Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ШКОЛА МЧС» НА БАЗЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №151 Г. КРАСНОЯРСКА

Работа №155521

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ШКОЛА МЧС» 7
1.1 Навыки выживания в лесу 7
1.2 Современный опыт работы поисково-спасательных отрядов России 31
1.3 Организация работы поисково-спасательного отряда 34
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ ПО ОБЖ «ШКОЛА МЧС 52
ВЫВОДЫ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 67

Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека- очень обширная область знаний, которая включает различные аспекты безопасного выживания человека в условиях экстремальных ситуаций, возникающих в результате разных причин, а также при долгом существовании человека в экстремальных природных и климатических условиях. Попадая во власть стихии, человек вынужден научиться выживать. ОБЖ дает возможность учащимся получать целостное и системное представление об опасностях, учит прогнозировать опасные ситуации, оценивать последствие их влияния на здоровье и жизнь человека, а в интеграции с биологией, географией и медициной дает возможность выработать алгоритм безопасных действий, учитывая свои возможности.
В современном мире человек живет в основном в условиях цивилизации, пользуясь всеми техническими, информационными и природными ресурсами, имея необходимый запас питьевой воды, продуктов питания, лекарств, и других средств комфортного существования. Поэтому, когда человек оказывается один на один с природой, он оказывается в ситуации, которая может стать угрозой его здоровью и жизни.
Наука выживания - это совокупность рациональных действий, которые обеспечивают существование в экстремальных условиях дикой природы без вреда для здоровья. Эта дисциплина включает: ориентирование на местности и оценка погодных условий без приборов; сооружение укрытий от плохой погоды, способы получения чистой питьевой воды и огня; охоту и рыбалку с помощью с применением самодельных орудий; употреблению в пищу растений и насекомых; лечение без помощи квалифицированных врачей и медицинских препаратов; изготовление орудий защиты и т.п.
Ежегодно в лесах России теряются тысяч человек. Ежедневно поисково-спасательные отряды получают десятки звонков о заблудившихся грибниках, туристах и просто обычных людях. По данным статистики поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» в июле 2018 года поступило 1630 заявок. Из них: найдены живыми - 1243 человека, погибшими - 128 человек, 259 человек - пропавшие без вести... Поиски тех, кого не нашли, продолжаются. За все лето 2019 года отряд получил вдвое больше заявок, чем за лето 2018 года - 8320 заявок. Это было сложное на поиски лето, даже сейчас, осенью, по всей стране люди теряются в лесу и в городе.
В силу возрастания масштабов поисково-спасательной деятельности, возникает потребность в обучении и подготовке волонтеров, чем раньше начнется эта подготовка, тем более продуктивно волонтер сможет участвовать в поисках. Помочь в этом может внеурочная деятельность по ОБЖ в средней школе. Элективный курс «Школа МЧС» для 9 классов направлен на формирование у обучающихся личностных результатов, таких как: активная гражданская позиция, желание прийти безвозмездно на помощь. Также на занятиях элективного курса обучающиеся получат навыки выживания в лесу, оказания первой медицинской помощи. Элективный курс «Школа МЧС» даст возможность обучающимся развить свои коммуникативные навыки, умение анализировать ситуацию, научит решать проблемы, невзирая на трудности.
Цель работы: разработать рабочую программу элективного курса «Школа МЧС» в целях обучения волонтеров поисково-спасательного отряда Объект исследования: образовательный процесс в ходе изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ).
Предмет исследования: применение практического занятия, как формы организации обучения ОБЖ в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №151» г. Красноярск.
Гипотеза исследования: элективный курс «Школа МЧС», сформирует у обучающихся 9 классов активную гражданскую позицию, желание прийти на помощь попавшим в беду, навыки выживания в лесу.
Задачи исследования:
- проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме исследования;
- разработать структуру и содержание элективного курса «Школа МЧС»;
- представить методические рекомендации к элективному курсу «Школа МЧС».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ литературных источников и документов, программ, методических пособий;
• экспериментальные: изучение и обобщение опыта работы различных учителей, проведение педагогического эксперимента с обучающимися по развитию у них навыков, необходимых волонтёрам поисково-спасательных отрядов.
Научная новизна и практическая значимость результатов исследования заключаются в разработке методических материалов для проведения элективных занятий по выживанию в экстремальных природных условиях и спасению пропавших людей для обучающихся девятых классов муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя школа №151».
Апробация и внедрение результатов исследования: основные результаты исследования представлены XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы» в рамках XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (апрель 2018 г.); на X Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции «Инновации в естественнонаучном образовании» в рамках VII Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (октябрь 2018).
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №151»
Структура и объем дипломной работы: работа состоит из введения, трёх глав, выводов, списка использованной литературы, включающего 40 источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире никто не застрахован от попадания в экстремальную ситуацию, но каждый человек будет готов к ней в разной степени. Кто-то не сможет справиться с паникой и его жизнь будет зависеть только от скорости прибытия помощи, а кто-то быстро найдет выход из сложившейся ситуации и сможет помочь себе сам. Все это зависит от психологической и физической готовности человека к экстремальным ситуациям. Фундамент психического и физического здоровья человека закладывается в детстве. В подростковом возрасте очень важно уделять этому особое внимание.
Самый важный фактор для выживания - это воля к жизни. Рано или поздно наступает критический момент, когда непомерное физическое и психическое напряжение и явное отсутствие чувства большего сопротивления подавляют волю. Человек охвачен пассивностью, равнодушием. Он больше не боится возможных трагических последствий. Он не верит в возможность спасения и поэтому погибает, не исчерпав своих резервов силы до конца. Выживание, основанное только на биологических законах самосохранения, недолговечно. Оно характеризуется быстрым развитием психических расстройств и истерических поведенческих реакций. Желание выжить должно быть осознанным и целенаправленным. Можно назвать это волей к жизни. Любые навыки и знания становятся бессмысленными, если принять судьбу. Выживание обеспечивается не спонтанным желанием «Не хочу умирать», а целью - «Я должен выжить!». Поэтому необходимо еще в детстве привить человеку понимание важности и ценности своей жизни и жизни окружающих людей. Именно урок ОБЖ в большей мере помогает воспитать это личностное качество в подростках. Необходимо уделять изучению этого предмета не только урочное, но и в основном внеурочное время. Обучающиеся 9 классов переживают очень непростой подростковый возраст, когда детские игры сменяются ответственностью за свое будущее. В этом возрасте очень важно
сформировать у обучающихся правильные жизненные ориентиры, которые пригодятся им в будущем. Элективный курс «Школа МЧС» хоть и имеет узкую специализацию, но учит очень важному и необходимому. Полученные знания и навыки обучающиеся могут применять не только в случае попадания в экстремальную ситуацию, но и в повседневной жизни. Также элективный курс помогает обучающимся выбрать свой профессиональный путь, если у них появляется желание помогать людям, то они могут найти себя в таких профессиях как врач, спасатель, пожарный и тд. [9]
Анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования показал, что данная тема очень актуальна и значима в современном обществе. Это создает необходимость организации целенаправленного процесса изучения ОБЖ в средней школе.
Разработаны структура и содержание элективного курса «Школа МЧС», который полностью соответствует требованиям ФГОС как курс внеурочного профориентацинного обучения .
Представлены методические рекомендации к элективному курсу «Школа МЧС», использование которых даст возможность формирования у обучающихся личностных, коммуникативных и регулятивных УУД в рамках изучения курса ОБЖ на среднем этапе образования.



1. Абаскалова Н.П., Акимова Л.А., Петров С.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе. Учебное пособие. - М.: 2011. 210с.
2. Айзман Р.И., Петров С.В, Шуленина Н.С., Ширшова В.М., Волобуева Н.А. Безопасность жизнедеятельности. Практикум - М.: 2010. 247 с.
3. Айзман Р.И., Петров С.В., Корощенко А.Д. Безопасность жизнедеятельности: Словарь-справочник — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010. 352с.
4. Алиева Л.В., Бедерханова В.П, Борытко Н.М., Григорьева А.И., Карпушин Н.Я., Колесникова И.А., Круглов Ю.Г, Куприянов Б.В., Кушнир А.М., Леванова Е.А., Остапенко А.А., Паладьев С.Л., Фришман И.И. Воспитательная работа в школе: Деловой журнал специалиста по воспитанию — М.: Народное образование, 2016. 81с.
5. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: Учебное пособие для вузов — М.: Академический проект, 2005. 576с.
6. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник для бакалавров — М.: Издательство Юрайт, 2012. 682с.
7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии - М.:
Педагогика, 1989. 192 с.
8. Бойко О.В. Охрана психического здоровья: Учебное пособие - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 268с.
9. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. для вузов - С.Пб.: Питер, 2001. 304 с.
10. Венедиктова Ю. М. Армас. Зона надежды — М.: Издательство Росмэн-Пресс, 2015. 180 стр.
11. Волович В.Г. Наука выживания. Человек в экстремальных природных условиях: Учебное пособие — М.: ИКЦ «Академкнига», 2004. 447с.
12. Грюнберг Г.Ю., Лапкина Н.А., Малахов Н.В., Фельдман Е.С.
Картография с основами топографии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «География» - М.:
Просвещение, 1991. 368с.
13. Дэвис Б. Основы выживания в экстремальной ситуации — М.: ООО Издательство «Яуза», ООО Издательство «Эксмо», 2003. 288с.
14.Запрудский Н.И. Современные школьные технологии: пособие для учителей - Минск: ООО «Сэр-Вит», 2004. 288 с
15. Ильин А.А. Первые действия в экстремальной ситуации — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002. 384с.
16. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Академия, 1999. 216 с.
17. Кармазинов Ф.Н., Русак О.Н., Гребенников С.Ф., Осенков В.Н.
Безопасность жизнедеятельности: Словарь-справочник — Спб.:
Издательство «Лань», 2001. 304с.
18. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта - М.: Знание, 1989. 80 с.
19. Кононович Э.В., Мороз В.И. Общий курс анатомии — М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 520с.
20. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. Пособие - М.: Пед. общество России, 2001. 224 с.
21. Кульневич С.В. Современный урок - Ростов-на-Дону: Учитель, 2004. 288 с.
22. Лавренова Г.В. Онипко В.Д. Энциклопедия народной медицины — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. 384с.
23. Леготина Л.Л. Доврачебная неотложная медицинская помощь — К.: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2012. 152с.
24. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: Учебно-методическое пособие — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 160с.
25. Маслов А.Г. Способы автономного выживания человека в природе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2005. 304с.
26. Медведев Л.Н., Демидова Т.В., Чмиль И.Б., Кашкевич Е.И. Физическое развитие детей 7-17 лет Сибирского региона. Новые исследования — М.: 2011. 82с.
27. Мельникова М.М., Айзман Р.И., Айзман Н.И., Бубнов В.Г. Медицина катостроф: Учебное пособие — Новосибирск: АРТА, 2011. 272с.
28. Михайлов Л.А., Соломин В.П., Михайлов А.Л., Старостенко А.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов — Спб.: Питер, 2005. 302с.
29. Петров С.В., Петрова А.С. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие — Новосибирск: АРТА, 2011. 287с.
30. Ремизов А. Как заинтересовать школьников предметом ОБЖ. Основы безопасности жизни - М.: Русский журнал. 2013. 25 с.
31. Самыгин С.И., Самыгина О.П., Столяренко Л.Д. Турчина Н.Ю., Шевченко В.А. Школа выживания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 630с.
32. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии - М.: Народное образование, 1998. 256 с.
33. Смирнова Н.З., ГоликоваТ.В., Галкина Е.А., Горленко Н.М., Чмиль И.Б. Инновационные процессы в естественнонаучном образовании: монография - К.: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014. 356 с.
34. Степановских А.С. Охрана окружающей среды: Учебник для вузов — М.: ЮНИТИДАНА, 2000. 559с.
35. Стилвелл А. Техника выживания в экстремальных условиях — М.: ФИАР-ПРЕСС, 2002. 352с.
36. Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для учителей — М.: Просвещение, 2000. 96с.
37. Шабалина Н.С. Большая энциклопедия народной медицины — М.: Эксмо, 2010. 1088с.
38. Как не потеряться в лесу? [электронный ресурс] - электронные
данные. - Режим доступа:https://lizaalert.org/kak-ne-poteryatsya-v-lesu/
39. В горных районах края сохраняется опасность схода снежных лавин.
[электронный ресурс] - электронные данные. - Режим доступа:
https://24.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/4010081
40. Выживание в естественной среде [электронный ресурс] - электронные данные. - Режим доступа:http://rusurvival.ru/text/Prostyie-sposobyi-vyizhivaniya-v-lesu.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ