Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения игровых технологий в процессе обучения в начальной школе 6
1.1. Игра - как метод обучения. Виды педагогических игр 6
1.2. Возрастные особенности развития обучающихся младших классов 15
1.3. Роль подвижных игр в развитии и совершенствовании двигательной
подготовленности обучающихся младшего школьного возраста 18
1.4. Методическое обоснование направленного применения подвижных игр
на уроках физической культуры в начальных классах 20
1.5. Классификация физических способностей и их характеристика 30
1.6. Развитие физических способностей и их характеристика 38
Глава 2. Организация и методы исследования 47
Глава 3. Обсуждение результатов исследования 53
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение
Актуальность. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Младший школьный возраст - период, когда закладываются основы здоровья, гармонического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для физического совершенствования обучающегося. Однако сложившаяся система школьного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни обучающихся и приводит нормирование двигательных качеств и навыков (А.П. Матвеев, 2000; В.Н. Волков, 2000; Т.Е. Виленская, 2006).
Согласно последним данным, состояние здоровья обучающихся младшего школьного возраста оценивается многими специалистами как неудовлетворительное, что вызывает озабоченность педагогов, врачей, общественности (И.В. Пляскина, 2000; B.C. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, 2003). Это выражается в низких показателях физического развития и двигательной подготовленности детского населения. Более трети детей испытывают постоянные учебные перегрузки и затруднения в усвоении обычных образовательных предметов (П.А. Виноградов с соавт, 1999; В.И. Жолдак, 1997; В.Н. Волков, 2000, и др.; В.И. Лях с соавт., 1998).
Практическое осуществление поставленных задач физического воспитания обучающихся начальных классов представляет определенную трудность, что связано с отсутствием упорядоченного набора наиболее оптимальных средств, учитывающих морфо-функциональные и двигательные возможности, интересы и потребности обучающихся младшего школьного возраста, а также методики их грамотного и направленного применения (Т.П. Богданов, 1971; А.П. Матвеев, 2006; С.А. Баранцев, 2002; В.И. Лях, 1991 и др.).
Игровая деятельность, как средство обучения и совершенствования двигательной подготовленности обучающихся младших классов, является наиболее продуктивным направлением учебно-воспитательного процесса в современной методике физического воспитания. Данное обстоятельство связано с тем, что особенности развития и функционирования основных систем организма обучающихся младшего возраста в наибольшей степени, адаптируются именно к игровой деятельности (Б.Ф. Прокудин, 2004; Л.В. Былеева, 1988; В.К. Бальсевич, 2000; В.И. Лях, 1991 и др.).
Подвижные игры имеют достаточное преимущество перед другими средствами физической культуры и стоят на высшей ступени интересов обучающихся, поэтому можно полагать, что научно-обоснованное использование в уроке преимущественно игровых средств будет способствовать оптимальному решению задач физического воспитания (Т.И. Осокина, 1986; Г.И. Погадаев, 2006; В.П. Ратников, 2007 и др.).
В последние годы выполнено большое число научных работ, обосновывающих применение подвижных игр в физическом воспитании обучающихся (Л.М. Борисова, 1989; В.Е. Гриженя; 2003; А.Ю. Патрикеев, 2007 и др.). Тем не менее, использование игрового материала на уроках физической культуры остается мало изученным, что, в свою очередь, затрудняет подбор подвижных игр и игровых упражнений для занятий в начальных классах. Очевидно, что решение этого вопроса представляет определенный теоретический и прикладной интерес для совершенствования системы физического воспитания подрастающего поколения.
Для преодоления этого недостатка в системе физкультурного образования предлагается внедрить подвижные игры и игровые развлечения в занятия гимнастикой с обучающимися младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс обучения с использованием игровых технологий в начальных классах.
Предмет исследования: игровые задания с элементами базовых видов спорта как средство развития физических способностей у обучающихся младшего школьного возраста.
Цель исследования: разработка игровых заданий с элементами базовых видов спорта и их реализация в процессе развития у обучающихся младшего школьного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование игровых технологий на уроках физической культуре в начальной школе способствует успешному усвоению знаний обучающихся и развитию физических качеств обучающихся младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу по данной теме.
2. Исследовательским путем выявить уровень физических способностей у обучающихся 3 класса.
3. Экспериментально проверить влияние игровых технологий на развитие физических способностей у обучающихся младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Контрольные испытания (тестирование);
4. Педагогический эксперимент;
5. Математико-статистическая обработка данных;
Практическая значимость: Результаты проведенного исследования могут быть использованы на занятиях физической культурой в общеобразовательных школах.
Мы рассмотрели в целом особенности использования игровых технологий в преподавании физической культуре, и лишний раз убедились в многообразии вопросов, которые остаются до конца не раскрытыми. Проблема достаточно сложная по своему содержанию. Но мы сделали первые попытки в раскрытии, предложив свой подход в проведении занятий физической культурой в форме игры-сказки с обучающимися младшего школьного возраста.
Анализируя полученные результаты исследования в ходе эксперимента можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. И действительно, обучающиеся экспериментальной группы показали выше балл при выполнении контрольных упражнений, чем контрольной. Основная оценка выполнения гимнастических упражнений экспериментальной группы была «отлично», а контрольной «хорошо».
Использование игровых технологий на уроках физической культурой нашло свое отражение и на показателях развития двигательных способностей обучающихся экспериментальной группы.
Эффективность предложенных подвижных игр, направленных на развитие физических качеств подтверждена сравнительным анализом экспериментальных данных, полученных нами в начале и в конце эксперимента. По абсолютному большинству позиций обучающиеся экспериментальной группы на конец эксперимента показали результаты, превосходящие аналогичные данные в контрольной группе.
• Скоростные качества обучающихся в экспериментальной группе были выше на 9,1%, чем в контрольной группе.
• Прирост силовых способностей в экспериментальной группе был больше на 18,2%, чем в контрольной группе.
• Развитие гибкости было лучше в экспериментальной группе на 10%, чем в контрольной группе.
• Развитие координационных способностей в экспериментальной группе увеличилось на 9,1% больше по сравнению с контрольной группой.
Использование игровых технологий на уроках физической культуры дает возможность поднять интерес обучающихся младшего школьного возраста к изучаемому предмету. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.
Таким образом, результаты исследовательской работы подтвердили нашу гипотезу о том, что использование игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе способствует успешному усвоению знаний обучающихся и развитию физических качеств обучающихся младшего школьного возраста.
Следовательно, игра должна присутствовать в режиме дня младшего школьного возраста в той мере, в какой она необходима для создания «гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок» (О.С. Газман), коррекции и стимулирования всех сторон обучающихся для развития.
1. Школьникова Н.В. Физическая культура: Сценарии праздников и игровых занятий: 1-6 классы: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2002. - 224 с.
2. Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культуры. 4-е издание, перераб. и дополн..-М.: Физкультура и спорт, 2004. - 279 с.
3. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье. Москва. 2001. - 157 с.
4. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 класс. Москва. "ВАКО", 2015. - 25 с.
5. Лепешкин В.А. Подвижные игры для детей. Москва. "Школьная пресса" 2004. - 54 с.
6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие для институтов физической культуры. - М.: Физкультур и спорт, 2001. - 355 с.
7. Вавилова Е.Н. Развивай у школьников ловкость, силу, выносливость. - М.: Просвещение, 2001. - 125 с.
8. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и
спорта: Учебное пособие для студентов высшего педагогического
учебного заведения. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 288 с.
9. Евсеев Ю.И. Физическая культура. - 3-е издание - Ростов- на - Дону: Феникс, 2005. - 382 с.
10. Жданова Е.А., Шауло В.Ю. и др. Физическое образование или образование по физической культуре. Спорт в школе № 12. 2007. - 5-8 с.
11. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения по предмету "Физическая культура": Учебное пособие для студентов высшего пед. учеб. заведений.
- М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 272 с.
12. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6 - 10 лет. - М.: Творческий центр "Сфера", 2001. - 64 с.
13. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 1 - 11 классы: комплексная
программа физического воспитания учащихся. - М.: Издательство
"Учитель", 2010. - 169 с.
14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для студентов вузов. - 3-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 160 с.
15. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. - М.: Астрель, 2004. - 863 с.
16. Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред.проф. Курамшина Ю.Ф. 3-е изд. - М.: Советский спорт, 2007. - 464 с.
17. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. - 3-е изд. - М.: Советский спорт, 2008. - 620 с.
18. Попов В.С. Теоретико-практические основы развития физических
качеств: Учеб. пособие к практическим занятиям по дисциплине
"Физическая культура". Новочеркасск: ЮРГТУ, 2009. - 82 с.
19. Фокин Г.Ю. Уроки легкой атлетики в начальной школе // Физкультура в школе. 2000. - 201 с.
20. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Академия, 2001. - 157 с.
21. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.
22. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. - Ростов - на - Дону, 2004. - 97 с.
23. Примерные программы по учебным предметам. Просвещение, 2011. - 231 с.
24. Багичева Н.В. Теоретические основы и методика образования младших школьников. - М.: Наука, 2012. - 272 с.
25. Богданова Е.А. Формирование персонального стиля учения младшего школьника. - М.: Академия, 2013. - 128 с.
26. Сергеева И.С. Теория игры и игровые технологии в учебно-воспитательном процессе: учебно-методическое пособие, - УЦ
Перспектива, 2014. - 116 с.
27. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: Особенности развития. - М. Эксмо, 2012. - 176 с.
28. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 2012. - 180 с.
29. Дубровина И.В., Андреева А.Д. Младший школьник. Развитие познавательных способностей. - М.: Академия, 2013. - 208 с.
30. Волков Б.С. Психология младшего школьника. Практикум. М.: Издательство "Эксмо", 2012. - 272 с.
31. Головей Л.А. развитие личности ребенка от 7 - 11 лет. Екатеринбург. Издательство "Рома Паблишинг", 2012. - 2010 с.