ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Основное подходы понимания эмоционального интеллекта в психологии 6
1.2. Психологические особенности и социальная ситуация развития детей
младшего школьного возраста 17
1.3. Эмоциональный интеллект в младшем школьном возрасте 24
Выводы по главе 1 зз
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Описание эмпирической выборки и методик исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования эмоционального
интеллекта детей младшего школьного возраста 43
2.3. Программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта детей
младшего школьного возраста 48
Выводы по главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Интерес общества к развитию эмоционального интеллекта как важнейшей составляющей социального интеллекта, обусловлен потребностью общества в людях, которые, развивая собственную деятельность, были бы способны стимулировать прогресс в этом обществе, так как именно эмоционально развитая личность характеризуется высоким качеством и эффективностью межличностных отношений, адекватностью реакций на окружающую действительность, способностью контролировать эмоциональные состояния. В данном случае высокий уровень эмоционального интеллекта выступает как предпосылка становления психологически грамотной и успешной в социальной сфере личности [28].
Для успешной реализации личности в различных сферах жизнедеятельности необходимо с детских лет развивать эмоциональный интеллект, так как именно это, по мнению ряда исследователей, обеспечивает наиболее успешное вхождение ребенка в социальную среду. Играя, занимаясь, обучаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, дети получают эмоциональный опыт, отрабатывают навыки отреагирования эмоций в мимике, жестах, поведении в разных эмоционально окрашенных ситуациях, формируют понятия о том, какие эмоции являются уместными в тот или иной момент, то есть становятся эмоционально компетентными.
Так, например, авторы Н.П. Локалова, О.О. Хухлаева, С.Г. Якобсон указывают, что именно младший школьный возраст выступает в качестве сензитивного периода развития эмоционального интеллекта. Соответственно, дальнейшее рассмотрение вопроса развития эмоционального интеллекта будет происходить с точки зрения младшего школьного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет значение развития этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей [1]. Способность понимать, 2
объяснять, различать и регулировать как свои собственные эмоциональные проявления, так и эмоции и чувства других, а также использовать эту информацию, чтобы контролировать мышление и действия - является качествами сформированного эмоционального интеллекта в подходе Дж. Майера и П. Салоуейя [38].
Рассматривая тему через призму социальной действительности можно заметить, что реальная ситуация отличается от требований, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом: дети, выходя из младшего звена зачастую имеют преставления об эмоциональной сфере, не соответствующие своему возрасту. В связи с тем, что с ними не проводится просветительская работа по развитию эмоциональной сферы, их эмоциональному опыту, уже достаточному для младшего школьного возраста приходится накладываться на минимальные теоретические знания в аспекте эмоционального развития. Таким образом, они не могут реализовать весь свой потенциал анализа получаемого эмоционального опыта и, как следствие, руководствуются меньшим количеством знаний и представлений, чем могли бы в своем возрасте.
Зарубежные и отечественные исследователи предлагают множество коррекционных и развивающих программ, ориентированных на воздействие на эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста. Среди них популярны программы по темам: работа со страхами, снижение агрессивности, улучшение взаимоотношений в детском коллективе и так далее. В отношении же эмоционального интеллекта предполагается, что он будет естественным образом развиваться по мере взросления детей, которые расширяют пространство взаимодействия, учиться определять эмоции, ориентироваться на эмоциональное состояние окружающих.
Объект - эмоциональный интеллект.
Предмет - развитие эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.
Цель работы: изучить возможности эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что программа, включающая игры и упражнения, направленные на развитие эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста будет способствовать формированию у обучающихся базовых представлений о компонентах эмоционального интеллекта.
Задачи исследования.
1. Раскрыть понятие эмоционального интеллекта и его составляющие.
2. Рассмотреть общую психологическую характеристику детей младшего школьного возраста.
3. Выделить особенности развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.
4. Организовать эмпирическое исследование эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.
5. Разработать и апробировать программу, направленную на развитие эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста и проверить ее эффективность.
Методологической основой исследования послужили работы зарубежных и российских авторов: К. Лафатера, Ч. Дарвина, В. Штерна, Э. Торндайка, Д. Векслера, М. Белдока, Х. Гарднера, У. Пейна, Р. Бар-Она, Д. Майера, П. Салоуэйа, Д. Гоулмана, Д.В. Люсина, Р. Робертса, Дж. Мэттьюса, М. Зайднера, К.С. Кузнецовой, Л.С. Выготсого.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение, обобщение психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: тестирование (методика «Эмоциональная
пиктограмма» (Е.И. Изотова), методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго));
- методы количественной и качественной обработки данных: сопоставление процентных долей.
База и выборка исследования: исследование проводилось в одной из общеобразовательных школ города Красноярска. В исследовании приняло участие 28 обучающихся младшего школьного возраста (8-9 лет).
Практическая значимость. Разработанная развивающая программа может быть использована психологом-педагогом средней образовательной школы для развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, который содержит 40 источников, приложений.
Понятие «эмоциональный интеллект» разносторонне и, к тому же, не имеет единого определения и общепринятой модели компонентов, входящих в ее состав. При написании данной работы были рассмотрены подходы разных авторов, таких как Д. Гоулман, П. Салоуэй, Дж. Майер, Д.В. Люсин, Р. Бар-Он, К.С. Кузнецова и др. На основании концепции К.С. Кузнецовой производилось дальнейшее рассмотрение эмоционального интеллекта в нашей работе. Таким образом, эмоциональный интеллект рассматривался нами, как «взаимосвязанная совокупность когнитивных, рефлексивных, поведенческих, коммуникативных способностей, имеющих внутриличностную и межличностную направленность. Он выражается во внутреннем позитивном настрое, эмпатийном отношении к окружающим, идентификации, контроле и рефлексии эмоциональных состояний и поступков, использовании эмоциональной информации в общении с окружающими, выборе» [17, с. 14].
Далее на основании работ Н.П. Локаловой, О.О. Хухлаевой, С.Г. Якобсона мы определили, что младший школьный возраст играет ведущую роль в формировании эмоционального интеллекта, так как, во- первых, является синзетивным для этого периодом, а во-вторых дети меняют социальную среду с детского сада на школу, а в связи с этим, количество и качество их контактов с окружающими людьми меняется. К тому же, учитывая вклад П.В. Симонова, мы понимаем, что в младшем школьном возрасте дети во многом впервые сталкиваются с трудными эмоционально положительно и отрицательно окрашенными ситуациями, а значит, со многими ситуациями сталкиваются впервые, создавая, тем самым, «багаж» эмоционального опыта.
Учет выбранной нами концепции эмоционального интеллекта ранее позволил подобрать методики диагностики и определить актуальный уровень развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста. Основываясь на результатах диагностики, мы убедились в необходимости проведения развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста для, направленных на формирование у обучающихся начальной школы базовых теоретических установок об эмоциональной сфере в целом, для того, чтобы их настоящий и будущий эмоциональный опыт накладывался на конструкт фундаментальных знаний.
Разработанная программа состоит из 10 занятий, рассчитанных на 5 недель учебного времени. За это время предполагается раскрыть 5 блоков, 4 из которых соответствуют компонентам эмоционального интеллекта в концепции К.С. Кузнецовой, а пятый является закрепляющим.
Итоговая диагностика позволила нам судить об эффективности программы и возможности ее внедрения в рабочий процесс педагога- психолога средней общеобразовательной школы. Мы полагаем, что реализация программы будет давать положительные результаты также при задействовании других групп детей.
Таким образом, мы предвкушаем, что поколение детей, с которым будет проводиться в соответствующем возрасте (младшем школьном возрасте) работа по развитию эмоционального интеллекта, будут наиболее способными стимулировать прогресс в обществе, так как именно эмоционально развитые личности характеризуются высоким качеством и эффективностью межличностных отношений, адекватностью реакций на окружающую действительность, способностью контролировать эмоциональные состояния - свои и других людей.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL:
http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 12.09.2021).
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.
3. Аршанская (Шешукова) О.В. Психологические условия становления социального интеллекта: история и современность. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2018. 85 с.
4. Белопольская, А.А. Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 381-383.
5. Бергфельд А.Ю. Эмоциональный опыт как теоретический конструкт // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2010. №1. С. 38-46.
6. Венгер А.Л. Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. 159 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2016. 509 с.
8. Гальтон, Ф. Наследственность таланта: Законы и последствия. М.: Мысль, 1996. 269 с.
9. Гарднер Х. Структура разума: теория множественного
интеллекта. М.: Вильямс, 2007. 512 с.
10. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб.: Питер, 2001. 384 с.
11. Дубровина И.В., Прихожан В.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2001г. 320 с.
12. Залевский Г.В. Введение в клиническую психологию: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 192 с.
13. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. Учебное пособие. М.: Академия, 2004. 288 с.
14. Ковба Д.М. Евгеника как направление научной мысли и практика селекции человека в конце XIX - начале XXI вв. // Социум и власть. 2020. №4 (84). С. 7-19.
15. Ковина М.В. Психологические особенности детей младшего школьного возраста и факторы их успешного обучения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2020. №VI. С. 74-80.
16. Кузнецова К.С. К вопросу о формировании эмоционального интеллекта // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. №4. С. 84-95.
17. Кузнецова К.С. Педагогическое сопровождение младших школьников в процессе формирования эмоционального интеллекта: дис. канд. пед. наук. Саратов, 2012. 194 с.
18. Лафатер И.К. Философская Энциклопедия. В 5 т. Т.1. Советская энциклопедия. М.: Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960.
19. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Институт практической психологи, 1997. 384 с.
20. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: ИП РАН, 2004. 230 с.
21. Митина О.Г. Социализация в младшем школьном возрасте // Символ науки. 2016. №6-2 С. 54-57.
22. Наймушина Л.М. История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке // Педагогика: история, перспективы. 2020. №4. С. 63-70.
23. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М. и Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Теоретико-эмпирические исследования, 2004. С. 3-26.
24. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. М.: АПКиПРО РФ. 2000. 263 с.
25. Симонов П.В. Что такое эмоция? М.: НАУКА, 1966. 159 с.
26. Смердова Е.А. Особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №11 (6). С. 48-50.
27. Сорокоумова Е.А., Попова В.К. Развитие когнитивной сферы современных младших школьников в учебной деятельности // Коллекция гуманитарных исследований. 2019. №2 (17) С. 6-10.
28. Телегина Э., Гагай В.В. Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 47-55.
29. Торндайк Э., Уотсон Дж.Б. Бихевиоризм. Принципы обучения, основанные на психологии. Психология как наука о поведении. М.: АСТ- ЛТД. 1998 г. 704 с.
30. Цилицкий, В.С. Закономерности формирования рефлексивных умений и навыков на разных этапах возрастного развития человека // Молодой ученый. 2015. № 22 (102). С. 913-917.
31. Штейнер К. Достижение эмоциональной грамотности: персональная программа для повышения вашего эмоционального интеллекта. N.Y.: Avon books, 1997. 339 с.
32. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методологические основы. М.: Наука, 1998. 335 с.
33. Эмоциональный фон и восприятие эмоционального сигнала // Гуманитарные научные исследования / С.В. Сахнюк, Н.В. Запорожченко, Е.Я. Лисецкая, М.А. Лисецкий, Н.Г. Ефремова, Н.В. Тушинская. Мариуполь: Гуманитарные научные исследования, 2015. № 11. С. 285-290.
34. Bar-On R. The «Emotional Quotient». Rhodes University, 1985.
35. Beldoch M. Sensitivity to Expression of Emotional Meaning in Three Modes of Communication. Philadelphia, 1973. P 11.
36. Goleman D. Emotional intelligence. N.Y.: Bantam Books, 1995. 352 p.
37. Lavater I. Physiognomische Fragmente zur Bel'nrderiing der
Menschenkennthis und Menschenliebe., 4 Bde., 1775-1778.
38. Mayer J.D., Salovey P. What is emotional intelligence? Emotional development and emotional intelligence: educational implications. N.Y.: Perseus Books, 1997. PP. 3-31.
39. Payne W. A Study of Emotion: Developing Emotional Intelligence; Self-Integration; Relating to Fear, Pain and Desire. Cincinnati.: The Union for Experimenting Colleges and Universities. 1985. 468 p.
40. Wechsler D. Manual for the Wechsler Adult Intelligence Scale. N. Y., 1955. 230 p.