнуть гипотезу:
1. Рассмотреть проблему эмпатии в психологии.
2. Выделить возрастно-психологические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать проблему развития эмпатии у младших школьников.
4. Организовать и провести констатирующее диагностическое исследование уровня развития эмпатии у младших школьников.
5. Разработать и реализовать программу развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
6. Провести контрольное исследование уровня развития эмпатии у младших школьников, оценить эффективность программы.
Для решения поставленных задач:
1. Был проведен анализ источников по проблеме эмпатии младших школьников.
Эмпатия понимается нами как способность к сопереживанию, умению разделять чужие эмоции и чувства. В качестве уровней мы рассмотрели исследование Л.П. Выговской. Она выделяет пять возможных уровней проявления эмпатического отношения.
К первому (низшему) уровню психолог Выговская Л.П, отнесла отношения индифферентности, игнорирования, нетерпимости, раздражения, враждебности, возникающие при восприятии переживаний объекта эмпатии. Второй уровень представлен пассивно-отрицательным отношением к чувствам другого. Третий - отношением сочувствия или пассивно¬положительным отношением к другому. Четвертый уровень «ситуативно - положительное отношение к другому. Пятый (высший) уровень эмпатийного отношения означает устойчивое положительное отношение к другому, реальную помощь ему в проблемных ситуациях.
В качестве видов эмпатии по Н. Дефуа мы рассмотрели следующие:
1. Эмоциональная эмпатия;
2. Когнитивная эмпатия;
3. Предикативная эмпатия.
К механизмам эмпатии мы будем относить эмоциональное заражение (Т.П. Гаврилова, М.Ю. Менджерицкая, Н.И. Сарджвеладзе, S. Preston, Fr. de Waal), проекцию и интроекцию (Е.Я. Басин, Н.И. Сарджвеладзе), идентификацию (Т.П. Гаврилова, М.Ю. Менджерицкая, Н.И. Сарджвеладзе), децентрацию (Т.П. Гаврилова, Т.И. Пашукова, О.И. Цветкова)
В качестве факторов, влияющих на эмпатию, мы рассмотрели классификацию Л.Б. Мерфи:
- степень близости с объектом (чужой или близкий человек);
- частота общения с ним;
- интенсивность стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы);
- предыдущий опыт эмпатии.
2. Рассмотрены психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст является сензитивным для становления взаимоотношений с другими людьми, формирования децентрации, моральных эмоций.
В качестве мотивов по Н. Глобе мы выделили следующие:
- мотив получения высоких отметок;
- внутренние мотивы: познавательные, социальные;
- внешние мотивы - учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение.
Особое внимание стоит уделить роли любви в воспитании детей, как говорил Сорокин. Нарушение эмоционального контакта с родителями оказывает отрицательное влияние.
3. Изучена сюжетно - ролевая и дидактическая игра, как коррекционно - развивающий метод в психологии.
Успешное развитие эмпатии возможно на базе развития творческого воображения, например сопереживание персонажам художественного произведения (сказки), а также сюжетно- ролевым и дидактическим играм.
В качестве стадий развития эмпатии младшего школьника мы выделили классификацию по М. Hoffman:
1. Глобальная эмпатия;
2. Эгоцентрическая эмпатия;
3. Сочувствие к переживаниям других;
4. Сочувствие к общему состоянию другого человека.
Этапы развития эмпатии мы рассмотрели по А.Г. Басовой:
1. На первом этапе могут применяться упражнения, направленные на развитие когнитивной эмпатии;
2. На втором этапе упражнения, направленные на развитие эмоциональной эмпатии;
3. На третьем этапе могут применяться упражнения, направленные на развитие действенной эмпатии.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что эмпатия у ребенка развивается со временем, приходит с жизненным опытом. Наблюдения психологов показывают, что лишь каждый третий ребенок в возрасте от 3 до 7 лет способен сопереживать сверстникам. Но ближе к младшему школьному возрасту это число растет. Также с возрастом изменяются и качества сопереживания. Дети младшего школьного возраста заражаются радостью сверстников, но редко замечают негативные эмоции и еще реже пытаются как-то повлиять на ситуацию.
Сюжетно - ролевая и дидактическая игра это мягкий и эффективный метод, при котором коррекция и развитие состояния ребенка происходит гармонично и естественно. Данный метод заключается в том, чтобы в младшем школьном возрасте посредством игры ребята не только адекватно научились откликаться на переживания окружающих, но и содействовали их эмоциональному благополучию.
C целью изучения возможностей сюжетно - ролевых и дидактических игр, как коррекционно - развивающего метода, была разработана и реализована программа, направленная на развитие эмпатии младших школьников. Данные решения этой задачи представлены в главе II.
По методике В.В. Бойко и методике И.М. Юсупова до начала программы по развитию эмпатии в экспериментальной группе 50% детей имели очень низкий уровень, 50% низкий. По завершению программы мы можем наблюдать такие результаты, как общее повышение уровня развития эмпатии, очень низкий уровень 0%, низкий 16,7%, средний 50% и высокий 33,3%. Произошли изменения в отношении к вопросам диагностических методик, во взаимодействии между собой. Дети стали более дружелюбными, чаще оказывали поддержку, были готовы идти на сотрудничество, более открыто выражали свои эмоции и мысли.
Таким образом, после окончания проведения программы по развитию эмпатии младших школьников посредством сюжетно - ролевых и дидактических игр в экспериментальной группе детей с очень низким уровнем развития эмпатии не выявлено, 16,7% опрошенных имеют низкий уровень развития эмпатии, половина детей имеют средний уровень развития эмпатии, и треть младших школьников из экспериментальной группы показали высокий уровень развития эмпатии.
Целью настоящей работы являлось развитие эмпатии младших школьников. Для достижения указанной цели нами была выдвинута следующая гипотеза: развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста будет реализовываться более эффективно при реализации следующих условий:
- в основу проектирования процесса развития эмпатии положено понимание эмпатии как свойства личности, выражающегося в постижении эмоциональных состояний, понимании чувств и переживаний, стремлении к оказанию поддержки и помощи другим людям;
- организация занятий по развитию эмпатии осуществляется с использованием сюжетно - ролевых и дидактических игр, что соответствует возрастно-психологическим особенностям младших школьников;
- предполагается использование групповых форм работы с итоговой рефлексией, направленной на понимание своих и чужих эмоций и состояний, сочувствие и сопереживание, что более способствует развитию эмпатии, по сравнению с индивидуальными занятиями;
- предполагается использование наглядного материала, сюжетов знакомых сказок и обращения к конкретным примерам из личного опыта для обмена эмоциями.
Нами был разработан ряд задач, позволяющий подтвердить или опровергнуть гипотезу:
1. Рассмотреть проблему эмпатии в психологии.
2. Выделить возрастно-психологические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать проблему развития эмпатии у младших школьников.
4. Организовать и провести констатирующее диагностическое исследование уровня развития эмпатии у младших школьников.
5. Разработать и реализовать программу развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
6. Провести контрольное исследование уровня развития эмпатии у младших школьников, оценить эффективность программы.
Для решения поставленных задач:
1. Был проведен анализ источников по проблеме эмпатии младших школьников.
Эмпатия понимается нами как способность к сопереживанию, умению разделять чужие эмоции и чувства. В качестве уровней мы рассмотрели исследование Л.П. Выговской. Она выделяет пять возможных уровней проявления эмпатического отношения.
К первому (низшему) уровню психолог Выговская Л.П, отнесла отношения индифферентности, игнорирования, нетерпимости, раздражения, враждебности, возникающие при восприятии переживаний объекта эмпатии. Второй уровень представлен пассивно-отрицательным отношением к чувствам другого. Третий - отношением сочувствия или пассивно¬положительным отношением к другому. Четвертый уровень «ситуативно - положительное отношение к другому. Пятый (высший) уровень эмпатийного отношения означает устойчивое положительное отношение к другому, реальную помощь ему в проблемных ситуациях.
В качестве видов эмпатии по Н. Дефуа мы рассмотрели следующие:
1. Эмоциональная эмпатия;
2. Когнитивная эмпатия;
3. Предикативная эмпатия.
К механизмам эмпатии мы будем относить эмоциональное заражение (Т.П. Гаврилова, М.Ю. Менджерицкая, Н.И. Сарджвеладзе, S. Preston, Fr. de Waal), проекцию и интроекцию (Е.Я. Басин, Н.И. Сарджвеладзе), идентификацию (Т.П. Гаврилова, М.Ю. Менджерицкая, Н.И. Сарджвеладзе), децентрацию (Т.П. Гаврилова, Т.И. Пашукова, О.И. Цветкова)
В качестве факторов, влияющих на эмпатию, мы рассмотрели классификацию Л.Б. Мерфи:
- степень близости с объектом (чужой или близкий человек);
- частота общения с ним;
- интенсивность стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы);
- предыдущий опыт эмпатии.
2. Рассмотрены психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст является сензитивным для становления взаимоотношений с другими людьми, формирования децентрации, моральных эмоций.
В качестве мотивов по Н. Глобе мы выделили следующие:
- мотив получения высоких отметок;
- внутренние мотивы: познавательные, социальные;
- внешние мотивы - учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение.
Особое внимание стоит уделить роли любви в воспитании детей, как говорил Сорокин. Нарушение эмоционального контакта с родителями оказывает отрицательное влияние.
3. Изучена сюжетно - ролевая и дидактическая игра, как коррекционно - развивающий метод в психологии.
Успешное развитие эмпатии возможно на базе развития творческого воображения, например сопереживание персонажам художественного произведения (сказки), а также сюжетно- ролевым и дидактическим играм.
В качестве стадий развития эмпатии младшего школьника мы выделили классификацию по М. Hoffman:
1. Глобальная эмпатия;
2. Эгоцентрическая эмпатия;
3. Сочувствие к переживаниям других;
4. Сочувствие к общему состоянию другого человека.
Этапы развития эмпатии мы рассмотрели по А.Г. Басовой:
1. На первом этапе могут применяться упражнения, направленные на развитие когнитивной эмпатии;
2. На втором этапе упражнения, направленные на развитие эмоциональной эмпатии;
3. На третьем этапе могут применяться упражнения, направленные на развитие действенной эмпатии.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что эмпатия у ребенка развивается со временем, приходит с жизненным опытом. Наблюдения психологов показывают, что лишь каждый третий ребенок в возрасте от 3 до 7 лет способен сопереживать сверстникам. Но ближе к младшему школьному возрасту это число растет. Также с возрастом изменяются и качества сопереживания. Дети младшего школьного возраста заражаются радостью сверстников, но редко замечают негативные эмоции и еще реже пытаются как-то повлиять на ситуацию.
Сюжетно - ролевая и дидактическая игра это мягкий и эффективный метод, при котором коррекция и развитие состояния ребенка происходит гармонично и естественно. Данный метод заключается в том, чтобы в младшем школьном возрасте посредством игры ребята не только адекватно научились откликаться на переживания окружающих, но и содействовали их эмоциональному благополучию.
C целью изучения возможностей сюжетно - ролевых и дидактических игр, как коррекционно - развивающего метода, была разработана и реализована программа, направленная на развитие эмпатии младших школьников. Данные решения этой задачи представлены в главе II.
По методике В.В. Бойко и методике И.М. Юсупова до начала программы по развитию эмпатии в экспериментальной группе 50% детей имели очень низкий уровень, 50% низкий. По завершению программы мы можем наблюдать такие результаты, как общее повышение уровня развития эмпатии, очень низкий уровень 0%, низкий 16,7%, средний 50% и высокий 33,3%. Произошли изменения в отношении к вопросам диагностических методик, во взаимодействии между собой. Дети стали более дружелюбными, чаще оказывали поддержку, были готовы идти на сотрудничество, более открыто выражали свои эмоции и мысли.
Таким образом, после окончания проведения программы по развитию эмпатии младших школьников посредством сюжетно - ролевых и дидактических игр в экспериментальной группе детей с очень низким уровнем развития эмпатии не выявлено, 16,7% опрошенных имеют низкий уровень развития эмпатии, половина детей имеют средний уровень развития эмпатии, и треть младших школьников из экспериментальной группы показали высокий уровень развития эмпатии.
Подобные работы
- Групповое консультирование как средство повышения уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в социально опасном положении
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Театрализованная деятельность с элементами куклотерапии как средство развития эмпатии младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Особенности проявления эмпатии у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - СОЗДАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников в группе продлённого дня
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие у младших школьников умений художественно-творческого
взаимодействия в разновозрастной группе воскресной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017



