ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 7
1.1. Современное исследование в области оценки зрения у детей с
нарушением зрения в психолого-педагогической, медицинской литературе 7
1.2. Обзор подходов к изучению зрительных возможностей у детей с
нарушениями зрения 19
1.3. Педагогические подходы к изучению детей с корковыми нарушениями зрения 22
1.4. Организация и методика проведения предпроектного исследования 26
Вывод по 1 главе 34
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА «Я вижу» 36
2.1. Паспорт и жизненный цикл проекта 36
2.2 Описание продукта проекта 39
2.3. Апробация и оценка результата 43
Выводы по 2 главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список использованных источников 68
Приложения
Среди специалистов, воспитателей, учителей - дефектологов для диагностики зрительных нарушений у детей раннего и дошкольного возраста существуют определенные трудности, а именно нехватка стимульных материалов для диагностики нарушения зрительного восприятия у детей раннего возраста, методических рекомендаций по выявлению нарушения зрительного восприятия, алгоритма педагогической работы с детьми разного вид слепоты. Недостаточно работ практического характера, направленных на педагогическую оценку зрения, то есть какими способами и приемами определить, что и как видит ребенок в соответствии с возрастом ребенка.
Для качественной работы учителя - дефектолога тифлопедагога важно знать не только диагноз врача - офтальмолога, но и качество видения, как пользуется ребенок своим зрением. Это важно для определения зрительного восприятия у детей с разной степенью нарушения зрения в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ от 19 декабря 2014г. N 1598 министерства образования и науки РФ) обязательным элементом структуры учебного плана является «коррекционно-развивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов, а также система специальных условий реализации АООП НОО, определяет направление коррекционной или реабилитационной работы.
На сегодняшний день, есть определенная методологическая база, где Л.П. Григорьева и С.В. Сташевская [8], ими разработаны психофизиологический и психологический методы компенсамоторного развития зрительного восприятия слабовидящих или частично видящих учащихся начальных классов. Г.В Никулиной, Л.В Фомичевой, Е.В. Замашнюк[21]., разработаны программа развития зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего школьного возраста, посещающих классы охраны зрения на которую тифлопедагог может опираться при диагностике и коррекционной работы по развитию зрительного восприятия. Появляются работы на педагогическую оценку состояния зрения детей младенческого и раннего возраста детей с ТМНР исследования Т.В. Розанова, Г.П. Бертынь, Е.Л. Гончарова, Р.А. Мареева, Т.А. Басилова, Н.А. Александрова, Я. ван Дайк, Л. Хювяринен., так же описаны Л.П. Григорьевой основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения и др.
Предлагаемое нами исследование позволит разработать диагностические протоколы и стимульные материалы для детей с тяжелыми множественными нарушениями зрения, включающие нарушения зрения, что позволит на самых первых этапах выявить нарушения зрительного восприятия, и при помощи стимульных материалов начать соответствующую коррекционную работу.
Но в тоже время недостаточно работ практического характера, направленных на педагогическую оценку зрения.
Цель проектирования: научное обоснование и разработка содержания педагогической работы, с детьми имеющие корковые нарушения зрения.
Объект проектирования: дети, имеющие нарушения зрения.
Предмет проектирования:: исследование функциональных особенностей зрения детей с тяжелыми множественными нарушениями зрения, имеющих нарушения зрения.
Задачи проектирования:
1. Изучение психолого-педагогической, медицинской литературы по проблеме исследования.
2. Составление / разработка диагностического материала для функциональной оценки зрения у детей с нарушением зрения.
3. Описание функционально-педагогических условий для организации обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями зрения.
Научная новизна исследования:
В процессе исследования изучены поведенческие особенности детей с корковыми нарушениями зрения. Составлена методика исследования, подобран диагностический инструментарий, разработан протокол для фиксации полученных данных.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
- Учения о функции трех блоках мозга А.Р. Лурия;
- Учение о первичном и вторичном нарушении Л.С. Выготский;
- Понятия о корковых нарушениях зрения Кристины Роман-Ланци;
- Комплексный подход к организации коррекционной работы с детьми в условиях зрительной депривации (Волкова Л.С., Денискина В.З., Никулина Т.В., Плаксина Л.И., Солнцева Л.И., Фомичева Л.В, Тупоногов Б.К.);
Гипотеза проектирования:
Мы предполагаем, что составленная нами методика исследования, подобранный стимульный материал позволит выявить функциональные особенности зрения у детей с ТМНР, имеющими нарушения зрения.
Экспериментальная база исследования: муниципальное автономное дошкольное учреждение МАДОУ № 167 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей г. Красноярска (2020-2022)
Теоретическая значимость подтверждены научные представления о структуре нарушения детей с ТМНР, дополнены данные об особенностях зрительного восприятия.
Практическая значимость исследования заключается: предоставленные методические рекомендации и программа работы полезна учителям - дефектологам, учителям-логопедам; воспитателям комбинированных и компенсирующих групп; а так же при реализации индивидуальных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушением зрения.
Структура работы: работа изложена в традиционной схеме и включает введение, две главы исследования, заключение, список использованных литературных источников, включающих 71 наименование; работа проиллюстрирована рисунками.
Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо В работах А.Р. Лурия., Л.С Выготский., Л.С. Волкова., В.З Денискиной., Г.А. Проглядовой., Т.В Никулиной., Л.И Плаксиной., Л.И Солнцевой., Л.В Фомичевой., А.Ю Хохловой., Т.П Кудриной., Т.В Розановой., Г.П Бертынь., Е.Л Гончаровой., Р.А Мареевой., Т.А Басиловой., И.В Верещага., И.В Моисеевой., А.М Пайковой., Н.А Александровой., Ян ван Дайка., Л. Хювяринен., Б.К Тупоногова., C.Roman - Lantzy и др., показано, что учет зрительных возможностей, играет большую роль в образовании ребенка, а значит в психическом развитии ребенка.
Актуальность исследования показало, что среди специалистов, воспитателей, учителей - дефектологов для диагностики зрительных нарушений у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (далее по тексту ТМНР) существуют определенные трудности, а именно нехватка стимульных материалов для диагностики функционального зрения педагогическими методами, методических рекомендаций по выявлению нарушения зрительного восприятия, алгоритма педагогической работы с детьми.
В настоящее время появляются работы, направленные на педагогическую оценку развития детей с ТМНР (Т.В. Розанова, Г.П. Бертынь, Е.Л. Гончарова, Р.А. Мареева, Т.А. Басилова, Н.А. Александрова, Я. Ван Дайк, Л. Хювяринен и др.)
Предпроектное исследование позволило выявить трудности зрительного восприятия детей с ТМНР, которые не описаны в тифлопедагогической литературе. Данные трудности касались зрительного предпочтения, особенностей фиксации взгляда на предмете, предпочтение определенных цветов и т.п.
Выявив это нами был подобран стимульный материал для глубокого изучения функционального зрения детей с ТМНР, включающих нарушения зрения. Педагогическая оценка функционального зрения это важный этап работы учителя-дефектолога перед началом коррекционной работы с детьми с ТМНР, имеющими нарушения зрения. В качестве продукта проекта нами был разработан «диагностический чемоданчик», включающий;
- набор стимульного материала;
- методический альбом для педагога;
- протокол для фиксации полученных данных.
Таким образом, цель проектирования - научное обоснование и разработка содержания педагогической работы, с детьми имеющие корковые нарушения зрения достигнута, задачи решены.
1. Анита Банди., Шелли Лейн., Элизабет Мюррей., Сенсорная интеграция теория и практика перевод с английского Д.В. Ермолаев Е.М. Мельникова (14-17 главы) научное редактирование Д.В. Ермолаев второе издание Москва Теревинф., 2020.- 769с.
2. Басилова Т.А.: Ян ван Дайк о детях с врожденными нарушениями зрения и слуха [Текст] : вопросы обучения и исследования проблем / Т. А. Басилова, Т. М. Михайлова, А. М. Пайкова.- Москва : Теревинф, 2018. - 125, [2] с., [1] л, цв. ил. : ил.; 21 см.; ISBN 978-5-4212-0498-5
3. Басилова Т.А. «О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания» М., 2009. — с. 31
4. Белоусова, Е. В. «Развитие эмоциональной сферы у детей с нарушением зрения» методическая разработка. Электронный ресурс, опубликовано 3001.2014. Образовательная социальная сеть nsportal.ru.
5. Беляева, О. Л. Инклюзивное образование: новые возможности и опыт (монография) / О.Л. Беляева, Л.А. Брюховских, О.А. Козырева [и др.] - Издательство «Литера-принт». Краснояр. гос. пед.ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск. 2014. - 148 с.
6. Беляева, О. Л., Уфимцева, Л. П. Организационно-педагогические
условия формирования коммуникативной компетентности
слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе I ступени: монография [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014.
7. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008 — 136 с.
8. Биркенбил, В. Язык интонации, мимики, жестов - СПб.: Питер, 1997. - 224 с.
9. Верещага., И.В. Моисеева И.В., Пайкова А.М.: Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включающими нарушениями зрения и слуха / под ред. А.М. Пайковой. - М.: Теревинф,2017. -60с.
10. Григорьева Л. П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения //М.: АПН СССР, НИИ Дефектологии. - 1990.
11. Григорьева Л. П. и др. Развитие восприятия у ребенка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе //М.: Школа-Пресс. - 2001. - Т. 96.
12. Денискина, В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения [Текст] : (Метод. рекомендации) / В. З. Денискина. - Верхняя Пышма : [б. и.], 1997. -22 с.
13. Денискина, В. З. Учимся улыбаться // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 1. - с. 66-73; № 2. - с. 74-79.
14. Денискина, В. З. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Л.И. Солнцева, В.З. Денискина. - М.: Налоговый вестник, 2004. - 320 с.
15. Денискина В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями //Дефектология. - 2012. - №. 5. - С. 3-12.
16. Дружинина Л. А., Осипова Л. Б., Плаксина Л. И. Психолого¬педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учеб.-методич. пособие //Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та. - 2017.
17. Ермаков, В.П. Что и как видят дети от рождения и до 10 лет с сохранным и
нарушенным зрением. Диагностика, развитие и тренировказрения / В.П. Ермаков - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 143 с. -
(Коррекционная педагогика).
18. Ермаков, В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями
зрения / В.П. Ермаков, Т.Г. Якунин - М.: ВЛАДОС, 1990. - 102 с.
19. Забазлай, Е.Н. Формирование полного образа зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Е.Н. Забазлай // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2011. - №1 (43). - С. 33-39.
20. Кудрина Т. П. Методика психолого-педагогического обследования
функциональных возможностей нарушенного зрения у детей младенческого и раннего возрастов //Дефектология. - 2014. - №. 5. - С. 61¬67.
21. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. - " Издательский дом""
Питер , 2018.
22.Осипова Л. Б., Стахеева Ю. Ю. Коррекция зрительного восприятия. - 2004.
23.Осипова, Л.Б. Коррекция зрительного восприятия: конспекты занятий с детьми с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) дошкольного возраста от 5 до 7 лет по развитию зрительного восприятия и обогащению представлений о мире: методическое пособие для тифлопедагогов [Текст] Л.Б. Осипова, Ю.Ю. Стахеева / под ред. В.Я. Салаховой. - Челябинск: издательство ИИУМЦ «Образование», 2004. - 188 с. 34.
24. Осипова Л.Б., Теоретические аспекты проблемы компенсации
зрительной недостаточности посредством развития осязания и мелкой моторики [Текст] / Л.Б. Осипова // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и психологии: сб. научн. тр. / под общ. ред. М.К.Шеремет, Н.В.Базымы. - Киев: ДА. - 2015. - С. 139-148.
25. Никулина, Г.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения: Учебное пособие / Г.В. Никулина, И.П. Волкова, Е.К. Фещенко, - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 84 с.
26. Никулина, Г.В. Готовим к школе ребенка с нарушениями зрения: Рабочая тетрадь / Г.В. Никулина, А.В. Потемкина, Л.В. Фомичева - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 72 с
27. Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного
учреждения. - М, 1998. - 299 с.
28. Примерная адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием.
29. Проглядова Г.А., Быкова М.В., Энгель Л.Н. Формы развития
познавательной мотивации у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения. Проглядова Г.А., Быкова М.В., Энгель Л.Н.: Коррекционная педагогика: теория и практика. 2020. № 1 (83). С. 66-78.
30. Проглядова Г.А. Замещающая поведенческая деятельность у слепых детей Сибирский вестник специального образования. 2014. № 1 (13). С. 69-70.
31. Проглядова Г.А. Современная дошкольная тифлопедагогика: теория и практика: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019.-180 с.
32. Проглядова Г.А., Рябкова И.Е., Чимрова Я.В. Особенности организации обследования детей с нарушением зрения //Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-2. C. 299-302.
33. Проглядова Г.А., Рябкова И.Е. Дидактический материал для оценки функционального состояния зрения у детей с корковыми нарушениями// Современные подходы к социализации детей и взрослых с множественными нарушениями развития, бисенсорными нарушениями: развитие, образование, коррекция. 2021. C. 70-75.
34. Ремезова, Л. А. Развитие восприятия эмоций у дошкольников с наруше нием зрения: учебно-методическое пособие/ Л.А. Ремезова [и др.]. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012. - 166 с. илл.
35. Рожкова, Л. А., Благосклонова, Н. К., Григорьева, Л. П., Фишман, М. Н.,и др. Проблема психофизиологии развития познавательных процессов у детей со сложными нарушениями. Дефектология. 2002. № 4. С.3-14 Школа - Пресс М.
36. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство
«Питер», 2000 - 712 с.
37. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / [М.
И. Лисина, А. Г. Рузская, Н. Н. Авдеева и др.]; Под ред. А. Г. Рузской; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М. : Педагогика, 1989. - 215 с.
38. Солнцева, Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. - М.: Полиграф сервис, 1997. - 124 с.
39. Солнцева, Л. И. Адаптация диагностических методик при изучениидетей с нарушениями зрения. Институт коррекционной педагогики РАО, Москва. психологии, 41 с 1997, Дефектология, 1998 г. №4 стр. 9- 15.
40. Солнцева, Л. И. Особенности игровой деятельности слепых дошкольников // Дефектология, 1974. - №6. - С. 66.
41. Смирнова, О. Е., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
42. Свиридюк, Т.П. Подготовка слабовидящих детей к школе / Т.П. Свиридюк. - Киев, 1998. - 95 с.
43. Тарских, С. Д. Педагогическая коррекция нарушений общения слабовидящих детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми: учеб. пособие, М-во образования Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго - М.: Айрис-пресс, 2007. - 112 с. и науки Рос. Федерации. Уральский государственный педагогический университет. Институт специального образования. - Екатеринбург: 2004. - 83 с.
44. Теория инклюзивного образования и практика его развития в Красноярском крае: коллектив. монография / авт. коллектив [И.Б. Агаева, О.Л. Беляева, И.В. Дуда и др.]. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2015. - 304 с.
45. Тюрлик, И. В. Шаг к общению: парциальная программа для детей с нарушением зрения 3-7 лет / - Петрозаводск: б. и., 2005. - 62 с.
46. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: - учеб. пособие. - М.: Город Детства, 2008.-224с.
47. Уфимцева, Л. П., Грищенко, Т.А. Педагогическая технология развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками: монография / [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016.
48. Феоктистова, В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. - СПб.: Речь, 2005 - 128 с.
49. Феоктистова, В. А. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. - С-Пб.: Образование, 1995. - 234 с.
50. Феоктистова, В. А. Обучение и коррекция дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. С. - Петербург «Образование» 1995. - с.147.
51. Фомичева, Л. В. Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2007. 256 с.
52. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учебно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2007.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
54. Хомякова, Л. Ф. Системный подход к проблеме реабилитации детей с нарушением зрения в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации по организации системного подхода к проблеме реабилитации детей с нарушением зрения в содружестве медицины и педагогики— Екатеринбург: Изд-во "Центр Проблем
Детства ", 1998 г. 48 с.
55.Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 256 с.
56. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития коммуникативности дошкольников [Текст]: Книга для воспитателей Д/C: Из опыта работы / Под ред. В.В.Гербовой. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1988. - 64 с.
57. Шумакова, Н. Б. Возраст вопросов // Новое в жизни, науке, технике. Серия "Педагогика и психология". - М.: Знание, 1990. - N 10. - 79 с.
58.Эльконин, Д. Б. Психология развития: Учеб. пособие для студентоввысш.
учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.
59.Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Б.Д. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
60.Эльконин, Д. Б. Детская психология. // - М., 1980. - 320 с.
61.Эльконин, Д. Б. Психология игры. // - М., 1986. - 460 с.
62.Эльконин, Д. Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. - М.: Просвещение, 1969. - с. 115-183
63.Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М., 1958. - 115 с.
64. Юрьева, Н. М. Речевой онтогенез в теории и эксперименте: диссертация... д-ра филол. наук: 10.02.19 / Юрьева Надежда Михайловна - Москва, 2006. - 566 с.
65. Яковлева, Н. А. Формирование неречевых средств общения у
дошкольников с нарушением зрения. - С-Пб.: Речь, 2001. - 56 с.
66. Якубинский, Л. П. О диалогической речи / под ред. Л.В. Щербы. Спб., 2007. - 259 с.
67. Янкуль, П. В. Дошкольная педагогика: // Учеб. пособие для студ. сред. пед. Учеб. - 2-е изд. - М., 2000.
68. Pinker S. language Learning and language development / S. Pinker. - Harvard University Press; M.: Masses and London (England), 1996.
69. Kagan, G. The second year. The emerge of self-awareness. Cambridge, 1981
70. Christine Roman- Lantzy, Cortical Visual Impairment: An Approach to Assessmentand Intervention // Functional Vision Assessment: The CVI Range - 2nd Edition. — New York: AFB Press, 2018 — 82-174 p.
71. Christine Roman-Lantzy., Cortical Visual Impairment: Advanced Principles., APH Press 2019. -273 p