Введение 3
Глава I. Речевой жанр как объект лингвистического изучения 6
1.1. Современные концепции речевого жанра 6
1.2. Модель речевого жанра 9
1.3. Жанрообразующие признаки просьбы и требования 11
1.3.1. Коммуникативная цель 11
1.3.2. Образ автора 14
1.3.3. Образ адресата 16
1.3.4. Фактор коммуникативного прошлого 17
1.3.5. Фактор коммуникативного будущего 18
1.3.6. Событийное содержание 21
1.3.7. Формальная организация 23
Глава II. Способы функционирования речевых жанров просьбы и требования 27
2.1. Просьба 27
2.1.1. Формы воплощения просьбы 27
2.1.2. «Маски» просьбы 34
2.1.3. Коммуникативные неудачи 35
2.2. Требование 37
2.2.1. Формы воплощения требования 37
2.2.2. «Маски» требования 41
2.2.3. Коммуникативные неудачи 43
Глава III. Рабочая программа элективного курса «Побудительные высказывания в русской речи» 46
3.1. Пояснительная записка 46
3.2. Учебно-тематический план курса 48
Заключение 50
Список литературы 53
Приложение 1 56
Приложение 2 57
Приложение 3 60
В центре исследовательского интереса автора данной выпускной квалификационной работы находятся речевые жанры - относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний. Речевые жанры (от однословной бытовой реплики до больших произведений науки или литературы, по М.М. Бахтину) являются главными единицами общения и могут быть первичными (складываются в условиях непосредственного речевого общения) и вторичными (сложными) (романы, драмы, научные исследования и т.п.).
Будучи культурными формами, речевые жанры характеризуются следующими основными свойствами: они объективны по отношению к индивиду и нормативны; историчны, вырабатываются людьми в определенную эпоху в соответствии с конкретными условиями социальной жизни; характеризуются особым оценочным отношением к действительности; выполняют функцию интеграции индивидов в социум; многообразны и разнородны, дифференцированы по сферам человеческой деятельности и общения; являются опорой для творчества.
Существуют 3 подхода / направления исследования речевых жанров, это:
1) прагматический подход (связан с теорией речевых актов),
2) стилистический (связан со стилистикой),
3) речеведческий (рассматривает речевой жанр как особую модель высказывания).
Научной основой исследования стали работы, созданные в рамках лингвистики жанров, такие как «проблема речевых жанров» М.М. Бахтина, «Модель речевого жанра» Т.В. Шмелёвой и «Этикетные жанры русской речи: благодарность, извинение, поздравление, соболезнование» Т.В. Тарасенко.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что жанры просьбы и требования являются самыми распространёнными типами императивных высказываний в художественных текстах, а также могут реализоваться практически при любых коммуникативных обстоятельствах и независимо от статуса участников общения.
Объектом исследования стали императивные речевые высказывания, а его предметом - формы просьбы и требования в художественных текстах.
В соответствии с этим в качестве материала исследования выбраны диалоги героев, извлечённые из художественных текстов двух современных российских авторов - В. Токаревой и Т. Толстой (36 произведений; см. Приложение 1).
Привлечение именно этого материала связано с тем, что художественный текст, вследствие его фиксированности, дает удобную возможность исследовать не только реплики участников диалога, но и обстоятельства его реализации. Еще Л.П. Якубинский отмечал в связи с этим: «Письменная речь, в отличие от устной, является речью, закрепляемой в порядке её осуществления. Закрепляемость письменной речи влечёт более внимательное отношение к речевым фактам с точки зрения адекватности данным нашим психическим со-стояниям» [Якубинский, 1986. С.36].
Цель данной работы заключается в описании особенностей функционирования речевых жанров просьбы и требования на материале художественных текстов.
Задачи, поставленные в связи с этим:
1) проанализировать жанрообразующие просьбы и требования,
2) выявить речевые жанры просьбы и требования в художественных диалогах из произведений Т. Толстой и В. Токаревой,
3) представить способы функционирования речевых жанров просьбы и требования,
4) разработать элективный курс «Побудительные высказывания в русской речи».
Основными методами, использованными в работе, следует признать наблюдение, сопоставление, анализ и описание, а также принцип пофакторного анализа речевых жанров.
Теоретическая значимость предпринятого исследования состоит в раз-витии принципов речежанровой лингвистики. Практическая же его значимость заключается в том, что полученные результаты могут найти применение в разработке подходов к формированию коммуникативной компетенции учеников средней и старшей школы, изучающих речевые жанры в рамках элективного курса по культуре речи.
Структура работы в себя введение, три главы - теоретическую, исследовательскую и методическую, - а также заключение, библиографию и при-ложения.
Целью данной выпускной квалификационной работы явилось описание особенностей, функционирования речевых жанров просьбы и требование на материале художественных текстов.
Автор выпускной квалификационной работы в процессе исследования опирался на работы, созданные в рамках лингвистики жанров.
Речевые жанры «просьба» и «требование» относятся к императивным жанрам. Их объединяет коммуникативная цель - побудить адресата к выполнению некоторого действия. Объединяет их также отсутствие у говорящего официального права распоряжаться поступками адресата. При этом способ воздействия на адресата является основным параметром, который эти жанры различает.
Просьба по параметру воздействия на волю более нейтральна; она лишь информирует адресата о желании автора и, скорее, воздействует на этические установки первого; требование направлено на подчинение адресата воле автора.
В ходе исследования был сделан вывод, что требование - это сильный императив, отличающийся высокой эмоциональностью и степенью категоричности высказывания. Этот признак отличает и требование от просьбы. По отношению к речевому жанру "требование" просьба характеризуется меньшей настойчивостью и большей императивной осторожностью говорящего.
Просьба является самым распространённым типом императивного высказывания в проанализированных художественных текстах и может реализоваться практически при любых коммуникативных обстоятельствах. Жанр просьбы, как правило, имеет положительную ответную реакцию, так как не несёт в себе категоричности, часто сопровождается клише «пожалуйста» и имеет адресатом человека, который скорее всего может её выполнить.
Требование в большинстве случаев направлено «сверху вниз». Для речевых жанров просьбы и требования, как и для всех императивных жанров, главное - это возможность исполнения предписываемого автором высказывания действия.
В отличие от просьбы речевой жанр требования предполагает, что адресат не только может, но и должен исполнить это действие, поэтому требование можно отнести к «безальтернативным» жанрам (автор высказывания не ждёт от адресата другой реакции, кроме предполагаемой).
В данных художественных текстах требование часто использует кос-венные способы выражения для того, чтобы усилить или смягчить императивную интенцию. Был выделен жанр, в который может «перевоплощаться» речевой жанр требования - «жёсткая» форма приказа.
Просьба является более нейтральным воплощением императивности. Однако даже просьба может быть воспринята как чрезмерно «жёсткий» императив, тогда её автор действует в направлении ещё большего «смягчения» категоричности и скрывает просьбу, например, под «маской» информативного жанра вопроса либо под «маской» императивного жанра мольбы.
В процессе общения жанры просьбы и требования могут функционировать отдельно друг от друга, а могут во взаимосвязи, которая выражается либо в замене одного жанра другим («маски» жанра), либо использовании обоих жанров в рамках одной коммуникативной ситуации.
Последнее происходит в тех случаях, когда автор опасается, что коммуникативная цель высказывания не будет достигнута и производит несколько различных императивных жанров. Так, речевой жанр просьбы может «переходить» в жанры требования и мольбы, а речевой жанр требования модифицируется в жанры угрозы и приказа.
Кроме того, в работе были выявлены коммуникативные неудачи, связанные с реализацией соответствующих типов высказываний.
Основной коммуникативной неудачей, связанной с реализацией речевого жанра требования, является неверное представление автора о своей более высокой по отношению к адресату позиций и, соответственно, несогласие последнего с ролевым превосходством говорящего.
При реализации жанра просьбы также возникают коммуникативные неудачи. Главной коммуникативной неудачей здесь является неверное пони-мание коммуникативного намерения говорящего, то есть неправильно понятой степени жёсткости императива.
В ходе исследования были выделены способы языкового воплощения речевых жанров просьбы и требования: перформативная формула или перформативный глагол (Я) прошу (тебя, вас), которая распространяется инфинитивной конструкцией, либо подчинённой предикативной единицей (с союзом чтобы), содержащими суть просьбы; побудительные конструкции с этикетным клише «пожалуйста»; побудительные конструкции с частицей "-ка".
Поскольку просьба является «мягким» императивным жанром, существует несколько способов её интенсификации: повтор типичного для данного жанра этикетного клише пожалуйста, либо формулировки самой просьбы; использование речевого жанра мольбы.
Способы языкового воплощения требования: перформативная формула или перформативный глагол Я требую (от) (тебя / вас), которая распространяется инфинитивной конструкцией, либо подчинённой предикативной единицей (с союзом чтобы), содержащими суть требования; императивные и инфинитивные побудительные конструкции; требования-инвективы; побуди-тельные конструкции с частицами -ка, -ну или ну-ка.
В заключительной главе работы представлен элективный курс «Побудительные высказывания в русской речи» для 8 класса среднеобразовательной школы с включением тем просьбы и требования.
1. Арутюнова Н.Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке: коммуникация, модальность, дейксис. - М.: Наука, 1992. - С. 280.
2. Бахтин М.М. Проблемы речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - С. 250-298.
3. Винокур. Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. -М.: Наука, 1993.- С. 171.
4. Винокур Т.Г. Информативная и фактическая речь как обнаружение разных коммуникативных намерений говорящего и слушающего // Русский язык в его функционировании: коммуникативно-прагматический аспект. - М.: Наука, 1993. - С. 5-28.
5. Гловинская М.Я. Словарная статья глагола просить // Семиотика и информатика. - Вып. 32, - М., 1991. - С. 63-70.
6. Гловинская М.Я. Русские речевые акты и вид глагола // Логический анализ языка: Модели действия. - М.: Наука, 1992. - С. 123-129.
7. Городецкий Б.Ю., Кобозева И.М. К типологии коммуникативных неудач // Диалоговое взаимодействие и представление знаний. - Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1985. - С. 64-78.
8. Гольдин В.Е. Имена речевых событий, поступков и жанры русской речи // Жанры речи. - Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 1997. - С. 23-34.
9. Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: Обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. 1997. - № 1. - С. 109-121.
10. Дементьев В.В. Фактические информативные коммуникативные замыслы и коммуникативные интенции: проблемы коммуникативной компетенции и типология речевых жанров // Жанры речи. - Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 1997. - С. 34-44.
11. Дж.Ф. Ален. Выявление коммуникативного намерения, содержащегося в высказывании // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 17. -М.: Прогресс, 1986. С. 322-362.
12. Жанры речи: сборник научных статей. - Саратов: ГосУНЦ «Кол-ледж», 1997. - С. 212; 1999. - С. - 287.
13. Земская Е.А., Ермакова ОН. К построению типологии коммуникативных неудач // Русский язык в его функционировании: коммуникативно- прагматический аспект. - М.: Наука, 1993. - С. 30-63.
14. Земская Е.А. Категория вежливости в контексте речевых действий // Логический анализ языка. Язык речевых действий. - М.: Наука, 1994. -С. 131.
15. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Речь москвичей: коммуникативно-культурологический аспект. - М.: Ин-т русского языка РАН, 1999. -С. 396.
16. Крысин Л.П. Владение языком: лингвистический и социокультурный аспекты // Язык. Культура. Этнос. - М: Наука, 1994. - С. 66-98.
17. Крысин Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. - М.: Наука, 1976. - С. 42- 52.
18. Матвеева Т.Н. К лингвистической теории жанра // Коллегиум. - Киев. -1995. - №1-2. - С. 65-71.
19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - Москва, 1995.- 797 с.
20. Серль Дж. Р. Косвенные речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 17. - М.: Прогресс, 1986. - С. 195-223.
21. Тарасенко Т.В. Этикетные жанры русской речи: благодарность, извинение, поздравление, соболезнование: Автореф. дис. ... канд, филол. наук. - Красноярск, 1999. - 20 с.
22. Федосюк М.Ю. Комплексные жанры разговорной речи: «утешение», «убеждение» и «уговоры» // Русская разговорная речь как явление языковой культуры. - Екатеринбург, 1996. - С. 73-94.
23. Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и тео¬
рия жанров речи // Жанры речи. - Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 1999. - С. 66-88. .
24. Федосюк М.Ю. Нерешённые вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания, 1997. - С. 102-120.
25. Храковский В.С., Володин А.П. Семантика и типология императива. Русский императив. - Л.: Наука, 1986. - С.272.
26. Шмелёва Т.В. Речевой жанр: опыт общефилологического осмысления // Коллегиум. - Киев. - 1995. - № 1-2. - С. 57-65.
27. Шмелёва Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. - Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 1997. - С. 88-98.
28. Шмелёва Т.В. Речевой жанр: Возможности описания и использования в преподавании языка // Русистика. - Берлин. - 1990. - № 2.- С. 20-32.
29. Шмелёва Т.В. Речевой жанр: Возможности описания и использования в преподавании языка // Культура речи: Сборник статей и материалов. - Великий Новгород. 1998. - С. 41-47.
30. Эрвин-Трипп С.М. Язык. Тема. Слушатель. Анализ взаимодействия //
Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 17. - М.: Прогресс, 1986. - С. 131¬151.
31. Якубинский Л.П. Язык и его функционирование // Избранные работы. - М.: Наука, 1986. - С. 18-36.
32. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 685.