Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Межразрядовая диффузия собственных и нарицательных существительных при обучении морфологическому анализу

Работа №155551

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Специфика лексико-грамматических разрядов собственных и нарицательных 6
1.1. Понятие лексико-грамматического разряда 6
1.2. Семантика и грамматическая специфика имен собственных и
нарицательных 10
1.2.1. Характеристика нарицательных существительных 14
1.2.2. Характеристика собственных существительных 21
1.2.3. Сопоставление грамматических признаков 26
1.3 Транспозиция нарицательных в собственные 27
1.4 Транспозиция собственных в нарицательные 31
Глава 2 Морфологический разбор как вид языкового анализа 36
2.1 Морфологический разбор. Особенности морфологического
разбора имени существительного 36
2.2 Трудные случаи морфологического разбора имен
суще ствительных 45
2.3 Морфологический анализ транспозиции существительных
собственных и нарицательных 52
2.3.1. Упражнения, способствующие закреплению навыка по
разграничению имен собственных и нарицательных 52
2.3.2. Обучение трудным случаям морфологического анализа
существительных в 6 классе средней школы 53
Заключение 64
Список литературы 66
Приложения 70


Имена существительные один из центральных грамматических классов. Как писал В.В. Виноградов, «категория имени существительного обеспечивает возможность мыслить предметно» [Виноградов, 1947, с.48].
По семантике и грамматическим признакам существительные подразделяются на разряды.
Границы между разрядами проницаемы, поэтому слово (не обязательно многозначное), имеющее свойство менять семантику в определенном контексте, может легко переходить из одного лексико-грамматического разряда в другой.
Лексико-грамматические разряды в процессе функционирования языка взаимодействуют, что обеспечивает динамичное развитие языка, пополнение словарного запаса. Но вместе с тем это рождает и определенные сложности в процессе изучения морфологических признаков частей речи в школьном курсе русского языка.
Явление переходности из одного разряда в другой характерно для многих лексико-грамматических разрядов. Междразрядовая диффузия нарицательных и собственных - явление достаточно известное. В повседневности мы можем наблюдать, как имена нарицательные переходят в названия различных окружающих нас объектов, становясь собственными. Имена собственные в свою очередь могут стать обозначением вещей, единиц измерений, лиц, связанных с типизацией на основе определенных качеств. Данное явление требует особого внимания, потому что вызывает трудности в определении лексико-грамматических разрядов данных существительных в ходе их морфологического анализа.
Традиционно случаи транспозиций в языке рассмотрены в большей степени с точки зрения переходности из одной части речи в другую. Вопрос о транспозиции лексико-грамматических разрядов в рамках одной части изучен значительно слабее. Исследователями были сделаны попытки определения путей развития транспозиционных случаев имен нарицательных в собственные и собственных в нарицательные. Однако считать этот вопрос до конца раскрытым нельзя. Наряду с некоторыми достижениями в этой области имеется ряд нерешённых вопросов, дискуссионных положений. Говоря о случаях транспозиций, их принято связывать с трудностями морфологического разбора. Исследованию этого вопроса посвящены труды Чесноковой Л.Д., Бабайцевой В.В., Дибровой Е.И. и др., которые достаточно глубоко раскрывают специфику сложностей, возникающих при морфологическом анализе. Однако вопрос методики обучения трудным случаям остается недостаточно разработанным, что позволяет говорить об актуальности нашей выпускной квалификационной работы, в которой внимание концентрируется на отработке навыков морфологического анализа с учетом переходности существительных из одного разряда в другой.
Цель работы заключается в описании приемов обучения сложным случаям морфологического анализа существительных с учетом их функциональных особенностей...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Процесс перехода имен нарицательные в собственные и собственных в нарицательные довольно частотный. Об этом свидетельствует достаточно значительный объем подобных единиц в русском языке.
При транспозиции возникает разрыв между формой и значением, что часто создает дополнительную выразительность. В связи с этим подобные транспозиционные единицы мы часто можем встретить в художественном тексте. В пространстве художественного текста значение приобретают все признаки слова, поэтому определение грамматической специфики транспозиционных единиц имеет значение, в том числе и для понимания, и для интерпретации текста. Для выявления грамматических значений традиционно используется морфологический анализ.
Учитывая трудности в определении грамматических признаков, специфику школьной программы по русскому языку, необходимость глубокого анализа текста в рамках ОГЭ и ЕГЭ, а также необходимость учета лингвистической составляющей при интерпретации художественного текста, мы обратились к отработке сложных случаев морфологического анализа. Данная работа была построена следующим образом: повторение изученного в 5 классе, закрепление навыка на обычных существительных, выполнение упражнений на узнавание транспозиции и работа по морфологическому анализу транспозиционных существительных.
Транспозиция нарицательного имени в собственное может возникать в самых разнообразных случаях. Подобный переход мы можем наблюдать в именах и фамилиях людей, кличках животных, названиях населенных пунктов, в наименованиях различных марок, сортов, типов изделий, также в составе собственных наименований литературных, научных произведений и во многих других явлениях действительности.
Транспозиция имен собственных в нарицательные также связана с немалым количеством переходных единиц. Имена конкретных лиц, а также
географические наименования могут становиться названиями вещей, единиц измерения и прочего, так или иначе связанных со значением исходного имени. В таком случае мы наблюдаем постоянный переход. Наряду с постоянным переходом транспозиция может носить и ситуативный характер. Когда имя конкретного лица становится обозначением множества объектов, объединенных по определенному свойству в данном контексте.
Все эти случаи транспозиции, так или иначе, могут вызывать трудности при морфологическом разборе в процессе обучения русскому языку в школе.
Таким образом, объект исследования является практически неисчерпаемым, поскольку использование языковых единиц в речи создает массу нюансов, которые подкрепляются на уровне грамматики. Следовательно, связанные со случаями транспозиции исследования представляют научный интерес и являются, на наш взгляд, весьма перспективными.



1. Баранов М.Т. Русский язык. 6 класс: Учебник / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. — М.: Просвещение, 2012. Ч.1. — 196 с.
2. Белецкий, А.А. Лексикология и теория языкознания (ономастика) / А.А. Белецкий. — Киев, 1972. — 208 с.
4. Бондалетов, В.Д. Русская ономастика / В.Д. Бондалетов. — М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
5. Бондарко, А.В. Теория морфологических категорий / А.В. Бондарко. — Л.: Наука, 1976. — 148 с.
6. Буланин, Л.Л. Трудные вопросы морфологии: пособие для учителей/ Л. Л. Буланин. — М.: Просвещение, 1976. — 208 с.
7. Введенская, Л. А. От собственных имен к нарицательным: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Л. А. Введенская, Н. П. Колесников. — 2-е изд., испр, и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 143 с.
8. Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителя/ В.В. Бабайцева, В.М. Шаталова, Г.К. Лидман-Орлова и др.— 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
9. Виноградов, В.В. Русский язык / В.В. Виноградов. — Москва, Ленинград: УЧПЕДГИЗ, 1947. — 48 с.
10. Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове:
Учебное пособие / В.В. Виноградов. — 2-е изд, исправ. и доп. — М.:
Высшая школа, 1972. — 601 с.
11. Голанов, И.Г. Морфология современного русского языка / И.Г. Голанов. — 2-е изд., исправ. и доп. — М.: Высшая школа, 1966. — 288 с.
12. Головин, Б.Н. Введение в языкознание / Б.Н. Головин. — М.: Высшая школа, 1983. — 117 с.
12. Грамматика имени. Морфологический разбор в вузе и школе: Учебно-
методическое пособие для вузов / Сост.: Ж.В. Грачева, Т.В. Ильина. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского
государственного университета, 2008. — 47 с.
13. Ермолович, Д.И. Имена собственные на стыке языков и культур / Д.И. Ермолович. — М.: Р.Валент, 2001. — 200 с.
14. Камынина, А. А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов / А.А. Камынина. — М.: Изд-во МГУ, 1999. — 240 с.
15. Касаткин, Л.Л. Современный русский язык. Слов.-справ.: Пособие для учителя / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант; Под ред. П. А. Леканта. — М.: Просвещение, 2004. — 304 с...40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ