Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Словообразовательные модели в английском и немецком языках:морфологический и методический аспекты

Работа №15550

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

языкознание

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
914
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты словообразования в английском и немецком языках 7
1.1. Общие сведения о словообразовании 7
1.2. Основные способы словообразования в английском языке 8
1.3. Основные способы словообразования в немецком языке 20
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Методика обучения аффиксальным словообразовательным моделям английского и немецкого языков 31
2.1. Анализ затруднений учащихся старшей школы по теме «Словообразование»
в английском и немецком языках 37
2.2. Разработка интерактивного сборника по развитию навыков словообразования 39
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 43
Выводы по главе 2 44
Заключение 46
Список литературы 48
Приложение 53


Любой язык в процессе эволюции претерпевает различные изменения: происходят сдвиги в звуковой системе, меняется морфологический состав слова, преобразуются семантические свойства слов и словосочетаний. Словарный состав языка также находится в состоянии непрерывного изменения. Взглянув на язык в разрезе его исторического развития, можно увидеть, как одни слова уходят в прошлое, другие появляются благодаря заимствованиям или в ходе словообразовательных процессов. Теория словообразования является одним из важнейших разделов лексикологии, который включает в себя изучение, как путей развития новых слов, так и анализ фиксированного словарного состава языка, структуру и типы лексических образований. Словообразовательная база английского и немецкого языков является обширным полем для лингвистических исследований.
Изучение различных словообразовательных моделей иностранных языков важно и в рамках школьной программы. Умение работать с лексическими единицами в словообразовательном аспекте значительно расширяет словарный запас учащихся. Особенно актуально изучение словообразования для старших школьников, т.к. на аффиксальных словообразовательных моделях базируется одно из заданий раздела «Грамматика и лексика» в ЕГЭ по английскому и немецкому языкам.Эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) отмечают, что учащиеся сталкиваются с явными трудностями при работе с опорными словами[32].В рабочих программах к УМК «Spotlight» (английский язык) и «Deutsch»(i ieiviei цкий язык)для 10 и 11 классов, на которых базируется данная исследовательская работа, прописаны требования по овладению основными способами словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия), однако не всегда удачная организация правил и заданий в учебнике приводит к необходимости использования дополнительных средств[5-8, 22-25].
Теоретической базой исследования послужили труды таких отечественных и зарубежных лингвистов, как Г.Б. Антрушина, З.А. Харитончик, В.В. Елисеева, И.В. Арнольд, А.Н. Ильина, М.Д. Степанова, К.А. Левковская.
Целью данной работы является выявление педагогических условий формирования словообразовательного навыка в рамках изучения английского и немецкого языков у учащихся 10-11 классов и совершенствование метода обучения с помощью разработанного интерактивного сборника.
Объект исследования: процесс изучения словообразовательных моделей английского и немецкого языков в рамках школьной программы учащимися 10-11 классов.
Предмет исследования: педагогические условия формирования словообразовательного навыка в рамках изучения английского и немецкого языков у учащихся 10-11 классов.
Гипотеза исследования: формирование словообразовательного навыка в рамках изучения английского и немецкого языков у учащихся 10-11 классов будет осуществляться эффективнее при условии работы учащихся с интерактивным сборником заданий по теме «Словообразование»[27, 28].
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретический материал по теме;
2. Выявить затруднения учащихся при работе с заданиями по
словообразованию;
3. Проанализировать современное состояние учебников на наличие теоретических и методических упущений по данной теме;
4. Проанализировать учебники и дополнительные материалы по теме «Словообразование» для выборки самых часто используемых лексических единиц;
5. Разработать комплекс заданий в виде электронного интерактивного сборника для более успешного формирования словообразовательного навыка в рамках изучения английского и немецкого языков у учащихся 10-11 классов;
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по апробации интерактивного сборника.
Среди методов исследования в данной работе можно выделить: теоретический анализ литературы, классификационный метод, квантитативный метод, компаративный метод, метод сплошной выборки, эмпирические методы - опрос, эксперимент.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились: МБОУ «Гимназия №11», МБОУ «СОШ №5», МБОУ «СОШ №17» с углубленным изучением музыки и ИЗО, г. Бийск, Алтайский край.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса заданий в виде электронного интерактивного сборника для более успешного формирования словообразовательного навыка в рамках изучения английского и немецкого языков у учащихся 10-11 классов. Результаты исследования представляют теоретический и практический интерес, могут быть использованы учителями старшей школы английского и немецкого языков с целью повышения словообразовательного навыка учащихся для общих знаний и в рамках подготовки к ЕГЭ. Интерактивный сборник предназначен как для индивидуальной работы, так и для работы на уроках.
В структуре представленной работы можно выделить следующие разделы: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список литературы и приложение.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические аспекты словообразования в английском и немецком языках» описаны основные способы образования слов, внутри которых обозначены проблемы, выделены классификации, приведены таблицы с примерами.
Во второй главе «Методика обучения аффиксальным словообразовательным моделям английского и немецкого языков» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ результатов.
В заключении подведены выводы, полученные по результатам исследовательской работы.
В приложении представлены полные таблицы префиксов и аффиксов английского и немецкого языков, задания для входного и итогового тестирования с ключами, приложена переводная таблица измерений результатов тестирования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Словообразование является одним из важнейших разделов языкознания, который изучает как уже сформированную систему словообразовательных моделей, так и современные тенденции образования новых лексических единиц. В качестве основных способов словообразования в английском языке выделяют аффиксацию, сокращение, словосложение и конверсию. Традиционно в немецкой лексикологии используется следующая терминология для обозначения способов словообразования: безаффиксное
словопроизводство, аффиксальное словопроизводство, словосложение, сращение, сложносокращения и усеченные слова. Каждый подраздел включает в себя различные словообразовательные модели и классификации.
Особую значимость в рамках исследования представляет аффиксальный способ словообразования, т.к. на нём основано одно из заданий раздела «Грамматика и лексика» в ЕГЭ по английскому и немецкому языкам. В рабочих программах к УМК «Spotlight», «Deutsche кодификаторах ЕГЭ по данным языкам выдвигаются требования к уровню подготовки по данной теме. Однако анализ учебников показал, что для более успешного овладения темой «Словообразование» предложенного материала недостаточно. Анализ результатов анкетирования учителей и учащихся старших классов также подтвердил, что данная область требует дополнительного внимания.
На базе МБОУ «Гимназия №11», МБОУ «СОШ №5» и МБОУ «СОШ №17» с углубленным изучением музыки и ИЗО была проведена опытно-экспериментальная работа с учащимися 10-11 классов для доказательства выдвинутой гипотезы: формирование словообразовательного навыка в рамках изучения английского и немецкого языков у учащихся 10-11 классов будет осуществляться эффективнее при условии работы учащихся с интерактивным сборником заданий. На констатирующем этапе был зафиксирован первичный уровень сформированности словообразовательного навыка и основные ошибки, допущенные учащимися. Опираясь на изложенные выводы и анализ учебников и дополнительных материалов, послуживших базой для выборки слов, был разработан интерактивный сборник упражнений. Структура интерактивного сборника включает в себя теоретический раздел, раздел закрепления теоретического материала на упражнениях различных типов (сопоставление, выбор правильного ответа, классификация по частям речи), раздел «Правописание» для отработки изученных прежде деривационных форм и итоговый раздел упражнений, включающий в себя тренировочные тесты формата ЕГЭ. Все упражнения разработаны на интерактивных образовательных платформах с возможностью моментальной проверки. После работы учащихся с интерактивным сборником было проведено контрольное тестирование, результаты которого показали повышение уровня словообразовательного навыка.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс заданий является эффективным и может в полной мере использоваться учителями и учащимися 10-11 классов для более полноценной подготовки по теме «Словообразование» в английском и немецком языках.
Тема данной дипломной работы является обширным полем для исследований. В связи с эти возможно дальнейшее продолжение работы по составлению более объемного сборника интерактивных заданий или созданию отдельного сборника для подготовки к ОГЭ. Перспективно и рассмотрение темы «Словообразование» с точки зрения возникновения новых лексических единиц, другими словами - неологизмов. Ввиду стремительного развития общества, и вместе с ним таких передовых отраслей, как наука и СМИ, человек сталкивается с потребностью называть вновь возникшие реалии своими именами. Данное направление исследования будет всегда иметь актуальность в силу непрерывного развития словарного состава языка.



1. Антрушина, Г. В. Лексикология английского языка [Текст]: учебник для бакалавров / Г.В. Антрушина, О.В. Афанасьева, Н.Н. Морозова. - М. : Издательство Юрайт, 2013. - 287 с.
2. Арнольд, И. В. Лексикология современного английского языка: учебник для факультета иностранных языков [Текст] / И. В. Арнольд. - М. : Высшая школа, 1986. - 295 с.
3. Афанасьева, О. В. Английский язык. 10 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева. - М. :Express Publishing : Просвещение, 2012. - 248 с.
4. Афанасьева, О. В. Английский язык. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева. - М. :Express Publishing : Просвещение, 2009. - 244 с.
5. Бим, И. Л. Немецкий язык. 10 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/ И.Л. Бим, Л.В. Садомова, М.А. Лытаева. - М. : Просвещение, 2009. - 270 с.
6. Бим, И. Л. Немецкий язык. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/ И.Л. Бим, Л.И. Рыжова, Л.В. Садомова, М.А. Лытаева. - М. : Просвещение, 2009. - 272 с.
7. Бодоньи, М. А. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ: словообразование. Задания В11-В16. Раздел «Грамматика и лексика [Текст]: учебно-методическое пособие / М.А. Бодоньи. - Ростов н/Д : Легион, 2012. - 185 с.
8. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан.и прикладная прогр. (25609 bytes). - Академик. - Режим доступа https://dic.academic.ru/ Monday, 28 May 2018 02:35:46.
9. Вербицкая, М. В. Я сдам ЕГЭ! Английский язык [Текст]: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Часть 2. Письмо. Говорение. /
М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, Е.Н. Нечаева. - М. : Просвещение, 2018. - 132 с.
10. Ветринская, В. В. ЕГЭ - 2017. Немецкий язык [Текст]: комплекс материалов для подготовки учащихся / В.В. Ветринская. - М. : Интеллект¬Центр, 2017. - 144 с.
11. Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов ЕГЭ по английскому языку [Текст] / Федеральный институт педагогических измерений, 2015-2018 гг.
12. Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов ЕГЭ по немецкому языку [Текст] / Федеральный институт педагогических измерений, 2015-2018 гг.
13. Елисеева, В. В. Английские неологизмы XXI века: некоторые тенденции словообразования и функционирования [Текст] / В.В. Елисеева // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2015. - №1. - С. 75-82
14. Елисеева В. В. Лексикология английского языка [Текст]: учебное пособие / В.В. Елисеева. - СПб., 2003. - 44 с.
15. Заботкина, В. И. Новая лексика современного английского языка [Текст] / В.И. Заботкина. - М. : Высшая школа, 1990. - 124 с.
16. Зуев, А. Н. Словарь словообразовательных элементов немецкого языка [Текст] / А.Н. Зуев, И.Д. Молчанова, Р.З. Мурясов. - М. : Русский язык, 1979. - 536 с.
17. Ильина, А. Н. Словообразование в современном английском языке [Текст]: учебное пособие для студентов экономических специальностей / А.Н. Ильина, С.Г. Кибасова. - СПб. : Издательство СПбГУЭФ, 2012. - 90 с.
18. Кодификатор элементов содержания требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по английскому языку [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан.и прикладная прогр. (98745 bytes). - Федеральный институт педагогических измерений. - Режим доступа http://fipi.ru/Monday, 28 May 2018 03:50:53.
19. Кодификатор элементов содержания требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по немецкому языку [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан.и прикладная прогр. (98745 bytes). - Федеральный институт педагогических измерений. - Режим доступа http://fipi.ru/Monday, 28 May 2018 03:52:51.
20. Краткий понятийно-терминологический справочник по этимологии и исторической лексикологии [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан.и прикладная прогр. (29876 bytes). - Академик. - Режим доступа https://dic.academic.ru/Monday, 28 May 2018 02:30:53.
21. Левковская, К. А. Лексикология немецкого языка [Текст]: Пособие для учителей / К.А. Левковская. - М. : 1956. - 249 с.
22. Рабочая программа к УМК Deutch 10 класс [Текст]: рабочая программа по немецкому языку / Сост.: Е.Н. Прокопович; МБОУ «СОШ №5». - Бийск., 2017. - 27 с.
23. Рабочая программа к УМК Deutch 11 класс [Текст]: рабочая программа по немецкому языку / Сост.: Е.Н. Прокопович; МБОУ «СОШ №5». - Бийск., 2017. - 19 с.
24. Рабочая программа к УМК Spotlight 10 класс [Текст]: рабочая программа по английскому языку / Сост.: С.Ю. Антонова; МБОУ «Гимназия №11». - Бийск., 2017. - 30 с.
25. Рабочая программа к УМК Spotlight 11 класс [Текст]: рабочая программа по английскому языку / Сост.: С.Ю. Антонова; МБОУ «Гимназия №11». - Бийск., 2017. - 15 с.
26. Решу ЕГЭ [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан.и прикладная прогр. (75589 bytes). - Образовательный портал для подготовки к экзаменам. 2011-2018. - Режим доступа https://en-ege.sdamgia.ru/ Monday, 28 May 2018 03:15:09.
27. Словообразование в английском языке [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан.и прикладная прогр. (70683 bytes). - Интерактивный сборник упражнений. - Режим доступа
https://classroom.google.eom/u/0/c/MTI1MjUzMjgwNTZa Monday, 28 May 2018
03:30:54.
28. Словообразование в немецком языке [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан.и прикладная прогр. (97543 bytes). - Интерактивный сборник упражнений. - Режим доступа https://classroom.google.Com/u/0/c/MTI1MjUzMjgwNTZa Monday, 28 May 2018
03:30:43.
29. Соловова Е. Н. ЕГЭ Английский язык. Тренировочные тесты [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Соколова, Н.А. Вышегородцева, Т.В. Веднёва. - Обинск: Титул, 2017. - 96 с.
30. Степанова М. Д. Лексикология современного немецкого языка [Текст]: учебник для высших учебных заведений / М.Д. Степанова, И.И. Чернышева. - М. : Высшая школа, 1962. - 314 с.
31. Степанова, М. Д. Теоретические основы словообразования в немецком языке [Текст]: М.Д. Степанова, В. Фляйшер. М.: Высшая школа, 1984. - 264 с.
32. Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан.и прикладная прогр. (36496 bytes).
- Аналитические и методические материалы. - М. 2002. - Режим доступа http://fipi.ru/Monday, 28 May 2018 01:55:32.
33. Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан.и прикладная прогр. (76973 bytes).
- Открытый банк заданий ЕГЭ. - М. 2002. - Режим доступа http://fipi.ru/ Monday, 28 May 2018 03:10:13.
34. Харитончик З. А. Лексикология английского языка [Текст]: учебное пособие / З.А. Харитончик. - Мн. : Высшая школа, 1992. - 229 с.
35. LearningApps [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (64987 bytes). - Interaktive und multimediale
Lernbausteine - Режим доступа: https://learningapps.org/ Monday, 28 May2018 03:20:02.
36. Quizlet [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан.и прикладная прогр. (76565 bytes). - Learning tools & flashcards - Режим доступа: https://quizlet.com/Monday, 28 May 2018 03:20:47.
37. Urban Dictionary [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые, граф., зв. дан.и прикладная прогр. (87590 bytes). - Режим доступа: http://www.urbandictionary.com/ Monday, 28 May 2018 03:50:54.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ