Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки программ сопровождения детей с РАС с учётом физиологического развития 8
1.1. Особенности физиологического развития детей дошкольного
возраста 8
1.2. Феноменология расстройств аутистического спектра 12
1.3. Психолого-педагогические особенности детей с РАС 22
1.4. Разработка программ сопровождения детей с ОВЗ 25
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей
психофизиологического развития ребёнка с РАС 37
2.1. Организация и методическое обеспечение исследования 37
2.2. Анализ первичных данных 42
2.3. Анализ результатов исследования 49
Выводы по второй главе 60
Глава 3. Разработка программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом его психофизиологического развития 62
3.1. Теоретико-методологическое обоснование программы сопровождения 62
3.2. Содержание программы сопровождения 71
Выводы по третьей главе 83
Заключение 85
Список использованной литературы 90
Приложение
Актуальность исследования. За последнее десятилетие расстройства аутистического спектра стали одним из самых распространённых видов нарушений в развитии детей. Частота встречаемости РАС растёт настолько быстро, что в научном сообществе стало принято говорить об эпидемиологическом характере распространения этого нарушения.
Во всём мире специалистами в области медицины, психологии и педагогики активно изучаются причины и факторы возникновения аутизма, особенности развития лиц с различными типами аутистических расстройств. Особое внимание уделяется вопросам разработки программ сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.
Вместе с тем, несмотря на достаточную разработанность теоретико-методологического аппарата и множество прикладных методических рекомендаций в области коррекции РАС, разработка программ сопровождения детей с аутизмом по-прежнему вызывает у специалистов немало трудностей.
На наш взгляд, основная причина трудностей при разработке программ сопровождения детей с РАС заключается в том, что при разработке программ сопровождения специалистами уделяется повышенное внимание психолого-педагогическим и социально-психологическим аспектам коррекции нарушений в развитии, в то время как физиологический аспект проблемы практически не принимается во внимание, хотя системный характер нарушений априори предполагает определённые отклонения в физиологическом развитии, для коррекции которых так же требуется применение специальных средств.
Таким образом, можно констатировать, что проблема исследования заключается в наличии противоречия между фактически установленным системным характером нарушений при аутизме и недостаточным вниманием к этому факту на практике, что проявляется недостаточной разработанности методического инструментария для комплексного сопровождения ребёнка с РАС с учётом всех параметров его психофизиологического развития.
Наличие такого противоречия обусловило актуальность темы настоящего исследования и его проблематику, концентрирующуюся вокруг вопросов теории и практики разработки программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом его психофизиологического развития.
Целью исследования является теоретико-методологическое обоснование и разработка программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом его психофизиологического развития.
Объект исследования: особенности психофизиологического развития ребёнка с РАС.
Предмет исследования: программа сопровождения ребёнка с РАС с учётом его психофизиологического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что системный характер нарушений при РАС обусловливает четырёхкомпонентную структуру программы индивидуального сопровождения: медико-фармакологическая поддержка, развитие психических функций, развитие речи, развитие моторики.
В соответствии с объектом, предметом и поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности физиологического развития детей дошкольного возраста, психолого-педагогические особенности детей с расстройствами аутистического спектра, феноменологию расстройств аутистического спектра и теоретические аспекты разработки программ сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Изучить особенности психофизиологического развития ребёнка с РАС.
3. Разработать и теоретико-методологически обосновать индивидуальную программу сопровождения ребёнка с РАС с учётом параметров его психофизиологического развития.
Методологическую основу исследования составили: теории аутизма (Е. Блейлер, Л. Каннер, В.М. Башина, Х. Ремшмидт, А.Р. Лурия и др.), учение о триаде нарушений при аутизме (L.Wing &J.Gould), классификации психического дизонтогенеза и детского аутизма (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Д.И. Исаев, В.Е. Каган и др.); метрический (Н.И. Озерецкий), нейропсихологический (А.Р. Лурия), психолого-педагогический (С.Д. Забрамная, Е. М. Мастюкова, Е. А. Стребелева) и клинический (Е.М. Мастюкова, Н.П. Вайзман) подходы к изучению моторной сферы детей; теории педагогического проектирования (Н.В. Кузьмина,В.П. Беспалько, Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, В.В. Рубцов, В.Ф. Взятышев, Е.С. Заир-Бек, Р.И. Ильин, А.А. Кирсанов, И.И. Ильясов, Ю.С. Тюников).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, научно¬
методической литературы по проблеме исследования, планирование;
- эмпирические: психодиагностические методы, метод моторных проб, методы количественного и качественного анализа полученных экспериментальных данных.
В программу эмпирического исследования нами были включены следующие методики:
1. Моторные пробы (Н.И. Озерецкий).
2. Карта «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка» (И.И. Мамайчук).
Организация исследования. Экспериментальное исследование особенностей психофизиологического развития ребёнка с РАС проводилось на базе клиники СКИРТ. Участником исследования стал мальчик по имени Сергей, 2012 года рождения (в декабре исполнилось 7 лет), с атипичным аутизмом.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2017 г. по 2019 г. и осуществлялось в пять этапов:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Второй этап - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Третий этап - сбор первичных данных о ребёнке, подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей психофизиологического развития ребёнка с РАС. Проведение исследования. Анализ первичных данных и результатов исследования.
Четвертый этап - разработка и теоретико-методологическое обоснование программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом параметров его психофизиологического развития.
Пятый этап - обобщение теоретических положений и экспериментальных выводов, корректировка текста работы и её оформление.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации научных представлений о закономерностях и особенностях психофизиологического развития детей с расстройствами аутистического спектра; сформулированы базовые теоретико-методологические основы разработки программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом всех параметров его психофизиологического развития.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в разработке программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом всех параметров его психофизиологического развития, в полной мере, соответствующей требованиям комплексного подхода и учитывающей системный характер нарушений при РАС.
Апробация результатов исследования осуществлялась в форме научных публикаций.
По теме исследования было опубликовано две научные статьи:
- Психолого-педагогические особенности детей с расстройствами аутистического спектра // Сборник материалов XXV Международной научно-практической конференции «EurasiaScience», 15 ноября 2019 г. - Ч. 2. - С. 63-65;
- Теоретические аспекты разработки программ сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра // East European Science Journal. - 2019. - № 51. - С. 17-21.
Структура и объём магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 100 источников, включает таблицы, приложение.
Автором лично проведены: сбор материала, подбор методик для проведения эмпирического исследования, выявление особенностей моторной сферы ребёнка с РАС, анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка и обоснование программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом его психофизиологического развития.
Целью настоящего исследования являлись теоретико-методологическое обоснование и разработка программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом его психофизиологического развития.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что системный характер нарушений при РАС обусловливает четырёхкомпонентную структуру программы индивидуального сопровождения: медико-фармакологическая поддержка, развитие психических функций, развитие речи, развитие моторики.
Анализ литературных источников по теме исследования показал, что дошкольный возраст можно по праву назвать периодом интенсивного физиологического развития ребёнка, сопровождающегося активным ростом, созреванием органов и их систем, совершенствованием множества различных психофизиологических функций.
Теоретический анализ научных источников позволяет утверждать, что расстройства аутистического спектра представляют собой системные нарушения, проявляющиеся, прежде всего, в расстройствах коммуникации и социализации, трудностях в формировании вербальных и невербальных коммуникативных средств, аномалиях в развитии воображения. В подавляющем большинстве случаев расстройство аутистического спектра сопряжено с нарушениями в интеллектуальном развитии. Непременными атрибутами РАС являются отклонения в сенсорном развитии и нарушения в двигательной сфере. Специфика последних заключается в том, что внешне они не всегда проявляются со всей очевидностью, что затрудняет их своевременную диагностику и коррекцию.
К числу основных психолого-педагогических особенностей детей с расстройствами аутистического спектра, которые необходимо учитывать при разработке программ их обучения воспитания и социализации, следует отнести неконтактность таких детей, их незаинтересованность в освоении окружающего мира, несформированность потребности в общении, нарушения в установлении эмоциональных связей, сенсорная гиперчувствительность, специфичность интеллектуальных функций и нарушения моторики.
Изучив теоретические аспекты проблемы разработки программы сопровождения ребёнка с ОВЗ, мы выяснили, что это - особый вид деятельности, именуемый педагогическим проектированием. К процессуальной и результативной сторонам педагогического проектирования предъявляется большое количество требований. В качестве основных требований можно выделить комплексный подход к проектированию программы и учёт специфики дефекта. В нашем случае специфичность дефекта заключается в его системности, что требует учёта всех, без исключения, параметров психофизиологического развития ребёнка с РАС.
Экспериментальное исследование особенностей психофизиологического развития ребёнка с РАС проводилось на базе клиники СКИРТ. Участником исследования стал мальчик по имени Сергей, 2012 года рождения (в декабре исполнится 7 лет), с атипичным аутизмом. Особенность этого случая заключается в том, что ребёнок родился с высокими показателями по шкале Апгар и на первом году жизни развивался в соответствии с возрастными нормативами. В возрасте 1 года 2 месяцев произошёл откат, в результате которого проявились тотальные нарушения в интеллектуальном, эмоциональном и социальном развитии ребёнка.
На первом этапе исследования осуществлялся сбор и анализ первичных данных, зафиксированных в медицинской карте и отчетной документации специалистов клиники СКИРТ. На втором этапе - исследование актуального состояния психофизиологического развития ребёнка.
С учётом теоретических положений о системном характере нарушений при РАС и руководствуясь принципом комплексного подхода к сопровождению ребёнка с расстройствами аутистического спектра мы провели комплексное обследование, включающее следующие направления: медицинское освидетельствование, психологическая диагностика, логопедическая диагностика, исследование особенностей физиологического развития.
У обследованного ребёнка с атипичным аутизмом имеются множественные признаки отставания в психомоторном развитии, которые проявляются в патологических изменениях строения отдельных частей тела, нарушениях коммуникации, дефицитарности познавательных функций, эмоциональной ограниченности, нарушениях моторики.
На протяжении 5 с половиной лет, которые прошли с дебюта заболевания, с ребёнком проводилась интенсивная коррекционная работа с использованием довольно широкого спектра дефектологических методов и технологий. Специалистами клиники СКИРТ были достигнуты существенные положительные результаты. Вместе с тем, ребёнок продолжает нуждаться в коррекционно-развивающей работе, которую необходимо осуществлять совместными усилиями специалистов разных профилей.
Теоретико-методологическое обоснование программы сопровождения ребёнка с РАС с учётом его психофизиологического развития базируется на представлении о системном характере нарушений при РАС, теории педагогического проектирования и научных данных о том, что значительным коррекционно-развивающим потенциалом в направлении устранения моторного недоразвития выступает адаптивная физическая культура.
Содержание предложенной программы состоит из четырёх блоков: медико-фармакологическая поддержка; развитие психических функций; развитие речи и развитие моторики.
Медико-фармакологическая поддержка будет осуществляться путём реализации тех мероприятий, которые рекомендованы неврологом: нейроэнергокартирование, консультации иммунолога, окулиста, эндокринолога, занятия с дефектологом, соблюдение диеты, комплексный курс по телесно ориентированной нейропсихологической реабилитации, общий массаж, пальчиковая гимнастика, консультации психолога- игротерапевта, сенсомоторные индивидуальные занятия, медикаментозная терапия и ограничения в использовании телевидения, мобильного телефона, компьютера.
В виду того, что основу формирования академических предпосылок к обучению и развития психических функций составляет коммуникация, психологическую коррекцию со стороны педагога-психолога предложено направить на развитие социальных навыков ребёнка. Коррекционную работу рекомендуется осуществлять в двух режимах: щадящем и активирующем.
С учётом того, что социальная ориентировка ребёнка с РАС значительно усложняется из-за нарушенного восприятия пространственных отношений, рекомендовано также в содержание психокоррекционной работы включить упражнения на закрепление представлений о собственном теле и двигательной активности в реальном пространстве, и упражнения, которые будут способствовать коррекции нарушений квазипространственных представлений, которые препятствуют пониманию логико-грамматических структур языка.
Коррекцию речевых нарушений рекомендовано начать с устранения нарушений в работе артикуляционного аппарата (меняющегося тонуса), так как эти нарушения приводят к «смазанности» речи, искажениям произносительной стороны и, в конечном итоге, семантики. Выполнение артикуляционных упражнений следует сопровождать счётом, задавая, удерживая и корректируя ритм деятельности.
Моторное развитие предлагается осуществлять средствами адаптивной физической культуры, в которой выполнение физических упражнений на развитие двигательных навыков и координации сочетается с игрой. Основным взаимодействием в коррекционной работе с ребёнком-аутистом являются стереотипные игры. Кроме того, рекомендованы сенсорные игры, позволяющие ребёнку получать положительные эмоции от разных сенсорных источников, которые обычно не принимаются ребёнком вплоть до полного отторжения. Для укрепления мышечного корсета и развития основных физических качеств рекомендуется регулярно включать в занятия адаптивной физкультурой упражнения ОФП и подвижные игры.
Содержание предлагаемой программы рассчитано на один календарный год. По завершении реализации программы необходима контрольная диагностика по всем параметрам развития и анализ результатов в динамике, что позволит разработать траекторию коррекционно-развивающей работы на следующий год.
На основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, все поставленные задачи выполнены, цель работы достигнута.
1. Аутичный ребенок: пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Теревинф. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/2/0081/2 0081-1. shtml.
2. Баенская Е.Р. Основное направление и содержание ранней коррекционной помощи детям с аутизмом / Е.Р. Баенская // Материалы к Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута». Тезисы и аннотации докладов. - М., 2014. - С. 21-22.
3. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития детей с аутизмом: дис. ... канд. психол. Наук / Е.Р. Баенская. - М., 2000.
4. Базылевич Т.Ф. Дифференциальная психофизиология и психология: Ключевые идеи: Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013
5. Башина В.М. Аутизм в детстве / В.М. Башина. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/53979261/
6. Башина В.М. Аффективные расстройства (синдромы) в клинике шизофрении у детей / В.М. Башина // Журн. невропатол. и психиатр. - 1981.
- Т. 81. - Вып. 10. - С. 1514-1518.
7. Башина В.М. К особенностям некоторых форм аномального поведения у детей в круге шизофренических дизонтогений / В.М. Башина, Н.В. Симашкова // В кн.: Нарушения поведения у детей и подростков: Тр. Московского НИИ психиатрии и Ленинградского НИ неврологического ин¬та им. Бехтерева. - М., 1981 - С. 89-93.
8. Башина В.М. О синдроме раннего детского аутизма Каннера / В.М. Башина // Журн. невропатол. и психиатр. - 1974. - Т. 74. - Вып. 10. - С. 1538-1542.
9. Башина В.М. Особенности ранней детской шизофрении, протекающей с астеноадинамическими, адинамическими и афективно-кататоническими приступами / В.М. Башина, Н.В. Симашкова // Журн. невропатол. и психиатр.
- 1989. - Т. 89. - Вып. 1. - С. 73-79.
10. Башина В.М. Ранний детский аутизм / В.М. Башина // Исцеление: Альманах. - М., 1993. - С. 154-165.
11. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения / В.М. Башина. - М., 1980.
12. Башина В.М. Синдром аутизма у детей / В.М. Башина, Г.Н. Пивоварова // Журн. невропатол. и психиатр. - 1970. - Т. 70. - Вып. 6. - С. 941-943.
13. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Б. Беттельхейм. - М.: Фонд «Мир»; Академический проект, 2013.
14. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика / О. Богдашина. -
Донецк: Лебедь, 1999. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://sdo.mgaps.rU/books/K3/M7/file/3.pdf.
15. Бушмелев М.Е. Педагогические технологии обучения учащихся с расстройством аутистического спектра в начальной школе в условиях структурного подразделения общеобразовательной школы / М.Е. Бушмелев // Материалы к Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута». Тезисы и аннотации докладов. - М., 2014. - С. 34-35.
16. Варанкова Л.В. Клинико-динамическая характеристика и реабилитация больных, страдающих ранним детским аутизмом (по материалам Томской области): дисс. ... канд. мед. Наук / Л.В. Варанкова. - Томск, 2004.
17. Волкмар Ф.Р. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Кн. 1/ Ф.Р. Волкмар, Л.А. Вайзнер; пер. с англ. Б. Зуева, А. Чечиной, И. Дергачевой и др. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
18. Волкмар Ф.Р. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Кн. 2 / Ф.Р. Волкмар, Л.А. Вайзнер; пер. с англ. Б. Зуева,
А. Чечиной, И. Дергачевой и др. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
19. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1986.
20. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2: Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский; Под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982.
21. Высотина Т.Н. Особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом: дисс. ... канд. психол. наук / Т.Н. Высотина. - СПб., 2013.
22. Гилберт К. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / К. Гилберт, Т. Питерс; Пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н. Исаева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
23. Горина А.С. Биохимические механизмы развития аутизма и синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей: дисс. ... докт. биол. наук / А.С. Горина. - Новосибирск, 2013.
24. Гусева С.В. Интеграция детей с РАС в образовательную и социальную среду (опыт Тулы) / С.В. Гусева // Материалы к Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута». Тезисы и аннотации докладов. - М., 2014. - С. 36-37.
25. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник / Н.Н. Данилова. - М.: Аспект- Пресс, 2012.
26. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми/Т. Делани; пер. с англ. В. Дягтеревой; науч. ред. С. Анисимова. - 2-е изд. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016.
27. Детский аутизм: хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед., псих. и мед. учеб. заведений / Ин-т спец. педагогики и психологии, Междунар. ун-т семьи и ребенка им. Рауля Валленберга; сост. Л.М. Шипицына. - 2-е изд., перераб. идоп. - СПб.: Дидактика Плюс, 2001.
28. Довбня С. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью / С. Довбня, Т. Морозова, А. Залогина, И. Монова. - СПб.: Сеанс, 2018.
29. Жуков Д.Е. Сравнительный анализ биопсихосоциальных факторов в течении детского аутизма: дис. ... канд. психол. наук / Д.Е. Жуков. - СПб., 2005.
30.Завитаев П.Ю. Клиническая семантика аутизма: дисс. ... канд. мед. наук / П.Ю. Завитаев. - СПб., 2008.
31. Захарова И.Ю. Повышение родительской компетентности и профилактика вторичных нарушений у детей раннего возраста с РАС / И.Ю. Захарова, Е.В. Моржина // Материалы к Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута». Тезисы и аннотации докладов. - М., 2014. - С. 23-24.
32.Зыкова С.М. Принципы разработки программы коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья / С.М. Зыкова, Е.А. Сятчихина, С.Р. Гайнутдинова [и др.] // Вестник АНО ВПО
«Прикамский социальный институт». - 2015. - № 3(71). - [Электронный ресурс]. Режим доступа:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/printsipy-razrabotki-programmy-korrektsionnoy-raboty-dlya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhno styami-zdorovya
33. Кабардов М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика / М.К. Кабардов. - М.: Смысл, 2013.
34. Каган В.Е. Аутизм у детей / В.Е. Каган. - Л.: Медицина, 1981.
35. Каган В.Е. Диагностика и лечение аутизма у детей / В.Е. Каган. - СПб.: Ленингр. педиатрический мед. ин-т, 2006.
36. Караневская О.В. Поддержка школьного обучения детей с РАС / О.В. Караневская // Материалы к Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута». Тезисы и аннотации докладов. - М., 2014. - С. 39-40.
37. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми / И.Б. Карвасарская. - М., 2003.
38. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалев. - М.: Медицина, 2005.
39. Красноперова М.Г. Клиника и психопатология процессуального детского аутизма, протекающего с манифестными психозами и задержкой психического развития: дисс. ... канд. мед. наук / М.Г. Красноперова. - М., 2003.
40. Кревелен В.К проблеме аутизма / В.К. Кревелен // Детский аутизм: Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2007. С. 111.
41. Лаврентьева Н.Б. Подготовка к школьному обучению детей с аутизмом: дисс. ... канд. пед. наук / Н.Б. Лаврентьева. - М., 2008.
42. Лазуренко С.Б. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушением интеллектуального развития в системе комплексной реабилитации / С.Б. Лазуренко // Дефектология. - 2012. - № 5. - С. 26-33.
43. Лебединская К.С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. - М.: Просвещение, 1991.
44. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. Заведений /
В.В. Лебединский. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
45. Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии: словарь-справочник. - М., 2002. С. 336-337.
46. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие / А.Р. Лурия. - М.: Академия, 2017.
47. Ляксо Е.Е. Психофизиология: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Е.Е. Ляксо, А.Д. Ноздрачев. - М.: ИЦ Академия, 2012.
48. Мальтинская Н.А. История развития учения об аутизме /
Н.А. Мальтинская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 511. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://e-
koncept.ru/2017/470137.htm.
49. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И. Мамайчук - СПб.: Речь, 2007.
50. Манелис Н.Г. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Н.Г. Манелис, Е.И. Аксенова, П.Л. Богорад [и др.]; Под общ. ред. Хаустова А.В. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.
51. Мастюкова Е.М. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме / Е.М. Мастюкова // Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). - М.: Владос, 1997.
52. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992.
53. Микиртумов Б.Е. Аутизм: история вопроса и современный взгляд / Б.Е. Микиртумов. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://thelib.ru/books/b_e_mikirtumov/autizm_istoriya_voprosa_i_sovremennyy_v zglyad-read-2.html
54. Микиртумов Б.Е. Ранний детский аутизм / Б.Е. Микиртумов, А.Г. Кощавцев, С.В. Гречаный // Клиническая психиатрия раннего детского возраста. - СПб.: Питер, 2001. - С.121-136.
55. Милевски И. Сопутствующие нарушения при аутизме у ребёнка / И. Милевски. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://meduniver.com/Medical/Neurology/soputstvuiuchie narushenia pri autizme.html
56. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и
подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. - М.:
ACADEMIA, 2008.
57. Мнухин С.С. О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей / С.С. Мнухин, А.Е. Зеленецкая, Д.Н. Исаев // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. - 2007. - №10. - С. 45-46.
58. Мнухин С.С. Об органической основе некоторых форм шизоидных и аутистических психопатий / С.С. Мнухин, Д.Н. Исаев // Актуальные вопросы клинической психопатологии и лечения психических заболеваний. Л., 1969.
С. 122-131.
59. Морозов С.А. Социальные и правовые аспекты помощи лицам с расстройствами аутистического спектра (книга для родителей и специалистов) / С.А. Морозов, Т.И. Морозова. - М.: Издательство «Федоровец», 2008.
60. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и
осложнённых формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
61. Морозова Т.И. Отклонения в речевом развитии при детском аутизме и принципы их коррекции / Т.И. Морозова // Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе; Под ред. С.А.Морозова. - М., 2002.
- С. 88-110.
62. Морозова Т.Ю. Дети с тяжелыми аутистическими расстройствами, выраженными проблемами коммуникации и поведения в школе: успешный опыт проектов в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде / Т.Ю. Морозова, С.В. Довбня, А.Г. Залогина, И.И. Монова // Материалы к Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута». Тезисы и аннотации докладов. - М., 2014. - С. 52-53.
63. Морозова С.С. Составление индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичными детьми / С.С. Морозова. - М.: Б/И, 2008.
64. Никольская О.С. Особенности психического развития детей с аутизмом //
Альманах Института коррекционной педагогики. - 2014. - №18. -
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah- 18/osobennosti-psihicheskogo-razvitija-detej-s-146.
65. Никольская О.С. Особенности психического развития и психологическая коррекция детей, страдающих ранним детским аутизмом: Автореф. дис... канд. пед. наук / О.С. Никольская. - М., 2005.
66. Плаксунова Э.В. Характеристика нарушений двигательной сферы у детей с аутизмом / Э.В. Плаксунова // Аутизм и нарушения развития. - 2008. - Т. 6.
- № 2. - С. 50-62.
67. Пробылова В.С. Особенности самосознания пятилетних детей с ранним детским аутизмом: дисс. ... канд. психол. наук / В.С. Пробылова. - Н. Новгород, 2008.
68. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.М. Шипицына, В.М. Сорокин, Д.Н. Исаев и др.; под ред. Л.М. Шипицыной. 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.
69. Разенкова Ю.А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития / Ю.А. Разенкова. М.: Карапуз, 2011.
70. Рязанова А.В. Модель психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А.В. Рязанова, Д.В. Ермолаев, М.С. Шапиро [и др.] // Аутизм и нарушения развития. - 2012. - № 3 (38). - С. 1-23.
71. Сансон П. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми / П. Сансон. - 2-е изд. - М.: Теревинф, 2008
72. Сансон П. Психопедагогика работы с детьми и взрослыми с аутизмом / П. Сансон. - М.: Аспект-Пресс, 2011.
73. Сваталова Т.А. Проектирование адаптированных образовательных
программ для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Т.А. Сваталова, Г.В. Яковлева // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-adaptirovannyh-obrazovatelnyh-programm-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-ogranichennymi-
vozmozhno styami-zdorovya
74. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. - СПб.: Речь, 2005.
75. Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и её использование в практической деятельности / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. - СПб.: Речь, 2005.
76. Симашкова Н.В. Атипичный аутизм в детском возрасте: дисс. ... докт. мед. наук / Н.В. Симашкова. - М., 2006.
77. Симашкова Н.В. Расстройства аутистического спектра: диагностика,
лечение, наблюдение. Клинические рекомендации (протокол лечения) / Н.В. Симашкова, Е.В. Макушкин. - М., 2015. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://psychiatr.ru/download/2100?view=1 &пате=Симашкова_Макушкин_клин ические рекомендации РАС.рс11'
78. Титов В.А. ВПС: Психофизиология. / В.А. Титов. - М.: А-Приор, 2007.
79. Уиндер С. На «ты» с аутизмом / С. Уиндер. - М.: Теревинф, 2013.
80. Уманская Т.М. Клиника интеллектуальных нарушений: учебное пособие / Т.М. Уманская, А.Г. Московкина. - М.: Прометей, 2013.
81. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014.
82. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега-Л, 2013.
83. Феррари П. Детский аутизм / П. Феррари; Пер. с фр. О.А. Власовой. - М.: РОО «Образование и здоровье», 2006.
84. Шоплер Э. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет):
Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH / Э. Шоплер, М. Ланзинд, Л. Ватерс. - Минск: Издательство БелАПДИ «От¬крытые двери», 1997. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://pedlib.ru/Books/1/0445/1 0445-1.shtml.
85. Шостак В.И. Психофизиология. 2-е изд. / В.И. Шостак, С.А. Лытаев. - СПб.: Элби, 2009.
86. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения: 4-е изд. / Р. Шрамм; пер. с англ. З. Измайловой-Камар; науч. ред. С. Анисимова. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013.
87. Яковлева Г.В. ФГОС ДО: Разрабатываем основные образовательные программы ДОУ: методические рекомендации руководителям ДОУ / Г.В. Яковлева, Т.А. Сваталова, С.Н. Обухова [и др.]. - Челябинск: Цицеро,
2014.
88. Baron-Cohen S. Autism and Asperger Syndrome. - Oxford: University Press, 2008.
89. Bleuler E. Dementia Praecox or the Group of Schizophrenias. New York:
International Universities Press, 1950.
90. Kanner L, Eisenberg L. Early infantile autism 1943-1955 // American Journal of Orthopsychiatry. 1956. № 26 (3). Р. 556-566.
91. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact // The Nervous Child. 1943. №2. P. 217-250.
92. Kelley E. Language in ASD // The Neuropsychology of Autism / ed. by D. Fein. Oxford; New York: Oxford University Press, 2011. P. 123-137.
93. Lichtenstein P., Carlstrom E., Rastam M., Gillberg C., Anckarsater, H. The Genetics of Autism Spectrum Disorders and Related Neuropsychiatric Disorders in Childhood // American Journal of Psychiatry. 2010. № 167(11). P. 1357-1363.
94. Lord C., Paul R. Language and communication in autism // Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders / eds D. J. Cohen, F. R. Volkmar. New York: Wiley Press, 1997. P. 195-225.
95. Rubeis S. D., Buxbaum J. D. Genetics and genomics of autism spectrum disorder: embracing complexity // Human Molecular Genetics. 2015. № 24(R1). URL: https: //academic.oup.com/hmg/article/24/R1/R24/672068
96. Wing, L., Gould, J. Severe Impairments of Social Interaction and Associated Abnormalities in Children: Epidemiology and Classification/ L. Wing, L., J. Gould // Journal of Autism and Developmental Disorders - 1979. - № 9(1). - P. 11-29.
97. Wu S., Ding Y., Wu F., Li R., Xie G., Hou J., Mao P. Family history of autoimmune diseases is associated with an increased risk of autism in children: A systematic review and meta-analysis // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. № 55. P. 322-332.
98. Zablotsky B., Pringle B.A., Colpe L.J., Kogan M.D., Rice C., Blumberg S.J. Service and Treatment Use Among Children Diagnosed With Autism Spectrum Disorders // Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics, 2015. №36(2), P. 98-105.
99. Zwaigenbaum L., Bauman M. L., Choueiri R., Kasari C., Carter A., Granpeesheh D., Natowicz M. R. Early Intervention for Children With Autism Spectrum Disorder Under 3 Years of Age: Recommendations for Practice and Research // Pediatrics. 2015. №136(Supplement). P. 60-81.
100. Zwaigenbaum L., Bauman M.L., Stone W.L., Yirmiya N., Estes A., Hansen R.L., McPartland J.C., Natowicz M.R., Choueiri R., Fein D., Kasari C., Pierce K., Buie T., Carter A., Davis P.A., Granpeesheh D., Mailloux Z., Newschaffer C., Robins D., Roley S.S., Wagner S., Wetherby A. Early Identification of Autism Spectrum Disorder: Recommendations for Practice and Research // Pediatrics.
2015. №136(1). P. 10-40.