Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ ГРУППОВЫХ МЕТОДОВ

Работа №155614

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2023
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Определение эмоционального интеллекта в психологической литературе 7
1.2 Особенности эмоционального интеллекта 9
1.3 Формирование эмоционального интеллекта 12
1.4 Особенности младшего подросткового возраста 15
1.5 Развитие эмоционального интеллекта младших подростков 18
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 25
2.1 Описание методик исследования 25
2.2 Анализ полученных данных первичного исследования 26
2.3 Мероприятие «Развитие эмоционального интеллекта младших подростков
с помощью групповых методов» 29
2.4 Анализ полученных данных вторичного исследования 31
Выводы по главе 2 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ


В чем заключается важность развития эмоционального интеллекта для подростков? Что такое эмоциональный интеллект, если под интеллектом привычно понимать умственные способности? Дело в том, что эмоциональный интеллект включает себя сферу эмоций, а также подразумевает социальные навыки.
Успех человека, к которому он в течение жизни может прийти, зависит от его умственных способностей. Однако без развитого эмоционального интеллекта прийти к успеху в реализации своего потенциала, карьере, любовных и дружеских отношениях может быть затруднительно.
«Эмоциональный интеллект позволяет не только проявлять свои эмоции, но и контролировать их у окружающих. Готовность к эмоциональным проявлениям и самоконтроль, являясь личностными качествами, помогают человеку в росте его профессионализма, в успешном взаимодействии с окружающими. Психологи выявили определенную взаимосвязь интеллекта и эмоций и пришли к выводу, что все же успех человека больше зависит от эмоционального интеллекта, чем от интеллекта и интеллектуальных способностей» [2, с. 1].
Благодаря навыкам развитого эмоционального интеллекта вместо конфликтного поведения человек будет стараться понять позицию собеседника и прийти к взаимному согласию, у него будет лучше получаться располагать к себе новых знакомых. Человек с высоким показателем эмоционального интеллекта умеет грамотно поддерживать собеседника, учитывая все необходимые обстоятельства, ему лучше удается строить взаимоотношения с другими людьми [2]. Кроме того, благодаря развитому эмоциональному интеллекту у человека лучше получается идентифицировать свои эмоции и проживать их, а не отрицать.
А для чего эмоциональный интеллект нужен младшим подросткам?
Актуальность данной работы заключается в том, что согласно ФГОС ООО выпускнику основной школы нужно уметь проявлять социальную активность, сотрудничать и вести конструктивный диалог. Развитый эмоциональный интеллект позволит обучающимся лучше понимать настроение других людей и контролировать проявление собственных эмоций, что будет благоприятно влиять на взаимоотношения с окружающими людьми. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта обучающихся основной школы важно начинать уже с младшего подросткового возраста.
Так, благодаря развитому эмоциональному интеллекту, подростки смогут выстраивать диалог с собеседниками уважительно и вежливо. У них будет лучше получаться контролировать свое поведение. Это позволит им выстраивать более крепкие дружественные связи и удовлетворить потребность в интимно-личностном общении. Кроме того, обучающиеся с высоким уровнем эмоционального интеллекта могут лучше сосредотачиваться на учебных заданиях. Они способны организовать свою учебную деятельность с помощью развитого самоконтроля.
Цель исследования - способствовать развитию эмоционального интеллекта младших подростков с помощью реализации специально разработанных занятий с использованием групповых методов.
Задачи:
- провести анализ научной литературы на тему эмоционального интеллекта;
- исследовать уровень развития эмоционального интеллекта младших подростков, проанализировать результаты первичного исследования;
- разработать и реализовать занятия, способствующие развитию навыков эмоционального интеллекта младших подростков;
- исследовать уровень развития эмоционального интеллекта младших подростков после реализации мероприятия, проанализировать результаты вторичного исследования.
Объект исследования - эмоциональный интеллект.
Предмет исследования - развитие эмоционального интеллекта обучающихся младшего подросткового возраста.
Гипотеза: предполагается, что с помощью занятий с использованием групповых методов можно повысить уровень эмоционального интеллекта младших подростков.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, сравнение, обобщение научной литературы);
- эмпирические (тестирование).
Методики исследования:
1. Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта (опросник EQ).
2. Диагностика уровня эмпатии (И. М. Юсупов).
Теоретическая основа исследования: теоретическое положение об эмоциональном интеллекте (Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков, И.Н. Андреева, Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Гоулмен, Рувен Бар-Он, Роберт Стернберг), модель эмоционального интеллекта (Д.В. Люсин), эмпирическое исследование эмоционального интеллекта подростков во взаимосвязи с детско-родительскими отношениями с матерью (Д.Ю. Перова, Н.А. Лужбина).
Новизна исследования заключается в авторской разработке мероприятия на основе коррекционно-развивающей программы (автор программы: Гензе Екатерина Владимировна).
Практическая значимость исследования - занятия разработанного мероприятия могут быть использованы для развития эмоционального интеллекта младших подростков.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении обосновывается актуальность работы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель, задачи и практическая значимость, описываются методы исследования, теоретическая база, структура и содержание.
Первая глава представляет собой теоретический анализ проблемы эмоционального интеллекта младших подростков, а также включает в себя характеристику эмоционального интеллекта.
Вторая глава включает в себя результаты исследований и мероприятие по развитию эмоционального интеллекта младших подростков .
В заключении представлены выводы, сделанные на основании проведенного исследования.
Список использованных источников включает 30 позиций.
Приложение А включает в себя вопросы методики Н. Холла на опредение уровня эмоционального интеллекта.
Приложение Б представляет собой вопросы методики «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова.
Приложение В включает в себя описание занятий мероприятия, направленного на развитие эмоционального интеллекта младших подростков

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были рассмотрены теоретические положения об эмоциональном интеллекте, его определение и особенности. В настоящее время существуют различные точки зрения относительно определения данного термина. Так, Дж. Мэйер и П. Сэловей считают, что эмоциональный интеллект является формой социального интеллекта, с помощью которой человек может анализировать свои эмоции, а также лучше понимать эмоциональное состояние собеседника. Д.В. Люсин Д.В. Ушаков охарактеризовали эмоциональный интеллект как стремление людей к анализу своего и чужого поведения, а также в качестве интереса к познанию внутреннего мира: как своего, так и других людей. По мнению И.Н. Андреевой, эмоциональный интеллект - это совокупность социально¬практических навыков, а также способность к применению полученной эмоциональной информации для реализации каких-либо целей.
Были рассмотрены некоторые модели эмоционального интеллекта. Так, Д. Гоулмен популяризовал и видоизменил модель эмоционального интеллекта, разработанную Дж. Мэйером и П. Сэловеем. В данной модели выделяются такие компоненты эмоционального интеллекта, как: идентификация, регуляция и выражение эмоций, применение эмоциональной информации, социальные навыки, настойчивость и энтузиазм.
Д.В. Люсин в разработанной им модели эмоционального интеллекта выделяет компоненты:
- способность понимать эмоции (осознание наличия эмоционального переживания, способность его назвать, а также понимание причинно-следственной связи эмоциональных переживаний);
- способность управлять эмоциями (контроль интенсивности выражения эмоций [21], умение вызвать необходимое эмоциональное состояние).
В ходе анализа научной литературы было выявлено, что формирование эмоционального интеллекта начинается с детско-родительских отношений.
Были рассмотрены особенности младшего подросткового возраста. Так, основная потребность подростков - наличие интимно-личностного общения. Кроме того, для подростков важен успех в межличностных отношениях со сверстниками, интерес со стороны противоположного пола, а также признание референтой группы [27]. Вследствие гормональных изменений подростки встречаются с трудностями контроля эмоций, что неблагоприятно влияет на их взаимоотношения с другими людьми.
Проведенное исследование уровня эмоционального интеллекта младших подростков показало, что некоторые из них имеют низкие показатели развития эмоционального интеллекта. Подростки не понимают своих эмоциональных состояний и причин, которые их вызвали, не могут назвать переживаемые ими эмоции и чувства. Некоторые подростки часто спорят с другими людьми и повышают на них голос, так как они не умеют контролировать свои эмоции. Несколько подростков, принявших участие в исследовании, обладают низким уровнем эмпатии: им трудно понять переживания другого человека, проявить к нему сочувствие и понимание.
Далее было реализовано мероприятие, направленное на развитие эмоционального интеллекта младших подростков. Мероприятие разработано на основе модели эмоционального интеллекта Д.В. Люсина. В ходе реализации занятий мероприятия были использованы групповые методы обучения, позволившие подросткам развивать эмоциональный интеллект практическим путем.
Результаты вторичного исследования показали, что уровень эмоционального интеллекта некоторых подростков стал выше. Они научились проявлять понимание и сочувствие по отношению к проблемам и переживаниям других людей, научились идентифицировать свои эмоции и чувства и стали лучше контролировать свое поведение. Также подростки научились различать эмоциональные переживания других людей по различным признакам.
Так, гипотеза подтвердилась: с помощью занятий с использованием групповых методов действительно можно повысить уровень эмоционального интеллекта младших подростков.



1. Барисо Д. Эмоциональный интеллект на практике. М.: Бомбора, 2019. 240 с.
2. Борисова О.Т. Проблемы развития эмоционального интеллекта личности // Евразийское научное объединение. 2020. № 12-7 (70). С. 477-478.
3. Брегман П. Эмоциональная смелость. Как брать ответственность на себя, не бояться сложных разговоров и вдохновлять других. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 304 с.
4. Волгуснова Е.А. Исследование процесса формирования эмоционального интеллекта учащихся школы // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3 (146). С. 192-200.
5. Герасичев В., Рябуха А., Маурах И. Контекст жизни. Как научиться управлять привычками, которые управляют нами. М.: Альпина Паблишер, 2021. 164 с.
6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 512 с.
7. Дегтярев А.В. Эмоциональный интеллект: становление понятия в психологии // Психологическая наука и образование. 2012. №2. С. 6-8.
8. Дэвид С. Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. 304 с.
9. Ермакова К.В. Развитие эмпатии у младших подростков посредством
психокоррекционной программы // Международный журнал
экспериментального образования. 2016. № 6-1. С. 48-51.
10. Игры для развития эмоционального интеллекта. [Электронный ресурс]: URL:https://infourok.ru/igry-dlya-razvitiya-emocionalnogo-intellekta-6213015.html (дата обращения: 11.02.2023).
11. Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. Психология отношений. Концепция В.Н. Мясищева и медицинская психология. СПб.: Информационный портал
«Медицинская психология». [Электронный ресурс]:
URL:http://www.medpsy.ru/library/library100.php (дата обращения: 06.01.2023).
12. Картотека игр на развитие эмоционального интеллекта [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/kartoteka-igr-na-razvitie-emocionalnogo-intellekta-1071549.html (дата обращения: 11.02.2023).
13. Клыпа О.В., Стежко П.А. Анализ проблемы эмоционального интеллекта современных подростков // Психология. 2019. № 67-4. С. 297-300.
14. Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект. М.: Институт психологии РАН, 2009. 349 с.
15. Майкл С. Услышать и понять. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 160с.
17. Мухаметгалина Л.Р. Проблема развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Польский научный журнал. 2020. № 27-4 (27). С. 58-61.
18. Наймушина Л.М. История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке // Научный журнал «Педагогика: история, перспективы». 2020. Т.3. № 4. С. 63-70.
19. Нисбетт Р. Что такое интеллект и как его развивать. Роль образования и традиций. М.: Альпина нон-фикшн, 2019. 430 с.
20. Пирайнен Е.В. Ответственность в формировании эмоционального интеллекта // Журнал «Информация-Коммуникация-Общество». 2010. Т.1. С. 141-144.
21. Санд. И. Компас эмоций. Как разобраться в своих чувствах. М.: Альпина Паблишер, 2018. 156 с
22. Стернберг Р.Дж. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. 265 с.
23. Суворова О.В., Фрундина М.Н. Особенности развития механизмов эмпатии у подростков // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. № 3 (6). С. 56-60.
24. Тарабакина Л.В. Эмоциональное развитие подростков. М.: Прометей, 2011. 208 с.
25. Феднева Н.Н. Психолого-педагогические условия развития социального интеллекта младших подростков // Журнал «Известия института педагогики и психологии образования». 2017. №2. С. 77-83.
26. Фишер Р., Шапиро Д. Эмоциональный интеллект в переговорах. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 290 с.
27. Хохрина И.С. Взаимосвязь психологического здоровья и статуса младших подростков в группе сверстников // Развитие науки и образования. Чебоксары: «Издательский дом «Среда», 2018. С. 286-295.
28. Шингаев С.М., Юркова Е.В. Формирование и развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте // Журнал «Научное мнение». 2020. №5. С. 86-90.
29. Isaeva O., Kuragina M. Emotional intelligence as the basis for employee psychological well-being // HSE University. 2020. P. 52-59.
30. Kondratenko A.B. Emotional intelligence development: necessary
modern technologies in students training // 1st international scientific conference «asedu-2020: advances in science, engineering and digital
education».Krasnoyarsk: Kuznetsov Naval Academy, 2020. P. 1-6.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ