РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ УМЕНИЙ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНАТА
|
Введение
I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ УМЕНИЙ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНАТА 7
1.1 Теоретический анализ проблемы развития элементарных умений цифровой
грамотности у старших подростков с умственной отсталостью 7
1.2 Трудности формирования элементарной цифровой грамотности у старших
подростков с умственной отсталостью 15
1.3 Предпроектное исследование 18
Выводы по главе I 23
II ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ УМЕНИЙ
ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ НА БАЗЕ ПНИ «ПОДСОЛНУХ» 25
2.1 Актуальность темы проекта 25
2.2 Цель и задачи проекта 26
2.3 Целевая группа проекта 27
2.4 Основное содержание проекта и основные направления деятельности 27
2.5 Ресурсы и ожидаемые результаты проекта 32
2.6 Реализация проекта 34
Выводы по главе II 39
III ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ УМЕНИЙ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 41
3.1 Методика и результаты диагностики элементарных умений цифровой
грамотности у старших подростков воспитанников ПНИ 41
3.2 Методические рекомендации по организации работы по развитию
элементарных умений цифровой грамотности у старших подростков с умственной отсталостью 54
Выводы по главе III 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Приложение А 67
Приложение Б 71
I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ УМЕНИЙ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНАТА 7
1.1 Теоретический анализ проблемы развития элементарных умений цифровой
грамотности у старших подростков с умственной отсталостью 7
1.2 Трудности формирования элементарной цифровой грамотности у старших
подростков с умственной отсталостью 15
1.3 Предпроектное исследование 18
Выводы по главе I 23
II ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ УМЕНИЙ
ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ НА БАЗЕ ПНИ «ПОДСОЛНУХ» 25
2.1 Актуальность темы проекта 25
2.2 Цель и задачи проекта 26
2.3 Целевая группа проекта 27
2.4 Основное содержание проекта и основные направления деятельности 27
2.5 Ресурсы и ожидаемые результаты проекта 32
2.6 Реализация проекта 34
Выводы по главе II 39
III ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ УМЕНИЙ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 41
3.1 Методика и результаты диагностики элементарных умений цифровой
грамотности у старших подростков воспитанников ПНИ 41
3.2 Методические рекомендации по организации работы по развитию
элементарных умений цифровой грамотности у старших подростков с умственной отсталостью 54
Выводы по главе III 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Приложение А 67
Приложение Б 71
В современном обществе практически все сферы человеческой жизни информатизированы, в связи с чем овладение цифровой грамотностью становится необходимостью и потребностью каждого без исключения человека. Элементарная цифровая грамотность - это базовый набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.
Информатизация общества повлекла за собой изменения в требованиях к подготовке подрастающего поколения. Современные учащиеся должны владеть умениями планирования своей деятельности, поиска информации, необходимой для решения поставленной задачи, эффективного использования компьютерной техники и средств связи.
Большую социальную значимость имеет проблема подготовки к жизни в современном информационном обществе обучающихся с умственной отсталостью, поскольку наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение задачи их социализации. Ряд исследователей (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн и др.) первичным в структуре дефекта при умственной отсталости называют органическое поражение головного мозга, которое приводят к недоразвитию познавательной деятельности, и как следствие, к специфическим закономерностям психического развития. В частности, таким как:
- нарушение процесса приема, переработки, сохранения и использования информации;
- нарушение речевого опосредствования;
- более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности, риск возникновения состояний социально- психологической дезадаптированности и др. [7; 23; 31].
При признании замедленности и атипичности развития детей с умственной отсталостью нельзя говорить о том, что его нет вовсе. Такие учащиеся потенциально способны к развитию, в т.ч. и овладению цифровой грамотностью на элементарном уровне. О.И. Кукушкина говорит о внедрении компьютерной техники в специальное обучение как способе решения двух фундаментальных задач:
1) обучение учащихся грамотному пользованию новыми орудиями деятельности,
2) использование новых компьютерных технологий в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка [21].
Учащиеся с умственной отсталостью в состоянии успешно освоить программу по обучению элементарной цифровой грамотности, если им своевременно будет оказываться коррекционно-педагогическая помощь и поддержка.
Итак, цель исследования: разработать и реализовать проект по развитию элементарных умений цифровой грамотности у старших подростков в условиях психоневрологического интерната.
Объект исследования: дополнительное образование в стационарном учреждении социального обслуживания
Предмет исследования: развитие умений элементарной цифровой грамотности у учащиеся с умственной отсталостью старшего подросткового возраста в условиях психоневрологического интерната
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы развития элементарных умений цифровой грамотности у старших подростков в условиях психоневрологического интерната.
2. Выявить трудности формирования элементарной цифровой грамотности у учащихся с умственной отсталостью.
3. Изучить особенности отношения воспитанников психоневрологического интерната к занятиям на компьютере как предпроектное исследование.
4. Разработать и реализовать проект по развитию элементарных умений цифровой грамотности у старших подростков в условиях психоневрологического интерната.
5. Оценить эффективность проекта, разработать методические рекомендации по его реализации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Элементарная цифровая грамотность включает следующие умения: соблюдать основные требования при работе на компьютере и правила техники безопасности, пользоваться клавиатурой и набирать самостоятельно тексты, работать в режиме калькулятора, открывать основные приложения и осуществлять основные операции с файлами, редактировать текстовые документы, создавать папки, иметь базовые умения работы в интернете.
2. Воспитанники психоневрологического интерната старшего подросткового возраста имеют преимущественно низкий уровень сформированности элементарной цифровой грамотности.
3. Развитию умений элементарной цифровой грамотности будет способствовать создание и реализация специального учебного курса «Компьютерный гений» в рамках дополнительного образования на принципах постоянного мониторинга, учета индивидуальных особенностей старших подростков с умственной отсталостью, практической ориентации заданий, взаимодействия специалистов интерната.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и методической литературы, обобщение), эмпирические (наблюдение, количественный и качественный анализ данных).
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 46 наименований, одного приложения, акта внедрения результатов научно-исследовательской деятельности в практику деятельности учреждения КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух»; в работе представлены 7 рисунков и 6 таблиц. Объем работы - 66 страниц без учета приложения.
Информатизация общества повлекла за собой изменения в требованиях к подготовке подрастающего поколения. Современные учащиеся должны владеть умениями планирования своей деятельности, поиска информации, необходимой для решения поставленной задачи, эффективного использования компьютерной техники и средств связи.
Большую социальную значимость имеет проблема подготовки к жизни в современном информационном обществе обучающихся с умственной отсталостью, поскольку наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение задачи их социализации. Ряд исследователей (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн и др.) первичным в структуре дефекта при умственной отсталости называют органическое поражение головного мозга, которое приводят к недоразвитию познавательной деятельности, и как следствие, к специфическим закономерностям психического развития. В частности, таким как:
- нарушение процесса приема, переработки, сохранения и использования информации;
- нарушение речевого опосредствования;
- более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности, риск возникновения состояний социально- психологической дезадаптированности и др. [7; 23; 31].
При признании замедленности и атипичности развития детей с умственной отсталостью нельзя говорить о том, что его нет вовсе. Такие учащиеся потенциально способны к развитию, в т.ч. и овладению цифровой грамотностью на элементарном уровне. О.И. Кукушкина говорит о внедрении компьютерной техники в специальное обучение как способе решения двух фундаментальных задач:
1) обучение учащихся грамотному пользованию новыми орудиями деятельности,
2) использование новых компьютерных технологий в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка [21].
Учащиеся с умственной отсталостью в состоянии успешно освоить программу по обучению элементарной цифровой грамотности, если им своевременно будет оказываться коррекционно-педагогическая помощь и поддержка.
Итак, цель исследования: разработать и реализовать проект по развитию элементарных умений цифровой грамотности у старших подростков в условиях психоневрологического интерната.
Объект исследования: дополнительное образование в стационарном учреждении социального обслуживания
Предмет исследования: развитие умений элементарной цифровой грамотности у учащиеся с умственной отсталостью старшего подросткового возраста в условиях психоневрологического интерната
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы развития элементарных умений цифровой грамотности у старших подростков в условиях психоневрологического интерната.
2. Выявить трудности формирования элементарной цифровой грамотности у учащихся с умственной отсталостью.
3. Изучить особенности отношения воспитанников психоневрологического интерната к занятиям на компьютере как предпроектное исследование.
4. Разработать и реализовать проект по развитию элементарных умений цифровой грамотности у старших подростков в условиях психоневрологического интерната.
5. Оценить эффективность проекта, разработать методические рекомендации по его реализации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Элементарная цифровая грамотность включает следующие умения: соблюдать основные требования при работе на компьютере и правила техники безопасности, пользоваться клавиатурой и набирать самостоятельно тексты, работать в режиме калькулятора, открывать основные приложения и осуществлять основные операции с файлами, редактировать текстовые документы, создавать папки, иметь базовые умения работы в интернете.
2. Воспитанники психоневрологического интерната старшего подросткового возраста имеют преимущественно низкий уровень сформированности элементарной цифровой грамотности.
3. Развитию умений элементарной цифровой грамотности будет способствовать создание и реализация специального учебного курса «Компьютерный гений» в рамках дополнительного образования на принципах постоянного мониторинга, учета индивидуальных особенностей старших подростков с умственной отсталостью, практической ориентации заданий, взаимодействия специалистов интерната.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и методической литературы, обобщение), эмпирические (наблюдение, количественный и качественный анализ данных).
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 46 наименований, одного приложения, акта внедрения результатов научно-исследовательской деятельности в практику деятельности учреждения КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух»; в работе представлены 7 рисунков и 6 таблиц. Объем работы - 66 страниц без учета приложения.
Умения цифровой грамотности, понимаемой как базовый набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета, важны для современного человека - его социализации, адекватной жизнедеятельности в актуальных условиях. Старшие подростки с умственной отсталостью также нуждаются в овладении умениями цифровой грамотностью важно по причине социализации, более успешного обучения, пр., которые будет иметь характер элементарных ввиду интеллектуальных возможностей учащихся.
Формирование элементарных умений цифровой грамотности у учащихся с умственной отсталостью имеет ряд трудностей, связанных со своеобразием познавательной сферы таких детей. Однако организация специальных условий обучения, учет психофизиологических особенностей, применение индивидуального подхода и пр. делают достижение поставленных целей возможным.
Процесс развития элементарных умений цифровой грамотности у старших подростков в условиях психоневрологического интерната видится нам важным и актуальным, что подтверждается результатами предпроектного исследования: в психоневрологическом интернате «Подсолнух» отсутствует кружковая деятельность в указанном направлении, при этом выражен интерес воспитанников к технике и знаковым системам. Анализ проблемы развития элементарной цифровой грамотности у учащихся с умственной отсталостью, предпроектное исследование стали основанием для разработки и реализации проекта по развитию элементарной цифровой грамотности у учащихся с умственной отсталостью «Компьютерный гений».
Цель проекта: ознакомление воспитанников ПНИ «Подсолнух с цифровыми ресурсами и овладение техникой их практического применения. Задачи проекта сформулированы следующим образом:
1. Получение доступных сведений и представлений о работе с цифровыми ресурсами, полезных для последующей жизнедеятельности в социуме, для трудовой деятельности.
2. Развитие речи воспитанников, обогащение ее новыми терминами, развитие высших психических функций (развитие памяти, мышления, внимания, воображения, а также развитие мыслительных процессов - анализа, синтеза, обобщения, классификации).
3. Повышение адаптивных возможностей воспитанников, их социальной ориентировки за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.
Проект был реализован на базе психоневрологического интерната «Подсолнух» с участием 20 учащихся 14-18 лет с сентября 2019 г. по май 2020 г.. Основу проекта составил образовательный курс по развитию элементарных умений цифровой грамотности у учащихся с умственной отсталостью «Компьютерный гений», рассчитанный на 37 занятий с учетом входной, текущей и итоговой диагностики.
Наблюдение за успешностью выполнения заданий учащимися показало, что их компетентности в области элементарной цифровой грамотности росли - их взаимодействие с цифровыми ресурсами становилось более умелым, уверенным.
Проверка результативности проекта по развитию элементарных умений цифровой грамотности у старших подростков в условиях психоневрологического интерната осуществилась посредством проведения диагностики уровней сформированности таких умений (к ним мы отнесли: «умение пользоваться символьными и цифровыми клавишами на клавиатуре», «счет в режиме калькулятора», «умение открывать приложения», «работа в текстовом документе», «умение работать в интернете» и др.), с помощью включенного наблюдения за образовательной деятельностью учащихся в программе.
Сравнение результатов входной и итоговой диагностики показало, что увеличилось количество старших подростков со средним уровнем сформированности элементарных умений цифровой грамотности (с 5 % до 40 %), уменьшилось количество учащихся с низким уровнем сформированности элементарных умений цифровой грамотности (с 40 % до 15 %). Наибольший рост произошел по умениям «умение пользоваться символьными и цифровыми клавишами на клавиатуре», «счет в режиме калькулятора», «умение открывать приложения». Также нами отмечена такая тенденция: наиболее частыми оказывались переходы учащихся с уровня «ниже среднего» на «средний», чем с «низкого» на «ниже среднего», что может объясняться, вероятно, разной степенью обучаемости подростков.
Таким образом, реализованный проект по развитию элементарных умений цифровой грамотности, учащихся с умственной отсталостью «Компьютерный гений» показал свою результативность. Опыт реализации проекта по развитию элементарной цифровой грамотности учащихся с умственной отсталостью «Компьютерный гений» позволил сформулировать методические рекомендации к его реализации в другой образовательной практики.
Формирование элементарных умений цифровой грамотности у учащихся с умственной отсталостью имеет ряд трудностей, связанных со своеобразием познавательной сферы таких детей. Однако организация специальных условий обучения, учет психофизиологических особенностей, применение индивидуального подхода и пр. делают достижение поставленных целей возможным.
Процесс развития элементарных умений цифровой грамотности у старших подростков в условиях психоневрологического интерната видится нам важным и актуальным, что подтверждается результатами предпроектного исследования: в психоневрологическом интернате «Подсолнух» отсутствует кружковая деятельность в указанном направлении, при этом выражен интерес воспитанников к технике и знаковым системам. Анализ проблемы развития элементарной цифровой грамотности у учащихся с умственной отсталостью, предпроектное исследование стали основанием для разработки и реализации проекта по развитию элементарной цифровой грамотности у учащихся с умственной отсталостью «Компьютерный гений».
Цель проекта: ознакомление воспитанников ПНИ «Подсолнух с цифровыми ресурсами и овладение техникой их практического применения. Задачи проекта сформулированы следующим образом:
1. Получение доступных сведений и представлений о работе с цифровыми ресурсами, полезных для последующей жизнедеятельности в социуме, для трудовой деятельности.
2. Развитие речи воспитанников, обогащение ее новыми терминами, развитие высших психических функций (развитие памяти, мышления, внимания, воображения, а также развитие мыслительных процессов - анализа, синтеза, обобщения, классификации).
3. Повышение адаптивных возможностей воспитанников, их социальной ориентировки за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.
Проект был реализован на базе психоневрологического интерната «Подсолнух» с участием 20 учащихся 14-18 лет с сентября 2019 г. по май 2020 г.. Основу проекта составил образовательный курс по развитию элементарных умений цифровой грамотности у учащихся с умственной отсталостью «Компьютерный гений», рассчитанный на 37 занятий с учетом входной, текущей и итоговой диагностики.
Наблюдение за успешностью выполнения заданий учащимися показало, что их компетентности в области элементарной цифровой грамотности росли - их взаимодействие с цифровыми ресурсами становилось более умелым, уверенным.
Проверка результативности проекта по развитию элементарных умений цифровой грамотности у старших подростков в условиях психоневрологического интерната осуществилась посредством проведения диагностики уровней сформированности таких умений (к ним мы отнесли: «умение пользоваться символьными и цифровыми клавишами на клавиатуре», «счет в режиме калькулятора», «умение открывать приложения», «работа в текстовом документе», «умение работать в интернете» и др.), с помощью включенного наблюдения за образовательной деятельностью учащихся в программе.
Сравнение результатов входной и итоговой диагностики показало, что увеличилось количество старших подростков со средним уровнем сформированности элементарных умений цифровой грамотности (с 5 % до 40 %), уменьшилось количество учащихся с низким уровнем сформированности элементарных умений цифровой грамотности (с 40 % до 15 %). Наибольший рост произошел по умениям «умение пользоваться символьными и цифровыми клавишами на клавиатуре», «счет в режиме калькулятора», «умение открывать приложения». Также нами отмечена такая тенденция: наиболее частыми оказывались переходы учащихся с уровня «ниже среднего» на «средний», чем с «низкого» на «ниже среднего», что может объясняться, вероятно, разной степенью обучаемости подростков.
Таким образом, реализованный проект по развитию элементарных умений цифровой грамотности, учащихся с умственной отсталостью «Компьютерный гений» показал свою результативность. Опыт реализации проекта по развитию элементарной цифровой грамотности учащихся с умственной отсталостью «Компьютерный гений» позволил сформулировать методические рекомендации к его реализации в другой образовательной практики.



