ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общие положения организации налоговой системы государства 6
1.1. Сущность и особенности налоговых платежей 6
1.2. Виды налогов 10
2. Исследование роли налогов в бюджете РФ 15
2.1. Распределение налогов по уровням бюджетной системы 15
2.2. Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ 17
2.3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Актуальность. При разработке механизма управления региональным развитием следует учитывать, что не все его части (составляющие) имеют право на непосредственное управление. Они развиваются в соответствии с принципом самоорганизации объективных причин. Важно понимать, как они работают. Он назван неотъемлемой частью государственного регулирования, направленного на сохранение и укрепление социально-экономической сферы региона, тем самым играя приоритетную роль в развитии механизмов регионального управления.
Региональное управление социально-экономическими процессами требует тесного взаимодействия с городскими властями. Основой такого взаимодействия должна быть относительная независимость всех уровней в пределах своих полномочий, а также совместные решения, основанные на партнерстве, сотрудничестве и координации интересов.
Региональное управление социально-экономическими процессами использует собственные методы управления, т. е. совокупность форм, методов и средств воздействия в зависимости от объекта управления. Сложность и жизнеспособность объекта управления (то есть региона) также определяют инструменты, методы и подходы, которые составляют механизм регионального управления.
Налоговая политика каждой страны мира существует для того, чтобы участники экономической деятельности на ее территории имели четкое представление о существующих «правилах игры» и могли планировать, исходя из понимания того, как эти правила изменятся в будущем. Как и любая политика любой страны, она должна иметь свои стратегические цели и задачи, и эти цели и задачи должны быть воплощены в конкретные рекомендации по изменению законодательства и корректировке правоприменительной практики. К сожалению, сегодня трудно найти какие-либо документы российского государства, разъясняющие его приоритеты в области налогообложения. Несмотря на неоднократные заявления руководства правительства и Министерства финансов, основным примером непредсказуемости налоговой системы является постоянное налоговое бремя на корпорации.
В современных условиях налогообложение является неотъемлемым рычагом влияния государства на национальную рыночную экономику. С изменениями и развитием структуры страны всегда следуют изменения в налоговой системе. Налоговая система основана на конкретных актах национального законодательства, которые формируют структуру и методы сбора налогов, а также определяют элементы налоговой системы. Благодаря налогообложению были определены взаимоотношения между предпринимателями, предприятиями различных форм собственности и национальным и местными бюджетами, различными банками и организациями более высокого уровня. Кроме того, с помощью налогообложения регулируется внешнеэкономическая деятельность страны, включая привлечение иностранных инвестиций, корпоративную прибыль и самодостаточный доход. В условиях рыночной экономики государство широко использует налоговую политику в качестве регулятора воздействия негативных рыночных явлений. Этот механизм используется для экономического воздействия на производство, его структуру и динамику, а также на состояние научно-технических процессов. Исходя из этого, важность национальной налоговой системы и принципы ее организации и функционирования играют особую роль.
Эта тема актуальна, поскольку экономика страны в настоящее время имеет некоторые недостатки и нуждается в серьезных улучшениях. На данном этапе вопрос формирования эффективной бюджетной политики в национальном масштабе и реализации ее на практике является особенно важным, поскольку стабильность такой большой страны, как Россия, может быть гарантирована только благополучием всей ее территории. Недавние реформы показали стремление правительства коренным образом изменить сложившуюся ситуацию. ситуация в нашей стране. Масштабный план преобразования налоговой системы реализуется уже более двух лет. Принятые меры привели к более равномерному распределению налоговой нагрузки, позитивным изменениям в структуре доходов, улучшению управления и легализации большинства налогоплательщиков. Наиболее важным среднесрочным результатом является снижение общей налоговой нагрузки на экономику, что поддерживает будущий экономический рост в России.
Цель работы - анализ особенностей и перспектив развития современной налоговой системы России, исследование видов налогов.
Задачи:
рассмотреть сущность и особенности налоговых платежей;
описать виды налогов;
провести распределение налогов по уровням бюджетной системы;
рассмотреть налоговые доходы консолидированного бюджета РФ;
определить проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ.
Объект исследования – налоговая система государства.
Предмет исследования – налоговая составляющая в бюджете РФ.
Методы: анализ, синтез, индукция, дедукция.
Теоретическая основа исследования представлена учебниками, учебными пособиями, нормативно-правовыми актами, интернет-ресурсами.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Налоговая система является одной из важнейших функций и условий существования и социального развития страны. Сбор налогов - древняя функция, одно из основных условий существования страны и развития общества по пути экономического и социального процветания. Налоговая система является одним из основных элементов рыночной экономики и инструментом регулирования взаимоотношений между государством и коммерческими структурами. Налоговая система также влияет на определение приоритетов социально-экономического развития. Основными функциями являются финансирование, надзор и стимулирование. С помощью предоставления налоговых льгот физическим и юридическим лицам государство реализует свою налоговую политику. Следует понимать, что налоги, пошлины и расходы относятся к обязательным отчислениям в республиканский бюджет или внебюджетные фонды, которые осуществляются в соответствии с процедурами, предусмотренными законодательством. Различают прямые налоги и косвенные подоходные налоги. Разница между ними заключается в объекте налогообложения, механизме расчета их взимания и их роли в формировании доходов бюджета. Налоговая система имеет множество общепризнанных принципов, наиболее важными из которых являются: реальная возможность уплаты налогов, их обязательный характер, простота и гибкость. Поэтому стране необходимо, чтобы налоговая система адаптировалась к новым общественным отношениям и соответствовала международному опыту. Нестабильная налоговая ситуация, постоянные изменения процентных ставок и большое количество налогов играют негативную роль, особенно в период перехода страны к рыночным отношениям.
Налог-это безвозмездный обязательный платеж для физических лиц, взимаемый специальными государственными органами с физических лиц и различных организаций. Целью такого сбора является обеспечение финансовой деятельности государства и его муниципальных образований. При этом налог отличается от различных сборов и тарифов тем, что его сбор не бесплатный, а скорее условия, при которых налогоплательщики совершают определенные действия, предоставляют им государственные услуги, оформляют какие-либо документы и так далее. Налоги Российской Федерации регулируются Налоговым кодексом. Все они делятся на федеральные, местные и региональные. Перечень конкретных налогов в каждой группе утверждается в Налоговом кодексе. Все установленные налоги, формы и методы сбора, установления, отмены, контроля и изменения в целом являются налоговой системой страны.
Налогообложение-целенаправленное влияние системы налогообложения на субъекты его объектов-налоговых отношений. Процесс такого воздействия осуществляется за счет функционирования налогового механизма. Налоговый механизм-это средство воздействия субъекта на объект налоговой системы, внешнее проявление фактического выполнения налоговой функции. Налоговая политика является конечной целью сбора налогов и является конкретным результатом.
Налоговые органы как уполномоченные государственные органы играют чрезвычайно важную роль в реализации налогового законодательства (в том числе в применении его специальных форм), а также в формировании государственных и муниципальных финансов, поскольку контролируют полный и своевременный сбор налогов и принимают меры, в том числе обязательные. При этом органы, осуществляющие административную деятельность налоговых органов, в том числе регулируют конкретные налоговые отношения путем индивидуализации правовых норм, то есть прямого применения налоговых и правовых норм.
В настоящее время Российская Федерация активно модернизирует налоговую систему для закрепления возникающих тенденций экономического роста, но для этого пока не создана полноценная система. Формирование стратегии экономического развития, концептуальных рамок бюджетной политики и ее практическая реализация являются наиболее сложными и актуальными вопросами для каждого субъекта Российской Федерации. Налоговое управление занимает особое место в налоговом процессе. Определяющим инструментом налогового администрирования является налоговый контроль, осуществляемый системой организационных форм и методов. Эффективное использование налоговых информационных ресурсов во многом зависит от совершенствования и четкой формулировки налогового законодательства, определения правового режима каждого используемого внутреннего и внешнего ресурса, а также детальных полномочий налоговых органов по обработке, анализу и обработке информации, содержащейся в различных информационных базах данных.
Некоторые проблемы налоговой системы Российской Федерации:
1. Противоречивое толкование налогового законодательства и частые изменения. Это приводит к сокрытию доходов и удержанию их до уплаты налогов, а также к трудностям для налоговых органов и налогоплательщиков.
2. Уклонение от уплаты налогов. Теневой сектор экономики не только лишает бюджетную систему налоговых поступлений, но и способствует неравной конкуренции.
3. Финансовая неграмотность населения. Граждане не знают о налоговых вычетах, хранят деньги дома, не инвестируют и не проверяют налоговые долги.
Некоторые перспективы развития налоговой системы Российской Федерации:
1. Рационализация существующих налоговых правил. Предстоящая реформа должна сделать налоговую систему менее запутанной и громоздкой.
2. Усиление роли косвенных налогов. Обновление НДС и акцизов позволит увеличить налоговые поступления без существенного увеличения налоговой нагрузки на производство.
3. Использование цифровых технологий в налоговом администрировании. Это поможет повысить эффективность сбора налогов и минимизировать возможности уклонения от уплаты налогов.
4. Мотивация предпринимателей к легализации своей деятельности. Для этого необходимо снизить налоговые ставки и упростить налоговый режим, особенно для малых и средних предприятий.
Снижение барьеров и начисление налоговых ставок по видам деятельности. Это может не только способствовать увеличению налоговых поступлений, но и стимулировать развитие отдельных секторов экономики.
Делая выводы из проведенной работы, мы можем сказать, что налогообложение является неотъемлемой частью страны, что позволяет нам выполнять свои функции с помощью национальных регулирующих органов; проводить распределительную политику для устранения социальной напряженности в стране; стимулировать развитие бизнеса с помощью налоговых льгот. Налоговая система Российской Федерации имеет множество проблем, как бюрократического характера (огромный штат чиновников, административные препоны и т.д.), так и организационного характера.) и экономики (высокие налоговые ставки, непропорциональные налоги и т.д.). Реализация реформ в области налоговой политики привела к ухудшению ситуации, поскольку все изменения произошли без согласования с бизнес-структурой, что не отражает реальных потребностей хозяйствующих субъектов, но создает дополнительные
1. Налоговый кодекс Российской Федерации № 146-ФЗ от 31 июля 1998 года. Редакция от 01.10.2024 г. // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671 .
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года. Редакция от 01.10.2024 г. // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661 .
3. Федеральный закон от 09.03.2022 № 47-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47609 .
4. Аналитический портал ФНС России: [сайт]. – URL: https://analytic.nalog.gov.ru/
5. Балакин Р. В., Стешенко Ю. А. Обзор подходов к оценке влияния новых вызовов на экономику и отдельные аспекты налогообложения // Финансовый журнал. – 2024. – Т. 16. – № 3. – С. 68–85. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-3-68-85
6. Балакин Р.В. Доходность и риск налоговой системы Российской Федерации и факторы, их определяющие. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.э.н. / Р.В. Балакин. – Н. Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2020. – 31 с. Эл. адрес: https://ords.rea.ru/wp-content/uploads/2020/06/Balakin-R.V..pdf.
7. Динамика поступления налогов и сборов, администрируемых ФНС России, по состоянию на 01.01.2024. – URL: https://www.nalog.gov.ru/rn12/news/activities_fts/11907679/
8. Дудник А.Р. Налоговая политика как фактор экономического роста / А.Р. Дудник, О.А. Сарилова // Материалы научно-практической конференции «Социальное и экономическое развитие Азиатско-Тихоокеанского региона». – Комсомольск-на-Амуре, 2019. – С. 83–89. Эл. адрес: https://www.vnauke.by/sobytija/mnogoprofilnye/Socialnoe-i-ekonomicheskoe-razvitie-Aziatsko-Tixookeanskogo-regiona-opyt-problemy-perspektivy
9. Жаров, А. М. Перспективы развития системы налогообложения в Российской Федерации / А. М. Жаров // Вестник евразийской науки. – 2024. – Т. 16. – № s2. – URL: https://esj.today/PDF/30FAVN224.pdf.
10. Зарипов, В.М. Проблема дробления бизнеса и необходимость комплексного реформирования налогового законодательства / В.М. Зарипов — DOI 10.37239/0869-4400-2023-20-10-136-144 // Закон. — 2023. — № 10. — С. 136–144. — EDN NLPVSF.
11. Капогузов Е. А. «Санкции 2022»: возможности и ограничения реакционного регулирования со стороны российского государства / Е.А. Капогузов // Вопросы регулирования экономики. - 2022. - Т. 13. - № 1. - С. 67-74.
12. Куреневский А.С. Некоторые аспекты современной налоговой политики Российской Федерации / А.С. Куреневский, М.Р. Дряев, А.С. Суворкин, Ж.А. Суворкина // Молодой ученый. – 2020. – № 25 (315). – С. 181–183. Эл. адрес: https://moluch.ru/archive/315/71971/
13. Ляшенко, Е.А. Оценка эффективности налогового мониторинга как инструмента налогового контроля / Е.А. Ляшенко, Е.А. Наумова — DOI 10.52899/978-5-88303- 660-5_242 // Современные проблемы инновационной экономики. — 2023. — № 10. — С. 242–245. — EDN TVWROS.
14. Сайдулаев Д.Д. Состав и структура налоговых органов России, их функции и полномочия в сфере администрирования / Д.Д. Сайдулаев // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostav-i-struktura-nalogovyh-organov-rossii-ih-funktsii-i-polnomochiya-v-sfere-administrirovaniya.
15. Симачев Ю. В. Российская промышленная политика в условиях трансформации системы мирового производства и жестких ограничений / Ю.В. Симачев // Вопросы экономики. - 2022. - № 6. - С. 103-138.
16. Староверова, О.В. Налоговое планирование и налоговый аудит как основные элементы налогового комплаенса / О.В. Староверова — DOI 10.24412/2073-0454- 2023-5-279-282 // Вестник Московского университета МВД России. — 2023. — № 5. — С. 279–282. — EDN TSIRNF.
17. Стив Джобс от инвестирования» назвал сроки глубокой рецессии в США. - URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/12/09/954439-stiv-dzhobs-ot-investirovaniya-nazval-sroki-retsessii.
18. Тедеев А. А. Налоговое право России: учебник для среднего профессионального образования / А. А. Тедеев, В. А. Парыгина. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 414 с. — (Профессиональное образование).— Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536328/
19. Тяжгов, А. З. Проблемы современной налоговой политики РФ. Пути её усовершенствования / А. З. Тяжгов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 145-146. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98450/
20. Федеральная служба Государственной статистики. - URL: https://rosstat.gov.ru/
21. Харькавая Ю.А. Концептуальные основы налогового контроля Российской Федерации / Ю.А. Харькавая // Молодой ученый. – 2020. – № 30 (320). – С. 13-138. Эл. адрес: https://moluch.ru/archive/320/72905/
22. Черник, Д.Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум / Д.Г. Черник [и др.]; под ред. Е.А. Кировой. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 483 с. – ISBN 978-5-534-14991-3. // Образовательная платформа Юрайт: [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/511586
23. Шляпников, Д. С. Правовые аспекты системы налогов и сборов РФ / Д. С. Шляпников, А. В. Иванов // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111422/
24. Яковлев А..А. Репутация и доверие в российской системе госзакупок / А. А. Яковлев, А. В. Ткаченко, М. К. Емельянова, О. Н. Балаева // Журнал институциональных исследований. - 2022. - Т. 14. - № 1. - С. 89-107. Эл. адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/reputatsiya-i-doverie-v-rossiyskoy-sisteme-goszakupok