Введение
Глава 1. Строение нервной системы позвоночных животных
1.1.1. Строение головного мозга
1.1.2. Строение спинного мозга
1.2. Физиология центральной нервной системы
1.2.1. Строение и функции нейрона
1.2.2. Синапсы центральной нервной системы
1.3. Виды поведения животных и психологические механизмы адаптации животных к городской среде
Глава 2. Собственное практическое применение материалов для организации практического занятия, в рамках элективного курса
Заключение
Литература
Новая социально-экономическая система, утверждающаяся в стране, требует соответствующей ей системы школьного образования, где будут созданы условия для получения учащимися образования с учетом их индивидуальных склонностей и потребностей, профессионального самоопределения школьников, установления преемственности между общим и профессиональным образованием. Согласно Концепции модернизации российского образования ведущая роль в решении этой задачи отводится школе с профильным обучением учащихся в классах старшей ступени.
Сегодня новый стандарт среднего (полного) общего образования по биологии с учетом профильного уровня предъявляет особые требования к тем навыкам, которыми должны овладеть учащиеся. Так особо подчеркивается, что выпускники профильных классов должны уметь самостоятельно проводить биологические исследования и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения проблем современной биологической науки; проводить экспериментальные исследования, моделировать биологические объекты и процессы.
Таким образом, достижение поставленных целей невозможно без внедрения в современную систему образования элементов исследовательской деятельности и развитие ее основного компонента - исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них творческие способности, логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности в целом.
Анализ психолого-педагогической литературы, опыта работы учителей биологии показал, что в теории и практике обучения биологии в средней
школе существует ряд противоречий: между необходимостью общества в наши дни, в высокой самореализации нового поколения, способного к творчески мыслить, и в недостатке уровня развития исследовательских умений у выпускников школы; между обширными возможностями содержания школьного образования по биологии для реализации исследовательских умений и недостаточной разработанностью методики их роста в образовательном процессе. Данные противоречия указали нам на актуальность нашего исследования. [1]
Вышесказанное обусловило выбор темы исследования разработка элективного курса, способствующего более глубокому изучению основ поведения животных. Актуальность темы исследования определила объект и предмет исследования:
Объект исследования - разработка элективного курса на тему «поведение животных», в ходе изучения предмета биологии.
Предмет исследования - применение практического занятия, как формы организации обучения биологии в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №151» г. Красноярск.
Цель работы - разработать элективный курс на тему «Поведение животных».
Задачи:
- изучить научную историческую и современную литературу по теме исследования;
- представить собственное практическое применение материалов для организации практического занятия, в рамках элективного курса, в ходе изучения биологии;
- разработать содержание и методические рекомендации элективного курса «Поведение животных».
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Первая глава посвящена изучению строения нервной системы и физиологии центральной нервной системы 4
позвоночных животных. Вторая глава посвящена практическому применению материалов для организации практического занятия, в рамках элективного курса. Третья глава посвящена разработке элективного курса.
1. Изучена научная литература по теме исследования. Был выявлен материал учебного содержания и разработан элективный курс «Поведение животных » с направленным формированием и развитием исследовательских умений школьников, а также выделены педагогические условия развития исследовательских умений в рамках курса.
2. Представлено собственное практическое применение материалов для организации практического занятия, в рамках элективного курса, в ходе изучения биологии. Апробация осуществлялась на базе МАОУ СШ № 151 г. Красноярска. В эксперименте участвовали учащиеся 9-х классов.
3. Разработаны содержание и методические рекомендации элективного курса «Поведение животных». Элективный курс разработан с учетом предъявляемых требований. Построен таким образом, чтобы на конкретном содержании продолжить формирование и развитие исследовательских умений (определять цель; выдвигать гипотезу; подбирать литературу по теме исследования; методику исследования; проводить эксперимент; собирать экспериментальный материал; фиксировать и анализировать результаты эксперимента; формулировать выводы) через включение учащихся в активную исследовательскую деятельность.
Таким образом, можно утверждать, что задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Блохин Г.И., Александров В.А. Зоология. - М.: Колосс, 2005. - 512 с.
2. Биология. Полный курс. В 3-х томах. Том 3. Зоология , автор: Г.Л. Билич,
B. А.Крыжановский, Издательский дом «Оникс 21 век», 2004 г. - 544с
3. Bapyxa Э. А. Анатомия и эволюция нервной системы. Ростов н/Д, 1992, стр. 27-35.
4. Воронова Н.В., Климова И.В., Менджерицкий А.М.. Анатомия Центральной Нервной Системы. Москва 2006, стр. 18-29
5. Догель В.А. Зоология беспозвоночных: учебник для университетов. - М.: Высшая школа, 1981. - 606 с.
6. Зоология позвоночных, автор: В.М. Константинов, С.П. Наумов,
C. П.Шаталов.-3-е издание, перераб., издательский центр «Академия», 2004г. - 464с.
7. Зорина З.А., Полетаева И.И.. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М.: «Аспект - Пресс», 2001, - 354 с.
8. Константинов В.М., Шаталова С.П., Наумов С.П. Зоология позвоночных. Учебник для студентов биологических факультетов педагогических вузов. - М.: ИЦ «Академия», 2004. - 464 с.
9. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: ИЦ «Академия», 2011. - 296 с.
10. Психология животных / Под ред. Ю.Б. Разумовского. М.: ЮНИТИ-АНА, 2004.
11. Зоопсихология и сравнительная психология: Учебно-методический комплекс для специальности 020400 «Психология»/ Сост. Р.К. Махмутова. Ижевск, 2008. 104с.
12.Ориентировочно-исследовательская деятельность, подражание и игра как психологические механизмы адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде. Н.Н. Мешкова, Е.Ю. Федорович — М.: Аргус, 1996. — 226 с.
13. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений - 3-е изд. - М.: Учебно методический коллектор «Психология», 2001, - 464с.
14. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии/ Сост. Н.Н. Мешкова, Е.Ю. Федорович. 4-е изд. — М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2005. — 376 с.
15. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения.Изд. «Высшая школа» - 2002.
16. Лысов В.Ф., Максимов В.И., Основы физиологии и этологии животных. М.:Колос , 2004.
17. Резникова Ж.И. Экология, этология, эволюция - часть 1. Структура сообществ и коммуникация животных. - Новосибирск, 1997.
18. Рожкова А.П. Зоопсихология психология и сравнительная психология. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та ,2005.
19. Соцкая М.Н. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебник- М:МГУ им.М.В.Ломоносова,2007.
20. Топчий М.В. Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие.- Ставрополь: СКСИ, 2005.