Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация здоровьесбережения учащихся основной школы в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности

Работа №155511

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Современные подходы и проблемы в изучении состояния здорового образа жизни старшеклассников 7
1.1 Анатома-физиологические и психологические особенности
старшеклассников 7
1.2 Характеристика здорового образа жизни 9
1.2.1 Оптимальный двигательный режим 15
1.2.2 Рациональное питание 23
1.2.3 Рациональный режим жизни 30
1.2.4 Тренировка иммунитета и закаливание 33
1.2.5 Психосексуальная и половая культура 35
1.2.6 Отсутствие вредных привычек 37
Глава II. Задачи, методы и организация исследования 41
2.1 Задачи исследования 41
2.2 Методы исследования 41
2.3 Организация исследования 43
2.4. Разработка комплекса методических рекомендаций направленных на
формирование здорового образа жизни старшеклассников и связанных с
ним условий и факторов 45
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение
3 Результаты исследования 50
Выводы 59
Практические рекомендации 62
Список литературы 63


Актуальность данной темы, объясняется тем, что на современном переходном этапе развития России в силу известных социально-экономических и экологических причин наблюдается тревожный процесс ухудшения здоровья населения, снижения уровня физического развития подрастающего поколения, сокращения средней продолжительности жизни людей, распространения негативных явлений (алкоголизм, курение, наркомания).
Отсутствие знаний по культуре здоровья, пренебрежение здоровьем являются одной из причин того, что 40% из них не имеют представления о здоровом образе жизни; около 50% старшеклассников пробовали наркотики. Эти данные говорят о том, что сохранение и укрепление здоровья старших школьников - это, прежде всего нравственная и педагогическая проблема. Перед отечественной школой стоит задача воспитывать у молодых людей устойчивую жизненную позицию и здоровый образ жизни [4, 10].
Исследования отдельных компонентов и факторов формирования здорового образа жизни молодых людей (главным образом, школьников) проводились в нашей стране еще в 20-30-е годы и были в дальнейшем продолжены усилиями ряда социологов, педагогов, медиков, физиологов. Следует отметить, однако, что в этих исследованиях преобладали педагогико-методический, медико-биологический, подчас психологический подходы. В результате различные компоненты здорового образа жизни рассматривались, как правило, изолированно друг от друга, не выявлялись их взаимосвязи, взаимообусловленность. В то же время они изучались и в отрыве от социальной среды, чаще всего вне связи с условиями жизни, быта, учебы молодежи, особенностями экологической обстановки в том или ином регионе.
Многие из отечественных ученых занимались проблемами здоровья учащихся. Пути сохранения и возможности укрепления здоровья учеников исследовались: С.Н. Бегидовой, Н.Ш. Блягоз, Ю.Л. Варшамовым, А.Г. Голевым, Е.Д. Марьясисом, В.П. Саломиным, А.А. Семеновым, Н.Х. Хакуновым, А Г. Хрипковой, К.Д. Чермитом, С.Н. Шевердиным и др. Валеологическим образованием учащихся занимались Р.И. Айзман, В.И. Болдин, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Г.А. Кураев, Л.Г. Татарникова и др. Экологическое образование в школе исследовано А.А.Колесником, З.Г.Нигматовым, Ф.Г.Сидтиловым. Школьные здоровьесберегающие технологии охарактеризованы в публикациях В.Ф. Базарного, Л.А. Ждановой, Н.К. Ивановой, Т.В. Русовой. Однако в нашем городе проблемы формирования здорового образа жизни у старшеклассников в семье и школе недостаточно изучены. В России отдельные аспекты этой проблемы исследовались С.В. Березиным, Ю.Е. Клевцовой, Л.С. Колесовой, А.М. Куликовым, Л.В. Назаровой, К.С. Лисецким (профилактика наркомании, курения, алкоголизма, формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и др.). Не исследованы возможности учебных курсов средней школы в формировании у старшеклассников здорового образа жизни. Не обоснована педагогическая целесообразность использования здоровьесберегающих технологий в семье и школе [3, 11].
Актуальность исследования возрастает и в связи с тем, что в нашем городе проблема формирования здорового образа жизни учащихся до сих пор недостаточно исследована.
В центре внимания нашего исследования находится школьная молодежь. Это объясняется, прежде всего, тем, что старшеклассники являются авангардным отрядом молодежи России. От их физического и психического здоровья, социального благополучия во многом зависит работоспособность будущих специалистов с высшим образованием, тот вклад, который они призваны внести в возрождение России. Именно они должны стать примером для всей молодежи страны, образцом, которому желали бы следовать, подражать подростки, юноши, девушки в повседневной жизни, в учебе, в труде. Между тем, проблемы, связанные со здоровьем и физическим развитием школьников, преодолением негативно влияющих на их состояние факторов, наименее изучены по сравнению с другими группами детей и учащейся молодежи (дошкольники, школьники, учащиеся профтехучилищ).
Изучать данную проблему, мы решили у старшего школьного возраста, так как от их здоровья зависит будущие всей страны и самое главное здоровье будущего поколения. Исследования проводились на базе средней общеобразовательной школы № 91 г. Красноярска, где были задействованы учащиеся старших классов. Среди них было проведено анкетирование по выяснению условий и факторов оказывающие влияние на формирование здорового образа жизни у старшего школьного возраста.
Цель заключается в том, чтобы определить наиболее эффективные пути привлечения обучающихся к активному участию в деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни и реализация их в процессе обучения ОБЖ
Задачи:
1. Изучить в научной и методической литературе состояния проблемы исследования.
2. Рассмотреть основные характеристики показателей здорового образа жизни.
3. Разработать комплекс практических рекомендаций, для использования на уроках ОБЖ, направленный на положительное формирование здорового образа жизни у старшеклассников.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса методических рекомендаций.
Объектом нашего исследования является жизнедеятельность подростков, их образ жизни в целом.
Между тем, сам предмет исследования - является комплекс методических рекомендаций по формированию здорового образа жизни старшеклассников, используемый на уроках ОБЖ.
Гипотеза: мы предполагаем, что разработанный нами комплекс методических рекомендаций по формированию здорового образа жизни у старшеклассников, используемый на уроках ОБЖ, позволит нам создать в школе благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья с учетом психофизиологических особенностей старшеклассников.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены педагогические условия и факторы, способствующие более эффективному формированию здорового образа жизни старшеклассников.
- раскрыты особенности, содержание формирования здорового образа жизни у старшеклассников.
- выделены уровни сформированности здорового образа жизни.
- представлена и рационально обоснована рекомендация по формированию здорового образа жизни старшеклассников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Из содержания данной работы можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза о том, что значимые изменения, которые произошли с формированием здорового образа жизни учащихся в результате введения комплекса методических рекомендаций, используемых на уроках ОБЖ экспериментально подтвердились: уровень здорового образа жизни
школьников значительно возрос.
Проведенные теоретические и практические исследования позволяют нам сделать следующие выводы:
Вывод 1.
Анализ литературных источников показал, что выбранная нами тема исследовалась многими учеными, но до сих пор данная проблема остается актуальной.
Изучив анатомо-физиологические и психические особенности старшего школьного возраста, следует отметить, что этот период характеризуется интенсивным развитием организма: активный рост скелета, укрепление опорно-двигательного аппарата, увеличение мышечной массы, становление психики ученика. Наступление физической зрелости, повышение спортивных результатов. Идет активное развитие познавательной и профессиональной деятельности. Всему этому способствует целый ряд факторов: введение новых предметов и усложнение содержания обучения в старших классах, использование более активных форм учебных занятий, участие в олимпиадах и т. д.
Вывод 2.
Содержание формирования здорового образа жизни в старших классах включает знание соответствующих фактов, понятий, теоретических положений, закономерностей, изучаемых в курсах основных наук в общеобразовательной школе. Первостепенную роль играет соблюдение основных показателей здорового образа жизни - это соблюдение оптимального двигательного режима, рационального питания, режима дня, тренировки иммунитета, закаливания, психосексуальной и половой культуры, отсутствие вредных привычек. Только при соблюдении всего этого можно достичь определенных результатов. Несмотря на ряд отклонений, и препятствий в формировании здорового образа жизни, связанных со сложными отношениями в семье, социальными, материальными и экологическими факторами, в целом, нами выявлены следующие позитивные тенденции в формировании у школьников здорового образа жизни:
- повышение интереса учащихся к своему образу жизни и физическому здоровью;
- медленный, но неуклонный рост физического и психического здоровья школьников;
- снижение утомляемости во время учебных занятий и самоподготовки;
- повышение качества знаний и успеваемости
Вывод 3.
Проведя первоначальное анкетирование у старшеклассников, мы смогли определить реальное состояние здорового образа жизни
старшеклассников, выяснить условия и факторы, оказывающие влияние на эти процессы: сложные отношения в семье, социальные, материальные и экологические факторы. И на основе полученных результатов разработать комплекс методических рекомендаций направленный на формирование здорового образа жизни, а также определить наиболее эффективные пути привлечения школьников к активному участию в деятельности направленной на формирование здорового образа жизни учащихся.
Нами выявлены следующие позитивные тенденции в формировании у школьников здорового образа жизни:
- повышение интереса учащихся к своему образу жизни и физическому здоровью;
- медленный, но неуклонный рост физического и психического здоровья школьников;
- снижение утомляемости во время учебных занятий и самоподготовки;
- повышение качества знаний и успеваемости
Вывод 4.
Сравнив показатели здорового образа жизни, полученные при анкетировании старшеклассников до и после внедрения комплекса методических рекомендаций, используемых на уроках ОБЖ мы можем сказать, что данный комплекс значительно улучшил эти показатели. Суммируя полученные результаты и эффективность перехода к здоровому образу жизни, можно заключить, что он:
- положительно и результативно снижает или устраняет воздействие «факторов риска», заболеваемость и, как результат, уменьшает затраты на лечение;
- способствует сохранению здоровья и долголетия;
- обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье;
- обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;
- обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости в работе, высокую производительность труда и на этой основе - высокий материальный достаток;
- позволяет отказаться от вредных привычек, рационально распределять бюджет времени с использованием средств активного отдыха.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования о значимых изменениях, которые произошли в сформированности здорового образа жизни учащихся, в результате введения комплекса методических рекомендаций, используемых на уроках ОБЖ экспериментально подтвердилась: уровень сформированности здорового образа жизни школьников значительно возрос.
В процессе дальнейших исследований представляется необходимым более четко разработать содержание, технологии и определить условия для решения задач формирования здорового образа жизни по отдельным направлениям педагогического процесса: половому воспитанию, умственному и правовому образованию и т.п.



1. Александрова И.Э. Гигиеническое обоснование организации учебного процесса. Москва. 2005г.
2. Антропова М.В., Мангле Г.Г., Кузнецова Л.М. «Российский педиатрический журнал» № 2. 2009г.
3. istu.edu/docs/education/faculty/sport/2013/sbopnik_2.docx
4. Базарный В.Ф.Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005.
5. Бузник И.М. Энергетический обмен и питание. Москва. 2012г.
6. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников методы ее изучения. Челябинск, 2010г.
7. Вайнер Э.Н. Здоровый образ жизни. Москва. Просвещение. 2001г.
8. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта. Москва. Академия. 2002г.
9. Гендин А.М., Дроздов Н.И., Бордуков М.И., Майер Р.А., Сергеев М.И. Формирование здорового образа жизни. Красноярск. 2003г.
10. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта / В.И. Дубровский. - М.: Владос, 2010.
11. Дубровский В.И. Спортивная медицина. Москва. Владос, 2002г.
12. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина / В.А. Епифанов. - М.: Медицина, 2016.
13. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие / под научной редакцией Э.М. Казина. - 2-е изд., доп. и перераб. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011.
14. Игнатьев А.Д., Кономкулов Т.А. Питание. Наука и практика. М. Владос, 2004г.
15. lib100.com>. psihologiya ranney yunosti/Кон И.С...
16. Козин Э.М., Бликова Н.Г. Основы индивидуального здорового образа жизни. Москва, Мастерство. 2002г.
17. Крымская И. Г.Гигиена и экологии человека. М. Феникс 2013г.
18. Кузнецова Л.М. Журнал «Образование в современной школе» № 3. 2004г.
19. Лазарев В.С., Поташник М. Как разработать программу развития школы. Москва, 1993г.
20. Лазарев В. С., Третьяков П. И., Шамова Т. И. Материалы III Всероссийской Научно-практической конференции «Управление развитием образования в регионе на рубеже XXI века», Ульяновск, 1997г.
21. Лебедева С. С., Мелевцова Л. М. Проблемы управления инновационными образовательными учреждениями в условиях социального партнёрства. СПб., 2001г.
22. Луцюк Н.Б., Васильев Н.В. Витамины и иммунитет. Томск. 2009г.
23. Макеева Т. А., Сорокова М. Г., Зверева О. Л., Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы. Москва, 2000г.
24. Николаева С. Н. Экологическое воспитание школьников. Москва, 2009г.
25. Оверчук Т. И. Здоровье и физическое развитие детей в образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Москва, 2001г.
26. Организация рационального (здорового) питания школьников: Практическое пособие / Г.О. Рощина, И.Ю. Яланузян. - Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2012.
27. Палий С.Г. «Организационно-педагогические условия
валеологизации педагогического процесса в школе»: Автореферат. Калининград. 1999г.
28. Петровский К.С. Гигиена питания. Москва. Медицина. 2004г.
29. Пейнес В.Г. Методика составления расписания в образовательном учреждении. Москва. 2011г.
30. Питание и здоровье. Под. Ред. Стоямаковой А.И. Львов. 2008г.
31. Потапчук, А.А. Лечебная физическая культура в детском возрасте / А.А. Потапчук. - М.: Речь, 2016.
32. Питание школьника. Под. ред. М.П.Могильного, В.А.Тутельян М. ДеЛи принт 2005г.
33. Ревелль П.А. Среда нашего обитания. Москва. Мир. 2005г.
34. Романцев М.Г. Журнал «Образование в современной школе» № 8, 2003г.
35. Словарь физиологических терминов. Москва. Наука. 2009г.
36. Спортивная медицина: наука и практика. Научно-практический журнал 2017г.
37. Степанова М.И. «Роль нормирования учебной нагрузки в формировании здоровья детей». Здоровый ребенок: материалы VIII конгресса педиатров России. Москва. 2009г.
38. Салаватова, М.К. Процесс формирования культуры здоровья в теории и практике отечественной педагогики / М.К. Салаватова // Педагогический процесс: проблемы и перспективы. Вып.4: Сб. науч.тр. / Под ред. д.п.н., проф. А.Р. Джиоевой. М.: ИД «МПА- Пресс», 2006г.
39. Салаватова, М.К. Валеопедагогика. Программа спецкурса. - Махачкала: изд-во ДГПУ, 2006г.
40. Салаватова, М.К. К вопросу о формировании здорового образа жизни/ М.К. Салаватова //Новые исследования в педагогико-психологических науках: приложение к журналу «Прикладная психология и психоанализ». Москва-Владикавказ. М.: ИД МПА- Пресс, 2006г.
41. Третьякова П.И., Белая К. Д. Школьное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. Москва, 2001г.
42. dob.1september.ru>2005/17/9.htm.
43. 50ds.ru>sport... fizkulturno.. .prazdnika... zdorovya.html
44. gigabaza.ru>doc/29381.html
45. Шумилин Е.А. Психологические особенности старшеклассников.
Москва. Педагогика. 2006г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ