Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Речевые средства создания образа сибирячки в произведении В.П. Астафьева "Последний поклон"

Работа №155496

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
§1 ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА... 7
§2 ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖЕНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА 11
ГЛАВА 2. РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА СИБИРЯЧКИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ В.П. АСТАФЬЕВА «ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН» 15
§1 ЖЕНСКИЕ АРХЕТИПЫ В «ПОСЛЕДНЕМ ПОКЛОНЕ» В.П. АСТАФЬЕВА 15
§2 СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА СИБИРЯЧКИ В ПОВЕСТИ «ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН» 20
§3 АНАЛИЗ РЕЧЕВЫХ СРЕДСТВ ИЗОБРАЖЕНИЯ СИБИРЯЧКИ В РАССКАЗАХ ПОВЕСТИ «ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН» 26
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ С РЕЧЕВЫМИ СРЕДСТВАМИ НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.П. АСТАФЬЕВА «ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Язык как средство общения обслуживает и отдельно взятого человека, и общество в целом. Языковые средства используются людьми для выражения любого содержания. Ю.С. Степанов говорит об это следующее: «...язык создан по мерке человека, и этот масштаб запечатлён в самой организации языка; в соответствие с этим язык и должен изучаться, поэтому в своём главном стволе лингвистика всегда будет наукой о языке в человеке и о человеке в языке» [Степанов 2002: 15].
Для создания языковой картины мира писатель использует культурные архитипы и образы - символы. Языковая картина мира отражает национально-культурную специфику мировидения народа - носителя данного языка. Одним из основополагающих образов в творчестве В.П. Астафьева является образ женщины-сибирячки.
Актуальность: концепция языковой личности является востребованной как в фундаментальных, так и прикладных лингвистических исследованиях и имеет в том числе и междисциплинарное значение. Так как национальный язык неоднороден, существуют разные варианты национальной языковой картины мира. Эта вариативность проявляется в текстах творческой языковой личности. Исследование языковой личности входит в число приоритетных задач современного языкознания. Изображение языковой личности отражает материальный и духовный опыт народа, является воплощением национальной культуры. Художественные произведения - это самые значимые текстовые проявления языковой личности писателя, которые проявляются через разговорную и художественную речь. Определить и проследить, какие образно-речевые средства, концепты и стилистические приёмы использовал автор для создания неповторимого концептуализированного мира своего народа, важно и с точки зрения теоретического исследования художественного русскоязычия как нового типа литературного творчества на русском языке [Гудков, 2003:105].
В художественной литературе важно раскрыть речевой портрет героя, который наделён теми или иными типичными качествами, так как в хорошем, талантливом изображении образ передаёт и уникальность проявления человеческой натуры, и её эволюцию, и бытие, самосознание народа, а также колорит и динамику национального характера. Образы сибирячек, портреты которых запечатлены фактурно, ярко и точно, дают основание для разговора о сибирском характере.
Кроме того, исследование женских образов Астафьева важно в историческом аспекте: оно позволяет еще раз взглянуть на описываемую писателем эпоху, и, что немаловажно, сделать это под нетипичным для современных исследований углом - сквозь призму женской жизни.
Сложность в художественном и научном описании сибирского характера связана с множеством причин. Определение «сибирский» сам по себе содержит региональную, субэтническую номинацию, которая является частью понятия «национальный характер». Д.С. Лихачёв считал, что «нет одного национального характера, есть много характеров, особенно свойственных данной нации. Эти характеры часто противоречивы <...> Правильнее говорить не о национальном характере народа, а о сочетании в нём различных характеров, каждый из которых в той или иной мере национален» [Холодкова, 2009:137].
В.П. Астафьев принадлежит к разряду тех писателей, которым удалось показать русский национальный характер, при этом особое внимание в его прозе уделено речевому поведению персонажей. Всё это даёт основание полагать, что анализ художественного произведения В.П. Астафьева позволит выявить особенности русской, в том числе сибирской, языковой личности.
Образ сибирячки в произведение В.П. Астафьева мы рассматриваем через семантику языковых единиц, прежде всего слов и предложений, входящих в тексты языковой личности.
Цель исследования: описать речевые средства создания образа сибирячки в произведении В.П. Астафьева "Последний поклон".
Осуществление этой цели предполагало решение следующих задач:
1. Описать теоретическую базу исследования: раскрыть
терминологические понятия, описать функции и виды выразительных средств.
2. Проанализировать рассказы из «Последнего поклона» для выявления речевых средств.
3. Выявить женские архетипы в произведение «Последний поклон».
4. Описать речевые особенности изображения женского национального характера.
5. Выявить общие характеристики образа женщины-сибирячки в произведении В.П. Астафьева "Последний поклон".
6. Разработать методические рекомендации по теме «Образ женщины-сибирячки в произведении В.П. Астафьева "Последний поклон"».
Объект исследования - речевые средства создания образности в русском языке.
Предмет исследования - речевые средства создания образа женщины- сибирячки в произведении В.П. Астафьева "Последний поклон".
Источником исследования послужило произведение В.П. Астафьева "Последний поклон". Проанализировано 15 рассказов:
1. «Далёкая и близкая сказка»;
2. «Зорькина песня»;
3. «Деревья растут для всех»
4. «Гуси в полынье»;
5. «Запах сена»;
6. «Конь с розовой гривой»;
7. «Монах в новых штанах»;
8. «Ночь тёмная - тёмная»;
9. «Карасиная погибель»;
10. «Ангел - хранитель»;
11. «Мальчик в белой рубахе»;
12. «Осенние грусти и радости»;
13. «Фотография, на которой меня нет»;
14. «Бабушкин праздник»;
15. «Гори, гори ясно».
Методами данного исследования являются общенаучные методы: выявление и анализ речевых средств создания образа сибирячки, лингвистическое наблюдение, описание и классификации. Метод сбора материала: выборочный.
Теоретическая значимость работы состоит в возможности расширить представление о своеобразии речевых средств изображения сибирячки.
Практическая значимость заключается в том, что материалы и результаты могут быть использованы на занятиях по русскому языку и литературе в школе и вузе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, первой главы «Теоретические основы исследования», в которой изучались теоретические аспекты, связанные с темой исследования; второй главы «Речевые средства создания образа сибирячки в произведении В.П. Астафьева "Последний поклон"», посвященной исследованию речевых средств изображения сибирячки, проведен анализ речевых средств изображения сибирячки; третьей главы «Методика работы с речевыми средствами на материале произведения В.П. Астафьева "Последний поклон"», в которой нами разработан конспект урока. Кроме того, в работу входит заключение, список использованной литературы и приложения.
Методологическую основу работы составили теоретические принципы, выдвинутые в трудах отечественных и зарубежных учёных (Л.Г. Самотик, Т. Н. Садырина, Е.К. Холодкова, Э. Бенвенист, Ю.С. Степанов и др.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Литературовед Н.Л. Лейдерман размышлял об астафьевском художественном видении, которому чужды образы-абстракции: «...такие предельно общие понятия, как «народ», «общество», у него всегда конкретизируются, заполняясь мозаикой характеров, хором голосов, из которых этот народ и общество состоят. Народ в изображении Астафьева не есть нечто однородно цельное, а в нём есть своё и всякое - и доброе, и жестокое, и прекрасное, и отвратительное, и мудрое, и тупое (причем это полюса народной психологии и нравственности автор берет в их самых крайних пределах - от того, что вызывает восторг и умиление, до того, что способно вызвать омерзение и тошноту)» [Лейдерман, Липовецкий, 2010:107].
Название произведения обычно отражает его главную мысль, то, что особенно дорого автору. Основная тема повести «Последний поклон» - благодарность земле русской. В книге тема конкретизируется: олицетворением этой земли является образ сибирячки Катерины Петровны, воплощающий все самое доброе, самое прекрасное. Именно ей, «Катерине Петровне, труженице, кормилице, хранительнице семьи, защитнице детства», в первую очередь «бьет» благодарный поклон автор книги.
Отношение к сибирячке складывается из множества житейских ситуаций. Семейный лексикон изобилует грубыми просторечиями и другими высказываниями в той же форме. Но строгость, требовательность, речевая грубость, эмоциональная избыточность в проявлении негативных чувств и сдержанность в проявлении доброты не являются сутью сибирского женского характера. При отсутствии внешней мягкости, смирения и деликатности, сибирячка справедлива, добра и праведна. Лучшие стороны её натуры раскрываются в действии, в поступке, скупом жесте, взгляде, в умении терпеть и прощать. В.П. Астафьев создаёт женский образ, пользуясь не одной только «розовой» краской, он рисует читателям живой, объемный характер, а не иконописный лик. За порой нарочитой суровостью этого характера, по-сибирски скупым проявлением доброты, любви и нежности несложно увидеть подлинную народную нравственность и человечность.
Особая, командирская роль в семье, авторитетность сибирячки среди деревенских жителей - это следствие желания наилучшим образом самой следовать важнейшим жизненным принципам и требовать это от других. Твёрдая властность и прямота вызваны не строптивым нравом, не желанием навязать свои идеи, волю или самоутвердиться, а поддерживать во всём порядок.
Простота и грубоватость речи сибирячки восполняется образностью, лаконичной точностью всегда к месту произносимых пословиц, поговорок, присловий, нравственных назиданий и многих других народных афоризмов. Рассматриваемый художественный образ имеет множество красок и оттенков. Но отметим самую яркую - поэтичность, она же «песенность» натуры. Тонко чувствуя музыку природы, сибирячка учит внука умению слушать звуки природы, и сама изливает душу песнями.
Подводя итог, отметим, что речевой анализ русской женщины- крестьянки XX в. создаёт возможность судить о сибирском характере. Духовно-нравственные и деятельностно-волевые черты сибирячки, портрет и судьба которой представлена в «Последнем поклоне», обусловлены основными жизненными обстоятельствами, суровыми реалиями эпохи. Главный принцип жизни - выживание и сохранение рода, труд, сотрудничество с природой и человеком, которого в родню даёт судьба, следование нравственным постулатам. Терпеливость, трудолюбие, стоцизм, способность к долгому и упорному действию, эмоциональность, сочетающаяся с душевной мягкостью и категоричной суровостью речевого высказывания, забота о ближнем и дальнем - всё это доминирующие черты астафьевской сибирячки. С помощью речевых средств, писатель, следуя традициям русской классики и фольклора, символически сближает образы матери-бабушки-женщины-сибирячки с образом родной земли. В создаваемых на основе жизненных наблюдений, опыте и воспоминаний портретах - обобщённый художественный характер «суровой и нежной Сибири» [Ковалёва, 2016:49-50].



1. Астафьев В.П. Последний поклон. М.: Детская литература, 1983. - 286 с.
2. Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист; пер. с фр. / общ. ред., вступ. ст. и коммент. Ю. С. Степанова.- Изд. 2-е, стереотип. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 448 с.
3. Барсукова-Сергеева О.М. Мотив статуи в женских образах И.С. Тургенева // Русская речь. М. Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книг распространительский центр «Наука». 2007. №2 - 21 с.
4. Большакова, А.Ю. Теория архетипа на рубеже XX-XXI в.в / А.Ю. Большакова // Вопросы филологии. - 2003. - №1. -37-47 с.
5. Виктор Астафьев и духовное возрождение России: материалы Международной научно-практической конференции (Омск, 29-30 ноября 2011 г.) / отв. ред. В. И. Хомяков. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012 - 156 с.
6. Виктор Петрович Астафьев: Жизнь и творчество: Указ. произ. писателя на рус. и иностр.яз.: Лит. о жизни и творчестве / Рос.гос.б-ка; Сост.- ред. Т.Я. Брискман. - М:Пашков Дом, 2004. - 6-7 с.:ил. - (К 80-летию со дня рождения).
7. Все произведения В.П. Астафьева. Первый период творчества (1951-1969): энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Г. Самотик (глав. ред.), Т.Н. Садыриной; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018 - 427 с.
8. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: Гнозис, 2003 - 105 с.
9. Житко Е. А. Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 2 апреля.
10. Ковалева А. М., Лебедева Н. В., Ревенко И. В., Садырина Т.Н., Самотик Л.Г. Творчество В.П. Астафьева как воплощение национального и регионального самосознания: монография / под ред. Л.Г. Самотик (отв.ред.) и Т.Н. Садыриной; Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В.П. Астафьева.-Красноярск, 2016 - 314 с.
11. Курбатов, В.Я. Миг и вечность. Размышления о Викторе Петровиче Астафьеве / В.Я. Курбатов. - Красноярск: Кн. Изд-во, 1983. - 168 с.
12. Ланщиков, Ф.В. П. Астафьев. Право на искренность / А.
Ланщиков. - М.: Сов. Россия, 1975. - 96 с.
13. Литература и язык: Энциклопедия. - М.: ЗАО «РОСМЭН-
ПРЕСС», Л64 2007. - 584 с. - (современная иллюстрированная
энциклопедия).
14. Лейдерман Н.Л. Русская литература XX века (1950 - 1990-е
годы): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010 - 107с.
15. Майканова, А. Б. Роль изобразительно-выразительных средств в стихотворениях Николая Заболоцкого / А. Б. Майканова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4.1 (108.1). — С. 38-40.
16. Мировая литература глазами современной молодежи: сборник материалов междунар. студенческой научно-практической конференции, 25 ноября 2016 г. / науч. ред. С.В. Рудакова. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2016 - 45-46 с.
17. Неверович, Г. А. Музыкальный код детства в рассказе В. П. Астафьева «Далекая и близкая сказка» / Г. А. Неверович // Творчество В. П. Астафьева в контексте мировой культуры : Всерос. конф. с междунар. участием, г. Красноярск, 26-27 апр. 2012 г. / отв. ред. А. М. Ковалева. - Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т, 2012. - С. 267-272.
18. Некрасова Л.Н. Женские образы у Андрея Платонова (семантика
запаха) // Язык, литература, культура: Актуальные проблемы изучения и преподавания. М.: Филологический факультет Московского
государственного университета им. М.В. Ломоносова. 2005. № 1 - 140 с.
19. Река жизни Виктора Астафьева / сост. В. Г. Швецова.- Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2010. - С. 108.
20. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению.- М., 2007. - № 3. - С. 14-24.
21. Солженицын А.И. Собрание сочинений в 30 томах. Т. 2. В круге первом. М.: Время, 2011 - 880 с.
22. Солженицын А.И. Собрание сочинений в 30 томах. Т. 7. Красное Колесо: Повествованье в отмеренных сроках в четырех Узлах. Узел I: Август Четырнадцатого. Книга 1. М.: Время, 2006 - 17 с.
23. Солженицын А.И. Собрание сочинений в 30 томах. Т. 2. В круге первом. М.: Время, 2011 - 235 с.
24. Солженицын А.И. Собрание сочинений в 30 томах. Т. 3. Раковый корпус. М.: Время, 2012 - 45с.
25. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной; члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. — 2-е изд., испр. и доп. — М. Флинта: Наука, 2006 - 669 с.
26. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935¬1940. (4 т.) - 161 с.
27. Холодкова Е.К. Концепция национального характера в прозе В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова 1990-х - начала 2000-х гг.: дисс. ... кан. фил. наук: 10.01.01 / Холодкова Екатерина Константиновна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2009 - 137 с.
28. Школьный музей - путь к В.П. Астафьеву. - Красноярск: Издательство «Буква Статейнова», 2021. - 167-168 с.
29. Шульмина О.Н. Женские образы в поэзии Флора Васильева // Творчество Флора Васильева и вопросы языка, литературы, образования в глобализирующемся мире: Мат. IV Междунар. науч.-практ. конф., посв. 80- летиюФ.И.Васильева. Глазов: Глазовский гос. пед. ин-т им. В.Г. Короленко. 2014 - 145 с.
30. Юбилейные Астафьевские чтения «Писатель и его эпоха». 28-30 апреля 2009 г./ ред. кол.; отв. ред. А.М. Ковалева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2009 - 476 с.
31. Юнг, К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов / К.Г. Юнг. - М.:°АСТ, 2005. - 100 с.
32. Юнг, К.Г. Символическая жизнь / К.Г. Юнг; [пер. с англ. и предисл. В.В. Зеленского]. - М. : Cogito centre, 2010. - 45с.
33. https://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/ispoved/?q=458&n=89
34. https://juliana.livejournal.com/109389.html
35. https://cheloveknauka.com/posledniy-poklon-v-p-astafieva
36. https://reshutest.ru/theory/8?theory_id= 138
37. https://urok.1sept.ru/articles/631853


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ