Введение 3
Глава I. Деятельностный подход в экономическом образовании: теория
и практика 9
1.1. Основные теории деятельностного подхода в образовании 9
1.2. Основные подходы к трактовке понятия «практические умения».. 18
1.3. Использование деятельностного подхода в преподавании
экономических дисциплин 23
Глава II. Деятельностный подход в образовательном процессе в гимназии № 14 (г. Красноярск) и рекомендации по его применению в курсе 38
2.1. Экспериментальное использование деятельностного подхода в
преподавании экономических дисциплин 38
2.2. Результаты экспериментального использования деятельностного подхода 44
Заключение 50
Библиографический список 53
Приложения
В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования в процессе освоения выпускниками основной образовательной программы должны быть сформированы определенные личностные качества обучающихся, научно-методологической основой формирования которых является деятельностный подход в образовании. Его основные принципы представлены в данном стандарте.
Стандарт к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы устанавливает требования. И включая тот факт, что в образовательном процессе участвуют обучающиеся с ограниченными возможностями по здоровью, учитываются личностные особенности и способности, которые способствуют успешному освоению предметов1.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны отражать их готовность и способность руководствоваться сформированной внутренней позицией, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих ценностям российского общества2.
Мета предметные результаты освоения основной образовательной программы предполагает овладение универсальными учебными, универсальными коммуникативными и универсальными регулятивными действиями3.
На базовом и углубленном уровнях для учебных предметов результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для всех учебных предметов, предусмотренных этой программой, в том числе и предметов экономического блока.
Деятельностная форма обучения с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений формулируется в требования к предметным результатам. Иначе говоря, перед образованием встает вопрос превращения традиционного знания в действие, или деятельность по его использованию для создания нового знания.
Данные требования в полной мере относятся и к изучению основ экономики в старшей школе.
В настоящее время экономическое образование в России не получило достаточно широкого распространения, о чем свидетельствует отсутствие в упомянутом выше ФГОС экономики, как самостоятельной учебной дисциплины. Однако решением администрации некоторых непрофильных образовательных организаций курс «экономика» присутствует в качестве регионального компонента.
Практика показывает, что в этих школах преподавание экономики достаточно быстро развивается, а заинтересованность в этом курсе педагогов, школьников и их родителей неуклонно растет.
Способность ориентироваться в существующей экономической повестке, формировать свои приоритеты, ставить перед собой цели, иметь свою активную гражданскую позицию - все это служит мотивацией для молодежи к успешному овладению экономическими знаниями, в связи с чем в вузах страны действуют образовательные программы экономического профиля.
А в современной педагогике все большее внимание уделяется деятельностному подходу в обучении, сменившему практико¬ориентированный подход в российской педагогике, что объясняется глубокими изменениями как в содержании, так и в методах самого обучения.
На вопрос о том, «что такое экономика?» обучающиеся скорее всего четкого ответа не дадут. Что, несомненно, вызовет желание поразмышлять и разобраться в этой проблеме, предложить способы ее решения.
Экономическая грамотность человека начинает формироваться в раннем возрасте, гораздо раньше, чем многие думают.
Ребенок, наблюдая за своими родителями, начинает замечать процессы приобретения различных продуктов - продовольствия, различных видов услуг. В магазинах, парках, кафе процесс обмена каких-то бумажек за вкуснятину, игрушку и прочее малыш наблюдает, затем начинает наверняка задавать маме или папе вопросы о сути того, что наблюдает. Затем ребенок начинает просить купить что-то, осознавая, что может, хотя бы попробовать попросить, и получит то, что хочет. А если не получит? Ему непременно объяснят причину отказа. И вот этот момент для ребенка становится «моментом истины», понимания логической цепочки действий, и это понимание станет условием его личного успеха в будущем.
Актуальность выбранной темы дипломной работы определяется необходимостью превращения передаваемого от обучающего к обучающемуся знания в умение этим знанием пользоваться.
Важно понимать, что «Экономика» по своему содержанию наука не только теоретическая, но и наука практическая. Она подвержена действию различных экономических законов и норм, как и любая другая наука. Поэтому ее изучение требует применения практических приемов, как, например, изучение химии или физики предполагает практическую часть учебного занятия, урока, в ходе которого опытным путем добываются нужные знания. Так и в экономике, пока ученик не освоит на практике основные экономические законы, он не поймет самого предмета.
Иначе говоря, знание должно воплощаться в действии, что еще раз убеждает нас в необходимости применения деятельностного подхода в процессе экономического обучения.
Примеров использования деятельностного подхода можно приводить много: от элементарного навыка формировать бюджет до системы кредитования и так далее. Если задать вопрос школьнику: как часто в семье обсуждаются вопросы в области экономики? Может быть, в семье на такие темы рассуждать не принято, или это просто проблемный вопрос... Но знание этого человеку необходимо для организации его личной жизни, жизни его семьи, общества. Именно со школьной скамьи у человека формируются цели, интересы, стремления. И может быть, именно в этом классе, где учитель активно применял деятельностный подход в обучении экономике, кто - то станет успешным предпринимателем, банковским работником, финансистом или же просто получит полезные навыки, которые пригодятся в его взрослой жизни.
Важно понимать, что поиск подхода к организации образовательного процесса в педагогике - путь нелегкий, творческий и разнообразный, как и воспитательный процесс в обучении в целом.
Поскольку образование представляет собой единство обучения и воспитания, то полученное знание не только превращается в привычное действие экономического порядка. В процессе формирования экономических знаний и умений совершается процесс экономического воспитания личности.
Экономическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования таких нравственно-экономических качеств человека, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, а также получение знаний об экономической жизни людей, ориентированной на систему ценностей.
В современном обществе одной из главных задач является формирование экономического мышления и практических навыков у школьников. Данный процесс заключается в том, чтобы обучающиеся получили целостное представление о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ. Однако, для достижения этой цели необходимо многолетнее внимание и усилия со стороны общества и государства.
Поэтому тема формирования экономического воспитания не нова и уже обладает значительным опытом. Оно направлено не только на достижение целей, связанных с экономическим образованием, но и на развитие профессиональной трудовой и нравственной ориентации.
Следует заметить, что экономическое воспитание неразрывно связано с общей гуманизацией экономических отношений в России. Оно позволяет сформировать у обучающихся не только необходимые знания и умения в экономической сфере, но и развитие положительной трудовой мотивации.
Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что основная цель экономического воспитания в школе заключается в том, чтобы обеспечить сознательное включение учащихся в социально -экономические отношения и соответствующую практическую деятельность.
Объектом дипломного исследования является деятельностный подход в образовании.
Предмет: деятельностный подход в изучении экономических дисциплин в старшей школе.
Цель: применение деятельностного подхода в формировании практических умений старшеклассников при изучении экономических дисциплин.
Для достижения цели исследования потребовалось решить следующие задачи:
1. Рассмотреть методологические основы трактовки
деятельностного подхода в образовании;
2. Провести анализ понятия «деятельностный подход» в образовании;
3. Провести анализ формирования практических умений старшеклассников в образовательной организации;
4. Выявить знания основ экономики обучающимися посредством анкетирования;
5. Провести апробацию деятельностного подхода в изучении экономических дисциплин.
Проблема: В Российском образовании на уровне общего образования преобладает теоретизация обучения, что противоречит цели национального проекта «Образование» принятого указом президента РФ 7 мая 2018 года «№204»4.
Гипотеза: Реализация деятельностного подхода в старшей школе будет способствовать достижению целей «прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации ... создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека», поставленных президентом РФ (Указ № 204)5.
Противоречие: Формируемые в общеобразовательных организациях компетенции в недостаточной степени направлены на практическое применение полученных знаний и умений, т. е. полученные знания не создают новых знаний.
Методологической основой выполнения выпускной квалификационной работы послужил теоретический анализ научной литературы и иных литературных источников.
Выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
На основании проведенного исследования в рамках выпускной квалификационной работы мы пришли к следующим выводам.
С целью исследования необходимости применения деятельностного подхода в формировании практических умений старшеклассников при изучении экономических дисциплин были выполнены следующие задачи:
1. Рассмотрены методологические основы трактовки деятельностного подхода в образовании;
2. Проведен анализ понятия «деятельностный подход» в образовании;
3. Провести анализ формирования практических умений старшеклассников в образовательной организации;
4. Выявлены знания основ экономики обучающимися посредством анкетирования;
5. Провести апробацию деятельностного подхода в изучении экономических дисциплин.
Таким образом, подводя итоги исследования различных трактовок понятия «деятельностный подход в образовании», предлагается следующая формулировка данного понятия. Деятельностный подход - это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
В процессе прохождения педагогической практики в МОАУ Гимназия № 14 (г. Красноярск) была разработана анкета и среди обучающихся 10-11 классов проведено анкетирование, целью которого было узнать наличие экономических знаний у старшеклассников и их применение на практике. Результаты опроса показали заинтересованность обучающихся в изучении экономических аспектов, понимания ими необходимости выработки практических умений в данном вопросе и желания получать дополнительные знания и были выделены основные темы, которые наиболее актуальны для изучения (Формирование личного бюджета).
Также, во время практики нами был использован игровой метод как деятельностный подход в обучении. Были проведены две игры, целью которых было вызвать интерес к предмету через соревновательную систему и командную работу, изучение материала по заданной теме в нестандартной форме. Результаты проведенных игр показали, что заинтересованность обучающихся в изучении предмета зависит от нестандартного подхода преподавателя к способам подачи материала.
В результате анкетирования и проведенных игр, мы убедились в целесообразности применения этих игр, как эффективного средства деятельностного подхода при изучении экономических дисциплин в старшей школе.
Строгая ограниченность продолжительности урока требует четкого планирования времени для проведения самой игры. Для повышения уровня доверия обучающихся к учителю и статуса самого педагога, в условия игры следует добавить право команд на однократную подсказку в случае затруднения с ответом на задание, что будет способствовать расширению и углублению знания как самого учебного предмета, так и превращению этого знания в практические умения.
Экспериментальным путем мы выявили особенность формирования практических умений у обучающихся, которая заключается в том, что при изучении экономических дисциплин в старших классах большинство обучающихся подошли к осознанному выбору дальнейшей траектории своего обучения в ВУЗе, а кому - то это еще предстоит сделать.
Мы считаем, что деятельностный подход при изучении экономических дисциплин в старшей школе решает, в определенной степени, не только образовательные задачи, но и социальные. Процесс обучения при использовании деятельностного подхода выходит за рамки самого процесса обучения, он перерастает в способ получения обучающимися на уроках коммуникативных навыков, в социализацию обучающихся в обществе, в формировании своей системы ценностей и стремлению к успеху. То есть, знания превращаются в действия.
Еще раз отметим то, что изучение экономических дисциплин дает возможность ученикам сделать в будущем свой выбор в профиле высшего образования, которое они получат после обучения в средней школе.
Мы убеждены в том, что для использования деятельностного подхода в обучении экономическими дисциплинами в старшей школе, необходимо искать новые методы и разрабатывать новые подходы преподавания, которые будут направлены на повышение качества образовательного процесса. Посредством деятельностного подхода преподаватель сможет сформировать у старшеклассников экономические знания, а также навыки применения полученных знаний в жизни.
1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный источник]. URL:
http:// static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г.
№ 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 [Электронный источник]. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405172211/
II. Интернет ресурсы
1. Агапова Н.Н. Деятельностный подход к методическому сопровождению педагогов ДОО. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=42682621
2. Акиньшина Е.И. Современные образовательные технологии как средство реализации в начальной школе системно-деятельностного подхода/ Вестник научных конференций. 2021. Учредители: ООО «Консалтинговая компания Юком». URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=46390278
3. Большакова З.М. Компетенция и компетентность /З.М.
Большакова, Н.Н.Тулькибаева//. URL:
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fcyberleninka.ru%2Farticle%2Fn%2Fkompetentsii-i-kompetentnost%2Fpdf&cc key
4. Большова Н.В. Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода / Научный поиск. 2012. Учредители: Ивановский государственный университет. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=18067309
5. Вербицкий А.А. Деятельностный подход в образовании: традиции и перспективы / Материалы международной научной конференции «Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе». Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова; Российское психологическое общество. 2018. Издательство: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" Издательский Дом (типография) (Москва). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36850130&selid=36850191
6. Григорьева М.А. Подходы к реализации деятельностного подхода
в обучении школьников информатике с использованием мобильных компьютерных систем. / Вестник Российского Университета Дружбы народов. Серия: информатизация образования. 2011. Учредители:
Российский университет дружбы народов. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=15583182
7. Дусавицкий А.К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=20122207
8. Духан Н.И. Проектирование урока на основе системно¬
деятельностного подхода / Дошкольное и начальное образование - развивающее и развивающееся. 2017. Учредители: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Линка-Пресс». URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=32234673
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. URL:
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fipk74.ru%2Fupload%2Fiblock%2F0dd%2F0dd5585a08f22073fe6c59fc7a5f5e37.pdf&cc key
10. Зябкина Е.В. Проблема реализации индивидуального и дифференцированного подхода в рамках системно-деятельностного подхода в начальной школе. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25529567
11. Казарбаев Ф.М., Юнусбаев Б.Х. Системно-деятельностный подход к управлению качеством образования/Среднее профессиональное образование. 2008. Учредители: Союз директоров средних специальных учебных заведений России, Автономная некоммерческая организация «Редакция журнала «Среднее профессиональное образование». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12293966
12. Карпов А.В. Общая психология. URL:
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fpsyera.ru%2Fnavyki-i-umeniya-2123.htm&cc key
13. Касевич В.Б. Функционально-деятельностные подходы в лингвистике/ Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2020. Учредители: Санкт-Петербургский государственный университет. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=44818740
14. Корчемный П.А. Проблема комплексного подхода с позиции деятельностного подхода как методологического основания в Российском образовании. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=30497757
15. Корчемный П.А. Проблема компетентностного подхода с
позиции деятельностного подхода как методологического основания в Российском образовании / Материалы VIII Межрегионального симпозиума с международным участием. Под научной редакцией Е.Б. Перелыгиной. 2017. Издательство: Автономная некоммерческая организация высшего
образования «Гуманитарный университет» (Екатеринбург). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30497757
16. Котлярова Т.С. Универсальные учебные действия и общеучебные
умения и навыки - сходство и различия. URL:
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fcyberleninka.ru%2Farticle%2Fn%2Funiversalnye-uchebnye-deystviya-i-obscheuchebnye-umeniya-i-navyki-shodstvo-i-razlichiya%2Fpdf&cc key
17. Краснобаева Т.Р. Сущность и этапы формирования
исследовательских умений студентов ВУЗа. URL:
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.tsutmb.ru%2Fnauka%2Finternet-
konferencii%2F2019%2Flichnostnoe i professionalnoe razvitie%2F 1 %2FKrasnobaeva.pdf&cc key
18. Кутенева И.Е. Системно-деятельностный подход как методологическая основа подготовки будущих менеджеров к
межкультурному взаимодействию / Обзор педагогических исследований. 2020. Учредители: ИП Клюева М.М. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=42679335
19. Лазарев В.С. Деятельностный подход к формированию
профессиональных компетенций/ Профессиональное образование и занятость молодежи; XXI век. Система профессионального образования в условиях модернизации. 2014. Издательство: Кузбасский региональный институт развития профессионального образования (Кемерово). URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=23806915
20. Лапаев Н.С. Системно-деятельностный подход, как наиболее эффективный подход в современном обучении / Психолого-педагогические аспекты реализации образовательных программ. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2020.Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований» (Уфа). URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=42661256
21. Личностно-деятельный подход и проблемный подходы в
технологии формирования адаптации курсантов военного института войск национальной гвардии РФ / Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016. Учредители: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство
международных исследований». URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=26740860
22. Магомед-Эминов М.Ш. Культурно-деятельностный подход к
образованию в области психологической помощи и ресоализации/ Материалы международной научной конференции «Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе». Факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова; Российское психологическое общество. 2018.Издательство: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Издательский Дом (типография) (Москва). URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=36850240
23. Мальшакова И.Л. Проектирование уроков истории на основе деятельностного подхода в обучении /Инновации в образовании. 2020.
Учредители: Российская ассоциация негосударственных образовательных учреждений, Негосударственное образовательное учреждение «Современный Гуманитарный Институт», ООО «Современное образование». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42925961
24. Михеенко С.В., Шевченко В.И., Попова Е.С. Системно-деятельностный подход в формировании познавательной деятельности среднего дошкольного возраста (из опыта работы) /Вопросы дошкольной педагогики. 2022. Учредители: ООО «Издательство Молодой ученый». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49910691
25. Моисеенко В.В., Широких О.Б. Системно-деятельностный подход как основа развития инклюзивного образовательного процесса в начальной школе / Педагогическое образование и наука.2018. Учредители: Некоммерческое партнерство «Международная академия научного педагогического образования». URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=37292240
26. Никифорова Т.А. Технология деятельностного подхода как средство предотвращения «угасания» компетенций / Инновационная наука. 2018 Учредители: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна». URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=34991269
27. Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского,
А.Ф.Закировой. URL:
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fciu.nstu.ru%2Fkaf%2Fpersons%2F20397%2Fa%2Ffile get%2F315420%3Fnomenu%3D1&cc key
28. Разработка деятельностного подхода в трудах Л.С. Выготского,
С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева. URL:
https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00019267 0.html
29. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. URL: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fazps.ru%2Fhrest%2F28%2F748514.html&cc key
30. Рупасова Я.Е. Формирование готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности: системно-деятельный подход/Проблемы школьного и дошкольного образования. Материалы XI11 Всероссийской научно-практической конференции (с участием РСМД). Глазов, 2022. Издательство: Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко (Глазов). URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=49415303
31. Саламатов А.А. Методологические подходы в педагогических исследованиях: личностно-деятельный подход / Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2014. Учредители: ООО «Профессиональный проект» URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=21893378
32. Саматова З.Э. Деятельностный подход при введении нового
материала/Студенческий вестник. 2022. Учредители: Общество с
ограниченной ответственностью "Интернаука". URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=49349593
33. Саркисян Т.А. Формирование субъектной позиции студента на
основе реализации системно-деятельностного подхода к
обучению/Международный научно-исследовательский журнал.2019.
Учредители: Индивидуальный предприниматель Соколова Марина
Владимировна. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=38241283
34. Уланова И.А. Личностно-деятельностный подход к выбору
профессиональной деятельности старшеклассников/ Проблемы современного аграрного образования: содержание, технологии, качество. 2018.
Издательство: Волгоградский государственный аграрный университет
(Волгоград). URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=37713069
35. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина//. URL:https://pedlib.ru/Books/2/0307/2 0307-
5. shtml#book page top
36. Хакимова А.С. Деятельностный подход в обучении иностранному языку [Электронный источник]/ Вестник магистратуры. 2015. Учредители: Общество с ограниченной ответственностью Коллоквиум . URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24306187
37. Харламов И.Ф. Педагогика. URL:
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fpedlib.ru%2FBooks%2F6%2F0265%2F6 0265-141.shtml&cc key
38. Якутина А.И. Учение через деятельность. URL: https://away.vk.com/away.php.
39. Ясинская Л.Н., Кулдыркаева О.В. Теоретические подходы к
исследованию эмоций: деятельностный подход. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=50088296