Методика обучения аргументированному высказыванию в рамках требований ЕГЭ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы обучения устному иноязычному аргументированному высказыванию
1.1. Психо-лингвистическая характеристика устного аргументированного
высказывания. Виды аргументации 7
1.2. Монологическое высказывание как основной компонент процесса
обучения 12
1.3. Разделы устной части
ЕГЭ 16
1.4. Требования к устной части ЕГЭ, требующей аргументативного
высказывания 18
1.5. Методика развития способности к формулированию аргументированному высказыванию учащихся старшей ступени обучения иностранному языку.
Психологические особенности учащихся старшей ступени обучения ....23
Выводы по 1
главе 27
Глава 2. Методика обучения аргументированному высказыванию в рамках требований ЕГЭ
2.1.Текст как основа обучения устному аргументированному высказыванию 28
2.2.Этапы работы с текстом 32
2.3. Иллюстрация как основа обучения устному аргументированному высказыванию в рамках требований ЕГЭ 35
Выводы по 2 главе 40
Практическая часть 41
Заключение 52
Библиографический
список 55
Приложение А 59
Приложение Б 63
Приложение В 65
Глава 1. Теоретические основы обучения устному иноязычному аргументированному высказыванию
1.1. Психо-лингвистическая характеристика устного аргументированного
высказывания. Виды аргументации 7
1.2. Монологическое высказывание как основной компонент процесса
обучения 12
1.3. Разделы устной части
ЕГЭ 16
1.4. Требования к устной части ЕГЭ, требующей аргументативного
высказывания 18
1.5. Методика развития способности к формулированию аргументированному высказыванию учащихся старшей ступени обучения иностранному языку.
Психологические особенности учащихся старшей ступени обучения ....23
Выводы по 1
главе 27
Глава 2. Методика обучения аргументированному высказыванию в рамках требований ЕГЭ
2.1.Текст как основа обучения устному аргументированному высказыванию 28
2.2.Этапы работы с текстом 32
2.3. Иллюстрация как основа обучения устному аргументированному высказыванию в рамках требований ЕГЭ 35
Выводы по 2 главе 40
Практическая часть 41
Заключение 52
Библиографический
список 55
Приложение А 59
Приложение Б 63
Приложение В 65
В настоящее время в качестве основного подхода к иноязычному образованию определен личностно-ориентированный подход. Самой большой ценностью в соответствии с данным подходом признается свободная и образованная личность , способная участвовать в коммуникативных процессах, которые изобилуют противоречиями , разнопониманием и проблемными ситуациями. Человек, не готовый ( в речевом, психо- логическом и других планах) противостоять сложным ситуациям , отстаивая при этом свою позицию, доказывая свою точку зрения, формулируя аргументированное высказывание, окажется в стороне от современного общества и будет ограничен в коммуникации с другими людьми. Именно поэтому важно уже в школе учить учащихся умениям выслушать и правильно понять собеседника, логично и аргументировано высказывать свое суждение, найти верное решение какой-либо проблемы или выход из конфликтной ситуации. Подобное умение необходимо во всех сферах общения :в повседневной, социо- культурной, общественно-политической и т.д.
Каждый из нас независимо от того, осознает он это или нет, вовлечен в аргументационную деятельность. Мы аргументируем, обсуждая вопросы обыденной жизни, занимаясь научными исследованиями, размышляя о политике, философствуя или решая деловые задачи. Адресуя свою аргументацию другому человеку, иной раз достигаем успеха, а бывает, терпим неудачу. Мы оцениваем аргументацию других людей, одобряем или критикуем ее, принимаем или отвергаем.
Аргументация — это высказывание и обсуждение доводов в пользу предлагаемого решения или позиции с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному решению или позиции[2].
Основными целями обучения иностранному языку являются обучение общению через общение потому что иностранный язык является одновременно и целью, и средством обучения. Это положение является основным отличием иностранного языка от других школьных предметов. Язык также определяется как средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям. Овладение иностранным языком отличается от овладения родным:
- способами овладения;
- плотностью информации в общении;
-включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность;
- совокупностью реализуемых функций;
- соотнесенностью с сензитивным периодом речевого развития ребенка. Задания устной части ЕГЭ требуют - осуществлять запрос информации; обращаться за разъяснениями; точно и правильно употреблять языковые средства оформления высказывания; создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и визуальную информацию (одну, выбранную из трёх предложенных, фотографию); умение строить высказывание в заданном объёме в контексте коммуникативной задачи в различных стандартных ситуациях социальнобытовой, социально-культурной и социально-трудовой сфер общения; завершенности и логичности в применении в устному высказыванию. Несмотря на требования устной части ЕГЭ, мы не обнаружили явной направленности программ и учебников на обучение развернутому аргументированному высказыванию. У учащихся , в большинстве своем ,не сформирована стратегия построения аргументированного высказывания, что отрицательным образом влияет на возможность продуктивного иноязычного общения.
Важность и актуальность проблемы, с одной стороны, и ее не достаточная разработанность ,с другой стороны, послужили основанием для выбора данной темы в качестве выпускной квалификационной работы « Методика обучения аргументированному высказыванию в рамках требований ЕГЭ»
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку.
Предметом исследования является методика обучения аргументированному высказыванию.
Цель исследования - теоретически обосновать, систематизировать необходимый материал обучения устному аргументированному высказыванию по проблеме исследования и разработать комплекс упражнений на основе текста и картинной наглядности.
Задачи исследования:
-Исследовать понятие «монолог» ,«аргументированное высказывание», «аргументация».
-Разработать комплекс для обучения устному аргументированному высказыванию.
-Ознакомится с требованиями ЕГЭ по иностранному языку.
-Выявить характерные особенности развития учащихся на старшем этапе обучения.
-Определить этапы работы с текстом и с иллюстрацией (картинной наглядность)
Каждый из нас независимо от того, осознает он это или нет, вовлечен в аргументационную деятельность. Мы аргументируем, обсуждая вопросы обыденной жизни, занимаясь научными исследованиями, размышляя о политике, философствуя или решая деловые задачи. Адресуя свою аргументацию другому человеку, иной раз достигаем успеха, а бывает, терпим неудачу. Мы оцениваем аргументацию других людей, одобряем или критикуем ее, принимаем или отвергаем.
Аргументация — это высказывание и обсуждение доводов в пользу предлагаемого решения или позиции с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному решению или позиции[2].
Основными целями обучения иностранному языку являются обучение общению через общение потому что иностранный язык является одновременно и целью, и средством обучения. Это положение является основным отличием иностранного языка от других школьных предметов. Язык также определяется как средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям. Овладение иностранным языком отличается от овладения родным:
- способами овладения;
- плотностью информации в общении;
-включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность;
- совокупностью реализуемых функций;
- соотнесенностью с сензитивным периодом речевого развития ребенка. Задания устной части ЕГЭ требуют - осуществлять запрос информации; обращаться за разъяснениями; точно и правильно употреблять языковые средства оформления высказывания; создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и визуальную информацию (одну, выбранную из трёх предложенных, фотографию); умение строить высказывание в заданном объёме в контексте коммуникативной задачи в различных стандартных ситуациях социальнобытовой, социально-культурной и социально-трудовой сфер общения; завершенности и логичности в применении в устному высказыванию. Несмотря на требования устной части ЕГЭ, мы не обнаружили явной направленности программ и учебников на обучение развернутому аргументированному высказыванию. У учащихся , в большинстве своем ,не сформирована стратегия построения аргументированного высказывания, что отрицательным образом влияет на возможность продуктивного иноязычного общения.
Важность и актуальность проблемы, с одной стороны, и ее не достаточная разработанность ,с другой стороны, послужили основанием для выбора данной темы в качестве выпускной квалификационной работы « Методика обучения аргументированному высказыванию в рамках требований ЕГЭ»
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку.
Предметом исследования является методика обучения аргументированному высказыванию.
Цель исследования - теоретически обосновать, систематизировать необходимый материал обучения устному аргументированному высказыванию по проблеме исследования и разработать комплекс упражнений на основе текста и картинной наглядности.
Задачи исследования:
-Исследовать понятие «монолог» ,«аргументированное высказывание», «аргументация».
-Разработать комплекс для обучения устному аргументированному высказыванию.
-Ознакомится с требованиями ЕГЭ по иностранному языку.
-Выявить характерные особенности развития учащихся на старшем этапе обучения.
-Определить этапы работы с текстом и с иллюстрацией (картинной наглядность)
Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающимся. В этом понятии подчеркивается то, что он обучается сам при помощи других (учителя, соучастника), являясь активным субъектом образовательного процесса.
Основным предметом учебной деятельности старшеклассников - структурная организация, комплексирование, систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умение принимать такие решения, анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать также составляет содержание учебной деятельности старшеклассника. Старшеклассники может осознанно ставить перед собой собой творческую и учебную задачу, выполнять ее. Само творчество включает в себя способность к самоизменению, самовыражению. Именно такие способности и умения способствуют аргументированному высказыванию, потому что отработка аргументированных умений осуществляется путем творческих заданий и упражнений.
Аргументированное высказывание, как устное, так и письменное является формой социальной практики в социально-культурном контексте, поскольку она спроецирована на другого человека или других людей ,предполагает монологическую речь или диалог -сложную систему взаимодействий интенций коммуникантов. В процессе аргументации , как правило, участвуют не менее менее двух коммуникантов, каждый из которых, по крайней мере, один раз выступает как говорящий и один раз как слушающий. В аргументированном высказывании не менее важны внутренние модели мира участников, включающих в качестве существенных компонентов рефлексии моделей мира друг друга, которые дают возможность адекватно воспринимать и рационально взвешивать аргументы, принимать их и оспаривать. Экстралингвистическая составляющая аргументации проявляется в учете знаний о мире, мнений, целей и намерений участников речевой коммуникации.
Основой для обучения устному аргументированному высказыванию в данной работе выбран текст и иллюстрация. Текст, как модель речевого общения, как источник фактической и лингвистической информации, как отправная точка и постоянная опора для учащихся. Текст признается не только средством, но и высшей единицей обучения речевой деятельности, наиболее полно отвечающей задачам формирования коммуникативной компетенции во всех сферах деятельности. Это обусловлено тем, что текст - высшее образование речи, законченное речевое произведение, имеющее композицию и завершенную семантику. Современная трактовка текста в качестве основной единицы коммуникации и понимание текстовой деятельности как процесса формирования и отражения культуры позволяет рассматривать текст, как источник и средство формирования коммуникативной компетенции, поскольку текст отражает национальнокультурный аспект коммуникации.
Иллюстрация является неотъемлемой частью современного иностранного урока. С помощью иллюстрации развивается воображение, догадка, творческий потенциал учащихся. На основе иллюстрации можно воспользоваться только собственными знаниями. Жизненные опыт и знания помогают выстроить устное аргументированное высказывание.
В данной работе были рассмотрены теоретические основы обучения устному аргументированному высказыванию и приведены фрагменты уроков обучения устному аргументированному высказыванию на основе текста и иллюстрации (картинной наглядности). Был проанализирован УМК из которого взят текст и подобрано лексическое обеспечение.
Можно сделать вывод, что обучения устному аргументированному высказыванию в рамках требований ЕГЭ отрабатывается на творческих заданиях направленных на догадку, ассоциативное мышление, логическое мышление, вопросы требующие собственного мышления учащихся и те задания которые требуют выражения собственных мыслей учащихся, опираясь на их жизненный опыт.
И так, в процессе аргументирования говорящий реализует себя как языковая личность, демонстрируя свою языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенцию. Задействованными оказываются его знания, представления, здравый смысл, ценностная система, его эпистемическое, эмоциональное состояние, а также его социальный статус и социальные роли, которые ему приходится «исполнять».
Основным предметом учебной деятельности старшеклассников - структурная организация, комплексирование, систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умение принимать такие решения, анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать также составляет содержание учебной деятельности старшеклассника. Старшеклассники может осознанно ставить перед собой собой творческую и учебную задачу, выполнять ее. Само творчество включает в себя способность к самоизменению, самовыражению. Именно такие способности и умения способствуют аргументированному высказыванию, потому что отработка аргументированных умений осуществляется путем творческих заданий и упражнений.
Аргументированное высказывание, как устное, так и письменное является формой социальной практики в социально-культурном контексте, поскольку она спроецирована на другого человека или других людей ,предполагает монологическую речь или диалог -сложную систему взаимодействий интенций коммуникантов. В процессе аргументации , как правило, участвуют не менее менее двух коммуникантов, каждый из которых, по крайней мере, один раз выступает как говорящий и один раз как слушающий. В аргументированном высказывании не менее важны внутренние модели мира участников, включающих в качестве существенных компонентов рефлексии моделей мира друг друга, которые дают возможность адекватно воспринимать и рационально взвешивать аргументы, принимать их и оспаривать. Экстралингвистическая составляющая аргументации проявляется в учете знаний о мире, мнений, целей и намерений участников речевой коммуникации.
Основой для обучения устному аргументированному высказыванию в данной работе выбран текст и иллюстрация. Текст, как модель речевого общения, как источник фактической и лингвистической информации, как отправная точка и постоянная опора для учащихся. Текст признается не только средством, но и высшей единицей обучения речевой деятельности, наиболее полно отвечающей задачам формирования коммуникативной компетенции во всех сферах деятельности. Это обусловлено тем, что текст - высшее образование речи, законченное речевое произведение, имеющее композицию и завершенную семантику. Современная трактовка текста в качестве основной единицы коммуникации и понимание текстовой деятельности как процесса формирования и отражения культуры позволяет рассматривать текст, как источник и средство формирования коммуникативной компетенции, поскольку текст отражает национальнокультурный аспект коммуникации.
Иллюстрация является неотъемлемой частью современного иностранного урока. С помощью иллюстрации развивается воображение, догадка, творческий потенциал учащихся. На основе иллюстрации можно воспользоваться только собственными знаниями. Жизненные опыт и знания помогают выстроить устное аргументированное высказывание.
В данной работе были рассмотрены теоретические основы обучения устному аргументированному высказыванию и приведены фрагменты уроков обучения устному аргументированному высказыванию на основе текста и иллюстрации (картинной наглядности). Был проанализирован УМК из которого взят текст и подобрано лексическое обеспечение.
Можно сделать вывод, что обучения устному аргументированному высказыванию в рамках требований ЕГЭ отрабатывается на творческих заданиях направленных на догадку, ассоциативное мышление, логическое мышление, вопросы требующие собственного мышления учащихся и те задания которые требуют выражения собственных мыслей учащихся, опираясь на их жизненный опыт.
И так, в процессе аргументирования говорящий реализует себя как языковая личность, демонстрируя свою языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенцию. Задействованными оказываются его знания, представления, здравый смысл, ценностная система, его эпистемическое, эмоциональное состояние, а также его социальный статус и социальные роли, которые ему приходится «исполнять».
Подобные работы
- Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе
подготовки к Единому государственному экзамену по обществознанию
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



