ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАСШКОЛИВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА
ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 13
1.1. Теоретические основы расшколивания 13
1.2. Виды расшколивания 17
ГЛАВА 2. ПОТЕНЦИАЛ РЕАЛИЗАЦИИ РАСШКОЛИВАНИЯ В
ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 21
2.1. Опыт расшколивания в российском образовании 21
2.2. Пути реализации расшколивания в обучении истории и
обществознанию в основной школе 28
2.3. Достоинства и недостатки расшколивания как формы организации обучения истории и обществознания 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .. 78
История - наука многогранная. Изучая прошлое народов, учёные затрагивают различные аспекты, начиная от экономических и заканчивая бытовыми моментами. В Концепции нового учебно - методического комплекса по отечественной истории методологическая основа преподавания курса истории в школе - это многоуровневое представление исторических событий и явлений, охватывающее локальные, региональные, отечественные и мировые аспекты. Стремление к пониманию исторических процессов предполагает анализ прошлого через исследование действий и усилий многих поколений, народов и государств. Этот подход предполагает комплексное изучение исторических явлений, с учётом многообразия факторов, оказывающих влияние на их развитие. Мультидисциплинарный подход к изучению истории включает в себя взаимосвязь и взаимодействие различных областей знания. Отображение событий прошлого через призму социальных, гуманитарных и культурологических наук позволяет формировать глубокое и комплексное понимание исторических процессов. История представляет собой не только анализ и рассмотрение прошлого, но и осмысление его с точки зрения антропологии. Личностное восприятие прошлого оказывает воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, формируя его отношение к истории и наследию. Такой подход позволяет взглянуть на историческую картину с новой стороны, учитывая влияние культурологических аспектов. В итоге формируются навыки межкультурного взаимодействия и понимания культурного многообразия, а также бережное отношение к культурному наследию.
Методической основой изучения курса истории в школе, согласно Концепции, является системно - деятельный подход. Он обеспечивает достижение личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных образовательных результатов, посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
В концепциях нового УМК по истории России, Концепции преподавания обществознания в РФ обязательным элементом историко - обществоведческого школьного образования становится краеведческий материал. Изучение региональной и локальной истории в аспектах экономической, политической, социальной и духовной жизни помогает школьнику сформировать целостную историческую и социальную картину мира, понять роль и место родного края в системе общественных отношений и событиях российской истории. Но реализовать это только в школьном пространстве достаточно сложно. Поэтому выход за пределы школы, на городские площадки позволяет проводить занятия в различных формах. А это в корне меняет положение.
В современной действительности любой населённый пункт, и в частности Красноярск, содержит значительный потенциал, который помогает школьнику образовываться и самоопределяться. Различные дополнительные образовательные учреждения, кванториумы, молодежные центры, клубы, НКО, спортивные, музыкальные и художественные школы, стадионы, бассейны, наши знаменитые Столбы и «Роев Ручей» — это всего лишь часть территории знаний. К этому стоит добавить эколого - краеведческие экспедиции по краю, образовательные экскурсии по России, использование виртуальных образовательных платформ и многое другое.
Образование, которое получает ребенок, вышедшее за рамки школьного здания и традиционных уроков - это и есть расшколивание. Для многих новый термин, но смысл его должен быть понятен всем.
Актуальность исследования. В современной школе образовательный процесс происходит как в урочное, так и во внеурочное время. Урочное образовательное пространство обеспечивает овладение системой предметных знаний и умений, освоение учениками основных способов учебных действий. Урок - это основная форма организации обучения, на котором учащиеся овладевают изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями), а главную роль выполняет учитель. Понятно, что в урочной деятельности не могут появиться и в полной степени проявиться социальные и личностные компетенции ребёнка. Для достижения высоких результатов большую роль играет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Выход «за границы» школы позволяет детям глубже понять, что такое учение, какова роль человека в происходящих событиях? Принять участие в преобразовании социальной действительности. Расширение образовательного пространства детей за счет использования образовательных ресурсов социума - это и есть расшколивание.
Кроме того, сегодня всё больше увеличивается тенденция выхода образования за рамки школы, широкое использование городского пространства (музеев, парков, театров) для развития детей, повышение роли игровых технологий в обучении. Но исследовательской и научной литературы, которая была бы посвящена проблеме расшколивания и путям его реализации в обучении истории и обществознанию, очень мало. В этой связи, обращение к изучению самого процесса расшколивания и возможных путей его реализации и применения весьма актуально.
Объект исследования: процесс расшколивания в современном школьном образовании.
Предмет исследования: проблемы и пути реализации расшколивания в обучении истории и обществознанию в основной школе.
Цель исследования: выявление возможных форм реализации расшколивания в обучении истории и обществознанию в основной школе и их потенциала.
Для достижения поставленной цели планируется решить следующие задачи:
• исследовать причины и факторы, способствующие появлению тенденции расшколивания в обучении истории и обществознанию и образовании в целом;
• проанализировать имеющийся опыт образовательных учреждений Российской Федерации, в том числе и города Красноярска, по реализации расшколивания в обучении истории и обществознанию и образовании в целом;
• выявить оптимальные пути и формы реализации расшколивания в обучении истории и обществознанию для общеобразовательных учреждений города Красноярска;
• разработать собственные методические рекомендации по реализации расшколивания в обучении истории и обществознанию в урочной и внеурочной работе со школьниками общеобразовательных учреждений города Красноярска
Степень изученности по данной теме исследования очень низкая, что объясняется относительно недавним началом внедрения принципа расшколивания в образовании.
Существует несколько методических статей, в которых процесс расшколивания характеризуется не как отмена статуса школы в качестве основного образовательного института, а наоборот, максимальное использование известных ресурсов в целях максимального развития каждого ребенка. Например, в статье «Образовательная политика: эффект Доплера» А. Адамского научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» говорится о том, что при расшколивании «.. .окружающее пространство становится образовательной империей, школа захватывает новые пространства. .Итак, через 20 лет школой будет огромная инфраструктура с самыми разными объектами (и субъектами), с разными видами деятельности».
Есть достаточно интересный сборник статей «Урок в городе» . В этих статьях педагоги города Красноярска продемонстрировали возможности городской инфраструктуры в обучении, что непосредственно связано именно с процессом расшколивания. В своих уроках педагоги используют возможности острова Татышева, национального парка «Красноярские Столбы, Детской библиотеки им. В. Ю. Драгунского, Красноярского краевого центра «Юннаты».
Полезна для нашего исследования и статья В. В. Волковой и Д. Г. Коровяковского «Анскулинг как современная форма обучения: история, зарубежный опыт и возможности применения в России» . В статье представлены результаты исследования сущности и содержания анскулинга как разновидности расшколивания, опыта его организации в ряде стран, а также возможностей его применения в рамках существующей образовательной системы России. Показано, что для развития анскулинга в России необходимы углубленное изучение зарубежной концепции естественного обучения, опыта его организации и создание сообщества специалистов и родителей, позитивно настроенных по отношению к внедрению принципов расшколивания в российскую систему образования.
Ещё одна статья - Н. Серебряковой под названием «Расшколивание» . В ней Серебрякова анализирует образовательный потенциал площадок города Красноярска. В статье отмечается, что наш родной город обладает достаточно большой территорией знаний, которая может быть полезна для внедрения принципов расшколивания в образование. Также говорится о том, что расшколивание - это новый, но достаточно популярный тренд, который в нашем городе очень активно реализуется.
В монографии А. А. Попова «Дидактика открытого образования» описываются главные компоненты открытого мыследеятельностного образования: принципы организации, образовательный процесс, цель, метод, базовую форму, содержание, результат. Данная монография имеет для нас ценность потому, что расшколивание - это и есть открытое образование. С помощью использования в обучении принципов расшколивания у учащегося появляется больше свободы в изучении того или иного предмета. Ребёнок сам учится ставить цели и задачи для своей собственной образовательной траектории. Как раз в этой монографии автор вводит понятия и инструменты, связанные с такой активной и индивидуальной деятельностью, а также с освоением картины мира через реальную действительность с максимальным использованием социокультурного пространства, которое нас окружает.
В коллективной монографии «Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различного типа» рассматриваются актуальные проблемы историко-обществоведческого образования в России. Авторы придерживаются следующей позиции: основной функцией обществоведческого образования является содействие социализации личности, которая в педагогике понимается как процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных отношений, социальных институтов посредством усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей, иначе говоря — как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Далее в монографии говорится о том, что обществоведческое образование в России осуществляется в рамках академической модели, а не в практической, компетентностно - ориентированной модели.
Авторы отмечают, что существующая модель содержания обществоведческого образования в большей степени ориентирована на «классическую школу знаний», которая не отвечает современным массовым социальным реалиям России. В данной монографии раскрывается такое понятие как личностно - деятельностный подход. По мнению авторов, он предполагает приоритетное освоение школьниками методов работы с информацией, с информационными ресурсами разного типа, формирование опыта ценностного восприятия информации. Содержание образования, формы его организации в рамках деятельностного подхода должны способствовать формированию мышления школьников, способности работать с источниками, извлекать и анализировать социальную информацию. При проектировании современной модели обществоведческого образования должны быть учтены характер, специфика и возможности социокультурных коммуникаций, особенности информационной среды образовательных учреждений. А приёмы и методы расшколивания в современную систему российского образования как раз и будут являться теми инструментами, которые помогут реализовать все вышеназванные компоненты личностно - деятельностного подхода.
Проведенный анализ свидетельствует, что теоретическая база изучаемой проблемы только формируется, она находит отражение либо в общих монографиях, посвященных тенденциям развития современного образования, либо в небольших узкоспециальных публикациях. Это наряду с актуальностью обусловило выбор темы нашего исследования.
Источниковой базой исследования являются Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, заключающий всю совокупность требований, обязательных при обучении учащихся Кроме того, на ФГОС опирается и вся остальная нормативная база, используемая в образовательных целях.
Ещё одними важными источниками в данном исследовании являются Концепция преподавания учебного курса «История России» с включённым туда Историко - культурным стандартом и Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание»
Концепция преподавания учебного курса «История России» является частью комплекта концептуально - нормативных материалов, определяющих основы изучения отечественной истории в современной российской школе.
В Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» представлены цели, задачи, основные принципы и направления совершенствования преподавания обществознания в образовательных организациях в Российской Федерации.
Наконец, Историко - культурный стандарт, который включает в себя основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной российской школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий.
Анализ указанных нормативных документов позволяет соотнести анализируемые и предлагаемые нами пути реализации принципа расшколивания с комплексом требований к результатам освоения образовательных программ в школе.
Вторую группу источников составили публикации различных Интернет- ресурсов - сайтов образовательных организаций, научно - исследовательских учреждений, средств массовой информации, где опубликованы статьи и интервью на тему расшколивания в разных регионах Российской Федерации и анализом общемировых образовательных тенденций. Например, это сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Ещё одним хорошим источником и примером для данного исследования является интервью директора Красноярского лицея № 9 «Лидер» Ириной Осетровой, которое размещено на сайте «Говорит Красноярск». Интервью посвящено разным методикам преподавания в школе нового поколения, в том числе и расшколиванию как средству расширения образовательного пространства. Также на сайте «Педсовет» размещена статья о причинах и факторах, способствующих появлению тенденции расшколивания в образовании.
В целом указанной источниковой базы достаточно для решения поставленных целей и задач.
Методы исследования
В процессе работы для достижения поставленных цели и задач мною был использован ряд традиционных методов исследования, таких как синтез и анализ, с помощью которых удалось исследовать причины и факторы, способствующие появлению тенденции расшколивания в обучении истории и обществознанию и образовании в целом. Использование описательного метода позволило выявить приемлемые психологические и возрастные потенциалы обучающихся для вовлечения их в процесс расшколивания в обучении истории и обществознанию. Метод классификации позволил выделить основное в рассматриваемых вопросах, выявить необходимое из источников. При анализе источников статистический метод дал возможность проследить количественные изменения в самом процессе расшколивания. Исследование также опирается и на эмпирические методы: наблюдение, беседа, обобщение педагогического опыта, что является очень важным в исследовании данной проблемы.
Практическая значимость исследования
Представленные в исследовании материалы могут быть использованы на занятиях по педагогике, методике преподавания истории и обществознания в педагогических вузах и колледжах, в практической деятельности общеобразовательных школ.
Структура исследования
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений
В педагогических изданиях и образовательной среде в последнее время активно обсуждается понятие «расшколивание». Процессы, связанные с расшколиванием, не означают отмену статуса школы как основного образовательного института. Наоборот, это более широкий взгляд на переоценку известных ресурсов в сторону их максимального использования в целях интенсивного развития каждого обучающегося.
«Расшколивание — это замена репродуктивных на иные способы подготовки и реализации учебных планов, программ, расписаний; создание результативных сред обучения. Это расширение образовательного пространства, стимулирующее социальное взаимодействие за счёт максимального использования ресурсов социокультурной и цифровой среды, сетевое взаимодействие школ и педагогов, усиление внеурочных и неурочных форм организации деятельности, новые профессиональные позиции учителя, событийный формат освоения нового содержания и оценки полученных результатов», - в этом определении И. Иллича есть особый взгляд на процесс обучения, в котором он видит только репродуктивный характер получения знаний обучающимися в стенах школы.
Если рассмотреть современную дидактическую классификацию методов обучения, то в ней достаточно отводится места не только репродуктивным методам, значительную долю составляют творческие, исследовательские методы.
В российской системе образования расшколивание имеет место быть в разных формах. Это также домашнее обучение детей по разным причинам (состояние здоровья или желание родителей обучать детей на дому), обучение по различным программам по выбору обучающихся (в учебных центрах типа «Сириус» или кванториум, или что - то другое). Это перенос учебных занятий за пределы школы (например, в краеведческий музей или в различные рода учреждения, предприятия, «нелинейное расписание») и т.п.
В рамках данной работы рассмотрены основные понятия расшколивания и его основные виды в российском образовании. Это позволило сделать вывод о том, что расшколивание выступает, как специфичная форма организации обучения, так и как метод обучения. В российской системе образования основной формой организации обучения является урок, но в зависимости от его целей и задач он может быть «вынесен» за пределы школы, класса, проведён на природе или музее и других учреждениях, где роль учителя занимают специалисты соответствующих отраслей.
В школьных программах по истории и обществознанию предусмотрены виды деятельности, которые выходят за рамки школы, вернее должны быть проведены вне стен школы и, которые дают возможность сформировать у обучающихся важные компетенции.
Но, при этом, в российском образовании основным критерием качества приобретённых знаний являются ФГОС, контролируемые текущими и итоговыми проверочными работами.
В условия организации учебной деятельности по предметам история и обществознание, построенных на принципах расшколивания для российского образования можно выделить: учёт потребностей и готовность обучающихся, учителей и родителей к разным формам расшколивания; отбор содержания учебного материала; наличие возможностей (соответствующих учреждений, предприятий, обеспеченность интернетом и пр.), которые могли бы обеспечить проведение занятий вне школы.
Вместе с тем, технологии расшколивания, предложенные нами в рамках написания данной работы, дадут возможность расширить базу для организации обучения истории и обществознанию вне стен школы.
1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273 - ФЗ от 29 декабря 2012. - Текст : электронный // КонсультантПлюс. - URL: https: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lwyui7ulc9964275853 (дата обращения: 23. 05. 2024).
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. - Текст : электронный // ФГОС. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/(дата обращения: 23. 05. 2024).
3. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы : утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 23 октября 2020 г. - Текст : электронный // Банк документов. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34Uysclid=lwz0eg4lu1241333696 (дата обращения: 23. 05. 2024).
4. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. - Текст : электронный // Банк документов. - URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe?ysc lid=lwz0ip7uup382836525 (дата обращения: 23. 05. 2024).
5. Историко - культурный стандарт : [сайт]. - URL:
https://felicita.tilda.ws/istoriko-kulturny-standart-2020(дата обращения: 23. 05. 2024). - Текст : электронный.
Статистические источники
1. Сводные статистические отчеты по форме федерального статистического наблюдения № 1 - НД «Сведения о численности детей и подростков в возрасте 7-18 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях». - Текст : электронный // Банк документов: [сайт]. - URL: https://docs.
edu.gov.ru/document/bd24958d201d a4307e4b5d848f03d205/ (дата обращения: 23. 05. 2024).
Социологические источники
1. Единая информационная система обеспечения деятельности Минобрнауки России. - URL: http://eis.mon.gov.ru/education/
8йеРадез/Общее%20образованиеСоциология (дата обращения: 23. 05. 2024). - Текст : электронный.
Материалы СМИ
1. Интервью директора Красноярского лицея № 9 «Лидер» Ириной
Осетровой Расшколивание, или образование повсюду. - URL:
https://idrenome.ru/content/view/Rasshkolivanie-ili-obrazovanie-povsyudu(дата обращения: 23. 05. 2024). - Текст : электронный.
2. Расшколивание: как вывести учебу за пределы школьного здания :
[сайт]. - URL: https://eddesignmag.com/rasshkolivanie-kak-vyvesti-uchebu- za-predely-shkolnogo zdanija/?ysclid=lw7cr42qgp442124464 (дата
обращения: 23. 05. 2024). - Текст : электронный.
Электронные ресурсы
1. Национальный исследовательский университет. Высшая школа экономики: сайт. - UR: Lhttps://www.hse.ru/news/edu/501877491.html(дата обращения: 23. 05. 2024). - Текст: электронный.
Литература
1. Адамский, А. Образовательная политика: эффект Доплера / А. Адамский. - Текст: электронный // CYBERLENINKA. - 2019. - 9 августа. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/obrazovatelnaya-politika-effekt-doplera (дата обращения: 23. 05. 2024).
2. Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в
образовательных организациях различного типа : коллективная монография. Ч. « / Л. В. Алексеева, Е. Е. Вяземский, Г. Ю. Зверева [и др.]. ; Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. — 119 с. -
URL:
https:ZZnvsu.ru/ru/Intellekt/1531ZAktualnie%20problemi%20prepodavaniya %20istorii%20i%20obshchestvoznaniya%20-%20Kol%20mon%20-
%20CH2%20-%2O2O15.pdf?ysclid=lxOjkx3jml226824O96 (дата
обращения: 23. 05. 2024). - Текст : электронный.
3. Альтернативная педагогика. - URL:
https:ZZalternativepedagogy.wordpress.com/2011Z05Z24ZdeschoolingZ (дата обращения: 23. 05. 2024). - Текст : электронный.
4. Волкова, В. В. Анскулинг как современная форма обучения: история, зарубежный опыт и возможности применения в России / В. В. Волкова, Д. Г. Коровяковский. - Текст : электронный // CYBERLENINKA. - 2019.
- 6 окт. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/anskuling-kak-
sovremennaya-forma-obucheniya-istoriya-zarubezhnyy-opyt-i-vozmozhnosti-primeneniya-v-rossii (дата обращения: 23. 05. 2024).
5. Дескулинг / В. Поздников. - Текст : электронный // Проза. Ру. - 2021. - 15 сентября. - URL: https:ZZproza.ru/2021Z09Z21Z1699 (дата обращения: 23. 05. 2024).
6. Кочергина, П. Homeschooling (домашнее обучение) в России: элитарное образование или чудачество родителей? / П. Кочергина. - Текст : непосредственный // На путях к новой школе. - 2016. - № 2. - С. 42 - 46.
7. Ляликова, С. В. Дистанционное обучение: опыт родителей С. В. Ляликова, В. М. Карпова; Пресс - релиз инициативного социологического исследования КССиД МГУ. - Москва : Перо, 2020. - 46 с. - Текст : непосредственный.
8. Попов, А. А. Дидактика открытого образования: монография / А. А. Попов, С. В. Ермаков ; Институт системных проектов ГАОУ ВО МГПУ : Нац. кн. центр, 2019. - 261 с. - Текст : непосредственный.
9. Расшколивание, или образование повсюду. - URL:
https://idrenome.ru/content/view/Rasshkolivanie-ili-obrazovanie-povsyudu(дата обращения: 23. 05. 2024). - Текст : электронный.
10. Серебрякова, Н. Расшколивание / Н. Серебрякова. - Текст : электронный
// RENOME. - 2019. - 10 окт. - URL: https://moyaokruga.ru/id-
renome/Articles.aspx?articleId=293922 (дата обращения: 23. 05. 2024).
11. Современные модели образовательного процесса. - URL: https://multiurok.ru/files/sait-rossiiskii-uchebnik-prezentatsiia-sovremennye.html (дата обращения: 23. 05. 2024). - Текст : электронный.
12. Урок в городе. - URL:
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1676545787&tld=ru&lang=ru&name=Урок%20в%20городе%20edit. (дата обращения: 23. 05. 2024). - Текст : электронный.
13. Урок вне класса, как один из путей повышения деятельности учащихся.
- URL: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/53742 (дата обращения: 23. 05. 2024). - Текст : электронный.
14. Фридкис, К. Хоумскулер в университете / К. Фридкис. - Текст : электронный // Свобода в образовании. - 2021. - 21 окт. - URL: http://freeedu.ru/modx/xoumskuler-v-universitete (дата обращения: 23. 05. 2024).