Разработка программ сопровождения детей с расстройством аутистического спектра с учётом физиологического и психического развития
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки программ сопровождения детей с РАС с учётом физиологического развития 8
1.1. Особенности физиологического развития детей дошкольного
возраста 8
1.2. Феноменология расстройств аутистического спектра 12
1.3. Психолого-педагогические особенности детей с РАС 22
1.4. Разработка программ сопровождения детей с ОВЗ 25
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей
психофизиологического развития ребёнка с РАС 37
2.1. Организация и методическое обеспечение исследования 37
2.2. Анализ первичных данных 42
2.3. Анализ результатов исследования 49
Выводы по второй главе 60
Глава 3. Разработка программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом его психофизиологического развития 62
3.1. Теоретико-методологическое обоснование программы сопровождения 62
3.2. Содержание программы сопровождения 71
Выводы по третьей главе 83
Заключение 85
Список использованной литературы 90
Приложение
Глава 1. Теоретические основы разработки программ сопровождения детей с РАС с учётом физиологического развития 8
1.1. Особенности физиологического развития детей дошкольного
возраста 8
1.2. Феноменология расстройств аутистического спектра 12
1.3. Психолого-педагогические особенности детей с РАС 22
1.4. Разработка программ сопровождения детей с ОВЗ 25
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей
психофизиологического развития ребёнка с РАС 37
2.1. Организация и методическое обеспечение исследования 37
2.2. Анализ первичных данных 42
2.3. Анализ результатов исследования 49
Выводы по второй главе 60
Глава 3. Разработка программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом его психофизиологического развития 62
3.1. Теоретико-методологическое обоснование программы сопровождения 62
3.2. Содержание программы сопровождения 71
Выводы по третьей главе 83
Заключение 85
Список использованной литературы 90
Приложение
Актуальность исследования. За последнее десятилетие расстройства аутистического спектра стали одним из самых распространённых видов нарушений в развитии детей. Частота встречаемости РАС растёт настолько быстро, что в научном сообществе стало принято говорить об эпидемиологическом характере распространения этого нарушения.
Во всём мире специалистами в области медицины, психологии и педагогики активно изучаются причины и факторы возникновения аутизма, особенности развития лиц с различными типами аутистических расстройств. Особое внимание уделяется вопросам разработки программ сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.
Вместе с тем, несмотря на достаточную разработанность теоретико-методологического аппарата и множество прикладных методических рекомендаций в области коррекции РАС, разработка программ сопровождения детей с аутизмом по-прежнему вызывает у специалистов немало трудностей.
На наш взгляд, основная причина трудностей при разработке программ сопровождения детей с РАС заключается в том, что при разработке программ сопровождения специалистами уделяется повышенное внимание психолого-педагогическим и социально-психологическим аспектам коррекции нарушений в развитии, в то время как физиологический аспект проблемы практически не принимается во внимание, хотя системный характер нарушений априори предполагает определённые отклонения в физиологическом развитии, для коррекции которых так же требуется применение специальных средств.
Таким образом, можно констатировать, что проблема исследования заключается в наличии противоречия между фактически установленным системным характером нарушений при аутизме и недостаточным вниманием к этому факту на практике, что проявляется недостаточной разработанности методического инструментария для комплексного сопровождения ребёнка с РАС с учётом всех параметров его психофизиологического развития.
Наличие такого противоречия обусловило актуальность темы настоящего исследования и его проблематику, концентрирующуюся вокруг вопросов теории и практики разработки программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом его психофизиологического развития.
Целью исследования является теоретико-методологическое обоснование и разработка программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом его психофизиологического развития.
Объект исследования: особенности психофизиологического развития ребёнка с РАС.
Предмет исследования: программа сопровождения ребёнка с РАС с учётом его психофизиологического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что системный характер нарушений при РАС обусловливает четырёхкомпонентную структуру программы индивидуального сопровождения: медико-фармакологическая поддержка, развитие психических функций, развитие речи, развитие моторики.
В соответствии с объектом, предметом и поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности физиологического развития детей дошкольного возраста, психолого-педагогические особенности детей с расстройствами аутистического спектра, феноменологию расстройств аутистического спектра и теоретические аспекты разработки программ сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Изучить особенности психофизиологического развития ребёнка с РАС.
3. Разработать и теоретико-методологически обосновать индивидуальную программу сопровождения ребёнка с РАС с учётом параметров его психофизиологического развития.
Методологическую основу исследования составили: теории аутизма (Е. Блейлер, Л. Каннер, В.М. Башина, Х. Ремшмидт, А.Р. Лурия и др.), учение о триаде нарушений при аутизме (L.Wing &J.Gould), классификации психического дизонтогенеза и детского аутизма (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Д.И. Исаев, В.Е. Каган и др.); метрический (Н.И. Озерецкий), нейропсихологический (А.Р. Лурия), психолого-педагогический (С.Д. Забрамная, Е. М. Мастюкова, Е. А. Стребелева) и клинический (Е.М. Мастюкова, Н.П. Вайзман) подходы к изучению моторной сферы детей; теории педагогического проектирования (Н.В. Кузьмина,В.П. Беспалько, Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, В.В. Рубцов, В.Ф. Взятышев, Е.С. Заир-Бек, Р.И. Ильин, А.А. Кирсанов, И.И. Ильясов, Ю.С. Тюников).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, научно¬
методической литературы по проблеме исследования, планирование;
- эмпирические: психодиагностические методы, метод моторных проб, методы количественного и качественного анализа полученных экспериментальных данных.
В программу эмпирического исследования нами были включены следующие методики:
1. Моторные пробы (Н.И. Озерецкий).
2. Карта «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка» (И.И. Мамайчук).
Организация исследования. Экспериментальное исследование особенностей психофизиологического развития ребёнка с РАС проводилось на базе клиники СКИРТ. Участником исследования стал мальчик по имени Сергей, 2012 года рождения (в декабре исполнилось 7 лет), с атипичным аутизмом.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2017 г. по 2019 г. и осуществлялось в пять этапов:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Второй этап - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Третий этап - сбор первичных данных о ребёнке, подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей психофизиологического развития ребёнка с РАС. Проведение исследования. Анализ первичных данных и результатов исследования.
Четвертый этап - разработка и теоретико-методологическое обоснование программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом параметров его психофизиологического развития.
Пятый этап - обобщение теоретических положений и экспериментальных выводов, корректировка текста работы и её оформление.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации научных представлений о закономерностях и особенностях психофизиологического развития детей с расстройствами аутистического спектра; сформулированы базовые теоретико-методологические основы разработки программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом всех параметров его психофизиологического развития.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в разработке программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом всех параметров его психофизиологического развития, в полной мере, соответствующей требованиям комплексного подхода и учитывающей системный характер нарушений при РАС.
Апробация результатов исследования осуществлялась в форме научных публикаций.
По теме исследования было опубликовано две научные статьи:
- Психолого-педагогические особенности детей с расстройствами аутистического спектра // Сборник материалов XXV Международной научно-практической конференции «EurasiaScience», 15 ноября 2019 г. - Ч. 2. - С. 63-65;
- Теоретические аспекты разработки программ сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра // East European Science Journal. - 2019. - № 51. - С. 17-21.
Структура и объём магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 100 источников, включает таблицы, приложение.
Автором лично проведены: сбор материала, подбор методик для проведения эмпирического исследования, выявление особенностей моторной сферы ребёнка с РАС, анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка и обоснование программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом его психофизиологического развития.
Во всём мире специалистами в области медицины, психологии и педагогики активно изучаются причины и факторы возникновения аутизма, особенности развития лиц с различными типами аутистических расстройств. Особое внимание уделяется вопросам разработки программ сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.
Вместе с тем, несмотря на достаточную разработанность теоретико-методологического аппарата и множество прикладных методических рекомендаций в области коррекции РАС, разработка программ сопровождения детей с аутизмом по-прежнему вызывает у специалистов немало трудностей.
На наш взгляд, основная причина трудностей при разработке программ сопровождения детей с РАС заключается в том, что при разработке программ сопровождения специалистами уделяется повышенное внимание психолого-педагогическим и социально-психологическим аспектам коррекции нарушений в развитии, в то время как физиологический аспект проблемы практически не принимается во внимание, хотя системный характер нарушений априори предполагает определённые отклонения в физиологическом развитии, для коррекции которых так же требуется применение специальных средств.
Таким образом, можно констатировать, что проблема исследования заключается в наличии противоречия между фактически установленным системным характером нарушений при аутизме и недостаточным вниманием к этому факту на практике, что проявляется недостаточной разработанности методического инструментария для комплексного сопровождения ребёнка с РАС с учётом всех параметров его психофизиологического развития.
Наличие такого противоречия обусловило актуальность темы настоящего исследования и его проблематику, концентрирующуюся вокруг вопросов теории и практики разработки программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом его психофизиологического развития.
Целью исследования является теоретико-методологическое обоснование и разработка программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом его психофизиологического развития.
Объект исследования: особенности психофизиологического развития ребёнка с РАС.
Предмет исследования: программа сопровождения ребёнка с РАС с учётом его психофизиологического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что системный характер нарушений при РАС обусловливает четырёхкомпонентную структуру программы индивидуального сопровождения: медико-фармакологическая поддержка, развитие психических функций, развитие речи, развитие моторики.
В соответствии с объектом, предметом и поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности физиологического развития детей дошкольного возраста, психолого-педагогические особенности детей с расстройствами аутистического спектра, феноменологию расстройств аутистического спектра и теоретические аспекты разработки программ сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Изучить особенности психофизиологического развития ребёнка с РАС.
3. Разработать и теоретико-методологически обосновать индивидуальную программу сопровождения ребёнка с РАС с учётом параметров его психофизиологического развития.
Методологическую основу исследования составили: теории аутизма (Е. Блейлер, Л. Каннер, В.М. Башина, Х. Ремшмидт, А.Р. Лурия и др.), учение о триаде нарушений при аутизме (L.Wing &J.Gould), классификации психического дизонтогенеза и детского аутизма (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Д.И. Исаев, В.Е. Каган и др.); метрический (Н.И. Озерецкий), нейропсихологический (А.Р. Лурия), психолого-педагогический (С.Д. Забрамная, Е. М. Мастюкова, Е. А. Стребелева) и клинический (Е.М. Мастюкова, Н.П. Вайзман) подходы к изучению моторной сферы детей; теории педагогического проектирования (Н.В. Кузьмина,В.П. Беспалько, Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, В.В. Рубцов, В.Ф. Взятышев, Е.С. Заир-Бек, Р.И. Ильин, А.А. Кирсанов, И.И. Ильясов, Ю.С. Тюников).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, научно¬
методической литературы по проблеме исследования, планирование;
- эмпирические: психодиагностические методы, метод моторных проб, методы количественного и качественного анализа полученных экспериментальных данных.
В программу эмпирического исследования нами были включены следующие методики:
1. Моторные пробы (Н.И. Озерецкий).
2. Карта «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка» (И.И. Мамайчук).
Организация исследования. Экспериментальное исследование особенностей психофизиологического развития ребёнка с РАС проводилось на базе клиники СКИРТ. Участником исследования стал мальчик по имени Сергей, 2012 года рождения (в декабре исполнилось 7 лет), с атипичным аутизмом.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2017 г. по 2019 г. и осуществлялось в пять этапов:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Второй этап - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Третий этап - сбор первичных данных о ребёнке, подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей психофизиологического развития ребёнка с РАС. Проведение исследования. Анализ первичных данных и результатов исследования.
Четвертый этап - разработка и теоретико-методологическое обоснование программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом параметров его психофизиологического развития.
Пятый этап - обобщение теоретических положений и экспериментальных выводов, корректировка текста работы и её оформление.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации научных представлений о закономерностях и особенностях психофизиологического развития детей с расстройствами аутистического спектра; сформулированы базовые теоретико-методологические основы разработки программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом всех параметров его психофизиологического развития.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в разработке программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом всех параметров его психофизиологического развития, в полной мере, соответствующей требованиям комплексного подхода и учитывающей системный характер нарушений при РАС.
Апробация результатов исследования осуществлялась в форме научных публикаций.
По теме исследования было опубликовано две научные статьи:
- Психолого-педагогические особенности детей с расстройствами аутистического спектра // Сборник материалов XXV Международной научно-практической конференции «EurasiaScience», 15 ноября 2019 г. - Ч. 2. - С. 63-65;
- Теоретические аспекты разработки программ сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра // East European Science Journal. - 2019. - № 51. - С. 17-21.
Структура и объём магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 100 источников, включает таблицы, приложение.
Автором лично проведены: сбор материала, подбор методик для проведения эмпирического исследования, выявление особенностей моторной сферы ребёнка с РАС, анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка и обоснование программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом его психофизиологического развития.
Целью настоящего исследования являлись теоретико-методологическое обоснование и разработка программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом его психофизиологического развития.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что системный характер нарушений при РАС обусловливает четырёхкомпонентную структуру программы индивидуального сопровождения: медико-фармакологическая поддержка, развитие психических функций, развитие речи, развитие моторики.
Анализ литературных источников по теме исследования показал, что дошкольный возраст можно по праву назвать периодом интенсивного физиологического развития ребёнка, сопровождающегося активным ростом, созреванием органов и их систем, совершенствованием множества различных психофизиологических функций.
Теоретический анализ научных источников позволяет утверждать, что расстройства аутистического спектра представляют собой системные нарушения, проявляющиеся, прежде всего, в расстройствах коммуникации и социализации, трудностях в формировании вербальных и невербальных коммуникативных средств, аномалиях в развитии воображения. В подавляющем большинстве случаев расстройство аутистического спектра сопряжено с нарушениями в интеллектуальном развитии. Непременными атрибутами РАС являются отклонения в сенсорном развитии и нарушения в двигательной сфере. Специфика последних заключается в том, что внешне они не всегда проявляются со всей очевидностью, что затрудняет их своевременную диагностику и коррекцию.
К числу основных психолого-педагогических особенностей детей с расстройствами аутистического спектра, которые необходимо учитывать при разработке программ их обучения воспитания и социализации, следует отнести неконтактность таких детей, их незаинтересованность в освоении окружающего мира, несформированность потребности в общении, нарушения в установлении эмоциональных связей, сенсорная гиперчувствительность, специфичность интеллектуальных функций и нарушения моторики.
Изучив теоретические аспекты проблемы разработки программы сопровождения ребёнка с ОВЗ, мы выяснили, что это - особый вид деятельности, именуемый педагогическим проектированием. К процессуальной и результативной сторонам педагогического проектирования предъявляется большое количество требований. В качестве основных требований можно выделить комплексный подход к проектированию программы и учёт специфики дефекта. В нашем случае специфичность дефекта заключается в его системности, что требует учёта всех, без исключения, параметров психофизиологического развития ребёнка с РАС.
Экспериментальное исследование особенностей психофизиологического развития ребёнка с РАС проводилось на базе клиники СКИРТ. Участником исследования стал мальчик по имени Сергей, 2012 года рождения (в декабре исполнится 7 лет), с атипичным аутизмом. Особенность этого случая заключается в том, что ребёнок родился с высокими показателями по шкале Апгар и на первом году жизни развивался в соответствии с возрастными нормативами. В возрасте 1 года 2 месяцев произошёл откат, в результате которого проявились тотальные нарушения в интеллектуальном, эмоциональном и социальном развитии ребёнка.
На первом этапе исследования осуществлялся сбор и анализ первичных данных, зафиксированных в медицинской карте и отчетной документации специалистов клиники СКИРТ. На втором этапе - исследование актуального состояния психофизиологического развития ребёнка.
С учётом теоретических положений о системном характере нарушений при РАС и руководствуясь принципом комплексного подхода к сопровождению ребёнка с расстройствами аутистического спектра мы провели комплексное обследование, включающее следующие направления: медицинское освидетельствование, психологическая диагностика, логопедическая диагностика, исследование особенностей физиологического развития.
У обследованного ребёнка с атипичным аутизмом имеются множественные признаки отставания в психомоторном развитии, которые проявляются в патологических изменениях строения отдельных частей тела, нарушениях коммуникации, дефицитарности познавательных функций, эмоциональной ограниченности, нарушениях моторики.
На протяжении 5 с половиной лет, которые прошли с дебюта заболевания, с ребёнком проводилась интенсивная коррекционная работа с использованием довольно широкого спектра дефектологических методов и технологий. Специалистами клиники СКИРТ были достигнуты существенные положительные результаты. Вместе с тем, ребёнок продолжает нуждаться в коррекционно-развивающей работе, которую необходимо осуществлять совместными усилиями специалистов разных профилей.
Теоретико-методологическое обоснование программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом его психофизиологического развития базируется на представлении о системном характере нарушений при РАС, теории педагогического проектирования и научных данных о том, что значительным коррекционно-развивающим потенциалом в направлении устранения моторного недоразвития выступает адаптивная физическая культура.
Содержание предложенной программы состоит из четырёх блоков: медико-фармакологическая поддержка; развитие психических функций; развитие речи и развитие моторики.
Медико-фармакологическая поддержка будет осуществляться путём реализации тех мероприятий, которые рекомендованы неврологом: нейроэнергокартирование, консультации иммунолога, окулиста, эндокринолога, занятия с дефектологом, соблюдение диеты, комплексный курс по телесно ориентированной нейропсихологической реабилитации, общий массаж, пальчиковая гимнастика, консультации психолога- игротерапевта, сенсомоторные индивидуальные занятия, медикаментозная терапия и ограничения в использовании телевидения, мобильного телефона, компьютера.
В виду того, что основу формирования академических предпосылок к обучению и развития психических функций составляет коммуникация, психологическую коррекцию со стороны педагога-психолога предложено направить на развитие социальных навыков ребёнка. Коррекционную работу рекомендуется осуществлять в двух режимах: щадящем и активирующем.
С учётом того, что социальная ориентировка ребёнка с РАС значительно усложняется из-за нарушенного восприятия пространственных отношений, рекомендовано также в содержание психокоррекционной работы включить упражнения на закрепление представлений о собственном теле и двигательной активности в реальном пространстве, и упражнения, которые будут способствовать коррекции нарушений квазипространственных представлений, которые препятствуют пониманию логико-грамматических структур языка.
Коррекцию речевых нарушений рекомендовано начать с устранения нарушений в работе артикуляционного аппарата (меняющегося тонуса), так как эти нарушения приводят к «смазанности» речи, искажениям произносительной стороны и, в конечном итоге, семантики. Выполнение артикуляционных упражнений следует сопровождать счётом, задавая, удерживая и корректируя ритм деятельности.
Моторное развитие предлагается осуществлять средствами адаптивной физической культуры, в которой выполнение физических упражнений на развитие двигательных навыков и координации сочетается с игрой. Основным взаимодействием в коррекционной работе с ребёнком-аутистом являются стереотипные игры. Кроме того, рекомендованы сенсорные игры, позволяющие ребёнку получать положительные эмоции от разных сенсорных источников, которые обычно не принимаются ребёнком вплоть до полного отторжения. Для укрепления мышечного корсета и развития основных физических качеств рекомендуется регулярно включать в занятия адаптивной физкультурой упражнения ОФП и подвижные игры.
Содержание предлагаемой программы рассчитано на один календарный год. По завершении реализации программы необходима контрольная диагностика по всем параметрам развития и анализ результатов в динамике, что позволит разработать траекторию коррекционно-развивающей работы на следующий год.
На основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, все поставленные задачи выполнены, цель работы достигнута.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что системный характер нарушений при РАС обусловливает четырёхкомпонентную структуру программы индивидуального сопровождения: медико-фармакологическая поддержка, развитие психических функций, развитие речи, развитие моторики.
Анализ литературных источников по теме исследования показал, что дошкольный возраст можно по праву назвать периодом интенсивного физиологического развития ребёнка, сопровождающегося активным ростом, созреванием органов и их систем, совершенствованием множества различных психофизиологических функций.
Теоретический анализ научных источников позволяет утверждать, что расстройства аутистического спектра представляют собой системные нарушения, проявляющиеся, прежде всего, в расстройствах коммуникации и социализации, трудностях в формировании вербальных и невербальных коммуникативных средств, аномалиях в развитии воображения. В подавляющем большинстве случаев расстройство аутистического спектра сопряжено с нарушениями в интеллектуальном развитии. Непременными атрибутами РАС являются отклонения в сенсорном развитии и нарушения в двигательной сфере. Специфика последних заключается в том, что внешне они не всегда проявляются со всей очевидностью, что затрудняет их своевременную диагностику и коррекцию.
К числу основных психолого-педагогических особенностей детей с расстройствами аутистического спектра, которые необходимо учитывать при разработке программ их обучения воспитания и социализации, следует отнести неконтактность таких детей, их незаинтересованность в освоении окружающего мира, несформированность потребности в общении, нарушения в установлении эмоциональных связей, сенсорная гиперчувствительность, специфичность интеллектуальных функций и нарушения моторики.
Изучив теоретические аспекты проблемы разработки программы сопровождения ребёнка с ОВЗ, мы выяснили, что это - особый вид деятельности, именуемый педагогическим проектированием. К процессуальной и результативной сторонам педагогического проектирования предъявляется большое количество требований. В качестве основных требований можно выделить комплексный подход к проектированию программы и учёт специфики дефекта. В нашем случае специфичность дефекта заключается в его системности, что требует учёта всех, без исключения, параметров психофизиологического развития ребёнка с РАС.
Экспериментальное исследование особенностей психофизиологического развития ребёнка с РАС проводилось на базе клиники СКИРТ. Участником исследования стал мальчик по имени Сергей, 2012 года рождения (в декабре исполнится 7 лет), с атипичным аутизмом. Особенность этого случая заключается в том, что ребёнок родился с высокими показателями по шкале Апгар и на первом году жизни развивался в соответствии с возрастными нормативами. В возрасте 1 года 2 месяцев произошёл откат, в результате которого проявились тотальные нарушения в интеллектуальном, эмоциональном и социальном развитии ребёнка.
На первом этапе исследования осуществлялся сбор и анализ первичных данных, зафиксированных в медицинской карте и отчетной документации специалистов клиники СКИРТ. На втором этапе - исследование актуального состояния психофизиологического развития ребёнка.
С учётом теоретических положений о системном характере нарушений при РАС и руководствуясь принципом комплексного подхода к сопровождению ребёнка с расстройствами аутистического спектра мы провели комплексное обследование, включающее следующие направления: медицинское освидетельствование, психологическая диагностика, логопедическая диагностика, исследование особенностей физиологического развития.
У обследованного ребёнка с атипичным аутизмом имеются множественные признаки отставания в психомоторном развитии, которые проявляются в патологических изменениях строения отдельных частей тела, нарушениях коммуникации, дефицитарности познавательных функций, эмоциональной ограниченности, нарушениях моторики.
На протяжении 5 с половиной лет, которые прошли с дебюта заболевания, с ребёнком проводилась интенсивная коррекционная работа с использованием довольно широкого спектра дефектологических методов и технологий. Специалистами клиники СКИРТ были достигнуты существенные положительные результаты. Вместе с тем, ребёнок продолжает нуждаться в коррекционно-развивающей работе, которую необходимо осуществлять совместными усилиями специалистов разных профилей.
Теоретико-методологическое обоснование программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом его психофизиологического развития базируется на представлении о системном характере нарушений при РАС, теории педагогического проектирования и научных данных о том, что значительным коррекционно-развивающим потенциалом в направлении устранения моторного недоразвития выступает адаптивная физическая культура.
Содержание предложенной программы состоит из четырёх блоков: медико-фармакологическая поддержка; развитие психических функций; развитие речи и развитие моторики.
Медико-фармакологическая поддержка будет осуществляться путём реализации тех мероприятий, которые рекомендованы неврологом: нейроэнергокартирование, консультации иммунолога, окулиста, эндокринолога, занятия с дефектологом, соблюдение диеты, комплексный курс по телесно ориентированной нейропсихологической реабилитации, общий массаж, пальчиковая гимнастика, консультации психолога- игротерапевта, сенсомоторные индивидуальные занятия, медикаментозная терапия и ограничения в использовании телевидения, мобильного телефона, компьютера.
В виду того, что основу формирования академических предпосылок к обучению и развития психических функций составляет коммуникация, психологическую коррекцию со стороны педагога-психолога предложено направить на развитие социальных навыков ребёнка. Коррекционную работу рекомендуется осуществлять в двух режимах: щадящем и активирующем.
С учётом того, что социальная ориентировка ребёнка с РАС значительно усложняется из-за нарушенного восприятия пространственных отношений, рекомендовано также в содержание психокоррекционной работы включить упражнения на закрепление представлений о собственном теле и двигательной активности в реальном пространстве, и упражнения, которые будут способствовать коррекции нарушений квазипространственных представлений, которые препятствуют пониманию логико-грамматических структур языка.
Коррекцию речевых нарушений рекомендовано начать с устранения нарушений в работе артикуляционного аппарата (меняющегося тонуса), так как эти нарушения приводят к «смазанности» речи, искажениям произносительной стороны и, в конечном итоге, семантики. Выполнение артикуляционных упражнений следует сопровождать счётом, задавая, удерживая и корректируя ритм деятельности.
Моторное развитие предлагается осуществлять средствами адаптивной физической культуры, в которой выполнение физических упражнений на развитие двигательных навыков и координации сочетается с игрой. Основным взаимодействием в коррекционной работе с ребёнком-аутистом являются стереотипные игры. Кроме того, рекомендованы сенсорные игры, позволяющие ребёнку получать положительные эмоции от разных сенсорных источников, которые обычно не принимаются ребёнком вплоть до полного отторжения. Для укрепления мышечного корсета и развития основных физических качеств рекомендуется регулярно включать в занятия адаптивной физкультурой упражнения ОФП и подвижные игры.
Содержание предлагаемой программы рассчитано на один календарный год. По завершении реализации программы необходима контрольная диагностика по всем параметрам развития и анализ результатов в динамике, что позволит разработать траекторию коррекционно-развивающей работы на следующий год.
На основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, все поставленные задачи выполнены, цель работы достигнута.
Подобные работы
- Психологическая программа коррекции произвольною внимания учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистическою спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2023 - Игровые формы работы с литературным текстом в дошкольном образовательном учреждении
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



