Введение 3
1. Теоретические основы физкультурно-оздоровительной работы школы во внеучебной деятельности 7
1.1 Роль и место физкультурно-оздоровительной работы школы во внеучебной деятельности 7
1.2 Система внеучебной деятельности в общеобразовательной школе и её организация 19
1.3 Физкультурно-спортивный клуб как форма организации физкультурно-спортивной работы со школьниками (на примере среднего школьного возраста) 30
2 Методы организации и исследования 40
2.1 Методы исследования 40
2.2 Организация исследования 44
3 Экспериментальная работа по реализации деятельности физкультурно-спортивного клуба в общеобразовательной школе (на примере среднего школьного возраста) 46
3.1 Программа физкультурно-спортивного клуба «Чемпион» для обучающихся школьного возраста на примере вида спорта гандбол 46
3.2 Оценка эффективности применения физкультурно-спортивного клуба «Чемпион» по виду спорта (гандбол) для обучающихся школьного возраста (на примере среднего школьного возраста) 54
Заключение 62
Список использованных источников 63
Приложения
На современном этапе развития общества проблема сохранения здоровья подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной. Поддержание и укрепление здоровья нации, приобщение к занятиям физической культурой и спортом уже долгое время является одним из приоритетных направлений развития нашей страны.
Государство возлагает большие надежды на систему образования в вопросах формирования здорового образа жизни и сохранения, и укрепления здоровья обучающихся. [2 ]
В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года основными целями в физическом воспитании школьников и развитии массового спорта в общеобразовательных учреждениях на современном этапе названы:
• сохранение и укрепление здоровья учащихся;
• реализация инновационных проектов в сфере физкультурно-спортивного воспитания;
• организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;
• эффективное использование каникулярного времени учащихся для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. [1 ] Дети проводят в школе значительную часть дня, а современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к учащимся и их здоровью. Этим обусловлено внедрение различных форм и средств, способствующих сохранению здоровья школьников: спортивные секции, спортивные клубы, фестивали здоровья и другое. Спортивный клуб - одно из наиболее приемлемых форм занятий физическими упражнениями, направленными на укрепление физического состояния детей. Создание физкультурно-спортивного клуба (далее ФСК) в общеобразовательной школе позволяет создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья. Проблемы физического здоровья важны и актуальны в любом возрасте, но по программе ФСК рассмотрим средний возраст учащихся. При занятиях физической культурой и спортом в учебный и внеучебный период времени у учащихся закладываются основы физического воспитания, а эффект физического воспитания заключается в том, что с его помощью формируются здоровые привычки, самоконтроль за стрессовыми ситуациями, тенденцией к отказу от агрессивного поведения и готовность к избеганию агрессивных посягательств. В процессе физического воспитания вырабатывается образ Я учащегося, формируется чувство уверенности в себе. [ 4]
Однако заинтересованность к занятиям физической культурой и спортом со стороны обучающихся общеобразовательных школ остаётся достаточно низкой. В этой связи, основной задачей современной общеобразовательной школы является создание необходимых условий (ФСК, кружков и секций), мотиваций для приобщения учащихся к занятиям физической культурой и активным занятиям различными видами спорта. [3 ]
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в условиях физкультурно-спортивного клуба
Предмет исследования: программа физкультурно-спортивного клуба «Чемпион» для обучающихся школьного возраста (на примере вида спорта гандбол)
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка программы физкультурно-спортивного клуба для обучающихся школьного возраста и экспериментальное подтверждение эффективности ее реализации
Гипотеза исследования: процесс сохранения здоровья обучающихся школьного возраста при условии мотивированных занятий физической культурой и спортом, будет результативным, если:
на теоретическом уровне
• - выявлены теоретические основы физкультурно-оздоровительной работы обучающихся в рамках реализации программы физкультурно-спортивного клуба;
• - обоснованы методы организации с учетом психологического и физиологического состояния обучающихся школьного возраста на практическом уровне
• - разработана программа физкультурно-спортивного клуба для обучающихся школьного возраста, реализация которой направлена на освоение теоретических знаний, технических навыков и тактических действий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт по проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся школьного возраста.
2. Исследовать особенности психологического и физиологического состояния обучающихся школьного возраста.
3. Обосновать и разработать программу физкультурно-спортивного клуба обучающихся школьного возраста для сохранения и укрепления здоровья
4. Проверить в педагогическом эксперименте эффективность применения программы физкультурно-спортивного клуба для обучающихся школьного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Педагогический эксперимент;
4. Метод математической статистики.
Структура исследования:
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы. Во введении идет речь об актуальности предложенной работодателем темы, приводится объект, предмет и гипотеза исследования, формулируются цель, задачи. В первой главе рассматривается теория, анализ и проблема. Во второй главе представлены методы исследования. В третьей главе обоснование программы физкультурно¬спортивного клуба для обучающихся школьного возраста, представлены результаты исследования. В заключении составлены выводы исследовательской работы.
Совокупность результатов эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. В результате анализа теоретического и практического опыта по проблеме исследования выявлено, что среди обучающихся отмечается снижение мотивации к занятиям физической культуры и спорта и как следствие ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения.
Этим обусловлена необходимость вовлечения обучающихся физкультурное движение, что влечет за собой потребность в расширении сети дополнительно спортивных клубов, кружков, секций.
2. С учетом психологического и физиологического состояния (среднего школьного возраста) была разработана программа физкультурно-спортивного клуба «Чемпион», включая теоретические, технические и тактические компоненты с соответствующими заданиями когнитивной и деятельностной направленности.
3. В ходе реализации программы физкультурно-спортивного клуба «Чемпион» были визуализированы изменения повышения заинтересованности обучающихся среднего школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом и отмечены сдвиги в состоянии здоровья и повышения уровня физического развития.
По итогам проведенного эксперимента и реализации программы физкультурно-спортивного клуба «Чемпион» были выявлены достоверные различия в контрольной и экспериментальной группах.
1.1. Список источников:
1. Приказ Минспорта России от 02.11.2023 №902 «Об утверждении
Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «гандбол» // Официальный сайт министерства спорта РФ [Электронный ресурс]. URL: http: //www.minsport. gov.ru/
2. Приказ Минспорта России от 03.08.2022 г. № 634 «Об особенностях организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки» // Официальный сайт министерства спорта РФ [Электронный ресурс]. URL: http: //www.minsport. gov.ru/
3. Приказ Минспорта России от 30 октября 2015 г. № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» // Официальный сайт министерства спорта РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.minsport.gov.ru/
4. Приказ Минспорта России от 07.07.2022 г. № 575 «О внесении изменений в требования к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, утвержденные приказом Минспорта России от 30.10.2015 № 999» // Официальный сайт министерства спорта РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.minsport.gov.ru/
5. Примерная дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта «гандбол», утвержденной приказом Минспорта России от 05.12.2022 г. № 71344 // Официальный сайт министерства спорта РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.minsport.gov.ru/
6. Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов. - М.: ФиС. 2018
7. Дембо А.Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья спортсменов. - М.: ФиС. 2021
8. Детская спортивная медицина: руководство для врачей / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - М.: Медицина. 2019
9. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. - М.: ФиС. 2019
10. Евтушенко А.Н. С мячом в руке. - М.: Молодая гвардия. 2021
11. Журналы «Теория и практика физической культуры», «Физическая культура:
12. воспитание, образование, тренировка». - М., ФОН. 2020
13. Игнатьева В.Я., Петрачева И.В. Многолетняя подготовка гандболистов в ДЮСШ, - М.: Советский спорт. 2022
14. Игнатьева В.Я., Портнов Ю.М. Гандбол: учебник для физкультурных вузов. - М.: ФОН. 2019
15. Игнатьева В.Я. Азбука спорта. Гандбол. - М.: ФиС.2018
16. Игнатьева В.Я., Гусев А.В., Петрачева И.В. Подготовленность гандбольных вратарей женщин. - М.: Союз гандболистов России.2019
17. Игнатьева В.Я., Петрачева И.В. Травматизм гандболисток высокой квалификации в годичном цикле подготовки. - М.: Союз гандболистов России. 2022
18. Никитушкин В.Г., Квашук П.В., Бауэр В.Г., Организационно - методические основы подготовки спортивного резерва. - М.: Советский спорт. 2018
19. Клусов Н.П. Ручной мяч в школе: Пособие для учителя. - М.:
Просвещение.2021
20. Клусов Н.П. Тактика гандбола. - М.: Просвещение. 2019
21. Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность. -М.: Терра-спорт.2022
22. Материалы Союза гандболистов России (Положение о
соревнованиях чемпионата России). 2021
23. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в
спорте. - М.: Спортакадемпресс.2020
24. Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта «гандбол» для тренировочного этапа. Методическое пособие. Автор-разработчик: Игнатьева В.Я. - М.: ФГБУ ФЦПСР.2020
1.2. Перечень Интернет-ресурсов:
1. Официальный сайт министерства спорта РФ [Электронный ресурс]. URL: http: //www.minsport. gov.ru/
2. Официальный сайт министерства физической культуры и спорта Московской области [Электронный ресурс]. URL: http://mst.mosreg.ru/
3. Официальный сайт российского антидопингового агентства
«Русада» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusada.ru/sites/default/
4. Официальный сайт общероссийской спортивной общественной организации
«Федерация гандбола России» [Электронный ресурс]. URL:
https: //rushandball .ru/