Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения влияния социального статуса семьи на жизненную перспективу старшеклассников
1.1. Основные понятия, термины и подходы, раскрывающие
особенности влияния социального статуса семьи на жизненную перспектив у старшеклассников 7
1.2. Факторы, влияющие на планирование жизненной перспективы
старшеклассников 19
Выводы по первой главе 29
Глава 2 Экспериментальное исследование изучения влияния социального статуса семьи на жизненную перспективу
старшеклассников
2.1 Описание методик и условий проведения исследования 32
2.2 Опытно-экспериментальное исследование влияния социального
статуса семьи на жизненную перспективу старшеклассников 39
2.3 Рекомендации для гимназии 51
Выводы по второй главе 59
Заключение 63
Список используемой литературы 70
Приложение 83
Устремленность в будущее - одна из наиболее характерных особенностей мировоззрения человека. Стремление понять цели, осознать смыслы своей жизни, строить планы, как на ближайшие, так и на совсем дальние сроки, разрабатывать стратегии их реализации, мечтать об этом будущем и приближать его своими действиями - экзистенциальная характеристика личности, тем более присущая современным старшеклассника.
Актуальность темы исследования. Ситуация неопределенности, присущая современному обществу в целом, а в России обостренная постоянными социально-экономическими реформами и кризисами вызывает естественную растерянность большинства семей, озабоченных поиском своего места в новой социально-экономической системе. В результате семья оказалась в нетипичной воспитательно-педагогической ситуации, что в значительной степени актуализирует изучение данной темы.
Какие именно цели будет ставить жизнь перед их детьми и какие качества и навыки, адекватные новой социальной реальности, им следует стараться развивать в своих детях, в первую очередь, чем помочь, как сориентировать своего ребенка в будущей жизни, вот основные вопросы которые ставят перед собой современные родители, дети которых находятся на пороге взрослой жизни.
Постоянные изменения на рынке труда в сфере востребованности теми или иными специалистами иногда не совпадает с возможностями и желаниями современных выпускников школ и их родителями. Жизненный опыт последних, далеко не всегда может помочь их детям, в современных экономических реалиях. Здесь играет не малую роль финансовое состояние семьи, которое может быть решающим в выборе дальнейшей линии жизни.
Для подрастающего поколения, чье самосознание, система норм и ценностей формируется в новых, постоянно изменяющихся российских условиях, проблема восприятия и планирования своего жизненного пути особенно актуальна, так как перед юношами и девушками стоит проблема профессионального и личностного самоопределения.
В этот жизненный период старшеклассникам как никогда нужна поддержка со стороны специалистов, это могут быть наставники, профориентаторы, социологи, медики и прочие специалисты, которые, в свою очередь, смогут сориентировать, рассказать и направить старшеклассника. Как это правильно сделать? С чего начать помощь? На что она должна в первую очередь быть направлена? Вот одни из немногих вопросов, на которые ищут ответы современные ученые. Чтобы в момент выбора главной линии жизни, который приходится на ту пору, когда у человека еще мало жизненного опыта и знаний, а образовательный процесс явно недостаточно осуществляет личностную подготовку молодого человека к ответственному шагу - выбору «главной линии» своей жизни, помочь, а не навредить.
Жизненная перспектива современных выпускников школ является важным фактором их социальной активности и в то же время - это индикатор фундаментальных перемен российского общества. Именно это делает значимым исследование жизненной перспективы современных старшеклассников.
Проблемы построения жизненной перспективы, начиная с 80-х годов прошлого века, исследуются многими отечественными и зарубежными учеными, такими как С. А. Рубинштейн, К. А. Абульхановой-Славская, Собкин В. С. , Л. И. Божович, Е. И. Головаха, Р. Г. Гурова, В. В. Давыдова, И. С. Кон, Т. В. Кудрявцева, Н. А. Логинова, Г. М. Несен, Л. В. Сохань, В. Ю. Шегурова, Н. А. Шлапак, Д. Б. Элькопин, Дж. Боссард, П. Бергера, Т. Лукман, Г. Рейнгольд, У. Уэнтворт.
В представленной диссертационной работе основное внимание уделено исследованию влияния социального статуса семьи на построение жизненной перспективы у современных старшеклассников.
Объект исследования - жизненная перспектива старшеклассников.
Предмет исследования - особенности формирования жизненной перспективы у старшеклассников в зависимости от социального статуса семьи.
Цель исследования — изучить влияние социального статуса семьи на жизненную перспективу старшеклассников...
Базовыми в понятийно-концептуальной основе исследования являются категории «жизненная перспектива», «старший школьный возраст» или (старшеклассник), «семья» и «социальный статус семьи».
Мы в своем исследовании придерживались определений следующих авторов.
Жизненная перспектива - картина будущей жизни в сложной противоречивой взаимосвязи планируемых и ожидаемых событии, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл жизни, такое понятие использует в своей работе Е. И. Головаха [32 ].
Старший школьный возраст - начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового созревания, понятие предложенное О. Н. Локатковой [68].
Семья - социальный институт, базовая ячейка общества, это первая по времени часть социального пространства, в которую входит, которую осваивает ребенок понятие из Семейного кодекса РФ [1].
Социальный статус семьи, под ним понимается то положение, которое семья занимает в обществе. Это могут быть критерии разного вида, включающие в себя все аспекты семейного статуса (материальное положение, образование родителей, отношения между членами семи) определение из работ Ф. А. Туракалова [116].
Анализ литературы показал, что проблема исследования жизненной перспективы личности рассматривается следующими авторами: К. Левин, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, К.А. Абульханова-Славская, В. С. Собкин и другими.
Интересным является изучение картины жизненного пути у старшеклассников, так как именно в этом возрасте формируются целостные представления о мире и собственной жизни в нем. Также в этом период особенно остро встает проблема идентичности как целостности личности в прошлом, настоящем и будущем [78].
Проанализировав мнения разных ученых, нам удалось сделать вывод о том, какие факторы влияют на планирование жизненной перспективы у старшеклассников [18].
Условно все эти факторы можно разделить на физиологические, психологические, социально-психологические и социальные.
К физиологическим факторам относят состояние здоровья, наличие ряда специальных способностей и другие.
К психологическим факторам, влияющим на планирование жизненной перспективы у старшеклассников, относят:
• К старшему школьному возрасту сформированы представления о сравнительно отдаленном будущем в профессиональном, семейном и других сферах жизнедеятельности [59].
• В старшем школьном возрасте начинает складываться определенный тип развития временной перспективы, который проявляется в ее глубине и определяется особенностями развития мотивационной и эмоциональной сферах личности [75].
• В старшем школьном возрасте временной горизонт расширяется по всем направлениям, охватывая прошлое и будущее, а так же, включая не только личные, но и социальные перспективы [59].
• Планы на будущее у современных старшеклассников недостаточно реалистичны, отражают высокие притязания и бескомпромиссность [42].
• Столкновения с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют представлениям современных старшеклассников. Часто это связано со слишком большими ожиданиями и с недооценкой внешних трудностей [59].
• Старшеклассники ориентируются на «прошлое» или «прошлое- настоящее», что обуславливает сужение временной перспективы и будущее выступает как отражение примитивных желаний настоящего [56].
• В старшем школьном возрасте совершается профессиональное и личностное самоопределение [59].
Таким образом, старший школьный возраст характеризуется осознанием себя и своей жизни во времени, увеличением ориентации в будущее, начинающим складываться определенным типом развития жизненной перспективы, который проявляется в ее содержательности и глубине.
Из социально-психологических факторов, ученые выделяют ценностные ориентации, направленность личности современных старшеклассников...
1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
2. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз» //Новосибирск: Изд-во НГПУ. - 2001. - Т. 316. - С. 2.
3. Абульханова - Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.
5. Акатов Л. И., Бондарева А. Н., Россинская Н. М. Ведущие факторы и условия позитивного личностного самоопределения современных старшеклассников //Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2014. - №. 2 (30).
6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - 1968.
7. Артемьева Ю. А. Психолого-педагогические условия формирования субъектной позиции старшеклассников в процессе предпрофильного сопровождения //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. - 2009. - №. 113.
8. Багратиони К. А. Взаимосвязь социально-психологических
характеристик и жизненной перспективы личности //автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - 2013.
9. Байтингер О. Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте //Дисс.... канд. психол. наук. СПб. - 1998.
10. Батыгин Г. С., Мкртчан Г. М., Чистяков И. М. Константиновский ДЛ Динамика неравенства: Российская молодежь в меняющемся обществе: Ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС, 1999 //Социологический журнал. - 2000. - №. 1-2. - С. С. 191-198.
11. Белановская О.В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве // Проблемы еоциальной психологии личности. БГПУ им.М.Танка (Минск, Белоруссия), 2008
12. Беляева Л. А. Материальное неравенство в России. Реальность и
тенденции //Социологические исследования. - 2007. - №. 11. - С. 29-41.
13. Беляева Л. А. Материальное неравенство в России. Реальность и
тенденции //Социологические исследования. - 2007. - №. 11. - С. 29-41.
14. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - "
Издательский дом"" Питер , 2007.
15. Божович Л. И., Давид И. Ф. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. - Институт практической психологии, 1995...132