Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обязательства по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по пункту 1 статьи 1070 Гражданского Кодекса Российской Федерации

Работа №155524

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы80
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-6
1. Основание и условия гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по п.1 ст.1070 ГК РФ 7
1.1. Основание ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда 7-12
1.2. Условия ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда 13-35
2. Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по п.1 ст.1070 ГК РФ 36
2.1. Субъекты ответственности 36-49
2.2. Порядок возмещения вреда 30-63
Заключение 64-68
Список использованных источников 69-79

Актуальность. Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы как высшую ценность, а также обязанность государства признавать и защищать эти права и свободы. Самой важнейшей задачей правового государства является обеспечение справедливого и быстрого восстановления нарушенного права граждан и юридических лиц, возмещение причиненного вреда неправомерными действиями. Российская Федерация, которая провозгласила себя в статье 1 Конституции РФ правовым государством, должна соответствовать этим критериям. Проблема гражданско - правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда является в настоящее время одной из наиболее актуальных и связана с ростом нарушений прав и свобод личности.
В процессе реализации своих прав и свобод граждане и юридические лица нередко встречаются с проявлениями произвола и беззакония со стороны органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Известно, что конституционной основой деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда является строгое и неукоснительное соблюдение законности, поэтому в их деятельности должны быть исключены случаи незаконного привлечения к уголовной ответственности, осуждения невиновных и иных незаконных действий.
Публичный характер гражданско-правовой и уголовно-процессуальной деятельности и причиняемого в ее сфере вреда предполагает и публичную ответственность государства перед своими гражданами и юридическими лицами. Государство должно регулировать поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Если же наступившие отрицательные последствия уполномоченных на то органов и должностных лиц (органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда), само государство должно выступать гарантом восстановления нарушенных прав и должно возместить причиненный ущерб.
Российская Федерация приняла на себя такую ответственность, провозгласив право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностных лиц. Такое положение содержится в статье 53 Конституции Российской Федерации.
В настоящее время правоотношения, возникающие вследствие причинения вреда незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, регулируются рядом законодательных и подзаконных нормативных правовых актов. Создание законодателем специальных средств защиты прав граждан определялось потребностью в быстром, экономичном порядке восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного вреда. Однако действующий правовой механизм не позволяет реализовать указанное право в полной мере. Это положение обусловлено тем, что существует несовершенство действующего законодательства, которое регулирует вопросы возмещения вреда, явившегося следствием незаконных действий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Таким образом. правовой механизм реализации права лица по возмещению государством вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, небезосновательно требует совершенствования. В этом и заключается актуальность данной темы исследования....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Признание за российскими гражданами права на возмещение вреда, причиненного органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности является огромной исторической заслугой законодателя, значение которой как важной меры, направленной на защиту и охрану имущественных и личных неимущественных прав и нематериальных благ от любых незаконных посягательств и нарушений невозможно переоценить.
Основанием для наступления гражданско-правовой ответственности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда следует считать именно факт причинения вреда гражданину или юридическому лицу. В пользу данной точки зрения выступает положение статьи 1064 ГК РФ, которая называется «Общие основания ответственности за причинение вреда». Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда наступает при определенных условиях ответственности, таких как противоправность действия (бездействие); наличие причиненного вреда; наличие причинной связи между незаконными деяниями и вредом. При этом противоправность выражается в незаконных действиях органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Перечень данных незаконных действий, который закреплен в пункте 1 статьи 1070 ГК РФ, хотя и установлен законодателем как закрытый, но Конституционный Суд РФ при этом расширил его.
При этом незаконность действий должна быть подтверждена. Незаконность удостоверяется, во-первых, оправдательным приговором суда, во-вторых, прекращением уголовного дела по реабилитирующим основаниям, таким как отсутствие состава преступления в деянии лица, отсутствие события преступления, недоказанность участия лица в совершении преступления, в - третьих, прекращением дела об административном правонарушении о чем, согласно нормам Кодекса об административных правонарушениях, выносится соответствующее постановление о прекращении административного дела, при наличии обстоятельств, указанных в статье 24.5 КоАП РФ (в частности, отсутствие состава административного правонарушения, отсутствие события административного правонарушения и другие). При этом данный перечень оснований для реабилитации не может быть расширен.
Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. На мой взгляд, термин «казна», употребляющийся в статье 1070 ГК РФ должен рассматриваться не как субъект права, а как имущество, то есть в том понимании, которое дано в пункте 4 статьи 214 ГК РФ, а именно как средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Это будет вполне логично, поскольку субъектом, обязанным к возмещению вреда является Российская Федерация, то есть само государство, от имени которого согласно норме статьи 1071 ГК РФ выступают соответствующие финансовые органы...


Нормативные правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 2 [Электронный ресурс] : федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ ред. от 18.03.2019. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. О порядке организации и ведения Министерством финансов Российской Федерации работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах [Электронный ресурс] : приказ Минфина РФ от 12.02.1998 №26 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Указ Президиума ВС СССР от 18.05.1981 «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей» (утв. Законом СССР от 24.06.1981) (вместе с «Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 18.12.2001 №174-ФЗ ред. от 04.11.2019. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
Судебная практика
5. Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 №440-0 «По жалобе гражданки Аликиной Татьяны Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 1070 Гражданского Кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 №9 -П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского Кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2019 г. №38-П «По делу о проверке конституционности положений статей 1070 и 1100 Гражданского кодекса РФ и статьи 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в связи с жалобой гражданки А.» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2011 N 17 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
9. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года» : утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008 ред. от 04.06.2014 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
10. «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного Кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
11. Определение Конституционного Суда РФ от 21.04.2005 №242-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гуриновича Александра Александровича на нарушение его конституционных прав положениями частей первой и второй статьи 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
12. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 (ред. от 06.02.2007) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2017 №28-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.И. Бондаренко [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
14. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 12 сентября 2007 г. №287-П07 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: https://www.garant.ru.
15. Постановление Усть-Джегутинского районного суда Карачаево- Черкесской республики от 6 мая 2009 г. по делу №2-148/2009 [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Кодекс». - Режим доступа: https://kodeks.ru....(76)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ