Удовлетворенность студентов-очников бакалавриата СФУ учебным процессом
|
Введение 3
1 Теоретические основы изучения удовлетворенности студентов учебным процессом в вузах 7
1.1 Понятие и характеристики учебного процесса в вузе 7
1.2 Анализ социологических исследований удовлетворенности студентов учебным процессом 11
2 Социологическое исследование "Удовлетворенность студентов-очников бакалавриата СФУ учебным процессом" 19
2.1 Методическое обоснование исследования 19
2.2 Результаты социологического исследования 23
Заключение 41
Список использованных источников 44
Приложение 1 48
1 Теоретические основы изучения удовлетворенности студентов учебным процессом в вузах 7
1.1 Понятие и характеристики учебного процесса в вузе 7
1.2 Анализ социологических исследований удовлетворенности студентов учебным процессом 11
2 Социологическое исследование "Удовлетворенность студентов-очников бакалавриата СФУ учебным процессом" 19
2.1 Методическое обоснование исследования 19
2.2 Результаты социологического исследования 23
Заключение 41
Список использованных источников 44
Приложение 1 48
Получение качественного образования волнует множество слоев населения: родителей, абитуриентов, студентов, выпускников, работодателей. Важно чтобы уровень образования повышалось с каждым годом. Образование способствует повышению уровня знаний населения.
Из-за условий современного рынка образовательных услуг все большую актуальность приобретает проблема управления качеством подготовки специалистов. Важное направление - определение удовлетворенности студентов по различным аспектам деятельности вуза, позволяющее выявить слабые стороны и осуществлять меры по их усовершенствованию.
Проблема качества высшего образования прямо связано с подготовкой специалистов и формированием рынка труда. Высшее образование испытывает влияние процессов глобализации. Интернационализация образования становится одной из главных проблем в условиях экономической и геополитической интеграции. Изменяются взаимоотношения общества и высшего образования. Проблемы взаимосвязи высших учебных заведений и рынка труда становятся постоянной темой для обсуждения. Рынок формулирует требование конкурентоспособности специалистов, а значит качества их подготовки.
Сибирский федеральный университет - это государственный университет, расположенный в Красноярске. СФУ входит в 20-ку лучших университетов России по результатам рейтингового агентства, национальном рейтинге и в рейтинге российских вузов.
СФУ заключил соглашения о международном сотрудничестве с 33 странами мира, имеет 7 программ с аккредитацией Европейского Совета.
В СФУ более 900 иностранных студентов из 42 стран мира. Они обучаются на всех уровнях — от бакалавриата до докторантуры, проходят обучение или стажировку. Наиболее многочисленные студенты из 3
Киргизской Республики, КНР и Казахстана. Представлены студенты из Нигерии, Эквадора, Вьетнама и Австралии. Также в СФУ посещают обучение студенты из Германии, Японии, Испании, Чехии.
СФУ предоставляет возможности для развития практической и научной составляющих обучения: бакалавриат, специалитет, магистратура. Возможно обучение в аспирантуре и докторантуре. Есть возможность получения второго высшего образования. Кроме того, проводится обучение по программам среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Так же студентам предлагается возможность выступления и участия в научных конференциях. Для магистров и аспирантов есть возможность получения грантов и обучения по обмену.
Первая ступень обучения - бакалавриат. Наиболее часто выбираемая форма обучения - очная. Всего в СФУ обучается более 31000 студентов. Студентов-очников бакалавриата в СФУ 13937 человека.
Так же развитие доступности образования, в частности онлайн- образования, поможет учиться работающим студентам, изучать темы онлайн и сдавать работы в срок.
Интересные и разнообразные виды предоставления материала вызывают больший интерес к учебе, своей будущей специальности и дальнейшей работе. Участие в конференциях бакалавров, сначала как слушателей, а потом как авторов своих статей и исследований, дает прямое понятие о том, что происходит в данный момент в теоретической науке и какие новшества вводятся в практику, не важно, гуманитарные, социальные или технические направления.
Так как бакалавриат - первая ступень в большинстве вузов на пути высшего образования, качество образования и возможности, предоставляемые институтом, позволяют получить профессиональный и жизненный опыт, профессионально развиваться в степенях магистратуры и аспирантуры, полюбить свою профессию и развивать ее....
Из-за условий современного рынка образовательных услуг все большую актуальность приобретает проблема управления качеством подготовки специалистов. Важное направление - определение удовлетворенности студентов по различным аспектам деятельности вуза, позволяющее выявить слабые стороны и осуществлять меры по их усовершенствованию.
Проблема качества высшего образования прямо связано с подготовкой специалистов и формированием рынка труда. Высшее образование испытывает влияние процессов глобализации. Интернационализация образования становится одной из главных проблем в условиях экономической и геополитической интеграции. Изменяются взаимоотношения общества и высшего образования. Проблемы взаимосвязи высших учебных заведений и рынка труда становятся постоянной темой для обсуждения. Рынок формулирует требование конкурентоспособности специалистов, а значит качества их подготовки.
Сибирский федеральный университет - это государственный университет, расположенный в Красноярске. СФУ входит в 20-ку лучших университетов России по результатам рейтингового агентства, национальном рейтинге и в рейтинге российских вузов.
СФУ заключил соглашения о международном сотрудничестве с 33 странами мира, имеет 7 программ с аккредитацией Европейского Совета.
В СФУ более 900 иностранных студентов из 42 стран мира. Они обучаются на всех уровнях — от бакалавриата до докторантуры, проходят обучение или стажировку. Наиболее многочисленные студенты из 3
Киргизской Республики, КНР и Казахстана. Представлены студенты из Нигерии, Эквадора, Вьетнама и Австралии. Также в СФУ посещают обучение студенты из Германии, Японии, Испании, Чехии.
СФУ предоставляет возможности для развития практической и научной составляющих обучения: бакалавриат, специалитет, магистратура. Возможно обучение в аспирантуре и докторантуре. Есть возможность получения второго высшего образования. Кроме того, проводится обучение по программам среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Так же студентам предлагается возможность выступления и участия в научных конференциях. Для магистров и аспирантов есть возможность получения грантов и обучения по обмену.
Первая ступень обучения - бакалавриат. Наиболее часто выбираемая форма обучения - очная. Всего в СФУ обучается более 31000 студентов. Студентов-очников бакалавриата в СФУ 13937 человека.
Так же развитие доступности образования, в частности онлайн- образования, поможет учиться работающим студентам, изучать темы онлайн и сдавать работы в срок.
Интересные и разнообразные виды предоставления материала вызывают больший интерес к учебе, своей будущей специальности и дальнейшей работе. Участие в конференциях бакалавров, сначала как слушателей, а потом как авторов своих статей и исследований, дает прямое понятие о том, что происходит в данный момент в теоретической науке и какие новшества вводятся в практику, не важно, гуманитарные, социальные или технические направления.
Так как бакалавриат - первая ступень в большинстве вузов на пути высшего образования, качество образования и возможности, предоставляемые институтом, позволяют получить профессиональный и жизненный опыт, профессионально развиваться в степенях магистратуры и аспирантуры, полюбить свою профессию и развивать ее....
Данная работа была посвящена анализу удовлетворенности студентов- очников бакалавриата СФУ учебным процессом.
Были получены следующие результаты:
Как показали результаты опроса, большей части опрошенных студентов СФУ нравится учиться, то есть стремятся к саморазвитию.
Так же выяснилось, что большую часть студентов качество образовательных услуг устраивает. Процент негативно ответивших студентов составил чуть меньше четверти всех опрошенных(24%).
Большинство студентов выбрали СФУ из-за известности вуза(44%). Меньше всего студентам были важны возможности получения нескольких образований и дистанционного обучения.
Было выявлено, что студенты в большинстве своем довольны техническим оснащением университета и его библиотеками . Студенты удовлетворены обеспеченностью программами, учебниками и эл. ресурсами. Так же студенты в целом удовлетворены использованием наглядных элементов и процессом обучения, а вот информированности об изменениях в учебном процессе студенты отдали приоритет средней удовлетворенности(41%).
Студенты наиболее удовлетворены наличием мест в читальных залах (68%), наличием компьютеров, используемых в учебном процессе (55%) и наличием необходимой литературы в библиотеках (52%). Так же в целом удовлетворены наличием лабораторий и специальных аудиторий, однако 27% затруднились ответить, скорее всего в связи с направлениями обучения, где данные лаборатории и аудитории не требуются. Полностью неудовлетворены обучающиеся оказались только наличием компьютеров, научным оборудованием и лабораториями - 5, 8 и 6% соответственно. Студентов, которые были бы неудовлетворены библиотекой, не выявлено.
Так же результаты говорят о том, что большая часть студентов удовлетворена лекционными и семинарскими занятиями по разным дисциплинам(63%), однако можно сказать, что лекционными занятиями бакалавры до-вольны чуть меньше, чем семинарскими занятиями, но в целом студенты более-менее удовлетворены и тем и другим, за исключением семинаров дисциплин специальности и специализации - между средней и более-менее удовлетворительной оценкой нет различий. Процент неудовлетворенных лекциями так же выше, чем процент неудовлетворенных семинарскими занятиями. Студенты используют различные формы участия в занятиях: разбирают проблемы, обсуждают материал, готовят доклады и отвечают на вопросы. Большая часть бакалавров СФУ выступает на семинарских занятиях с докладами (29% часто, 54% иногда). В основном студенты наиболее часто отвечают на вопросы преподавателей. Наименее популярная форма работы на семинарских занятиях - это выступление с докладом.
Только 17% бакалавров отметили, что никогда не выступают с докладами. Подготовка к занятиям также разнообразна: учащиеся повторяют лекционный материал, посещают библиотеки и образовательные порталы, пользуются литературой. На подготовку у студентов уходит от 1 до 4 часов, и только у 8% студентов подготовка занимает более 6 часов.
Из-за того, что у студентов большую часть обучения составляет самостоятельная работа, возникают некоторые проблемы. В связи с этим 54% обучающихся желают, чтобы был увеличен объем консультаций, а 40% студентов предпочли бы делать самостоятельную работу под контролем преподавателей.
Студенты редко пропускают учебу (73%), пропуская в основном по уважительной причине (56%) и не совмещают с работой (51%). У совмещающих студентов работа не соответствует специальности у 52%. Несмотря на наличие работы, которая имеется у более чем половины студентов 56%, студенты-бакалавры в целом имеют хорошую успеваемость и 22% обучающихся получают отличные оценки....
Были получены следующие результаты:
Как показали результаты опроса, большей части опрошенных студентов СФУ нравится учиться, то есть стремятся к саморазвитию.
Так же выяснилось, что большую часть студентов качество образовательных услуг устраивает. Процент негативно ответивших студентов составил чуть меньше четверти всех опрошенных(24%).
Большинство студентов выбрали СФУ из-за известности вуза(44%). Меньше всего студентам были важны возможности получения нескольких образований и дистанционного обучения.
Было выявлено, что студенты в большинстве своем довольны техническим оснащением университета и его библиотеками . Студенты удовлетворены обеспеченностью программами, учебниками и эл. ресурсами. Так же студенты в целом удовлетворены использованием наглядных элементов и процессом обучения, а вот информированности об изменениях в учебном процессе студенты отдали приоритет средней удовлетворенности(41%).
Студенты наиболее удовлетворены наличием мест в читальных залах (68%), наличием компьютеров, используемых в учебном процессе (55%) и наличием необходимой литературы в библиотеках (52%). Так же в целом удовлетворены наличием лабораторий и специальных аудиторий, однако 27% затруднились ответить, скорее всего в связи с направлениями обучения, где данные лаборатории и аудитории не требуются. Полностью неудовлетворены обучающиеся оказались только наличием компьютеров, научным оборудованием и лабораториями - 5, 8 и 6% соответственно. Студентов, которые были бы неудовлетворены библиотекой, не выявлено.
Так же результаты говорят о том, что большая часть студентов удовлетворена лекционными и семинарскими занятиями по разным дисциплинам(63%), однако можно сказать, что лекционными занятиями бакалавры до-вольны чуть меньше, чем семинарскими занятиями, но в целом студенты более-менее удовлетворены и тем и другим, за исключением семинаров дисциплин специальности и специализации - между средней и более-менее удовлетворительной оценкой нет различий. Процент неудовлетворенных лекциями так же выше, чем процент неудовлетворенных семинарскими занятиями. Студенты используют различные формы участия в занятиях: разбирают проблемы, обсуждают материал, готовят доклады и отвечают на вопросы. Большая часть бакалавров СФУ выступает на семинарских занятиях с докладами (29% часто, 54% иногда). В основном студенты наиболее часто отвечают на вопросы преподавателей. Наименее популярная форма работы на семинарских занятиях - это выступление с докладом.
Только 17% бакалавров отметили, что никогда не выступают с докладами. Подготовка к занятиям также разнообразна: учащиеся повторяют лекционный материал, посещают библиотеки и образовательные порталы, пользуются литературой. На подготовку у студентов уходит от 1 до 4 часов, и только у 8% студентов подготовка занимает более 6 часов.
Из-за того, что у студентов большую часть обучения составляет самостоятельная работа, возникают некоторые проблемы. В связи с этим 54% обучающихся желают, чтобы был увеличен объем консультаций, а 40% студентов предпочли бы делать самостоятельную работу под контролем преподавателей.
Студенты редко пропускают учебу (73%), пропуская в основном по уважительной причине (56%) и не совмещают с работой (51%). У совмещающих студентов работа не соответствует специальности у 52%. Несмотря на наличие работы, которая имеется у более чем половины студентов 56%, студенты-бакалавры в целом имеют хорошую успеваемость и 22% обучающихся получают отличные оценки....





