Введение
1. Формирование произносительных навыков у учащихся 5
1.1 Понятие произносительного навыка 5
1.2 Психологические особенности детей и их учет в обучении произношению 10
Выводы по первой главе 18
2. Проблема формирования произносительных навыков у учащихся общеобразовательных школ 20
2.1 Характеристика учебно-методических компонентов «Spotlight» по
наличию материала для формирования произносительных навыков у учащихся 20
2.2 Методические рекомендации для формирования произносительных навыков у учащихся 24
Выводы по второй главе 42
Заключение 45
Список литературы 46
Английский язык является самым распространенным языком общения на нашей планете. Более одного миллиона людей владеют им. А для людей живущих в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии этот язык является родным. Во многих странах он используется как государственный, наравне с национальными языками (Индия, Пакистан, Гена, Замбия, Филиппины).
В современном мире английский язык является средством общения в науке, культуре, торговле и в политике.
Язык как средство общения возник и существует, прежде всего, как звуковой язык и владение его звуковым строем (наличие произносительных навыков) является обязательным условием общения в любой его форме. Речь будет понята слушающим с трудом, искажена или вообще не понята, если говорящий нарушает фонетические нормы языка. Слушающий не поймет или будет с трудом понимать обращенную к нему речь, если он сам не владеет произносительными навыками. Таким образом, только наличие твердых произносительных навыков обеспечивает нормальное функционирование всех (без исключения) видов речевой деятельности. Этим объясняется то значение, которое придается работе над произношением в школе и актуальность темы данной работы.
Выработка системы и типологии упражнений, а также установление принципов и критериев, на которых могли бы строиться различные системы упражнений, являются важными проблемами методики преподавания иностранных языков. За последние годы основательно разработаны как частные системы упражнений, предназначенные для усвоения какого-либо вида речевой деятельности (например, говорения), так и система коммуникативных упражнений и упражнений для обучения языку в целом.
Однако системе упражнений для обучения произношению, для выработки слуховых и произносительных навыков еще не оказано должного внимания, хотя уже имеется целый ряд сборников упражнений для произношения. Следовательно, в настоящее время проблема формирования произносительного навыка остается актуальной.
Целью исследовательской работы является определение путей и способов формирования произносительных навыков учащихся на уроках английского языка.
Задачами исследовательской работы являются:
-изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме; -рассмотреть процесс предъявления иноязычных звуков;
-выявить наиболее эффективные фонетические упражнения для успешного формирования произносительных навыков у учащихся на английском языке. Объектом данного исследования является процесс обучения произношению. Предметом работы стали приёмы и методы формирования произношения, а также упражнения для развития и совершенствования данных навыков.
Методы исследования:
1. общенаучные (анализ теоретического материала, наблюдение, эксперимент);
2. специальный (разработка упражнений для формирования и поддержания произносительных навыков: специальных и неспециальных);
3. общелогические методы (абстрагирование, обобщение, сравнение). Материалы исследования: учебно-методический комплект (УМК) «Английский в фокусе» («Spotlight»).
Практическая значимость: работа может быть интересна молодым преподавателям английского языка и студентам иностранных факультетов педагогических вузов.
Структура: в первой главе рассматриваются понятия произношения, произносительного навыка и психологические особенности детей и их учет в обучении произношению; во второй главе рассматривается учебно-методический комплект (УМК) «Английский в фокусе» («Spotlight»).
Фонетика - наука о звуках человеческой речи. Фонетика объясняет, как мысль и чувства человека воплощаются в речи.
Произношение английского языка представляют особый интерес потому, что этот язык распространился в глобальном масштабе и люди нуждаются в понимании звучащей речи на английском языке во всех сферах международного сотрудничества.
Для учащихся, владеющих русским языком, важно знать, чем отличается произношение согласных, гласных и интонация английского языка от произношения согласных, гласных и интонации русского языка. Фонетика показывает, в чем это различие, объясняет выбор учебной нормы и намечает пути оптимизации на английском языке.
Данная работа предусматривает выполнение традиционных и программированных упражнений, групповую, индивидуальную и парную работу учащихся, самостоятельную работу и коллективное применение технических средств.
Основная цель - развитие навыков чтения, говорения и слушания - реализуется на материале текстов и в упражнениях, предусматривающих как первичное закрепление материала, так и развитие предречевых и речевых навыков и умений. Представленная система упражнений предполагает беглое озвучивание текста с правильной паузацией, интонированием и синтагматическим членением фразы.
Значительное внимание в работе уделяется развитию навыков устной речи.
1. Антипова Е.Я. Пособие по английской речи. - М., 1974
2. Ваулина Ю.Е., Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Учебник «Английский в фокусе» / «Spotlight 2» - М.: Просвещение, 2014
3. Ваулина Ю.Е., Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Учебник «Английский в фокусе» / «Spotlight 3» - М.: Просвещение, 2014
4. Ваулина Ю.Е., Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Учебник «Английский в фокусе» / «Spotlight 4» - М.: Просвещение, 2014
5. Ваулина Ю.Е., Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Учебник «Английский в фокусе» / «Spotlight 5» - М.: Просвещение, 2014
6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2003.
7. Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка: Н.П. Дьяченко//Педагогический вестник. - 2004, №3.
8. Жигулёв, А.М. Работа с пословицами и поговорками на уроке английского языка. - М.: Просвещение, 2002.
9. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. - М., 2007.
10. Козлов С.Н. Говорите по-английски стихами. - М.: Новая школа, 1994.
11. Колкер Л.М., Устинова Е.С. Практическая методика обучения иностранному языку. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
12. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - Минск: КАРО, 2008 - с.180
13. ЛебеДинская Б. Я. Фонетический практикум по английскому языку. - М., 1972.
14. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск, 1992.
15. Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам в средней коле. - М., 1982.
16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. - М., Академия, 2000.
17. Наговицина О.В. Поурочные разработки по английскому языку для 2 класса к УМК Н.И. Быковой, Дж. Дули и др. «Английский в фокусе» / «Spotlight» - М.: Просвещение, 2014
18. Наговицина О.В. Поурочные разработки по английскому языку для 3 класса к УМК Н.И. Быковой, Дж. Дули и др. «Английский в фокусе» / «Spotlight» - М.: Просвещение, 2014
19. Наговицина О.В. Поурочные разработки по английскому языку для 4 класса к УМК Н.И. Быковой, Дж. Дули и др. «Английский в фокусе» / «Spotlight» - М.: Просвещение, 2014
20. Наговицина О.В. Поурочные разработки по английскому языку для 5 класса к УМК Н.И. Быковой, Дж. Дули и др. «Английский в фокусе» / «Spotlight» - М.: Просвещение, 2014
21. Никонова Н.К. Готовимся к урокам английского языка. - М., 2005.
22. Панова Л. С. Обучение иностранному языку в школе. - Киев., 1989.
23. Петрова С.В. Нескучная фонетика английского языка. - М.: АСТ: Торсинг, 2005.
24. ст. Прокофьева Л.А. Использование стихов-рифмовок на уроках английского языка// Просвещение. Иностранные языки.-2013
25. ст. Ражабов А.У. Методы обучения произношению английского языка//Интернаука. -2017.-7.
26. Рачок Т.П. Работа над стихотворениями на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. - 1999. №2.
27. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам. - М., 1991.
28. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. - М., 1988.
29. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М., 1991.
30. Савинов С.Н. Обучение иностранному языку во внеклассной работе.: Пособие для учителей. - М.: Просвещение. 1991.
31. Смелова Л.В. Организация и проведение вводного фонетического курса английского языка в V классе. // ИЯШ, №5, 2002
32. Старков А. П. Освоение произношения. - М., 1978.
33. Филатов В. М. Методика обучения иностранному языку в начальной и основной общеобразовательной школе. - Ростов-на-Дону, 2004.
34. Филатова В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей - Ростов н/Д., Феникс, 2004.