Введение
I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ УМЕНИЙ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНАТА 7
1.1 Теоретический анализ проблемы развития элементарных умений цифровой
грамотности у старших подростков с умственной отсталостью 7
1.2 Трудности формирования элементарной цифровой грамотности у старших
подростков с умственной отсталостью 15
1.3 Предпроектное исследование 18
Выводы по главе I 23
II ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ УМЕНИЙ
ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ НА БАЗЕ ПНИ «ПОДСОЛНУХ» 25
2.1 Актуальность темы проекта 25
2.2 Цель и задачи проекта 26
2.3 Целевая группа проекта 27
2.4 Основное содержание проекта и основные направления деятельности 27
2.5 Ресурсы и ожидаемые результаты проекта 32
2.6 Реализация проекта 34
Выводы по главе II 39
III ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ УМЕНИЙ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 41
3.1 Методика и результаты диагностики элементарных умений цифровой
грамотности у старших подростков воспитанников ПНИ 41
3.2 Методические рекомендации по организации работы по развитию
элементарных умений цифровой грамотности у старших подростков с умственной отсталостью 54
Выводы по главе III 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Приложение А 67
Приложение Б 71
В современном обществе практически все сферы человеческой жизни информатизированы, в связи с чем овладение цифровой грамотностью становится необходимостью и потребностью каждого без исключения человека. Элементарная цифровая грамотность - это базовый набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.
Информатизация общества повлекла за собой изменения в требованиях к подготовке подрастающего поколения. Современные учащиеся должны владеть умениями планирования своей деятельности, поиска информации, необходимой для решения поставленной задачи, эффективного использования компьютерной техники и средств связи.
Большую социальную значимость имеет проблема подготовки к жизни в современном информационном обществе обучающихся с умственной отсталостью, поскольку наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение задачи их социализации. Ряд исследователей (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн и др.) первичным в структуре дефекта при умственной отсталости называют органическое поражение головного мозга, которое приводят к недоразвитию познавательной деятельности, и как следствие, к специфическим закономерностям психического развития. В частности, таким как:
- нарушение процесса приема, переработки, сохранения и использования информации;
- нарушение речевого опосредствования;
- более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности, риск возникновения состояний социально- психологической дезадаптированности и др. [7; 23; 31].
При признании замедленности и атипичности развития детей с умственной отсталостью нельзя говорить о том, что его нет вовсе. Такие учащиеся потенциально способны к развитию, в т.ч. и овладению цифровой грамотностью на элементарном уровне. О.И. Кукушкина говорит о внедрении компьютерной техники в специальное обучение как способе решения двух фундаментальных задач:
1) обучение учащихся грамотному пользованию новыми орудиями деятельности,
2) использование новых компьютерных технологий в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка [21].
Учащиеся с умственной отсталостью в состоянии успешно освоить программу по обучению элементарной цифровой грамотности, если им своевременно будет оказываться коррекционно-педагогическая помощь и поддержка.
Итак, цель исследования: разработать и реализовать проект по развитию элементарных умений цифровой грамотности у старших подростков в условиях психоневрологического интерната.
Объект исследования: дополнительное образование в стационарном учреждении социального обслуживания
Предмет исследования: развитие умений элементарной цифровой грамотности у учащиеся с умственной отсталостью старшего подросткового возраста в условиях психоневрологического интерната
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы развития элементарных умений цифровой грамотности у старших подростков в условиях психоневрологического интерната.
2. Выявить трудности формирования элементарной цифровой грамотности у учащихся с умственной отсталостью.
3. Изучить особенности отношения воспитанников психоневрологического интерната к занятиям на компьютере как предпроектное исследование.
4. Разработать и реализовать проект по развитию элементарных умений цифровой грамотности у старших подростков в условиях психоневрологического интерната.
5. Оценить эффективность проекта, разработать методические рекомендации по его реализации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Элементарная цифровая грамотность включает следующие умения: соблюдать основные требования при работе на компьютере и правила техники безопасности, пользоваться клавиатурой и набирать самостоятельно тексты, работать в режиме калькулятора, открывать основные приложения и осуществлять основные операции с файлами, редактировать текстовые документы, создавать папки, иметь базовые умения работы в интернете.
2. Воспитанники психоневрологического интерната старшего подросткового возраста имеют преимущественно низкий уровень сформированности элементарной цифровой грамотности.
3. Развитию умений элементарной цифровой грамотности будет способствовать создание и реализация специального учебного курса «Компьютерный гений» в рамках дополнительного образования на принципах постоянного мониторинга, учета индивидуальных особенностей старших подростков с умственной отсталостью, практической ориентации заданий, взаимодействия специалистов интерната.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и методической литературы, обобщение), эмпирические (наблюдение, количественный и качественный анализ данных).
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 46 наименований, одного приложения, акта внедрения результатов научно-исследовательской деятельности в практику деятельности учреждения КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух»; в работе представлены 7 рисунков и 6 таблиц. Объем работы - 66 страниц без учета приложения.
Умения цифровой грамотности, понимаемой как базовый набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета, важны для современного человека - его социализации, адекватной жизнедеятельности в актуальных условиях. Старшие подростки с умственной отсталостью также нуждаются в овладении умениями цифровой грамотностью важно по причине социализации, более успешного обучения, пр., которые будет иметь характер элементарных ввиду интеллектуальных возможностей учащихся.
Формирование элементарных умений цифровой грамотности у учащихся с умственной отсталостью имеет ряд трудностей, связанных со своеобразием познавательной сферы таких детей. Однако организация специальных условий обучения, учет психофизиологических особенностей, применение индивидуального подхода и пр. делают достижение поставленных целей возможным.
Процесс развития элементарных умений цифровой грамотности у старших подростков в условиях психоневрологического интерната видится нам важным и актуальным, что подтверждается результатами предпроектного исследования: в психоневрологическом интернате «Подсолнух» отсутствует кружковая деятельность в указанном направлении, при этом выражен интерес воспитанников к технике и знаковым системам. Анализ проблемы развития элементарной цифровой грамотности у учащихся с умственной отсталостью, предпроектное исследование стали основанием для разработки и реализации проекта по развитию элементарной цифровой грамотности у учащихся с умственной отсталостью «Компьютерный гений».
Цель проекта: ознакомление воспитанников ПНИ «Подсолнух с цифровыми ресурсами и овладение техникой их практического применения. Задачи проекта сформулированы следующим образом:
1. Получение доступных сведений и представлений о работе с цифровыми ресурсами, полезных для последующей жизнедеятельности в социуме, для трудовой деятельности.
2. Развитие речи воспитанников, обогащение ее новыми терминами, развитие высших психических функций (развитие памяти, мышления, внимания, воображения, а также развитие мыслительных процессов - анализа, синтеза, обобщения, классификации).
3. Повышение адаптивных возможностей воспитанников, их социальной ориентировки за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.
Проект был реализован на базе психоневрологического интерната «Подсолнух» с участием 20 учащихся 14-18 лет с сентября 2019 г. по май 2020 г.. Основу проекта составил образовательный курс по развитию элементарных умений цифровой грамотности у учащихся с умственной отсталостью «Компьютерный гений», рассчитанный на 37 занятий с учетом входной, текущей и итоговой диагностики.
Наблюдение за успешностью выполнения заданий учащимися показало, что их компетентности в области элементарной цифровой грамотности росли - их взаимодействие с цифровыми ресурсами становилось более умелым, уверенным.
Проверка результативности проекта по развитию элементарных умений цифровой грамотности у старших подростков в условиях психоневрологического интерната осуществилась посредством проведения диагностики уровней сформированности таких умений (к ним мы отнесли: «умение пользоваться символьными и цифровыми клавишами на клавиатуре», «счет в режиме калькулятора», «умение открывать приложения», «работа в текстовом документе», «умение работать в интернете» и др.), с помощью включенного наблюдения за образовательной деятельностью учащихся в программе.
Сравнение результатов входной и итоговой диагностики показало, что увеличилось количество старших подростков со средним уровнем сформированности элементарных умений цифровой грамотности (с 5 % до 40 %), уменьшилось количество учащихся с низким уровнем сформированности элементарных умений цифровой грамотности (с 40 % до 15 %). Наибольший рост произошел по умениям «умение пользоваться символьными и цифровыми клавишами на клавиатуре», «счет в режиме калькулятора», «умение открывать приложения». Также нами отмечена такая тенденция: наиболее частыми оказывались переходы учащихся с уровня «ниже среднего» на «средний», чем с «низкого» на «ниже среднего», что может объясняться, вероятно, разной степенью обучаемости подростков.
Таким образом, реализованный проект по развитию элементарных умений цифровой грамотности, учащихся с умственной отсталостью «Компьютерный гений» показал свою результативность. Опыт реализации проекта по развитию элементарной цифровой грамотности учащихся с умственной отсталостью «Компьютерный гений» позволил сформулировать методические рекомендации к его реализации в другой образовательной практики.
1. Батышев С.Я. Профессиональная подготовка: учебник. М.:
Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.
2. Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. № 6-2. С. 35-38.
3. Борблик Ю.В., Шабалина О.А. Применение обучающих игр в учебном процессе коррекционных школ VIII вида // Образовательные технологии и общество. 2015. № 1. С. 427-439.
4. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2010.
5. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2010.
6. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2010.
7. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.
8. Глазкова Н.Н. Обучение элементам информатики старших школьников с недоразвитием интеллекта: автореф. дис. ... к. пед. н. Санкт- Петербург, 2007. 22 с.
9. Глазкова Н.Н. Психофизиологические аспекты обучения информатике старшеклассников с умственной отсталостью // Вестник психофизиологии. 2018. № 2. С. 50-57.
10. Глазкова Н.Н. Формирование информационной грамотности у учащихся с недоразвитым интеллектом // Педагогическая информатика. 2007. № 1. С. 13-18.
11. Горюнова М.А., Лебедева М.Б., Топоровский В.П. Цифровая грамотность и цифровая компетентность педагога среднего профессионального образования // Человек и образование. 2019. № 4 (61). С. 83-89.
12. Денисов Д.В. От цифровой грамотности до цифровой компетентности // В сборнике: Педагогические и социологические аспекты образования материалы Международной научно-практической конференции.
2018. С. 38-41.
13. Егорова О.Н. Особенности социального интеллекта подростков с легкой степенью умственной отсталости с девиантным поведением // Современные проблемы науки и образования: эл. науч. журн. URL: www.scienceeducation.ru/115-12209(дата обращения: 04.02.2020).
14. Ершов А.П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования. Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1990. 125 с.
15. Ивинский Д.В. Особенности организации образовательной деятельности в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида и перспективные направления ее развития // Вестник ТГУ. 2018. №3 (173). С. 74-79.
16. Каймин В.А. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре // Советская педагогика. 1990. № 4. С. 70-71.
17. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Коррекционная педагогика. 2009. № 4 (34). С. 29-37.
18. Колосова Т.А., Исаев Д.Н. Психология детей с нарушением интеллекта: учебное пособие для бакалавриата и специалитета. М.: Юрайт, 2019. 150 с.
19. Комарова А.А. Уточнение формулировки понятия «компьютерная грамотность» исходя из современных реалий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 142-146.
20. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005. 58 с.
21. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы // Дефектология. 1994. № 5. С. 3-9.
22. Лебедева М.Б. Цифровая грамотность субъектов образовательного
процесса: сб. статей Международной научно-практической конференции «Личность. Общество. Образование». СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. С. 407-414.
23. Лубовский В.И., Розанова Т.В., Солнцева Л.И. и др. Специальная психология: учебное пособие. 2-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 464 с.
24. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003.
25. Образовательная программа для детей с нарушением интеллекта, обучающихся в условиях дома - интерната / Автор-составитель: Н.В. Лагунова. Биробиджан: ДВГСГА, 2007. 129 с.
26. Омарова П.О. Социализация детей с нарушениями интеллекта // Педагогическое образование и наука. 2009. № 10. С. 29-34.
27. Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): методические рекомендации / Краснояр. краев. ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования. Красноярск : КК ИПК ПП РО, 2017. 63 с.
28. Погодина И.А., Халидова О.Х. Роль цифровой грамотности в практике дополнительного образования // MODERN SCIENCE. 2019. № 10-2. С. 274-279.
29. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). М.: Просвещение, 2017. 368 с.
30. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика): учебное пособие. М.: Академия, 2003. 272 с.
31. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 192 с.
32. Савина А.Г., Малявкина Л.И., Шмаркова Л.И. Актуализация понятия «цифровая грамотность» в контексте формирования национального цифрового пространства РФ // Вестник ОрелГИЭТ. 2018. № 1 (43). С. 79-84.
33. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
34. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 8¬9 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
35. Соболева Ж.С. Теоретические предпосылки формирования понятий «цифровая грамотность» и «цифровая компетенция» // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2019. № 13. С. 110¬114.
36. Сторожева Е.В. К вопросу о компьютерной грамотности // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 2 (18). С. 235-238.
37. Струневских А.В. Формирование цифровой грамотности во внеурочной деятельности // Научно-методический журнал Поиск. 2019. № 3 (67). С. 23-25.
38. Сычева К.А. Особенности развития компьютерной грамотности современного подростка // Интерактивная наука. 2018. № 11 (33). С. 21-23.
39. Тимофеева Н.М. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков // Психология, социология и педагогика. 2015. № 7 (46). С. 26-27.
40. Толеубекова Р.К., Саржанова Б., Есен А. Цифровая грамотность в условиях развития цифровых технологий // Наука и Мир. 2014. № 8 (12). С. 154-156.
41. Усцева Р.И., Усцева М.Н. Работа с детьми с умеренной умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида // Специальное образование. 2014. № X. С. 291-293.
42. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
43. Чистякова Ю.В., Жданова Л.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с легкой умственной отсталостью, обучающихся в условиях вспомогательной школы и интерната / Ю.В. Чистякова, Л.А. Жданова // Вестник Ивановской медицинской академии. 2005. Т. 10. № 1 -2. С. 27-31.
44. Шипова, Л.В. Нарушения поведения умственно отсталых
подростков: учебное пособие. Саратов, 2016. 63 с.
45. Gilster P. Digital Literacy. N.Y.: Wiley, 1997.
46. Miesenberger Klaus. More Than Just a Game: Accessibility in Computer Games. Holzinger, Andreas (ed.) USAB 2008 / Klaus Miesenberger, Ossmann et al. // 4th Symposium of the Workgroup Human-Computer Interaction and Usability Engineering of the Austrian Computer Society November 20-21. — 2008. — Graz, Austria. pp. 247-260.