Введение 3
Глава I. Проблема профилактики девиантного поведения у старших подростков .. 7
1.1. Подростковый возраст как «группа риска» 7
1.2. Профилактический потенциал медиатворчества 12
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование мадиатворчества старших подростков как средство профилактики девиантного поведения 18
2.1. Изучение уровня сформированности показателя медиакультуры учащихся .. 18
2.2. Разработка и реализация программы «медиатворчество» 28
Заключение 38
Список использованной литературы 42
Приложения 46
Сегодня проблема свободного времени подростков приобретает особую актуальность. В настоящее время большее количество детей, после занятий в школе, предоставлены самим себе. Вследствие этого появляется много свободного времени, зачастую подростки совершают социально неодобряемые обществом поступки.
В последнее время подростковая преступность только набирает обороты, к сожалению, с каждым годом наблюдается тенденция к увеличению различных зависимостей подростков это употребление алкоголя, наркотических веществ. Растет численность подростков с девиантным поведением. Учебное заведение, где обучается ребенок, узнает о правонарушении и реализовывает комплекс мер, направленных на коррекцию и профилактику девиантного поведения подростка, но зачастую этих мер недостаточно. Сами подростки объясняют причины совершения противоправных деяний демонстративным протестом, желанием показать свою незаурядность, любопытством и желанием испытать неизведанное, стремлением отключиться от неприятностей, поиском новых впечатлений и стремлением не отставать от компании [26].
Проблема выявления и профилактики отклоняющегося поведения подростка находится под пристальным вниманием ученых, в научных практиках таких отечественных ученых, как А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, в трудах П.П. Блонского, В. А. Сухомлинского и др.
Область творческого потенциала, развития в разных сферах досуговой деятельности, можно отметить следующих ученых Л. С. Выготский и В. И. Слободчиков, следует отметить научные работы в сфере аудиовизуального творчества Н. Ф. Хилько; психолого-педагогические научные статьи по вопросам медиатворчества и медиакультуры: философское осмысление медиакультуры В. А. Возчикова; статьи Е. А. Бондаренко по развитию медиакультуры ребенка и др.
Данная проблема нуждается в применении новых технологий, методах, которые будут применяться в деятельности образовательных учреждений. В подростковом возрасте важно найти себя, выражать, свои чувства, эмоции через увлечения. Вся жизнь человека проходит в нескончаемом диалоге с окружением, так же, как и с самим собой. Именно в непосредственном общении происходит социализация подростка, многоплановое развитие и формирование личности ребенка. Подросток находится в постоянном поиске общения, увлечения, постоянный поиск свойственен для данного возраста, современные медиатехнологии дают эту возможность, ребенок чувствует себя значимым, изучая то, что ему действительно интересно, при этом сразу наблюдать результат своего труда [3].
На сегодняшний день медиа (от лат. Media - средство) плотно входит в нашу жизнь. Этот термин альтернатива понятию «средства массовой информации», термин включает в себя такие средства как: (фото, видео, графический дизайн, интернет, радио, TV, компьютерное программное обеспечение и др.) [17].
«Вхождение в медиакультуру предстает и практикой, и условием адекватного освоения проблемного поля человеческого существования» (В.А. Возчиков). Медиатворчество как и досуговая деятельность напрямую связана постоянной практикой создания медиаинформации и освещение ее в обществе в одном жанровом виде медиа (фотография, видеоматериал, статья в сети интернет, фильм и пр.) [15].
Изменившаяся ситуация с организацией досуга подростков требует новых решений, осмысления как социально-педагогического явления с целью организации досуга и как следствие профилактики отклоняющегося поведения подростков.
В распоряжении правительства «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.» указано, что необходимо более эффективно использовать информационные ресурсы для того, чтобы обеспечить более успешную интеграцию подрастающего поколения и молодежи в общество [20].
Все чаще встречаются исследования, главной мыслью которых является включение медиа в учебный процесс школьников, организацию досуга, так же решение образовательных задач в целом. Исследователи В.Ю. Михайлов, В.М. Гостев считают, что включение медиа в образовательный процесс будет способствовать повышению качества образования, усилению мотивационного компонента в учении.
Медиатворчество как педагогический ресурс дает возможность отслеживать социально значимые проекты, активизировать личностный потенциал ребенка, вовлекать его в реализацию проектов. Учитывая тот факт, что подростки достаточно часто посещают свои «аккаунты» в социальных сетях, обрабатывают фото, снимают видео, появляется необходимость рассмотреть это увлечение в качестве возможного образовательного инструмента, при помощи которого можно помочь подростку с самоопределением, тем самым можно просвещать, информировать, обучать школьников [25].
Актуальность данной работы - активное включение школьников в процесс работы с медийными ресурсами, для образования и самореализации подростков, развивать чувство ответственности, достижения высокого уровня медиакультуры.
Гипотеза исследования: профилактика девиантного поведения старших подростков будет успешна, если будут:
1. изучен уровень сформированности показателя медиакультуры учащихся;
2. разработана программа «Медиакурс» с целью профилактики девиантного поведения;
3. созданы условия для включения старших школьников в технологический процесс медиатворчества.
Объект исследования: медиатворчество в образовательном процессе.
Предмет исследования: медиатворчество как средство профилактики девиантного поведения
Цель: разработать и апробировать систему профилактики девиантного поведения через приобщение к медиатворчеству.
Задачи:
• Изучить и проанализировать научную литературу и Интернет-ресурсы по данной теме;
• Проанализировать профилактический потенциал
медиатворчества;
• Изучить уровень сформированность показателя медиакультуры учащихся;
• Изучить уровень творческого потенциала подростков «гимназии №1» г. Сосновоборска;
• Апробация программы «Медиакурс» по профилактике девиантного поведения в образовательном учреждении;
В соответствии с поставленными задачами в работе использовались
следующие методы исследования:
Теоретический - изучение и анализ литературы и различных информационных источников по данной теме.
Эмпирические - педагогическое наблюдение воспитательного процесса; педагогический эксперимент.
Практический - математическая обработка данных, построение диаграмм.
В качестве основного метода использовался метод социологического исследования - анкетирование, который был проведен среди учащихся 5-11 классов.
Девиантное поведение подростков - известный феномен, включающий в себя процесс социализации и возрастного развития, который свойственен подросткам и снижается в юношеском возрасте. Очевидно, отклоняющееся поведение осознается далеко не каждым подростком, и прочная возможность противостояния окружающим его факторам негативно влияет на личностное развитие [9].
Под профилактикой девиантного поведения понимается целостность процессов, которые позволяют выявить причины асоциального поведения и внедрить социально-педагогические условия с целью предотвращения социально неодобряемого поведения учащихся и развитие этических ценностей [10].
Профилактика девиантного поведения через помощь вхождения в медиатворчество позволяет: развивать ценностные взгляды учащегося к возможностям медиа (фото, видео, социальные сети и др.). Приобретение опыта учащимися в создании образовательного медиапродукта. Сам процесс создания медиапродукта, решает, на наш взгляд важную задачу - образовательную, подросток взращивает из идеи продукт, который проектируется, позже создается в кадре.
Исследование проводилось на базе МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска, в этом же учреждении разрабатывалась и реализовывалась программа «Медиатворчество». На первом этапе была разработана и реализована система диагностических методик, изучение уровней сформированности медиакультуры учащихся. Использование методики И. С. Домбровской «Изучение типов и уровней мотивации учебной деятельности», представлены посредством тестирования, беседы, экспертной оценки знаний учащихся. Креативный и операциональный уровни изучены при помощи тестирования, разработанного на основе опросника креативности Джонсона.
Уровень творческого потенциала подростков определили с помощью опросника И.А. Виноградовой.
На втором этапе нашей работы мы провели диагностику среди учеников 7-11 классов. Участие приняли 24 учащихся, 12 из которых, на момент исследования стояли на школьном учете. Исходя из результатов тестовой диагностики экспериментальной группы можно сделать следующие выводы. Из проведенного исследования важно отметить, что уровень сформированности показателя медиакультуры и творческого потенциала учащихся стоящих на школьном учете находится на низком уровне, подростки заинтересованы в данной сфере, но не хватает дополнительной мотивации, есть факторы, которые подавляют стремление узнавать новое, развиваться в различных направлениях. У 8 учеников из 12 уровень творческого потенциала находится на среднем и низком уровнях.
Исходя из полученных данных, нами была разработана программа профилактики девиантного поведения подростков через активное включение школьников в процесс работы с медийными ресурсами, для образования и самореализации подростков, развитие чувства ответственности, достижения высокого уровня медиакультуры. На развитие критериев медиакультуры влияет: поддержание интереса и склонностей подростков в отношении к медиа; обогащение понятийного аппарата подростков; приведение в систему знаний о закономерностях медиа; вхождение в медиатворчество, воплощение креативных идей в проектах; обучение подростков работе с медиатехникой.
24 подростка обучались по выбранным медианаправлениям. С ними тесно взаимодействовали на протяжении всего курса (онлайн, индивидуальные, групповые консультации). Курс рассчитан на 1 месяц. Нагрузка на группу - 6 часов в неделю. Процесс обучения строился на постоянной социальной практике. Применяются такие формы занятий курса: онлайн конференции, онлайн лекции, индивидуальные и групповые беседы, общий организационный онлайн чат с педагогом, тренинги в оборудованном кабинете и др.
Направления деятельности: оператор, графический дизайнер, фотограф, журналист, монтажер. Как правило, учащиеся выбирали несколько направлений, для овладения полной информацией курса. Ведущим инструментом по вхождению в медиатворчество выступала социальная сеть, на ее просторе учащиеся обучались, слушали лекции, посещали онлайн выставки, общались с профессиональными фотографами, видеографами.
Результатами «Медиакурса» стали: обзорный фильм «Гимназия», выпуск номера школьной газеты «На трех этажах», 3 мероприятия отсняты на профессиональную технику, в школе появился фотограф на предстоящие мероприятия, совместно с ребятами участвовали в городских конкурсах, где заняли первое место. За время реализации программы ребята очень сплотились, в свободное время они снимали репортаж, писали статьи, готовились к мероприятиям. Подростки с легкостью переключались с «Онлайн» на «Офлайн» деятельность, не составляла труда общаться со спикером по видеосвязи и в этот же момент работать и отрабатывать полученный навык на компьютере.
Сравнивая результаты исследования уровня творческого потенциала экспериментальной группы, можно сделать вывод, что результаты значительно разнятся. Наблюдается положительная динамика, уровень выраженности творческого потенциала у подростков на среднем и высоких уровнях, а это значит, что в них заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет выбор творческих возможностей.
Сравнивая исходные и контрольные данные можно сделать вывод о том, что положительная динамика после проведения медиакурса заметна, наибольшее влияние медиакурс оказал на формирование понятийного, операционального, критерия креативности и мотивации к медиаобучению. На данные показатели повлияла избранная нами форма профилактики, медиатворчество, в ее основу был положен принцип самореализации подростка в практическом для гимназии и наглядном медиатворчестве.
В ходе исследования, для нас было важно развить культуру по отношению в медиа в каждом ученике, учиться постигать этот мир. Эффективность профилактических действий подтвердила выдвинутая нами гипотеза, на основании которой можно подвести итог исследования.
Разработка программы «Медиакурс» с целью профилактики девиантного поведения в процессе создание подростками медиатекстов, ориентирована на учет проявления индивидуальности подростка, помощь вхождения в медиатворчество, через педагогическое взаимодействие.
Итогом проведенного комплекса профилактических мер, стало снятие с школьного учета трех подростков. На решение комиссии повлияли позитивные изменения, а также желание каждого ученика, меняться, развиваться не останавливаться на достигнутом ставить и добиваться поставленных целей. К нашей характеристике прилагалось ходатайство классного руководителя, план проведения профилактических мероприятий дал основания для снятия несовершеннолетних с внутришкольного учета.
1. Абросимова Е.Е., Бухтиярова И.Н., Филипова А.Г. Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: анализ региональных образовательных мероприятий и материалов СМИ // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2019. № 3. С. 50—64.
2. Бакланова Н. К. Системный подход к предупреждению агрессивного поведения школьников // Социальное воспитание: системный подход: сб. науч. ст. / под ред. А. В. Иванова.- М.: ИТД «Перспектива», 2016. - С. 51-58
3. Бочавер А. А., Корзун А. Н., Поливанова К. Н. Уличный досуг детей и подростков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2015
4. Брянцева А. В., Брянцева M. В. Современная молодежь и социальные сети // Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования : ма-лы Mеждунар. науч.-практ. конф. II. - Курск, 2015. - С. 38-42.
5. Вартанова И.И. Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 3. С. 63-70.
6. Вартанова И.И. Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников // Национальный психологический журнал. 2016. № 4(24). С. 115-121.
7. Варшавская Е. Я. Российская NEET-молодежь: характеристики и типология // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 31-39.
8. Верховская Е.К., Рубцова О.В., Панфилова А.С. Нейрокомпьютеры и их применение. Тезисы докладов / под ред. А.И. Галушкина, А.В. Чечкина, Л.С. Куравского, С.Л. Артеменкова, Г.А. Юрьева, П.А. Мармалюка, А.В. Горбатова, С.Д. Кулика. М.: МГППУ. 2016. С. 69—70.
9. Казаева Е.А., Мишарин В.В. Условия психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением в детских оздоровительных лагерях Педагогическое образование в России. 2018; 4: 107 - 112.
10. Казаева Е.А. Теоретико-методическая основа педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением. Актуальные проблемы развития личности: сборник научных трудов. Под редакцией Н.Н. Васягиной, Е.А. Казаевой, 2016: 71 - 83.
11. Капусникова M. Р., Каменева Е. А., Борщева Т. А. Негативные аспекты влияния социальных сетей на российскую молодежь // Психическое и психологическое здоровье человека в XXI в.: правовые, политические, социально-экономические и гуманитарные аспекты : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (г. Новороссийск, 24-25 нояб. 2016 г.) / под общ. ред. В. В. Пономарева, M. А. Писаревской. - Ставрополь : Логос, 20l6. - С. 73-7б.
12. Кобышева Л.И. Психолого-педагогические особенности психокоррекционной работы с детьми и подростками // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/43PSMN416.pdf (дата обращения 29.04.2021)
13. Коджаспирова Г. М. Педагогика : учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 719 с
14. Королева Д. О. Использование социальных сетей в образовании и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (международный опыт) //Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. C. 28-37.
15. Кревсун М.В. Современные тенденции в области дополнительного образования детей в сфере искусства и пути реализации новых образовательных требований и стандартов. М.: МОО «Информация для всех», 2016. С. 6-12...33