Введение 5
Глава 1. Теоретические основы управления маркетинговой стратегии 8
1.1. Основные теоретические модели маркетинговой стратегии 8
1.2. Теоретические инструменты управления маркетинговой стратегией 17
1.3. Критерии оценки эффективности маркетинговой стратегии 28
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ИП Папанян Р.Р. магазин детских игрушек «ANTAR» 36
2.1. Общая характеристика организации 36
2.2. Оценка маркетинговой стратегии предприятия 49
2.3. Анализ существующей маркетинговой политики 58
Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности маркетинговой стратегии 68
3.1. Предложения по повышению совершенствования маркетинговой
стратегии 68
3.2. Мероприятия по реализации предложенных рекомендаций 70
3.3. Оценка экономической эффективности мероприятий 77
Заключение 81
Список использованной литературы 84
Приложение 1 88
Актуальность темы. Одним из основных направлений развития современной экономики является стремительно расширяющаяся сфера торговли. Совершенствование управления непроизводственной сферой и функционирующего в ее рамках рынка торговли требует внедрения современных методов и приемов, позволяющих обеспечить адекватное удовлетворение потребностей человека, социальных групп и общества в целом с учетом рационального использования имеющихся ресурсов и решающих задачу максимально возможной сбалансированности между спросом и предложением.
Маркетинг, являющийся действенным регулятором рыночных процессов, использующий принципы комплексности, непрерывности и социальной ориентации, способный предложить механизмы взаимовыгодного обмена между различными субъектами рынка, создает условия для выявления требований потребителей и определения возможностей их удовлетворения. Это предполагает изучение рынка и прогнозирование его динамики, формирование спроса на товары и стимулирование их распределения.
Современная торговая компания в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой стратегии на предприятии. Полезность маркетинга с каждым годом все больше возрастает. Это происходит потому, что потребности людей безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому в новых условиях выживает та компания, которая может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов клиентуры, разработав эффективную маркетинговую стратегию.
Теоретическую базу составили труды зарубежных и отечественных авторов в сфере маркетинга таких, как Кривоносов Д.А., Чумиков А.М., Чибисова Е.А, Сыркина А.Н. Также, вопросы маркетинговой стратегии были исследованы такими авторами, как А.Ю. Гавриленко, З.М. Жигалко, Л.Г. Зайцев и др.
Современное маркетинговое продвижение товаров и услуг в рамках маркетинговой стратегии затронуто такими исследователями, как Т.Ф. Бурнс, Л.А. Лебедева, М.И. Макура и др. Методология разработки и реализации маркетинговой стратегии, рассматривается в трудах П. Аллена, Дж. Гитомера, К.С. Харского и др.
Объект исследования - ИП Папанян Р.Р. магазин детских игрушек «ANTAR».
Предмет исследования - маркетинговая стратегия ИП Папанян Р.Р. магазина детских игрушек «ANTAR»
Цель исследования -разработка предложений по совершенствованию
маркетинговой стратегии ИП Папанян Р.Р. магазин детских игрушек «ANTAR».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать теоретические модели маркетинговой стратегии;
- описать инструменты управления маркетинговой стратегией;
- изучить критерии оценки эффективности маркетинговой стратегии;
- дать общую характеристику магазину детских игрушек «ANTAR»;
- провести стратегический анализ деятельности;
- проанализировать существующую маркетинговую стратегию магазина детских игрушек «ANTAR»;
- разработать предложения по повышению эффективности маркетинговой стратегии магазина детских игрушек «ANTAR» и оценить их эффективность.
Теоретической и методологической основой исследования являются ра-боты отечественных и зарубежных авторов в сфере маркетинговой деятельно-сти и маркетинговой стратегии предприятий.
Информационной основой являются данные авторских исследований, а также данные, предоставленные магазином детских игрушек «ANTAR».
В работе использовались следующие методы исследования: методы экономического и статистического анализа, индукция и дедукция, табличный, графический методы, анкетирование и пр.
Практическая значимость и область применения - предложенные рекомендации экономически обоснованы, внедрение предложенных рекомендаций в практическую деятельность магазина детских игрушек «ANTAR» позволит повысить эффективность деятельности предприятия и будет способствовать повышению его прибыльности и конкурентоспособности.
Структура работы: введение, 3 главы, заключение, список использован-ной литературы, приложения.
По результатам исследования сформулируем следующие выводы.
В настоящее время все больше компаний признают разработку собственной маркетинговой стратегии одной из возможностей повышения своей конкурентоспособности. Данная позиция обусловлена тем, что любое предприятие сталкивается с изменениями условий внешней среды, покупательской способности целевого сегмента, уровня конкурентоспособности и т.д. Для того чтобы адаптироваться и учесть многообразие всех этих факторов, компания должна на регулярной основе осуществлять их анализ, что приводит к разработке процесса стратегического управления, а фактически - к формированию собственной стратегии.
Использование рассмотренных методик позволяет сканировать и анализировать факторы среды, выявлять сильные позиции и оценивать потенциальные возможности предприятия. Применение отдельных методов показало их практическую значимость и эффективность. В совокупности использования они в состоянии обеспечить получение достаточного объема информации, на основе которой можно заниматься маркетинговым планированием и принимать решение для разработки вариантов стратегии маркетинга компании.
Мировая практика показывает, что увеличение стоимости компании является одним из факторов, способствующих привлечению инвестиций. Дополнительное инвестирование позволяет модернизировать технологии и расширять сферы деятельности, предоставляя тем самым дополнительные возможности для стратегического развития предприятия. В связи с этим учет стоимостных показателей в процессе разработки маркетинговой стратегии является одним из ключевых факторов, на основании которого принимается управленческое решение.
Учитывая специфику предприятий, сложное финансовое положение и неплатежеспособность некоторых предприятий, нестабильность окружающей среды, ориентация на экономические показатели позволит не только преодолеть современный кризис, но и разработать наиболее эффективную маркетинговую стратегию предприятия.
Также, стоит перенимать успешный опыт компаний зарубежных стран. Это будет для наших предприятий залогом успешного функционирования в условиях развития рыночных отношений и повышения качества торговых услуг, которое так необходимо.
База исследования - магазин игрушек «ANTAR» имеет достаточно выгодные конкурентные преимущества по параметрам «качество», «расположение», «цена и система скидок» и «ассортимент». Также отметим и основные моменты, которые необходимо доработать: «интернет-продажи» и «реклама». Эти моменты непосредственно связаны с каналами продаж и работой с клиентами. Следовательно, в маркетинговой деятельности их необходимо совершенствовать в первую очередь.
По результатам оценки маркетинговой деятельности предприятия во второй главе, выделим основные проблемы «ANTAR»:
- предприятие не составляет четких медиапланов, реклама и продвижение товаров проходят нерегулярно;
- отсутствуют лица, ответственные за пиар-продвижение продукции и услуг предприятия;
- предприятие в своей маркетинговой стратегии не предусматривает использование современных Интернет-средств продвижения товаров и обратной связи с клиентами.
В рамках совершенствования маркетинговой стратегии автором определены следующие направления:
- совершенствование товарно-рыночного портфеля;
- совершенствование рекламной деятельности.
По результатам прогнозных расчетов планируется рост прибыли от продаж на 1996,8 тыс. руб.
Качественными характеристиками эффективности можно определить:
- повышение степени информированности жителей региона о деятельности фирмы;
- рост заинтересованности в посещении фирмы конкурсами и подарками;
- снижение количества клиентов-детракторов;
- повышение организационной культуры «ANTAR»;
- и главное - возможный рост конкурентоспособности.
Таким образом, предложенные мероприятия для «ANTAR» являются экономически обоснованными. На сегодняшний день наличие медиаплана, ответственного лица (маркетолога) и работа с социальными сетями являются одним из обязательных направлений для повышения конкурентоспособности и работы с целевой аудиторией, обратной связи с клиентами, а, следовательно, роста ее доходов.
1. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (с изменениями и дополнениями)
2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
3. Авдеев С.А. Большие законы в поддержку малому бизнесу // Корреспондент, - 2014. - №3. - С. 14-17.
4. Аллен П. Продажи. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 347 с.
5. Бурнс Т. Ф. Культура менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 435 с.
6. Васильев Г.А. Основы маркетинга. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 421 с.
7. Васнев С.А. Статистика рекламы // Экономика. - 2016. - №12. - С. 25-32.
8. Ветроградов С.А. Управление продажами в сервисе. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 456 с.
9. Волков О. И. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА - М, 2012. - 436 с.
10. Гавриленко А.Ю. Как повысить эффективность рекламы // Молот.
-2016. - №19. - С. 12-14.
11. Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 224 с.
12. Гитомер Дж. Продажи: ошибки не обязательны! - СПб.: Питер,2012.- 298 с.
13. Глухов В. В. Маркетинг для экономических специальностей. - СПб.: Питер Пресс, 2012. - 478 с.
14. Гончаров В.И. Менеджмент. - Минск: Современная школа, 2013.-502 с.
15. Добролюбова В. И. Действенное изменение имиджа. - М.: ИНФРА, 2012.- 239 с.
16. Жигалко З.М. Механизм функционирования отдела маркетинга // Экономикс. - 2016. - №12. - С. 7-12.
17. Завадский М.Е. Мастерство продажи. - М.: Знание, 2014. - 351 с.
18. Зайцев Л. Г. Имидж организации. - М.: Экономист, 2011. - 665 с.
19. Занковский А. Н. Психология. - М.: ИНФРА, 2013. - 416 с.
20. Захаров А. В. Управление рекламой на предприятии // Аналитический банковский журнал. - 2016. - № 6. - С.5-9.
21. Казначевская Г. Б. Маркетинг. - РНд.: Феникс, 2012. - 463 с.
22. Камерон К. Медиапланирование. - М.: Питер, 2013. - 320 с.
23. Карташова Л. В. Имидж и его поддержка. - М.: ИНФА, 2012.- 306 с.
24. Коротков Э. М. Менеджмент. - М.: Юрайт, 2012. - 469 с.
25. Кузин А.В. Проблемы и перспективы медиапланирования в России // Маркетинг. - 2017. - №1. - С. 25-28.
26. Куртов Д.О. Рекламная деятельность турфирм // Экономика и бизнес. - 2016. - №4. - С. 14-21.
27. Лебедева Л.А. Медиаплан как основа рекламы // Экономика и право. - 2015. - №6. - С. 6-10.
28. Лютак С.И. Маркетинг и составление медиаплана // Бизнес. - 2015. - №11. - С. 21-26.
29. Магура М. И. Современные рекламные технологии. - М.: Бизнес- школа, 2013. - 376 с.
30. Малинин Е. Д. Реклама и эффективность бизнеса. - М.: Изд-во психол.-соц. института, 2014. - 364 с.
31. Масляева М. Ю. Реклама по-российски // Сегодня. - 2016. - №4. - С. 4-7.
32. Мескон М. Основы менеджмента. - М.: Наука, 1992.- 927 с.
33. Мировая экономика: Экономика зарубежных стран / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. - М.: Флинт, 2012. - 489 с.
34. Митчелл Дж. Путь к сердцу клиента. - СПб.: Питер, 2012. - 278 с.
35. Молл Е. Г. Реклама и развитие организации. - М.: Финансы и стати-стика, 2012. - 310 с.
36. Некучаев С.О. О медиапланировании. Очерк. - М.: Знание, 2012.-115 с.
37. Ореховский П.В. Повышение рекламы предприятия // Общество и экономика. - 2016. - №9. - С. 20-24.
38. Панюшкин С.С. Оценка эффективности системы внутрифирменного медиапланирования на предприятиях // Российское предпринимательство. - 2016. - № 8. - С. 15-24.
39. Пиньковецкая С.В. Реклама: некоторые закономерности, тенденции // Вестник. - 2016. - №3. - С. 14-18.
40. Пригожин А.А. Проблемы рекламы // Менеджмент. - 2017. - № 1. - C.60-70.
41. Семеняченко Е.С. Как повысить эффективность медиапланирования // Новая биржевая газета. - 2016. - № 40. - С.5-8.
42. Синенко Д.Л. Реклама на предприятии. - М.: Знание, 2014. - 369 с.
43. Теория управления / Под ред. А. Л. Гапоненко. - Пермь: Издательство РАГС, 2013. - 451 с.
44. Теория маркетинга / Под ред. В. Г. Игнатова. - М.: Феникс, 2012.
- 521 с.
45. Харский К.С. Профессиональные продажи: технология и практические советы. - Х.: Фактор, 2012. - 326 с.
46. Чудновская С.Н. Управленческие решения. - М.: Эксмо, 2012. - 374 с.
47. Щеглова А.Я. Эффективность маркетинговой деятельности // Маркетинг. - 2017. - №1. - С. 25-28.
48. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина. - СПб.: Питер,
2013. - 361 с.
49. Яковлев А.А. Оценка маркетинговой стратегии // Бизнес. - 2016. - №7. - С. 23-29.
50. Яковлев А.В. Реклама в социальных сетях // Социум. - 2016. - №4. - С.21-26.
51. Портал о маркетинге и рекламе. URL: http://cabmarke t.kz (дата об-ращения 18.01.2017)
52. Сайт некоммерческого партнерства "Гильдия маркетологов". URL: (дата обращения 09.04.2017)
53. Онлайн-энциклопедия маркетинга. URL: (дата обращения 03.05.2017)
54. Сайт журнала "Маркетолог". URL: (дата обращения 24.02.2017)