Введение 4
1 Теоретические основы обучения финансовой грамотности в условиях реализации ФГОС ООО 8
1.1 Роль и место финансовой грамотности в ФГОС ООО 8
1.2 Содержание и результаты обучения финансовой грамотности в 5 классе 12
2 Методические особенности обучения финансовой грамотности учащихся 5 класса в условиях функционирования цифровой образовательной среды в рамках ФГОС ООО 16
2.1 Характеристика комплекса дидактических материалов для обучения финансовой грамотности учащихся 5 классов в условиях реализации ФГОС ООО 16
2.2 Использование цифровых образовательных ресурсов по финансовой грамотности для обучения учащихся 5 класса в условиях реализации ФГОС ООО 22
2.3 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по обучению финансовой грамотности учащихся 5 классов в соответствии с ФГОС ООО 33
Заключение 39
Список использованных источников 40
Приложение А Карта компетенций финансовой грамотности 45
Приложение Б Сценарий мини-спектакля «На что государство тратит налоги?» 46
Приложение В Задание «Все о деньгах» 49
Приложение Г Образовательный сайт «Финансовая грамотность - успех благосостояния» 51
В настоящее время можно отметить нарастающий с каждым годом интерес к финансовой грамотности со стороны государства и общества. Например, разработан такой проект как «Повышение финансовой грамотности и развитие финансового образования в Российской Федерации», направленный на улучшение и формирование практико-ориентированных финансовых знаний сегодняшних и будущих поколений.
Финансовая грамотность - это дисциплина, которая находится в стадии развития. Ряд авторов [2; 3; 4; 5; 7; 10; 12; 16; 18; 20; 21; 23; 28; 30; 32; 39] предлагают разнообразные пути повышения уровня финансовой грамотности населения, однако ни одним из них не предложена методическая база для преподавания.
Проанализированы отечественные и зарубежные исследования в области содержания и результатов финансовой грамотности. Ряд авторов [1; 4; 6; 13; 22; 24; 26; 27; 33; 41] рассматривают финансовую грамотность в общей системе функциональной грамотности, а также с точки зрения развития финансового уровня государства, однако, не смотря на приведённые в исследованиях способы повышения финансовой грамотности населения, они не подтверждены экспериментально.
Повышение финансовой грамотности является важной и необходимой целью для любой страны. Быстрый рост финансовых товаров и услуг, в основном потребительского кредитования на фоне незнания гражданами своих прав и обязанностей создает трудности для банков и государства. На сегодняшний день большая часть населения считает банковские услуги и финансовые рынки рискованными и ненадежными. Повышение уровня финансовой грамотности младшего поколения позволит в будущем населению России строить финансовые планы, повысить качество жизни, благодаря эффективному оцениванию рисков и умению принимать ответственность за свое финансовое благополучие и благополучие своей семьи.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что выбранная тема является актуальной.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность применения комплекса дидактических материалов по обучению финансовой грамотности учащихся 5 классов в условиях функционирования цифровой образовательной среды в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Объект исследования - процесс обучения финансовой грамотности в 5 классе.
Предмет исследования - методические особенности обучения финансовой грамотности учащихся 5-х классов в условиях функционирования цифровой образовательной среды в рамках ФГОС ООО.
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановку и решение следующих задач:
- на основе анализа научной и учебно-методической литературы раскрыть теоретические основы обучения финансовой грамотности в 5 классе общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС ООО;
- разработать и охарактеризовать комплекс дидактических материалов для обучения финансовой грамотности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО;
- разработать цифровые образовательные ресурсы для обучения финансовой грамотности обучающихся 5-х классов в условиях ФГОС ООО;
- организовать и провести опытно-экспериментальную работу по обучению финансовой грамотности учащихся 5 классов в условиях реализации ФГОС ООО.
Методологическую основу исследования составляют труды отечественных педагогов по проблемам обучения финансовой грамотности: И. В. Липсиц [15], Е. Л. Рутковская [26], Н. П. Сенченков [29], А. Н. Цыганкова [29]...
В ходе исследования, на основе анализа научной и учебно-методической литературы были раскрыты теоретические основы обучения финансовой грамотности в пятом классе общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС ООО. Составлена карта компетенций финансовой грамотности на основе «Единой рамки компетенций по финансовой грамотности».
Был разработан и охарактеризован комплекс дидактических материалов для обучения финансовой грамотности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Разработаны дидактические материалы с акцентом на практико-ориентированность и региональный компонент Красноярского края.
В научно-исследовательской работе разработаны цифровые образовательные ресурсы для обучения финансовой грамотности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО, которые размещены на созданным автором образовательном сайте «Финансовая грамотность - успех благосостояния». Все дидактические материалы разработаны с учетом ФГОС ООО и Единой рамки компетенций по финансовой грамотности с акцентом на региональный компонент Красноярского края.
Была организована и проведена опытно-экспериментальная работа по обучению финансовой грамотности учащихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Эксперимент доказал эффективность применения разработанных автором дидактических материалов для обучения финансовой грамотности обучающихся 5-х классов.
Таким образом, задачи, поставленные в бакалаврской работе, успешно решены, тем самым цель работы достигнута.
1. Арсланова, А. А. Проектирование программы курса повышения квалификации педагогов по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся / А. А. Арсланова, А. Т. Арсланова, Н. А. Бойко, С. С. Захарченко, Н. С. Кожанова, С. А. Терехова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2022. - № 1 (76). - С. 74-83.
2. Боброва, И. А. Региональный опыт повышения финансовой грамотности школьников / И. А. Боброва // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - № 3 (11). - С. 29-34.
3. Бровкина, Н. Е. Финансовая грамотность: проблемы и пути решения / Н. Е. Бровкина, И. А. Ризванова // ЭКОНОМИКА. НАЛОГИ. ПРАВО. - 2022. - Т. 15, № 3. - С. 59-68.
4. Винникова, И. С. Проблемы формирования финансовой грамотности в России / И. С. Винникова, Е. А. Кузнецова, Е. С. Мухина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-3. - С. 59-62.
5. Гарашкина, Н. В. Развитие у будущих педагогов компетенций в формировании финансовой грамотности школьников / Н. В. Гарашкина, А. А. Дружинина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2022. - Т. 21, № 4. - С. 105-112.
6. Горобец, Л. Н. Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения / Л. Н. Горобец, И. В. Бирюков, Т. П. Попова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. -№ 3 (94). - С. 84-86.
7. Грязнов, С. А. О необходимости формирования финансовой грамотности / С. А. Грязнов // Научные известия. - 2022. - № 27. - С. 200-202.
8. Единая рамка компетенций по финансовой грамотности : сайт / Мои финансы. - 2021. - URL:https://clck.ru/aiAyj(дата обращения: 15.02.2023).
9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - Москва : Логос, 2002. - 384 с.
10. Коваль, А. Н. Финансовая грамотность населения России / А. Н. Коваль, Ю. Н. Коваль // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 1-1 (83). - С. 106-108.
11. Коваль, Т. В. «Большие идеи» и функциональная грамотность: опыт разработки модуля «глобальные компетенции» в программе по формированию функциональной грамотности / Т. В. Коваль, Г. С. Ковалева, С. Е. Дюкова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2022. - Т. 1, № 4 (85). - С. 79-93.
12. Коркин, Р. И. Актуальные вопросы финансовой грамотности домашних хозяйств / Р. И. Коркин // Научные исследования. - 2020. - № 3 (34). - С. 16-17.
13. Крушинский, Н. К. Финансовая грамотность: проблемы программной реализации в образовательном процессе / Н. К. Крушинский // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-2. - С. 146-149.
14. Кузнецова, Е. В. Историко-педагогические аспекты формирования компетенции «финансовая грамотность» руководителей образовательных организаций / Е. В. Кузнецова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-2. - С. 217-220.
15. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 5-7 классы общеобразоват. Орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению» / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. - Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 208 с. - ISBN 0000000....(41)