Введение 2
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КООРДИНАЦИОНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВЛИЯНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДЗЮДО НА РАЗВИТИЕ
ДАННЫХ КАЧЕСТВ 5
1.1 Понятие "координационные способности" и их
характеристика 5
1.2 особенности методики развития координационных способностей младших
классов средствами дзюдо на уроках физической культуры и секционных занятиях 12
1.3 оценочные критерии координационных способностей у школьников
младших классов 23
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация исследования 39
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ 9-10 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ДЗЮДО И ПРОВЕРКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ЭКСПЕРИМЕНТЕ 40
3.1 разработка методики развития координационных способностей у
школьников 9-10 лет 40
3.2 проверка эффективности 47
ВЫВОДЫ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Тема развития координационных способностей — одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания.
Интерес к данной проблеме не угасает вот уже более 100 лет. Сейчас попытаюсь объяснить, почему я назвал эту проблему сложнейшей.
Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определённого понятия «ловкость», широко распространённого в быту и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, - способность целесообразно строить полные двигательные акты, во- вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют свою специфику. Не трудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать её, как только внезапно меняется условие выполнения. [15]
Ведущую роль при физиологической трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы и её возможность качественно координировать движения.
Способность улучшить новые, все усложняющиеся формы движений требуется во всех видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программу состязаний. От этой способности существенно зависит также прогресс в видах спорта со сложным составом двигательных действий. [1]
Высокий уровень развития координационных способностей — основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей — важный компонент состояния здоровья. Из этого, далеко неполного перечня видно, насколько важно заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовленности.
Деятельность человека на производстве, спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей, приобретенных в процессе жизни и тренировки. Чем лучше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. [4]
Высокоразвитая способность координации движений способствует, поиску новых подходов, раскрывающих дополнительные резервы реализации природных возможностей организма.
Такие резервы, по моему мнению, заложены в развитии и совершенствовании комплекса координационных способностей, среди которых ведущую роль играют ловкость, точность, гибкость, подвижность, равновесие и др.
Дзюдо, как вид единоборства, включает в себя, проявления всех или большинства физических способностей школьника в различных ситуациях.
Наличие научно-методической литературы на тему развития координационных способностей у школьников с элементами дзюдо очень мало, поэтому наше исследование достаточно актуально
Цель исследования - обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности методики развития координационных способностей у школьников 9-10 лет, в педагогическом эксперименте.
Задачи исследования:
• Проанализировать научные и методические источники о развитии координационных способностей у школьников с элементами дзюдо.
• Выявить показатели и динамику развития координационных способностей у детей 9-10 лет, занимающихся на уроках физической культуры, в ходе эксперимента.
• Разработать методику развития координационных
способностей для школьников 9-10 лет и экспериментально доказать ее эффективность.
Гипотеза исследования - предполагается, что методика, включающая в себя специализированные упражнения для развития координационных способностей у учеников, занимающихся в классах начальной школы, игровым и соревновательным методом будет способствовать повышению эффективности учебно-тренировочного процесса.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс на занятии физической культуры, возрастного аспекта 9-10 лет.
Предмет исследования - методика развития координационных способностей у обучающихся 9-10 лет игровым и соревновательным методом в школьных учреждениях.
Практическая значимость - исследования заключаются в том, что разработанная методика развития координационных способностей у школьников, занимающихся на уроках физической культуры, в начальных классах, может применяться в учебно-тренировочном процессе
обучающихся различного возрастного диапазона в образовательном учреждении.
1. На основе анализа научной и методической литературы выявлено, что дзюдо - сложный ситуационный вид единоборства, в котором встречается множество самых разнообразных положений и движений спортсменов. Абсолютно одинаковые ситуации встречаются в дзюдо крайне редко, а широкая вариативность действий борцов зависит от многих причин, среди которых основными являются особенности соперника в каждом конкретном поединке - уровень мастерства, морфологические данные, манера ведения схватки собственных приемов, турнирное положение. Столь широкий диапазон факторов, от которых зависит успешность внешней стороны соревновательной деятельности борца, предопределяет особую важность совершенствования механизмов адаптации и перестроения моторики спортсмена в соответствии с требованиями меняющейся обстановки поединка. Такая адаптация, в свою очередь, является одним из проявлений ловкости человека. В связи с этим становится очевидным, что ловкость (координационные способности) следует считать ведущим для борца двигательным качеством.
2. В ходе исследования были выявлены показатели и определена динамика координационных способностей за период эксперимента. Было установлено, что в начале эксперимента показатели двух групп были практически одинаковые (различия недостоверны). За период эксперимента произошла положительная динамика в обеих группах. Однако в экспериментальной группе показатели стали достоверно выше, чем в контрольной. Результаты исследования показателей координационных способностей в
экспериментальной группе в конце педагогического эксперимента составили: в тесте три кувырка вперед 8,81±0,07 сек; в тесте метание теннисного мяча на точность на расстоянии 15 метров правой рукой из положения стоя - 8,36±0,11 раз; в тесте метание теннисного мяча на точность на расстоянии 15 метров левой рукой из положения стоя 6,97±0,04 раз; в тесте прыжок в длину с места из исходного положения лицом вперед по направлению движения 134,29±1,92 см; в тесте прыжок в длину с места из исходного положения спиной вперед по направлению движения 109,18±3,15 см. Результат коэффициента сбивающего воздействия в конце педагогического
эксперимента в контрольной группе составил 1,29 единиц, в экспериментальной группе - 1,23 единиц. Таким образом, к концу
педагогического эксперимента произошло более выраженное уменьшение коэффициента сбивающего воздействия в конце педагогического эксперимента в экспериментальной группе, что говорит о более эффективном развитии координационных способностей у дзюдоистов экспериментальной группы, в сравнении с испытуемыми контрольной группы.
3. В процессе исследования была разработана и внедрена в учебно-тренировочный процесс дзюдоистов группы начальной подготовки первого года обучения методика, направленная на развитие координационных способностей, включающая в себя специализированные упражнения для развития данных способностей у дзюдоистов, основанная на использовании игрового и соревновательного методов. Применение разработанной методики в экспериментальной группе на протяжении педагогического эксперимента позволило выявить в конце исследования достоверные различия в показателях координационных способностей между контрольной и экспериментальной группой. В ходе экспериментального исследования была обоснована эффективность воздействия методики на показатели координационных способностей у обучающихся, занимающихся в ДЮСШ в группах начальной подготовки первого года обучения, что подтверждается полученными результатами исследования в конце педагогического эксперимента, и достоверными межгрупповыми различиями в данных показателях, что может свидетельствовать о подтверждении выдвинутой гипотезы.
1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека -М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.
2. Рубин В.А. Разделы теории и методики физической культуры. - М.: Физическая культура, 2006. - 112 с.
3. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. - 348с.
4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников-Москва:1998.
5. Новиков А.Д., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976 г. - 354 с.
6. Галеева, М.Р. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: Учебное пособие /М.Р. Галеева. —Киев: 1980. - 56 с.
7. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л., Палтиев Р.Л., Погадаев Г.И. Физическая культура - М.: "Академия", 2007г.
8. Ашмарин Б.А. Теория и методика: Учебник для педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1990. - 286 с.
9. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь - М.: "Гардарики", 2005
10. Гужаловский А.А., Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1988 г. - 186 с.
11. Максименко A.M. Теория и методика физической культуры. - М.: Физическая культура, 2005.- 522 с.
12. Трутнев П.В., Козлов Г.А. Основы теории тренировки в дзюдо. - Красноярск: «Платина», 2004. - 238 с.
13. Лях В.И. Двигательные способности школьников. Москва
2000 М.Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991 г. - 235 с.
14. Галеева, М.Р. - Методические рекомендации по развитию гибкости » эртсмена: Учебное пособие /М.Р. Галеева. -Киев, 1980. - 56 с.
15. Харре Л., Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1971 г. - 107с...55