Введение 5
Глава I. Теоретические основы изучения темы «Фотосинтез» в школьном курсе биологии 8
1.1. Ретроспектива темы «Фотосинтез» в научной литературе 8
1.2. Методика изучения темы «Фотосинтез» на уроках биологии 17
Глава II. Изучение темы «Фотосинтез» в школьном курсе биологии 22
2.1. Современное состояние исследуемой проблемы в практике работы
школы 22
2.2. Формирование биологических знаний по теме «Фотосинтез» в школьном
курсе биологии (итоги экспериментального обучения) 27
Выводы 50
Список литературы 51
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучаемых интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.
В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения, и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний в деятельности на уроке.
Возникновение интереса к предмету биологии у обучаемых зависит в большей степени от методики его преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности глубокого познавательного интереса.
Фотосинтез, как правило, изучается в школе трижды или четырежды. Первый раз о нем упоминается в начальной школе. Результатом этого обучения становится широко распространенное среди 4-6 классов (а иногда и среди учителей начальной школы) заблуждение, что растения дышат «не так, как животные и люди, а наоборот: вдыхают углекислый газ, а выдыхают кислород». Стоит заодно отметить, что слова «кислород» и «углекислый газ» школьникам этого возраста абсолютно не понятны, поскольку никаких практических способов обнаружения этих сущностей у них нет. Они могут лишь заучить и воспроизводить фразу о том, что «кислород и углекислый газ - это газы, входящие в состав воздуха». Именно поэтому мы полагаем, что эти термины не должны изучаться в начальной школе.
Второй раз фотосинтез изучается на уроках биологии в 5 и 6 классе, в зависимости от используемой программы. Изучаемые идеи укладываются рядом с уже укоренившимися заблуждениями, в большинстве случаев не преобразуя, не изменяя их, и отлично уживаются вместе с ними в одной голове, не чувствительной к противоречию.
Наконец, в третий раз это «научное знание» дополняется и обогащается разнообразными химическими украшениями и деталями (темновая и световая фазы и т.д.), и происходит это в 9 классе, а затем и в старшей школе [16, с.46].
Целью исследования: изучить содержание и формы работы на уроке, направленных на развитие знаний учащихся при изучении темы «Фотосинтез».
Объект исследования: образовательный процесс по биологии в основной школе, включающий изучение темы «Фотосинтез».
Предмет исследования: содержание, формы и методы организации деятельности учащихся на уроке биологии, при изучении темы «Фотосинтез».
Гипотеза исследования: заключается в том, что применение методов в соответствии с содержанием, расширение материальной базы по предмету и учетом возрастных особенностей учащихся значительно повысят уровень знаний по теме «Фотосинтез».
Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть задачи исследования:
1. Изучить биологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить состояние исследуемой проблемы в практике школьного биологического образования.
3. Доказать правильность выбора методов обучения биологии в соответствии с содержанием при изучении темы «Фотосинтез».
Исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 97 г. Красноярска и включало в себя три этапа.
Этапы исследования.
1. Констатирующий этап. На данном этапе изучалась психологопедагогическая литература, определялась методика проведения эксперимента, осуществлялась диагностика начального уровня развития знаний учащихся к урокам биологии.
2. Формирующий этап. На данном этапе исследования разрабатывался и апробировался эксперимент по исследованию.
3. Контрольный этап. На данном этапе проведен анализ, систематизация и обобщение данных, полученных в ходе педагогического исследования, формулировка выводов и оформление выпускной квалификационной работы.
В связи с поставленными нами задачами были определены следующие выводы:
1. Уникальность фотосинтеза, как физиологического процесса, вызывала и вызывает интерес со стороны ученых в разные периоды развития биологической науки. В современном школьном курсе биологии данный процесс изучается достаточно подробно, причем наблюдается развитие понятия фотосинтез с начальной школы, далее в 5-6 классе и в разделе общей биологии (9,10 класс).
2. Наблюдения за учебно-воспитательным процессом в школе показали, что, к сожалению, не все учителя следуют положениям по правильному выбору методов при изучение темы «Фотосинтез». Чаще учителя используют словесные методы обучения, чем практические. Тоже самое предлагают многие авторы вариативных программ.
3. В ходе обучения было экспериментально доказана эффективность выбора методов обучения в соответствии с содержанием биологического материала по теме «Фотосинтез».
Таким образом, поставленная цель выполнена, выдвинутые задачи - решены.
1. Арбузова, Е.Н. Элементы вузовской методики в профильном обучении биологии / Е.Н Арбузова // Биология в школе.- 2006.- №2- С.15 - 19.
2. Бажович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 2008.
3. Барковская О. М. Содержание, цель и задачи программы биологического воспитания // Начальная школа. - 2010. - №2. - с. 32 - 33.
4. Бекетова Т.И. Экологическое образование обучаемых на уроках и факультативных занятиях // Начальная школа. - 2010. - № 8. - C.73.
5. Боровицкий П.И. Методика естествознания в средней школе / П.И Боровицкий - М., Л.:Гос. - уч. - пед. из - во,1934. -C. 256.
6. Борис С.И. Урок с использованием ЦОР / С.И. Борис // Биология в школе. - 2012. - №5 - С.46-53.
7. Бруновт Е.П. Совершенствование методов обучения - важнейшая задача школы. / Е.П. Бруновт //Биология в школе. - 1976. - №6 - С.39 - 50.
8. Верзилин Н.М., Общая методика преподавания биологии / Н.М Верзилин, В.М.Корсунская. - М.: Просвещение, 1983. - C.384.
9. Верзилин Н.М. Об определении и классификации методов обучения / Н.М. Верзилин // Советская педагогика. - 1957- №8 - С.37 - 45.
10. Верзилин Н.М. Основы методики преподавания ботаники / Н.М. Верзилин. - М.:АПН РСФСР, 1955 - C.820.
11. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии / Н.М. Верзилин, - М.:Педагогика,1974 - C.224.
12. Верзилин Н.М. Методы преподавания биологии. О методах обучения в
школе / Н.М. Верзилин. - М.: Изд-во НИИ школ министерства
просвещения РСФСР, 1977. - С.15-28.
13. Дерим - Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес // Начальная школа. - 2010. - № 3. - с. 36 - 40.
14. Дерябко С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2010.
15. Дубинина Н.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику,6 класс Биология: бактерии, грибы, растения / Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник. - М.:Просвещение,1985 - C.191...39