Введение 3
Глава 1 Теоретические предпосылки развития координационных способностей спортсменов 13-14 лет в классических и экстремальных видах спорта
1.1 Координационные способности как физическое качество: сущность, виды,
характеристика 10
1.2 Развитие координационных способностей в классических и экстремальных
видах спорта 19
1.3 Средства и методы развития координационных способностей у спортсменов
13-14 в классических и экстремальных видах спорта 29
1.4 Диагностический инструментарий изучения развития координационных
способностей экстремалов 35
Глава 2. Организация и методы исследования.
2.1 Организация исследования 41
2.2 Методы исследования 42
Глава 3 Эксперимент по развитию координационных способностей
спортсменов-экстремалов 13-14 лет в экспериментальном измерении.
3.1 Разработка и реализация программно-методического обеспечения развития
координационных способностей экстремалов 13-14 лет 45
3.2 Обсуждение результатов эксперимента 52
Выводы 62
Библиографический список 64
Приложение 1 70
Приложение 2 82
По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) каждый четвёртый человек в мире недостаточно активен. ВОЗ определяют физическую активность как «какое-либо движение тела, производимое скелетными мышцами, которое требует расхода энергии, включая активность во время работы, игр, выполнение домашней работы, поездок и рекреационных занятий» [47]. Одним из мощнейших видов физической активности обучающихся является внеучебная деятельность.
В период технологического развития общества, наблюдаются прогрессивные изменения, которые проникают во все сферы жизни, и спорт не является исключением. Наряду с традиционными видами спорта, с течением времени появляются новые и инновационные формы занятий, которые относятся к группе экстремальных видов спорта. Одна из причин такого развития в России - это расширение спортивной инфраструктуры по всей стране. Современные спортивные комплексы и площадки для занятий экстремальными видами спорта появляются во многих городах России (Петров, 2012). Статистика говорит о том, что самыми популярными видами экстремального спорта в России являются сноуборд, скейтбординг, паркур и вейкбординг (Сидорова. 2008). Многие молодые люди, особенно школьного возраста, все чаще отдают предпочтение необычным и инновационным спортивным занятиям. Появление новых видов спорта часто сопровождается сравнением с традиционными видами спорта.
В связи с вышесказанным, возникает необходимость сравнения уровня подготовки спортсменов в традиционных и экстремальных видах спорта. Основными элементами для сравнения являются выносливость, сила, координация и уровень развития двигательных навыков. В данном исследовании предпринята попытка провести теоретический и практический анализ особенностей координационных способностей у спортсменов, занимающихся данными видами спорта. Углубленное изучение этих параметров позволит более полно раскрыть различия между классическими и экстремальными видами спорта и понять, какие навыки требуются для их успешного осуществления.
Развитие координационных способностей является сложной задачей ввиду их широкого разнообразия и взаимодействия с другими физическими качествами. Однако, они позволяют достичь новых уровней физического развития, так как помогают открыть и изучить уже известные движения с новой стороны, а также научиться новым двигательным действиям. В этой связи, необходимо выявить виды спорта, в которых координационные способности развиваются более результативно.
Анализ доступных литературных источников подтвердил недостаточность программно-методического обеспечения в развитии координационных способностей у спортсменов, занимающихся экстремальными видами. Чтобы обеспечить качественную физическую подготовку, необходимо осуществлять сопровождение и предоставление соответствующих программно-методических документов. Это поможет придать координации физическую целостность и направленность, сделав ее более эффективной и результативной. Только таким образом можно достичь прогресса и достоинства в данной области.
В данном исследовании рассмотрен процесс развития координационных способностей в экстремальных видах спорта. Особенности и роль координационных способностей в экстремальных видах спорта являлись предметом исследования многих авторов: В.С. Петров, Д.М. Завгородний, Д.В. Валентинов и др. Результаты проведенных исследований указывают на целесообразность поиска создания наиболее эффективного программнометодического обеспечения, форм, средств, направленных на повышение уровня координационных способностей. Использование программнометодического обеспечения положительно влияет на мотивацию обучающихся, повышая уровень их самостоятельности и активности в выборе методов решения стоящих перед ними задач. В традиционном понимании процесса развития координации через выполнение сложно координационных упражнений эти задачи решаются не в полной мере (Гавердовский. 2012).
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена противоречиями между: классическими и экстремальными видами спорта. С одной стороны, классические виды спорта, включающие в себя дисциплины, имеют долгую историю и традиции, являются основой спортивного движения и входят в список самых долго существующих видов спорта. С другой стороны, экстремальные виды спорта представляют собой более молодые дисциплины, но отличаются быстрым развитием и популярностью среди молодежи.
Основная задача данного исследования заключается в том, чтобы показать возможность результативного развития физических качеств человека, в том числе ловкости как проявление координации, в экстремальных видах спорта, также, как и в традиционных, несмотря на всеобщее признание классического спорта и устоявшиеся подходы к процессу физического развития. Несмотря на то, что экстремальные виды спорта могут вызывать более высокий уровень риска и требовать большего физического и психологического напряжения, они также способствуют развитию физических качеств (силы, выносливости, гибкости) и личностных качеств (силы воли, лидерские навыки и стремление к достижению высоких результатов.).
Исследование в данной области имеет большое значение для понимания потенциала экстремального спорта и его роли в развитии спортивного движения в целом. Анализируя факторы, определяющие успех в экстремальных видах спорта, у нас будет возможность определить, насколько широкие возможности есть у этих видов спорта для достижения высокого профессионального уровня и влияния на воспитание молодежи. Таким образом, данное исследование сможет пролить свет на роль экстремальных видов спорта в современном обществе и их значимость для развития спортивных талантов и предпочтений у нового поколения спортсменов.
Объект: учебно-тренировочный процесс спортсменов классических и
экстремальных видов спорта.
Предмет: Программно-методическое обеспечение развития
координационных способностей спортсменов 13-14 лет, занимающихся экстремальными видами спорта.
Цель: разработка программно-методического обеспечения развития координационных способностей, спортсменов-экстремалов 13-14 лет, и проверка результативности его реализации в педагогическом эксперименте...
По результатам анализа, накопленного в теории и практике опыта по развитию координационных способностей во внеучебной деятельности было выявлено, что в возрасте 13-14 лет большую роль играет координация. Развитие координационных способностей изучалась многими учеными и продолжает вызывать интерес. Так Л.С. Дворкин, Ф.А. Иорданская, В.С. Петров, рассматривают координацию как отдельное двигательное качество. По мнению авторов, координационные способности завися от комплекса факторов. Среди них выделяют: 1) собственно-мышечные; 2)
центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биохимические; 5) биомеханические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.
В ходе исследования было разработано программно-методическое обеспечение для развития координационных способностей спортсменов 13-14 лет, включающее программу и комплексы упражнений. Составленная программа включает в себя содержание, формы и методы развития координации, а именно: особенности занятий, учебно-тематический план, мини-программа тестирования, комплексы упражнений для развития координации, материально-техническое оснащение. Для развития координационных способностей упор был сделан на комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки (ОФП и СФП). В результате примененной программы уровень координации у экспериментальной группы вырос, по сравнению с контрольной.
Эффективность использования разработанного программно-методического обеспечения для развития координационных способностей показывает, что его можно применять с спортсменами 13-14 лет занимающихся экстремальными видами спорта. Результаты эксперимента позволяют сделать следующие выводы: По отдельным показателям произошли качественные и количественные изменения. Результат в тесте Проба Яроцкого в экспериментальной группе увеличился на 19,03%, в тесте Проба Бирюк показатели повысились на 12,72%., а в тестировании Прыжок в Акьюриси уровень показателей у экспериментальной группы вырос на 17,22%. Сравнив данные контрольной и экспериментальной группы T критерий при P=0,05 выше табличного значения, что говорит о том, что гипотеза достоверна.
1. Анцыперов, В. В. Основы подготовки гимнастов высокой квалификации [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / В. В. Анцыперов ; М-во спорта Рос. Федерации, Волгогр. гос. акад. физ. культуры. - Волгоград: [б. и.], 2013. - 112 с. - Режим доступа: https://www.docme.ru.
2. Агибалов, Аркадий. "Паркур: искусство движения". Москва:
Издательство Эксмо, 2010. 320 с.
3. Барчуков, И. С. Физическая культура: методики практического
обучения: учебник /
И. С. Барчуков. - М.: КНОРУС, 2017. - 304 с.
4. Батурина, Наталья. "Паркур: физическая и психологическая
подготовка". Санкт-Петербург: Издательство Питер, 2012. 256 с.
5. Баршай, В. М. Гимнастика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по
специальности 050720.62 «Физ. культура» / В. М. Баршай, В. Н. Курысь, И. Б. Павлов. - 3-е изд., перераб.
и доп. - М.: КНОРУС, 2013. - 312 с.
6. Баршай, В. М. Гимнастика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по
специальности 050720.62 «Физ. культура» / В. М. Баршай, В. Н. Курысь, И. Б. Павлов. - 3-е изд., перераб.
и доп. - М.: КНОРУС, 2017. - 312 с.
7. Баршай, В. М. Гимнастика: учебник / В. М. Баршай, В. Н. Курысь, И. Б. Павлов. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 330 с.
8. Баршай, В. М. Гимнастика: учебник / В. М. Баршай, В. Н. Курысь, И. Б. Павлов. - М.: КНОРУС, 2017. - 312 с.
9. Беларуская мова (прафесшная лексхка). Тэксты для перакладу,
абмеркавання i пераказу: дапам. / М-ва спорту i турызму Рэсп. Беларусь, Беларус. дзярж. ун-т фiз. культуры; [склад.: А. У. Андрэева, Ю. В. Малщк!, В. А. Мясшкова]. - Мшск : БДУФК, 2015. - 179 с.
10. Борисова, М. М. Теория и технология физического воспитания и развития ребенка: учебник / М. М. Борисова. - М.: ИНФРА-М, 2017. -
297 с.
11. Бурякин, Ф. Г Физическая культура зрелого и пожилого контингентов населения (общие основы теории и практики): учеб. пособие / Ф. Г. Бурякин. - М.: РУСАЙНС, 2017. - 367 с.
12. Васичкин, В. И. Детский массаж. От рождения до 7 лет / В. И. Васичкин. - М.: АСТ, 2016. - 157, [3] с.
13. Валентинов, Дмитрий. "Техника паркура: основы и продвинутые трюки". Москва: Издательский дом "Новости", 2008. 176 с.
14. Винер, И. А. Физическая культура. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики: метод. пособие: 1-4 кл. / И. А. Винер, Н. М. Горбулина, О. Д. Цыганкова. - М.: Просвещение, 2012. - 199 с.
15. Винер-Усманова, И. А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике: автореф. дис. ... доктора пед. наук: 13.00.04 / И. А. Винер- Усманова; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2013. - 47 с...55