Введение 7
Глава 1. Теоретические основы формирования маркетинговой стратегии 9
1.1. Сущность, характеристики и виды маркетинговой стратегии 9
1.2. Принципы и основные факторы, определяющие разработку
маркетинговой стратегии 14
1.3. Особенности формирования маркетинговой стратегии образовательной
организации 19
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика и анализ
КГБОУ «Ачинская Мариинская женская гимназия-интернат» 27
2.1. Общие сведения о КГБОУ «Ачинская Мариинская женская гимназия -
интернат» 27
2.2. Анализ маркетинговой деятельности КГБОУ «Ачинская Мариинская
женская гимназия-интернат» 32
Глава 3. Разработка и реализация стратегии развития КГБОУ
«Ачинская Мариинская женская гимназия-интернат» 42
3.1. Разработка маркетинговой стратегии развития КГБОУ «Ачинская
Мариинская женская гимназия-интернат» 42
3.2. Оценка эффективности реализации маркетинговой стратегии развития
КГБОУ «Ачинская Мариинская женская гимназия-интернат» 52
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложение 1
Актуальность проблемы маркетинговой стратегии образовательной организации обусловлена необходимостью поиска эффективных форм продвижения образовательной организации на конкурентный рынок образовательных услуг.
Маркетинговая стратегия - широкомасштабная и долгосрочная программа достижения сотрудничества образовательной организации с различными общественными группами в рамках ее маркетинговой стратегии. Необходимо отметить, что стратегические маркетинговые направления не сводятся к продвижению только образовательных услуг, образовательных программ.
Это более широкая программа действий образовательного учреждения, которая включает в себя кроме получения оперативных выгод перспективные преимущества на отечественном и международном рынках образования и труда.
Маркетинговое продвижение образовательного учреждения требует оптимизации эффективного управления коммуникационными кампаниями.
Для этой цели определяются задачи и роль основных элементов коммуникационного комплекса, что для образовательной организации имеет свою узкую направленность.
Цель исследования - разработка маркетинговой стратегии образовательной организации.
Методы исследования: вторичный анализ литературы, традиционный анализ документов (законов, нормативно-правовых актов, статистических данных), системный анализ.
Предмет - маркетинговая деятельность образовательной организации.
Объект - краевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Ачинская Мариинская женская гимназия - интернат».
В связи с поставленной целью, определяются задачи исследования:
- изучить сущность, характеристики и виды маркетинговой стратегии, а также принципы и основные факторы, которые определяют разработку маркетинговой стратегии;
- дать организационную характеристику и анализ маркетинговой
деятельности краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Ачинской Мариинской женской гимназии-интернат»;
- осуществить разработку маркетинговой стратегии развития КГБОУ «Ачинская Мариинская женская гимназия-интернат».
Маркетинговая стратегия - одна из основ будущего успеха любой организации. Правильно разработанная, она позволяет реализовывать долгосрочные планы организации по увеличению доли рынка.
Обязательным составляющим успешности любой маркетинговой стратегии является ее разработка с учетом всех реальных факторов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на настоящее и будущее организации.
Необходимо объективно определить положение организации на рынке, ее ресурсы к росту, возможности для успеха, а также слабые стороны. На основании полученных данных всестороннего анализа и разрабатывается маркетинговая стратегия, которая с одной стороны должна отвечать стратегическим целям, а с другой стороны отражает реальные возможности организации на рынке.
Рассмотрев теоретический материал по разработке маркетинговой стратегии организации определили этапы процесса формирования маркетинговой стратегии. С помощью которых производили дальнейшую работу данного исследования.
В данной работе рассмотрели внутреннею и внешнею среду образовательной организации, произвели SWOT анализ выявили сильные слабые стороны, возможности и угрозы. Провели анализ конкурентоспособности выпускников.
Исходя из выше сказанного выявили, что данной организации нужно больше участвовать в медиапрострастве, в связи с чем создали маркетинговую службу данной организации.
Основные задачи и функции данной службы состоят в следующем:
- Сбор и обработка информации о внешней среде и внутреннем состоянии системы образования;
- Проведение прогностических исследований;
- Разработка стратегических и оперативных прогнозов по развитию сети образовательных организаций, структуре предоставляемых услуг, взаимодействие с потребителями;
- Организация работы по формирования спроса предоставляемых услуг.
- Изучение и прогнозирование потребностей клиентов рынка образовательных услуг (школьников, родителей и нуждающегося населения);
- Диагностика потенциала педагогов своей и другой образовательной организаций;
- Изучение условий и возможностей образовательной организации;
- Обеспечение качества образовательных услуг, систематически проводя квалифицированный мониторинг;
- Сбор и обработка информации о конкуренции на рынке образовательных услуг.
Были предложены маркетинговые мероприятия для данной организации. Также произведена оценка эффективности данных мероприятий. Исходя из которых было видно, что маркетинговая служба приносит положительный результат для Ачинской Мариинской гимназии.
Подводя итог необходимо заметить, что данная служба маркетинга позволит усилить маркетинговую деятельность образовательной организации, и позволит Ачинской Мариинской гимназии чувствовать себя уверенно на рынке образовательных услуг.
1. Закон РФ от 29.12.2012 года №273 - ФЗ «Об образовании в РФ»
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы».
3. Устав Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждение «Ачинская Мариинская женская гимназия-интернат».
4. Локальные акты Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждение «Ачинская Мариинская женская гимназия-интернат».
5. Постановление Совета Администрации Красноярского края от 21.07. 2005 № 183-П «Об утверждении концепции развития кадетского и женского гимназического образования Красноярского Края»
6. Авсянников Н.М. Маркетинг в образовании: Учебное пособие. М.: РУДН, 2015. 158 с.
7. Алиева Р.Р., Рамазанова З.А., Шабанова М.М. Методические основы формирования маркетинговой концепции управления качеством образовательного процесса в вузе // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. № 2(70). С. 100-111.
8. Алферов А.В., Бездудная А.Г. Методические аспекты маркетинговой деятельности в образовательной организации. СПб.: СПбГИЭУ, 2015. 152 с.
9. Анохина, Н. Ф. Взаимодействие школы и СМИ [Текст] / Наталья Фаритовна Анохина // Народное образование. - 2016. - № 9/10. - С. 91¬95
10. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд./ Пер. с англ. Под ред.С.К.Мордовина. СПб.: Питер, 2015. 832 с.
11. Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2015. 804 с.
12. Багиев Г.Л. Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб.: Питер, 2016. 576 с.
13. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И.Беляев. - 2-е изд., стер. М.:КНОРУС, 2016. 672 с
14. Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]: URL:
https://www.gufo.me/dict/bes/ ОРГАНИЗАЦИЯ (дата обращения
18.01.2018).
15. Браверманн А. Маркетинг в российской экономике переходного периода. М.: Экономика, 2014. 543 с.
16. Ванькина И.В., Егоршин А.П., Кучеренко В.И.. Маркетинг образования: учебное пособие. М.: Университетская книга. Логос, 2016. 336с.
17. Волгина, С. В. Конкурентный бенчмаркинг в формировании стратегии конкурентоспособности вуза (на примере вузов г. Волгодонска) [Текст] / Волгина Светлана Васильевна // Практический маркетинг. - 2015. - №2 (216). - С. 32-39
18. Воронов, А. А. Содержание, формы и методы стратегического и операционного маркетинга в деятельности образовательных организаций, ориентированных на конкурентоспособность [Текст] / Воронов А. А., Демьянченко Н. В., Каминская Е. А. // Практическиймаркетинг. - 2017. - № 2 (240). - С. 34-46
19. Галеева Р.Б. Маркетинговые исследования в образовании. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2016. 160 с.
20. Гвозденко А.Н. Российские экономические вуза: имидж или доля рынка? // Маркетинг в России и за рубежом. 2015.
21. Гладкова М. Качество высшего образования в рыночном обществе предмет дискурса// Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Спецвыпуск. Т.10. С. 50-65.
22. Голубков Е.Н. Маркетинг. Словарь. М.: Дело, 2017.-280 с.
23. Горшкова Л.А. Анализ конкурентоустойчивости субъекта хозяйствования // Аудит и финансовый анализ. 2015. №3.
24. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб.пособие для стутуд. Высш.пед.учеб.заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2014. 240 с.
25. Дмитриева Т.Л. Дистанционные образовательные технологии и их использование образовательными учреждениями.
26. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие. Новосибирск: САФБД, 2015. 317 с.
27. Егоршин, А. П. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А. П. Егоршина. - Н. Новгород : НИМБ, 2016. - 624 с.
28. Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. М.: Издательство "Инфра-М", 2014.
29. Закирова Д.Ф. Стратегическое управление потенциалом как фактор обеспечения конкурентоспособности высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики // Вестник ТИСБИ. 2015. №3.
30. Использование ключевых факторов успеха для совершенствования стратегии продвижения образовательных услуг [Текст] / Бондаренко Виктория Андреевна [и др.] // Практический маркетинг. - 2016. - № 6(232). - С. 3-9
31. Казанцев А.К. Моделирование бизнес-процессов современного вуза на основе информационных технологий /А.К.Казанцев, Д.К. Мешкис // Инновации. 2016. №2.
32. Катькало В. Организационные факторы конкурентных преимуществ фирм // Секрет фирмы. 2014. №11. С.37.
33. Клейнер Г. Микроэкономика знаний и мифы современной теории // Высшее образование в России. 2014. №9. С.32-37.
34. Колмаков В.Н. О формировании информационно-образовательной среды учебного заведения среднего профессионального образования //
Непрерывное профессиональное образование: Международный
сборник научных статей / Науч. ред. д-р пед. наук, профессор Э.Г. Скибицкий. Новосибирск: СИФБД, 2017. С. 177-179.
35. Корчагова Л.А. Оценка конкурентоспособности вуза// Маркетинг в России и за рубежом. 2017. №5(61). С.51.
36. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. М.: Изд. дом "Вильямс", 2017. 656 с.
37. Котлер Ф. Основы маркетинга: Краткий курс / Ф. Котлер. - М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2015. - 656 с.
38. Кукушин, А. М. Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. А. М. Кукушина. - Москва: "МарТ", 2017. - 464 с.
39. Куярова Л.Я., Пономарев И.П. Исследование востребованности маркетинговых услуг со стороны среднего бизнеса/ / Маркетинг в России и за рубежом. № 1. 2014. С. 19.
40. Образование в Республике Беларусь: Стат. сб.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. - Минск, 2016.
41. Панкрухин, А. П Маркетинг образовательных услуг в высшем и д ополнительном образовании. / А. П. Панкрухин. - М.: Интерпракс, 2016. - 247 с.
42. Панкрухин, А. П. Маркетинг. / А. П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2015.
43. Программа развития платных образовательных услуг на 2014-2018 годы.
44. Резник, С. Д. Управление: Учебник. / С. Д. Резник. - М.: ИНФРА-М, 2017 - 635 с.
45. Сагинов, С. А. Маркетинг образовательных услуг региона. Маркетинг в России и за рубежом [Электронный ресурс] URL: http://www.mavriz.ru дата обращения : ( 15.09.2018)
46. Стукалова А. А. Роль маркетинга в улучшении восприятия
образовательных услуг целевой аудиторией [Текст] / А. А. Стукалова, Т. А. Тультаев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. - № 3. - С.50-60
47. Тихонов, А. М. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред. А. Н. Тихонова. - М. : 2016. -256 с.
48. Управление качеством высшего образования в условиях перехода к двухступенчатой системе подготовки кадров: сб. Межд. науч.-практ. конф. Минск. 6-7 июня 2016 г. I Редкол.: В. В. Самохвал (отв. ред.) и др. - Минск.: БГУ.
49. Ченцов, А. О бизнесе образовательных услуг. Высшее образование в России. / А. Ченцов. - 2017. - № 2. - С. 120-123.
50. Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг: Изд-во Шаркова, 2011. - 323 с.
51. Шевченко Д. А.Стратегические коммуникации образовательной организации: планирование и управление [Текст] / Д. А. Шевченко // Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. - № 1. - С. 49-58
52. Шевченко Д. Маркетинг в сфере образования [Текст]. Ст. 2. Маркетинговая среда образовательной организации / Дмитрий Анатольевич Шевченко // Практический маркетинг. - 2017. - С. 311
53. Шевченко, Д А. Маркетинг в сфере образования [Текст]. Статья 3. Брендинг и ребрендинг вузов на современном рынке образования / Шевченко Дмитрий Анатольевич (Введено оглавление) // Практический маркетинг. - 2017. - № 4 (242). - С. 3-11
54. Шевченко, Дмитрий Анатольевич. Эффективность управления брендом образовательного учреждения: теория и практика [Текст] / Шевченко Дмитрий Анатольевич // Практический маркетинг. - 2015. -№ 6 (220). - С. 47-52