ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 НАУЧНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ОСОБЕННОСТИ
ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
1. Оценка физического здоровья обучающихся 10-11 классов 7
1.2. Понятие нормы в телосложении 18
1.3. Физические и психические особенности развития обучающихся 10¬
11 классов 30
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 42
2.2. Организация исследования 52
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ТРЕНИРОВОК И ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ С АСТЕНИЧЕСКИМ ТИПОМ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ
3.1. Программа тренировок и рекомендации по питанию для
обучающихся 10-11 классов с астеническим типом телосложения и их
реализация в образовательном процессе 57
3.2. Обсуждение результатов исследования 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 95
Актуальность. Согласно исследованиям последнего десятилетия, изучение особенностей физического развития обучающихся не теряет своей актуальности со временем, так как влияющие на него факторы и сила их воздействия меняются. Например, это видно из статей, «Современные взгляды на проблему оценки физического развития детей и подростков» Л.Д. Изотовой и «Сравнение разных референтных таблиц и пороговых значений индекса массы тела для оценки распространенности избыточной массы тела, ожирения и дефицита массы тела у школьников» Е.Г. Вайниловича, Л.И. Данилова, Ж.Л. Сретенской, С.А. Запольского. Значительное увеличение частоты осложнений и нарушений здоровья приходится на возрастные периоды, совпадающие с получением обучающимся общего среднего образования. Здоровье, развитие и рост обучающегося определяются средой, в которой он живёт. Для подростков такой средой является система образования, с пребыванием в учреждениях которой связаны более 70 % времени его активной жизнедеятельности.
Также интересно, что в современной поп-культуре и культе здорового образа жизни преобладает исключительно два образа: «идеальное тело» и «ожирение», а в тенденции «бодипозитив» организм с недостатком массы тела не включается.
По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, серьезно изучается проблема избыточного веса, в то время как подросткам с астеническим типом телосложения не уделяется должного внимания. Подросткам с таким типом телосложения тяжелее выполнять некоторые упражнения, организм сильнее истощается, что впоследствии может негативно сказаться на здоровье. Исходя из вышесказанного, становится ясно, что в исследовательских работах большое внимание уделяется понятию нормы развития подростков, включая телосложение и отклонению в сторону ожирения. Причем, несмотря на то, что описываются проблемы физической активности в равной степени как подростков с избытком массы, так и с дефицитом, особенные рекомендации и указания для составления программ тренировок и системы питания описаны только для первой группы.
Актуальность исследования обусловила проблему необходимости разработки программы тренировок для наращивания мышечной массы обучающихся 10-11 классов с астеническим типом телосложения.
Исходя из актуальности и проблемы, формулируем тему исследования: «Разработка и применение программы тренировок для наращивания мышечной массы подростков старшего школьного возраста с астеническим типом телосложения».
Цель исследования. Теоретическое обоснование, разработка и экспериментальное подтверждение эффективности программы тренировок для наращивания мышечной массы обучающихся 10-11 классов с астеническим типом телосложения.
Задачи исследования:
1. Изучить и систематизировать информацию по пониманию особенностей физического здоровья обучающихся 10-11 классов (типы телосложений, индекс массы тела).
2. Разработать программу тренировок для наращивания мышечной массы обучающихся 10-11 классов с астеническим типом телосложения
3. Экспериментально проверить эффективность применения программы, разработанной для наращивания мышечной массы обучающихся 10-11 классов с астеническим типом телосложения.
Объект исследования. Образовательный процесс по физическому воспитанию обучающихся 10-11 классов с астеническим типом телосложения.
Предмет исследования. Программа тренировок для наращивания мышечной массы обучающихся 10-11 классов при астеническом типе телосложения.
Гипотеза. Предполагается, что у обучающихся 10-11 классов с астеническим типом телосложения будут заметны улучшения общего состояния здоровья: адекватный набор мышечной массы, бодрость, отсутствие проблем с питанием, если:
- в полной мере изучить информацию по пониманию особенностей физического здоровья обучающихся 10-11 классов (типы телосложений, индекс массы тела);
- разработать программу тренировок для наращивания мышечной массы и памятку по питанию для обучающихся 10-11 классов с астеническим типам телосложения;
- применить разработанную программу и определить её эффективность для обучающихся 10-11 классов с астеническим типам телосложения.
Этапы исследования:
I этап (сентябрь 2019 - октябрь 2019) - Теоретический: определялась актуальность, проблема и формировалась тема исследования; определения объекта и предмета, цели и задачи, гипотезы и методов исследования; составление плана и разработки структуры исследования; изучение и систематизация литературы.
П этап (октябрь 2019 - февраль 2020) - Экспериментальный: разработка программы по занятиям физической культуре и памятка по питанию для обучающихся 10-11 классов с астеническим типом телосложения. Проверка действия методических рекомендаций по занятиям физической культуре и питанию на обучающихся МОУСОШ 150 10 класса «а» с астеническим типом телосложения.
Ш этап (февраль-май 2020) - Аналитический: обработка результатов; написание данной выпускной квалификационной работы по полученным результатам.
Структура работы: состоит из введения, 3 глав, заключения и списка используемых источников.
В первой главе изучается понятие физического здоровья, индекса массы тела и его влияние на телосложение. Описывается классификация телосложений, а также физические и психические особенности развития обучающихся 10-11 классов.
Во второй главе представлены методы и организация исследования.
В третьей главе описывается разработанная программа занятий и памятка по питанию.
1) В результате теоретического анализа литературы и изучения практического опыта была систематизирована информация по пониманию особенностей физического здоровья подростков старшего школьного возраста (типы телосложений, индекс массы тела). Мы увидели, что к началу 21 века начинают складываться предпосылки к формированию единой системы оценки физического развития. История стандартизации оценки пережила 4 этапа. На каждом из этапов эксперты Всемирной организации здравоохранения пытались вывести единую формулу, по которой можно было бы рассчитать данные физического здоровья. Для измерения показателей физического развития обычно используются такие параметры, как антропометрические, соматоскопические и физиометрические. Принято выделять 5 методов для установления показателей: Метод индексов, центильный метод, Метод сигмальных отклонений, Метод оценки физического развития по шкале регрессии и Комплексный метод. Пока достаточными исследованиями не будут установлены показатели, исходя из особенностей условий жизни в регионах, наиболее целесообразным считается использование Метода индексов. Мы увидели, что ИМТ важен, как показатель нормы физического здоровья и развития, на который следует ориентироваться, чтобы увидеть в каких параметрах и в какую сторону происходит отклонение. Исследователи в различных классификациях выделяют три варианта строения тела: нормальный, дефицит массы и профицит. Мы рассматриваем две классификации, в которой рассматриваемый нами вариант с дефицитом массы тела называют «астеническим» и «эктоморф», оба названия являются близкими по смысловому содержанию. Но имеют некоторую специфику, которую стоит рассматривать вместе, поэтому далее будут использоваться оба термина.
2) Мной был сформулирован план для составления программы тренировок обучающихся 10-11 классов с астеническим телосложением из пяти пунктов и сама программа тренировок:
- Постоянный устный контакт (беседа) с обучающимися.
- Предварительный сбор данных.
-Разнообразие в упражнениях.
-.Повышенное внимание к умеренности нагрузок.
-Соблюдение структуры. Мы выявили, что из-за особенностей телосложения лучше всего формировать комплекс из статических упражнений. Статика хорошо воздействует на связки и сухожилия, улучшая их эластичность, что очень важно для астеников.
На основе изученного материала была составлена программа на 2 месяца для обучающихся 10-11 классов с астеническим типом телосложения. Данная программа включает в себя 4 технологические карты уроков на два месяца.
Первый месяц (8 уроков физкультуры - 4 недели по 2 урока физкультуры в неделю) занятия выполняются по технологической карте урока 1 и 2. Технологическая карта 1 - начало недели. Технологическая карта 2 - конец недели.
Второй месяц (8 уроков физкультуры - 4 недели по 2 урока физкультуры в неделю) занятия выполняются по технологической карте урока 3 и 4. Технологическая карта 3 - начало недели. Технологическая карта 4 - конец недели.
Также были разработаны рекомендации по питанию и примерное меню на неделю, которые стали основой памятки для родителей подростков старших классов с астеническим типом телосложения.
3) По результатам проведенного педагогического эксперимента с обучающимися старшего школьного возраста с астеническим типом телосложения было выяснено, что разработанная программа работает. Данное заключение было сделано на основе анализа замеров, проведенных в контрольной и экспериментальной группах. По графикам видно, что показатели контрольной группы, если и изменяются, то в обратную сторону, т.е. дефицит массы тела становится больше или вовсе не изменяются. Показатели экспериментальной группы меняются: дефицит массы тела становится меньше. Данные подтверждают, по крайней мере, то, что рекомендации по питанию улучшают характеристики телосложения.
Результаты закрытого анкетирования продемонстрировали, что самочувствие контрольной группы не улучшилось без изменений в программе урока. Тогда как экспериментальная группа демонстрирует улучшенное психоэмоциональное и физическое состояние. Результаты заключительного анкетирования показали, что учащиеся с астеническим типом телосложения при индивидуальном подходе на уроках физкультуры и изменении питания наблюдают: улучшение настроения, отсутствие апатии, повышение аппетита. Сравнив результаты обеих групп до и после эксперимента, мы увидели рост в параметрах экспериментальной группы в 15%.
К сожалению, гипотеза подтвердилась не полностью по объективным причинам. Набор мышечной массы у эктоморфов идёт медленными темпами и оценить его возможно только спустя продолжительное время тренировок. Несмотря на то, что в нашем исследовании на основе графиков мы видим явный прирост массы тела мы не можем утверждать, что это прирост именно мышечной массы. Более того, самостоятельно учащиеся могут дома измерить только массу тела, которая не определяет толщину мышечного волокна. В учебном заведении подобные измерения проводятся исключительно раз в несколько лет, поскольку таких приборов нет в ведении. Данное исследование может быть продолжено на измерение эффективности, но группа испытуемых должна быть больше, срок выполнения рекомендаций увеличен и с определенным интервалом соответствующих измерений.
1. Адаптация подростков к нагрузкам на занятиях физической культурой. М.: Просвещение, 2013. - 210 с.
2. Алешина О. Н. Оптимизация физических и тренировочных нагрузок на основе индивидуального адаптивного состояния человека: монография / О. Н. Алешина. - Москва : Флинта : Наука, 2012. - 311 с.
3. Анатомия физических упражнений/М.Б. Ингерлейб. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 187 с.
4. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие подростков и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Просвещение. 2014. - 211 с.
5. Богомолова Е.С. Методы изучения и оценки физического развития подростков и подростков. Н. Новгород: НижГМА. 2015. - 92 с.
6. Бордуков М. И. Возрастные особенности регламентации физических нагрузок при воспитании физических качеств учащихся : учебно-методическое пособие [по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Направленность (профиль) образовательной программы "Физическая культура"] / М. И. Бордуков. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2018. - 325 с.
7. Борщенко И. А. Изометрическая гимнастика доктора Борщенко : позвоночник и суставы: полный курс упражнений. - Москва : Астрель : Метафора, 2012. - 349 с.
8. Дальке, Рудигер Генеральная уборка для вашего тела. Здоровое питание vs Диета. Проблемы пищеварения (комплект из 3 книг) / Рудигер Дальке , Роберт Хесль. - М.: ИГ "Весь", 2014. - 816 с.
9. Годик М.А., Брамедзе А.М., Киселева Т.Г. Стретчинг: подвижность, гибкость, элегантность. - М.: Спорт, 2011. - 206 с.
10. Ильин Е. П. Психология спорта [Текст] / Е. П. Ильин. - Санкт- Петербург : Питер, 2017. - 351 с.
11. Кулиненков О. С. Биохимия в практике спорта / О. С. Кулиненков, И. А. Лапшин. - Москва : Спорт, 2018. - 181 с.
12. Ловягина А. Е. Психология физической культуры и спорта : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Е. Ловягина, Н. Л. Ильина, Д. Н. Волков ; под ред. А. Е. Ловягиной. - Москва : Юрайт, 2016. - 531 с.
13. Мартинчик А.Н. Оценка антропометрических данных по шкале Z-score. В кн.: Методы исследования физического развития подростков и подростков в популяционном мониторинге / А. Н. Мартинчик. - Москва : Юрайт, 2011
14. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001. - 286 с.
15. Прахин Е.И., Грицинская В.Л. Характеристика методов оценки физического развития подростков. Педиатрия. 2004. - 60 с.
16. Руководство для врачей. Под ред.А.А. Баранова, В.Р. Кучмы, Ю.А. Ямпольской и др. М.:Союз педиатров России. 2000. - 190 с.
17. Теория и методика физического воспитания подростков школьного возраста с практикумом : учебник / под ред. Т. Ю. Торочковой. - Москва : Академия, 2015. - 271 с.
18. Третьякова Н. В. Теория и методика оздоровительной
физической культуры : учебное пособие для студентов по направлениям подготовки 050100.62 - "Педагогическое образование" профиля подготовки "Физическая культура" и 034300.62 - "Физическая культура" профиля
подготовки "Физкультурно-оздоровительные технологии", "Спортивный менеджмент" / Н. В. Третьякова, Т. В. Андрюхина, Е. В. Кетриш. - Москва : Спорт, 2016. - 279 с.
19. Чинкин А. С. Физиология спорта : учебное пособие : [для
высшего профессионального образования по направлению - 49.03.01
"Физическая культура"] / А. С. Чинкин, А. С. Назаренко. - Москва : Спорт, 2016. - 119 с.
20. Шварценеггер А. Вспомнить все : моя невероятно правдивая история / Арнольд Шварценеггер и Питер Петр ; [пер. с англ. С. М. Саксина]. - Москва : Эксмо, 2013. - 590 с.